Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3867

 

2.2 Элементы античного самовосприятия

В античной философии, литературе, искусстве ставились и решались проблемы, связанные с понятиями индивид, личность, социальная автономия и т. д. Существуют ли в античности потенциально, невыявленно в мыслях, идеях, понятиях проблемы самосоответствия, саморефлексии, самопознания?

Для этого рассмотрим некоторые черты античного самовосприятия.

А. Ф. Лосев отмечает, что «человеческое в античности есть телесно человеческое, но отнюдь не личностно человеческое» [7]. Боги, герои - не лица, а персонифицированные силы. Герои - выразители коллективного сознания, они не становятся героями, а рождаются ими. Человек хочет того, что требуют Боги. Имя божества объединяет и упорядочивает разнообразные единичные явления. Боги представляют формы в разных вариантов. Бог или герой селится в семейство, клан, это та субстанция, которая определяет поведение, имя, сущность деятельности индивида и передается от поколения к поколению. Как отмечал К. Хюбнер, «…отдельный человек не только чувствует свою связь с прародителями благодаря продолжающемуся процессу порождения, но он убежден в своей идентичности с ними. Души предков не умерли; они живут, чтобы вновь воплотится во внуках, чтобы постоянно обновляться в родовом потомстве» [5, с.111]. Греческие некрополисы свидетельствуют в пользу такого утверждения.

Связи с родственными предками основаны биологически, через общую собственность, через обмен предметами, в совместном бытии. Боги дают идентичность роду, не иметь рода – значит не иметь идентичности. Чему не способствует Бог или герой, то не сопровождается успехом. Боги могут находиться одновременно во многих местах, и при этом сохранять свою идентичность, определяя субстрат пространства. Пространства четко разделяются и составляют пространство космоса.

В античном словесном творчестве отсутствуют такие понятия как воля, личность, индивидуальное тело; у Гомера не встретишь описаний внутреннего духа. Недаром тонкий знаток образов и нюансов культуры античности О. Шпенглер отмечал «непсихологичность» греческой культуры [8].

В античном мышлении мифологическая история уже способна создавать необозримую картину вглубь веков и вместе с тем приближать седую древность к настоящему [9]. Но значимость имеет первособытие, которое повсеместно вновь происходит. Это идентичное повторение. Этим обусловлена не-историчность античного мышления, поэтому бессмертие – пребывание в истоках. «Любой предмет и любое действие становятся реальными только тогда, когда они имитируют или повторяют некий архетип. Итак, реальность приобретается исключительно путем повторения или участия». Человек ощущал себя «самим собой только в той степени, в какой переставал им быть» [6 с.56,57].

В древнегреческом и римском обществах потребности в передачи информации не было, несмотря на хорошие дороги и отличную организацию путешествий, особенно в Риме. Потребность появилась только тогда, когда возникла задача связи центральной администрации с органами управления в провинции. Но по-прежнему связь была нерегулярной. Об этом свидетельствует переписка Цицерона [10]. Появлению элементов социальной идентичности отчасти способствовал рост бюрократического аппарата. Человек, обращаясь к официальному лицу, должен был указать имя, возраст, особые приметы. К примеру, греки носили только фамилию, связанную с обстоятельствами или характерной чертой. Например, Фемистокл – славный справедливостью или Платон – имеющий сильную широкую грудь или высокий лоб.

И вместе с тем античность - колыбель всех культурных достояний современного человечества и поэтому атрибуты внутреннего мира не могли ускользнуть от внимания великих мыслителей и философов прошлого.

Прежде всего, это касается осмысления «псюхе». У Гомера «псюхе» - это жизнь, дыхание, в VII в. до н. э. «псюхе» - уже материальная часть тела, активный источник жизни. У Пифагора душа перевоплощается в различные тела и выступает как самоценная часть. Внутренний мир вплетен в замкнутый круг идентичности рода. Характер человека отмечен Богом: в воинственном человеке живет Арес, «в воспылавшем любовью – Афродита, в практически мыслящем – Афина, в царственном – Зевс…» [6, с.122]

В греческой культуре позднего периода софисты уделяют не «по-античному» много внимания проблемам поиска себя, умению властвовать собою, автономии души, самопознанию, самопреодолению, самосовершенствованию (Сократ, Платон, Демокрит, Горгий, Антисфен).

Греческий и римский индивид стремится к разнообразию – он много путешествует. Лукиан восклицает: «Хочу познать природу звезд, луны и самого солнца, и наконец, что всего упоительнее в тот же день возвещать о Вавилоне, кто победил в Олимпии, а затем позавтракать, если случиться в Сирии, отобедать в Италии» [10, с.63].

Стремление к самопознанию проявляется и в желании читать. С V в. до н. э. развивается книжная торговля. За философские книги платили большие деньги. Со времен Александра Македонского появляются собственные библиотеки. Цезарь же хотел устроить публичную библиотеку.

В греческой поэзии, трагедии и биографиях индивидуальным личным переживаниям отводится немало места. Страх, стыд, вина, достоинство, совесть, выбор - тема для саморефлексии. «Пробужденное однажды и схваченное трагедией сознание уже не может вернуться к этическому спокойствию... Озадаченность отныне будет царить в его бытии и правит всем, даже бегством от себя» [11]. Д. Писарев так писал об античных мистериях: «Посвященный в мистерию вступал в здание с живейшим желанием узнать что-либо о вечности, о загробной жизни, и перед его глазами развертывались в рассчитанном порядке великолепные декорации и фантастические сцены, в которых он силился найти высокий смысл и действительно находил его при своем насильственном, напряженном состоянии» [12].

Философы-перипатетики занимаются человеческими характерами. В сочинении «Характеры» Феофраста описаны 30 типических черт характера. В этом сочинении нет морализаторства – это просто наблюдения.

Плутарх впервые описывает обычных людей, а не божественных или исторических, и отбирает их не по гражданским критериям, подвергает их поступки морально-психологическому анализу. Сенека заявлял: задача философии отыскивать истину обо всех делах – божественных и человеческих. Античность знакома и с автобиографиями Овидия, Проперция, Дамаскина, И. Флавия, Галена. Как отмечает известный исследователь автобиографий Миш: «в основе всякого, пусть даже обыденного самоотображения, какой бы эпохе оно не принадлежало, лежит мотив самореализации, прояснения и обретения духовной индивидуальности, самости, персонального эйдоса»[13].

В Риме в общественном сознании закрепляется понимание необходимости контролировать свое поведение. Человек не просто свободен, он - юридическое лицо, обладающее правами и обязанностями. Прослеживается связь цивилизованности и развития общественных отношений. «Смотри внутрь себя - это послужит залогом счастья» [14].

Даже этот беглый взгляд на огромный массив литературы об античности позволяет сформулировать следующие выводы:

  • Индивид принадлежит своему роду. В рамках рода индивид обязан контролировать и регулировать свое поведение. Он даже может влиять на ход жизни своего сообщества. Античный демократический институты создают такую возможность. С одной стороны, человек находится под защитой системы, с другой, - он уже может выражать собственную волю, что проявляется в школах, различных научных направлениях, духовных коллективных общностях. Правила поведения понимаются не как изобретения людей, а как действия нуминозных субстанций. Они составляют системы знаков, которые ясно устанавливают правила руководства жизнью.
  • На поздних этапах античного периода индивид обладает личной автономией, которую нужно уважать [15].
  • На наш взгляд, главным отличительным компонентом становления собственного Я, идентичности, самопознания, является на данном этапе умение самовыразиться с помощью созданных человеком искусственных способов. Ценятся умение выразить мысль в слове, в искусстве, а не только физическая сила или уподобление совершенству природы.
  • Коллективное и индивидуальное сознание хранит архетипы поведения, правила деятельности, труда, аннулируя исторические и личностные особенности. Коллективная память, хранилище трудовых, мыслительных, логических навыков, не фиксирует и, соответственно, не оценивает исторических событий как особенного феномена.
  • Античное мышление предлагает первые попытки философской и духовной интерпретации самосовершенствования, самообучения, влияния на других людей с помощью власти, воли, знаний. Эти попытки можно охарактеризовать как «праформы» человеческого знания о себе, содержащие нечетко сформулированное, но глубокое по содержанию, знание. Главной особенностью такого знания стало универсальное для всех людей содержание, которое при человеческой непосредственной заинтересованности могло приобретать разнообразные виды.