Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3872

 

2.4. Коллизии эпохи Возрождения

Есть эпохи, обладающие особой притягательной силой. К их числу принадлежит эпоха Возрождения.

Драматические социальные изменения, борьба за национальную независимость, распространение религиозных разногласий, повышение социальной мобильности, общий экономический подъем, расцвет городов, становление новых экономических и торговых путей, географические открытия - все эти изменения не могли не повлиять на развитие новых качеств идентичности. Все виды социальной активности: товарные, денежные операции, рождение новых мануфактур соединились в практике правящего слоя, в деятельности одних и тех же лиц, которые вели торговые и ростовщические операции невиданного ранее размаха. «Эти же гибкие, осведомленные, масштабно мыслящие дельцы возглавляли самые влиятельные цехи, ведали казной и правосудием, командовали крепостями, ездили в посольства. Такое многообразие незатвердевевших социальных ролей обеспечивало правящему слою устойчивость и выковывало в его среде блестящих людей, более того создавало общую атмосферу, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность» [34].

Рене c санс в Европе не был случайным явлением, он имел прочную основу, корни которой переплетались в многослойной городской почве, перепаханной героической эпохой коммун еще в XIII веке [34, с.380]. Гуманисты не чувствовали себя чужаками и одиночками. Культура вырастала не из теснимых и бунтующих, а из уверенных в себе. Гуманистическая мысль росла вместе с ростом городов, развитием гражданской жизни, расширением информационных путей, передачей культурных достижений от одних коллективов другим. Города становятся центрами созидания, без которых человеческая жизнь груба и дика. Назначение человека - создавать своими руками множество вещей, развивать социальные связи, без которых нет свободных граждан. «Быть флорентийцем - быть свободным, а не рабом» [35].

Распространяющиеся повсюду дифференциация и разделение труда создают «точки роста»,концентрации деятельности, властные центры, где, в свою очередь, происходит интеграция связей, вырабатываются универсальные принципы коммуникации и движения вперед. В некоторых местах концентрируется крупная промышленность; она работает для всей страны, области. В крупных городах концентрируются активные силы управления, искусство, литература, крупные кредитные операции, в больших гаванях - ввоз и вывоз товаров. Сотни маленьких местечек благоденствуют и возрастают. Зарождающееся в одной точке развитие передается другим с помощью и в виде информации, умножая внутрисоциальные отношения..

Одно из главных отличий эпохи Возрождения - новое открытие античных традиций, прошлого. Но именно в этот период отмечается переосмысление прошлого. Если для средневековья античность - авторитет, который принимают всерьез, которому следуют без дистанцирования, то для Возрождения античность - идеал, которым восхищаются эстетически, но более не авторитет [36].

С эпохой Возрождения появляются зачатки эволюционной мирской истории, в которой будущее строится на основе прошлого и настоящего, происходит критический анализ мирских дел, обнаруживаются сходства и различия в истории. Несмотря на саму возможность «отличия» от другого и появляющуюся возможность разнообразия, главной целью мыслей и рассуждений об истории все же остается поиск вечного, абсолютного, неизменяемого единства. Для Маккиавелли таким единством становится природа человека. Сходство народов определяется постоянством человеческой природы. Таким образом, мыслители эпохи Возрождения не выходят за рамки классического субстанциализма, сформированного Средневековьем. И все же появляются новые нюансы в отношении к истории.

Двумирность меняет свое обличие. Теперь - это уже не потусторонний мир Бога и реальный мир человека. Теперь - это мир творца, художника, мир легкого, бескорыстного, человечески утверждающегося существования и противоположный ему мир реального, повседневного, известного и скучного.

Человек как бы сам продуцирует свое вечное парение между двумя мирами, для того чтобы производить и проигрывать для себя проблемы онтологии души, а затем вечно решать их. Возникает внутренняя самоотнесенность. Надличные матрицы превращаются во внутренние голоса. Готовые формы могут мешать индивидуальности, но они же помогают ей стать [11, с.158-159].

Эстетически игровая позиция провоцирует эклектизм, множественность. Мы уже знаем, что множественность - непременное условие в процессе становления самопонимания. Возрожденческий эклектизм - влюбленность во всех богов; она порождает желание все испробовать, ко всему приобщиться, она порождает новое ощущение телесности. А. Ф. Лосев отмечает, что в эпоху Возрождения не было ни «античного субстанциального понимания тела как только тени, ничтожного подобия вечного и вполне сверхтелесного мира. Возрожденец всматривается в человеческое тело как в таковое и погружается в него как в самостоятельную эстетическую данность. Не столь важны были происхождение этого тела или его судьба, эмпирическая или метафизическая, сколь «его самодавлеющая эстетическая значимость, его артистически выражающая себя мудрость» [36, с.54-55]. Потрясающий плюрализм эстетических и культурных форм Возрождения до сих пор поражает воображение.

Возрожденный интерес к человеческому телу объясняется активизацией деятельности. Жизнь деятельна, что находит отражение в артикуляции мускульной телесной силы, движения (Микеланджело).

Но для Возрождения характерен не только телесный антропоцентризм, но и совершается автономизация человеческой личности.

Автономизация закрепляется в социальных структурах.

Прежде всего, меняется социальный статус элиты. Благородство, достоинство перетолковывается, истинное благородство достигается совершенствованием, обладает ценностью, но ни в сакральном или феодальном смысле. Благородство - овладение ученостью, словесностью. Сословные критерии определения положения индивида в обществе не всегда подходят. Например, Микелеанджело разговаривал с папой, не снимая войлочной шляпы [35, с.84]. Величие души - врожденное качество, оно дано не каждому и не обязательно представителю высшего слоя. Божественная природа может дать одному возможность возвыситься, а другому нет. Не социальная сущность, не статус, а личные качества делают человека персонажем истории.

Для того, чтобы достичь величия души, необходимо преодолеть природные недостатки путем самовоспитания. Формируется новый тип личности. Независимость, способность накладывать отпечаток на всеобщее, несопоставимость, оригинальность, качественная несводимость - вот те качества, которые необходимы в эпоху перемен.

«Самая прекрасная способность человека,

пожалуй, состоит в умении

помыслить некое совершенство,

превосходящее все, что он может

извлечь из собственного опыта» ( Уго Фосколо) [34].

Каждый новый этап социально-экономического развития означает расширение доступного человеку физического и социального пространства. Любая социальная общность, с которой индивид связывает свою социальную идентичность, локализуется в определенном физическом пространстве и имеет территориальные границы [37]. В эпоху Возрождения разворачивается небывалое ранее завоевание новых территорий.

Пространственные признаки индивидуализма обозначили себя в появлении частных помещений, предназначенных для одного человека: кабинеты ученых, частные капеллы, одиночные кельи в монастырях.

«Приватизация» пространства означает не только рост территориальной и социальной мобильности, но и влечет за собой перемены в осознавании и значимости времени для индивида.

Важнейшим сдвигом в общественном сознании стало изменение интерпретации личного времени. Время - важнейший фактор земного бытия приобретает моральный смысл, в нем реализуется свобода воли, направленная к самосовершенствованию и его активному утверждению в мире. Ф. Датини, европейский банкир того времени, утверждал: «Тот опережает других, кто лучше умеет тратить свое время» [34, с.113]. Время стало «героическим». Свое время отдать нельзя! Владеть им можно только позитивно. Владеть временем - прежде всего учиться мыслить. Неистовая страсть к знанию, нетерпимость к пустому времяпрепровождению, умение трудиться, стремление заполнить свободный час книгами - вот высшее блаженство, доступное лишь человеку, хотя и не каждому. XV , XVI века - не только время купцов и дельцов, но и гуманистов. Социальный статус гуманистов был лишь малоосязаемым, зыбким следствием статуса гуманитарной личности. Именно гуманисты вырабатывали новый тип культуры и личности, столь необходимый для бурных и быстрых завоеваний. Умение распоряжаться своим временем и собой по велению личной судьбы - предварительное условие, чтобы стать гуманистом.

Плюрализация социальной жизни приводит к необходимости находить универсальные критерии поддержки, опоры для «Я» [38]. В XV , XVI веках выражалось это, прежде всего, в религиозной и политической практике. Уже приходилось выбирать между католиками и протестантами, оставаться ли на родной земле или пуститься в далекие плавания, делать выбор между различными политическими группировками при монархе. В эту эпоху человек стремится найти точку опоры уже не столько в космосе или в Боге. Он вырос в себе самом, в своей углубившейся и расширившейся душе и в своем открывшемся в новом свете теле, через которое ему видится новая телесность вообще. Абсолютизация личности стала для него Вселенской точкой опоры [27, с.272]. Ренессанс избавил человека от негативного сознания, дав тем самым ему возможность собраться с силами для разнообразной деятельности [21].

В быту не хватает духовного общения только с Богом. Общение в повседневной жизни определяет общественную спокойную жизнь. Быстрые радикальные перемены вызывают потерю способности спокойно общаться. Теряется язык коммуникации, все становится чужим, происходит разлад с самим собой. Чтобы ликвидировать эту негативную тенденцию, требуются новые культурные и духовные усилия по созданию новых способов, уровней коммуникации - среды, где «спокойно» можно найти себе социального партнера. Поэтому важейшим культурным, социальным феноменом становится появление малых кругов общения. Где нет малых коллективов, нет большой культуры [39].

В эпоху Возрождения эту роль выполняют уже забытые со времен античности кружки. Создаются малые коллективы, связанные родством, симпатией, традицией, где каждый может проявлять себя, беседовать, а значит и мыслить. Члены таких кружков достаточно хорошо образованы: со времен XII века круг изучаемых наук - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка [19]. В Италии появляются неофициальные научные сообщества – «Академия кошки», «Академия лопаты», последняя до сих пор существует во Флоренции, кружки, объединяющие художников и скульпторов (например, кружок «Горшок», членами которого были Микеланджело и Леонардо да Винчи). С этого времени важнейшее место в каждодневной жизни занимает переписка - например между Т. Мором и Э. Роттердамским.

Безусловно, новое разнообразие эпохи Возрождения не обошлось без изменения информационной структуры. Она развивается в экономической, торговой деятельности, с ее помощью контролируются стратегические ситуации, например, системы сбора информации о рынке в Венеции. Становление информационной структуры естественно формирует разнообразие в мыслях, на практике, что служит основанием для появления самой проблемы идентичности. С другой стороны, наладившиеся новые информационные связи объективно приводят к дальнейшему расширению и разнообразию информации. Изобретение и использование печатного станка открыли путь для новой эры – эры книг и газет. По последним историческим данным, в период с 1450 по 1500 годы было напечатано около 20 млн. книг в мире [40]. В книгах содержались тексты не только религиозного содержания, но и печатались Вергилий и Дж. Боккаччо, истории из греческой мифологии, позже большую популярность приобрели книги исторического и юридического содержания.

Характеризуя эту эпоху, нельзя обойтись без традиционного обращения к Маккиавелли. Певец и вдохновитель идеи нового, современного нам человека, он усмотрел и пропагандировал идеи, ставшие поворотными для персональной жизни. Появление новых моделей социальной активности было связано с постановкой новых задач перед индивидом. Он должен был владеть искусством предположения: рассчитывать риск и балансировать между альтернативами, ему нужны были точный расчет и осмотрительность. Открытость планирования индивидуального будущего, «колонизация будущего», обеспечение безопасности собственной жизни путем обдумывания своих поступков, предвидение и постоянный самоконтроль - вот качества, к которым призывал мастер политических трактатов. Формула индивидуальной независимости означает, что надо жить свободно, без оглядки, вести себя по-своему, не принимая чужого, заниматься делами на собственный манер. «Честолюбивые люди, недовольные своим положением в жизни, к которому их призывал создатель, идут на риск, чтобы обрести скоротечную славу на этой земле» [9, c .238]. Сам же Маккиавелли наивысшее наслаждение испытывал от общения с книгой. Не молитва, а личное чтение позволяет забыть о всех невзгодах, смерти и позволяет ощущать себя Человеком.

В эпоху Маккиавелли открывается и другая сторона человека. Действовать – значит вставать на чью-то сторону, с кем-то объединятся, принимать решение. Противоборство жизни созерцательной и активной, деятельной придает новые оттенки, порождает сомнения и страх (скульптура Давида Микеланджело). Человек продает себя неумолимому властелину – Действию, он теперь будет распоряжаться каждым часом, все ускоряя гонку. Процесс развития практики положил конец анонимности. Субъективность перестала стыдиться самой себя, интимные жанры литературы - дневники, биографии, автобиографии прочно входят в повседневную жизнь. В них человека часто именуют - единственным (singolare), уникальным (unico).

В ходе развития деятельности происходит образование коллективов на основе личной воли и желания, формирование групп, существующих на ограниченном историческом этапе. Создание таких коллективов приводит к формированию правил организации сообществ, необходимости создания коллективных символов, образцов, моральных принципов внутри коллективов. Появляются коллективы вне естественных территориальных границ, необязательно из потребностей традиционного социального или экономического доминирования.

Человек Возрождения - автор, а не медиум, впервые его стали именовать гением.

Но было бы несправедливо оптимистически однобоко оценивать самосознание людей Ренессанса. Трагизм и ничтожество человеческой души становятся известны возрожденческим авторам. Пробивают себе дорогу самокритика, осознавание границ абослютного самоутверждения, абсолютной мощи (в основном уже в позднем Возрождении, например, у Шекспира).

Таким образом, для идентичности появились следующие проблемы. Во-первых, стабильность социальной структуры была нарушена, и социальный базис идентичности стал подвижным и проблематичным. Жизнь в большей степени зависело от случая, нежели от рождения, богатство вступило в противоречие с наследуемым знатным положением. Во-вторых, социальная мобильность создала много стрессовых ситуаций, прежде всего, в становящейся коммерции. В-третьих, перестала существовать единая, религиозная модель в рамках стабильного общества. Выбор уже мог быть не задан заранее [41]. В-четвертых, стремление к автономии привело к секуляризации и автономизации всех форм духовной деятельности: науки, философии, искусства. Пришел мир, в котором традиционные устои рушились; исход человеческих действий был неопределен, былые ценности перемешались с новыми; в поворотные моменты жизни требовался индивидуальный выбор.

Таким образом, в эпоху Возрождения проблема идентичности была сформулирована в новых терминах субъективного времени, уникальности, неповторимости телесного и духовного, необходимости принимать решение и действовать самостоятельно.Проблемы эти сформулированы уже на уровне обыденного сознания.

Поскольку институт веры перестал служить универсальным критерием идентичности, поскольку растет социальная мобильность, в которых личные достижения открывают путь к жизненным высотам, возникают зачатки проблем, связанных с идентичностью: смысл, выбор, методы самопознания и саморефлексии.

Человек - более не ничтожное грешное существо, живущее только лишь для того, чтобы обрести себе спасение в будущей жизни, а чудесное создание, обладающее красотой, могуществом, отвагой, мудростью, верой в себя, - с разумом и волей и внутренней силой строить мир, наполненный плодами человеческого созидательного интеллекта.

Однако коренные изменения на практике и в сознании того времени не распространялись быстро и повсеместно. Медленная, «недвижимая история» для «безмолвствующего» большинства сохраняла свои права.