Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3774

 

3. 2. Эрих Эриксон - основатель теории идентичности

«Анатомия, история, персональность - наша общая судьба» 
(Э. Эриксон)

Термин «идентичность» прочно вошел в философский, социологический, психологический словарь после выхода в свет основных трудов одного из выдающихся ученых в области гуманитарного развития Э. Эриксона «Детство и общество», «Молодой человек Лютер», «Идентичность: молодость и кризис». Его научная и практическая деятельность (клиническая практика) протекала в Гарвардском, Йельском, Калифорнийском и Питтсбургском университетах. В современных американских гуманитарных исследованиях он, пожалуй, наиболее популярный и часто цитируемый автор. Представить концепцию идентичности, по Эриксону, значит обозреть ее исторически. С тех пор как термин был впервые введен в теорию, он стал необычайно популярен не только в научных, но и обыденных кругах. Термин сразу же приобрел многозначность и употребляется в совсем неожиданных ситуациях. Это демонстрирует лишь то, что, несмотря на статичную сущность предмета, который он отражает, сам феномен является объектом исторического становления.

Кажется, что австро-американский ученый продолжает традиции психоанализа, завоевав для психоанализа аудиторию учением о кризисе идентичности. Надо сказать, что Фрейд об идентичности писал довольно мало, можно сказать, что концепция Эриксона ближе идеям еретиков психоанализа, чем канонам его основателя [15]. Уже во время обучения в Венском психоаналитическом институте Эриксон почувствовал, что «фрейдовская картина человека неполна, поскольку в ней доминирует то, что лежит внутри и внизу, но игнорируется то, что соотносится с миром вовне, что ведет человека вперед и вверх» [15, с.6]. «Фрейд явно недооценивает мир человеческой деятельности, работы целесообразной активности» [15,c.20]. Вне мира творческой человеческой деятельности сила Я остается неизмеримой и непонятной , и не всегда человек - марионетка в руках мифического Эроса. Систематическое «игнорирование человеческого лица и недоверие к внешним проявлениям» могут привести к «навязчивой приверженности к бессознательному, к догматическому акценту на внутренние процессы как единственные сущности человеческих явлений» [15, c. 274]. Эриксон часто замечал, что в наш индустриальный век нарастающей механизации, краха аристократических, аграрных, национальных ценностей исследование идентичности становится такой же стратегической задачей, как во времена Фрейда изучение сексуальности.

Разумеется, что термином идентичность пользовались и после Фрейда (чаще всего «эго-психологи»). Эволюция идей идентичности наметилась в работах А.Фрейд, в трудах теоретиков «эго-психологии» Х.Гартмана, Д.Рапопорта, Э.Криса. Они считали, что главной целью психотерапии является усиление Я, которое способно решать конфликты, соединять крайности. Я - не пассивный наблюдатель, помещенный между Оно и Сверх-Я. Гартман активно защищает термин само-репрезентация, отличая последнюю от объективной репрезентации. Саморепрезентация и континуальность по Гартману могут быть описаны как работа «эго».

Эриксон принял и развил идеи эго-психологов, рассматривая циклы развития Я, те кризисы, через которые проходит Я на пути к автономии, зрелости, продуктивности. Идентичность - это социализированная часть Я. Главным недостатком фрейдизма, по мнению Эриксона, было игнорирование факторов окружающей среды (Umwelt). Окружающая среда - всеобщая культура, прошлая и настоящая, объективный мир, который не только вокруг, но и внутри индивида. Каждое общество предлагает репертуар идентичности: от идентичности ребенка, отца, матери до профессиональных и политических отождествлений. Некая невидимая лотерея распределяет и приписывает их разным индивидам. Идентичность реальна, если она подтверждается другими. Таким образом, она - результат взаимодействия самоидентификации и идентификации другими.

Суммируя результаты пятнадцати лет практической и теоретической работы, Эриксон выдвинул три новые положения, ставшие важным вкладом в изучение человеческого Я. Во-первых, Эриксон показал, что «наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития существуют и психологические стадии развития Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что «становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. В-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития» [16, c.11]. Жизнь представляет собой сложную смену всех ее аспектов, и успешное решение проблем на одной стадии не гарантирует человека от возникновения новых проблем [16]. Таким образом, впервые утверждается, что построение идентичности – создание самим человеком модели поведения, которая обладает двумя свойствами: она изменчива в течении человеческой жизни и является достаточно длительной для исполнения на практике. Выдвинута мысль о том, что процесс идентификации в рамках установленной человеком модели является достаточно длительным, тождественным реальному миру. Множественность моделей идентичности есть отображение множественности исторических путей человеческого.

На наш взгляд, ценнейшим вкладом Эриксона в концепцию идентичности, о которой пойдет речь далее, стал отказ от биологизаторских тенденций, имевших место как в психоанализе, так и в других психологических и социальных школах. Инстинкты «не несут в себе паттернов завершения, самосохранения, взаимодействия с каким-либо сегментом природы: их должны еще организовать традиция и совесть. Традиция и совесть есть логическое порождение культуры, которая развивает биологически данное…» [16, c.27]. Традиция – то, что сохраняет целостность общества, что создает возможность иметь идентичность, а значит не быть полным подобием других.

Важнейшим условием понимания сущности идентичности для Эриксона является ее историчность. В любом анализе (социологическом, философском, филологическом) идентичность нельзя представить как результат или достижение. Главный фактор ее сохранения - историчность. Каждый индивид включен в историю, в поток социальных изменений. Исследование психосоциальной идентичности зависит поэтому от трех взаимодействующих сторон, а именно: «от личностной связи индивида с ролевой интеграцией в его группе; от направляющих его образов - с идеологиями его времени; от жизненной истории - с историческим моментом», - писал Эриксон [15,c.16]. Человеческая жизнь - неповторимое соединение индивидуальной души и духовных исканий эпохи, комбинация способностей, созданных в отдаленном прошлом, возможностей, предоставляемых настоящим, сочетание неосознаваемых предпосылок, сложившихся в ходе индивидуального развития и социальных условий, возникающих и воспроизводящихся в процессе взаимодействия поколений. Человек - это не «археологический курган, где пласт идет за пластом, по мере взросления он делает свое прошлое частью всего будущего, а любую прошлую среду, с которой он взаимодействовал - частью своего настоящего окружения» [15,c.215]. Так возникает историческая идентичность. Теоретический вопрос об идентичности в истории появляется в период напряженного отношения между подвижным течением целостности и тоталитарным видением идентичности, которое усиливает ее жесткие и абсолютистские моменты.

Эриксон не стремится однозначно определить идентичность. По его мнению, идентичность - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности, оно основано на восприятии себя как тождества и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве. «Другие» признают мое тождество и непрерывность. Идентичность - это конфигурация, которая возникает в результате успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства. Она постепенно объединяет задатки, базовые способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли.

По Эриксону, обладать идентичностью значит: ощущать себя неизменным независимо от ситуации; ощущать связь собственной непрерывности и признания этой непрерывности другими людьми; воспринимать прошлое, настоящее и будущее как единое целое, строить свой жизненный план, сопротивляясь настоящему на основе прошлого. При этом путь в будущее - внутренняя реформа, а не внешнее изменение. Структура идентичности представлена как организация трех порядков. Первый порядок - соматический - организм стремится сохранить свою целостность в постоянном взаимодействии с внешним миром. Второй - личностный - он интегрирует внешний и внутренний опыты в сознании и поведении. Третий - социальный порядок, совместно поддерживаемый людьми и их поддерживающий порядок. Все три порядка взаимодополняют друг друга [17].

Таким образом, развитие идентичности происходит как взаимодействие трех процессов - биологического, социального и «эго». «Эго» выполняет главную функцию, оно объединяет первый и второй процессы. «Эго» обитает между «Оно» и «Супер-эго», балансируя между двумя крайностями. «Эго» настроено на историческую действительность, находит защитные механизмы против побуждений «Оно» и принуждений «Супер-эго». «Эго» - внутренний институт для порядка индивидуума, от которого зависит внешний порядок. Существует оптимальный эго-синтез, к которому стремится индивид, и оптимальный метаболизм, к которому стремятся общество и культура. Всякий раз, когда возникают какие либо биологические или социальные изменения необходима интегрирующая работа «эго». Эго-процесс - организующий принцип, с помощью которого индивид жизнеутверждает себя как индивидуальность, со своим качеством, продолжительностью и самоопытом в своей актуальности для других. Структура «эго» характеризуется следующими компонентами: телесной самостью (Body-Self) обеспечивающей опыт тела и эго-идеалом, т.е. идеями, образцами, конфигурациями, которые служат для постоянного сравнения [18].

Потеря эго-синтеза сопровождается систематической напряженностью, социальной паникой, эго-волнением, когда чувство самовосприятия, продолжительности и веры в свою социальную роль уходят.

Важно, что «эго» отличается от Я. Эриксон считает Я поверхностным понятием. Я - тело, персональность, роли в жизни, состоит из различных «само». Например, Я - в гневе, Я - на лошади, Я - в кресле дантиста и т.д., и всегда человек говорит Я. Я противоположно другим. Но в триаде «Я - Другие – Эго», последнее опять играет главную роль. «Эго» - внутренний агент, который охраняет наше согласованное существование путем синтеза и заслона во всех впечатлениях, эмоциях, памяти, импульсах, которые стремятся проникнуть в наши мысли и требуют от нас действий. «Эго» для нас бессознательно, но мы всегда можем быть уверены в его работе.

«Эго-процесс» стремится к «эго-интегральности», в которой Эриксон выделяет следующие компоненты :

  • возрастающая решимость «эго» в стремлении к порядку и смыслу, пост-нарцистическая любовь к человеческому Я, опыт, через который в определенной мере осваивается мировой порядок и духовный смысл;
  • принятие одного единственного, жизненного цикла;
  • товарищество с упорядочивающимися привычками ;
  • готовность защищать достоинство своего жизненного стиля против всех физических и экономических угроз [18, c. 241]. Исходя из этого «чувство идентичности эго» Эриксон характеризует как уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленные прошлым индивида, сочетаются с тождественностью и непрерывностью значения индивида для других, выявляемого в реальной перспективе карьеры» [16,c.367].

Главная задача «эго» - обеспечить мастерство в овладении опытом, чтобы усилить целостность. Целостность - ансамбль частей, совмещенных в продуктивную организацию, границы которой открыты и гибки. В противном случае возникает опасность превратиться в тоталитарную личность. Тоталитарность отличается тем, что границы личности строго определены, ничто внешнее и чуждое не поступает вовнутрь организации индивида [18].

Онтологическим источником «эго синтеза» является чувство основополагающего (базисного) доверия (basic trust). В обществе главным источником такого доверия является мать. Она создает чувство уважения в своих детях способом администрирования, в котором сочетается заботливое отношение к индивидуальным способностям ребенка и твердое чувство персональной значимости в рамках общественного, жизненного стиля. «Мать» выступает как носитель общественных норм, опыта предшествующих поколений. «Внешний мир» не столь опасен, если есть безопасное окружение, помогающее не только выжить, но и развить свои способности. Регулярность и предсказуемость, оптимизм - следствия базисного доверия и составляют первый «мировой порядок» ребенка.

Становление идентичности в широко известной эпигенетической программе Эриксона проходит восемь жизненных стадий. На каждом новом этапе появляются новые элементы, а старые могут быть отброшены. Развитие проходит с помощью рефлексии, происходящей на всех уровнях ментального функционирования, с помощью чего индивид судит о самом себе в сравнении с «Другим» и типологией, значимой для индивида.

Становление идентичности может протекать в трех формах: интроекция - примитивное вживание в образ, например, такое состояние обеспечивает ребенку ощущение безопасности; идентификация, которая формируется путем интеракции с уважаемыми и значимыми представителями рода, общества и формирование идентичности - ансамбль идентификаций, их включение в единое уникальное целое.

Как и любой процесс становление идентичности проходит через кризисы, которые наиболее ощутимы в юности. Кризис идентичности, по Эриксону, - период конфликта между сложившейся конфигурацией элементов идентичности и соответствующим способом вписывания себя в окружающий мир. К проявлениям кризиса идентичности относятся: проблема близости, интимности, размытость временных перспектив, размытость пространства, выбор негативной идентичности, смешение ролей. Только постепенное нарастание чувства идентичности, основанное на личном опыте, сулит периодический баланс, который при интеграции стадий «эго» способствуют чувству гуманности. Но оно утрачивается, когда целостность и полнота уступают место отчаянию и отвращению, генеративность – стагнации; интимность – изоляции ; идентичность - смешению ролей [18]. Итак, кризис идентичности – закономерный этап становления идентичности. Главным и нерешенным у Эриксона остается вопрос: «Как преодолеть кризис?»

Поиски ответа на этот вопрос мы находим в одном из разработанных Эриксоном направлений исследования исторической идентичности в его психоаналитических биографиях М. Лютера, Ганди, М. Горького и Т. Джефферсона, А. Гитлера, в ссылках на случаи из жизни З. Фрейда и Б. Шоу. Это направление интересно для Эриксона тем, что, исследуя жизни великих людей, он пытается понять, как соотносится индивидуальная и коллективная идентичности, как сильный индивидуум приспосабливается к социальному порядку, внося свой вклад в поддержание социального процесса, как лишь немногие свободны от этой коллективной идентичности.

Для Эриксона это личности, которым посчастливилось «заболеть» специфическими коллизиями эпохи, осуществить процесс общезначимого излечения. Логика биографий такова: реформатор приобщается к культурно-историческим конфликтам через собственный конфликт, а способ разрешения своего - модель разрешения всеобщего конфликта. Например, на фоне общего кризиса, кризис с отцом у Лютера, Фрейда, Шоу в качестве обретения жизненного опыта помогает понять и осознать всеобщий кризис. Потому Э. Ю. Соловьев в своей статье «Биографический анализ как вид историко-философского исследования» критикует Эриксона за упрощенное понимание логики развития и вызревания внутренних конфликтов, обусловленных противоречиями эпохи [19]. Например, он показывает, как идентичность Лютера формировалась под влиянием сурового и авторитарного отца, что позже помогло ему осознать неправомерность и несправедливость отношений простых людей и власти церкви и папы. Но на наш взгляд, вряд ли такой примитивный параллелизм индивидуального и всеобщего присущ Эриксону.

Оценивая методологический вклад Эриксона в исследование индивидуальной конкретной истории, нельзя не отметить, что Эриксон прав в том смысле, что Лютер – «человек, обладающий способностью к адекватной интериоризации культурно-исторических конфликтов и их последовательному страдательно-творческому разрешению» [20, c.46]. Корень идентичности М. Лютера заключается во фразе «Здесь Я стою» (Here I stand). Эриксон сравнивает Лютера с Фрейдом. Оба прилагали усилия, чтобы расширить поле внутренней свободы. Оба испытывали трудности роста и конфликты с отцами, и оба видели цель жизни в противостоянии туманным внешним заявлениям о внутренней моральной стойкости.

Соловьев отмечает, что проблема интериоризации общественно-исторической ситуации, поднятая Эриксоном остается самой сложной в биографическом анализе. Мы добавим и в социальной философии, и психологии в целом.

Изложенное выше позволяет нам утверждать, что именно Эриксон впервые создает модель идентичности (далее мы покажем, что это модель не только индивидуальной идентичности, но и коллективной), которая отличается следующими признаками:

  • Эта модель учитывает как персональные компоненты идентичности, так и влияние общественной среды. Базовым отношением между общественной средой и личностью становится отношение «мать-дитя». Это первое отношение представляет общественную систему в миниатюре, позволяет приспособиться к нему и научиться воспринимать природный и социальные миры, преодолевать неопределенность, сопротивляться хаосу, строить свой собственный «мировой порядок».
  • Она имеет свою структуру, включающую такие элементы, как «эго», соматический, личностный и социальный порядки, значимые идентификации, задатки, базовые способности, эго-идеалы, телесная самость, эго-интегральность, базовое доверие. Структура становления идентичности состоит из интроекции, идентификации, формирования идентичности. В ней выявлены различные уровни: мать-ребенок, биологическое – личностное - социальное, индивидуальная идентичность – коллективная идентичность.
  • Модель является исторической. Впервые американский психоаналитик вводит в сферу общественных наук понятие «кризис идентичности», показывает конфликт между становящейся личностью и консервативным «эго». С одной стороны, показана множественность моделей идентичности, с другой, достаточно длительное существование такой модели в течение жизни. В ней учтены, как общественно-исторические запросы, так и естественно-биологические потребности (возраст, пол и т.д.) На наш взгляд, именно предложенная концепция кризиса идентичности сделала австро-американского мыслителя автором идеи идентичности в XX веке. Страх потерять идентичность, не приобрести ее, незащищенность и неопределенность бытия самости в век НТР заставляют рефлексировать о том, что раньше представлялось очевидным. Рефлексия на идентичность появляется с момента возникновения «кризиса идентичности».
  • В модели учитывается соотношение детерминизма и неопределенности, тоталитаризма и открытости. Доминирующим остается стремление к порядку, к целостности и тотальности.
  • Как совершенно справедливо указывает Малахов В. С., американский ученый первым придал теории идентичности статус интердисциплинарного знания [21].

Тем не менее, несмотря на очевидную незаурядность самого ученого, Эриксону не удалось избежать неясностей и теоретических просчетов, свойственных как представителям фрейдизма, так и бихевиоризма. Так в его трактовке логика становления идентичности является в большой степени предопределенной: и историческим временем, и отношениями «мать-дитя», и сочетанием биологического, личностного, социального порядками, и способами синтеза и ресинтеза «эго». В большей части исследований идентичность понимается им как индивидуальная, хотя мы не можем согласиться с замечанием Малахова о том, что американский автор исследует только индивидуальную идентичность. Далее мы покажем, что Эриксона интересовали и вопросы, связанные с коллективной идентичностью, причем он не «путал» эти понятия.

Кроме того, логика изучения идентичности для Эриксона справедлива для эволюционного развития, но не подходит для революционных моментов истории. И хотя ученый первым использовал понятие «кризис идентичности», он предопределял его развитием человеческой жизни, но не историческими и общественными процессами. Например, говоря о положении молодежи в условиях современной технической революции, Эриксон предостерегает от злоупотреблений ситуациями кризиса идентичности, но не предусматривает способов обретения идентичности в таких революционных ситуациях.

Наконец, у Эриксона в процессе идентификации преобладают интуитивно-бессознательные аспекты над сознательно-рефлексивными. Именно потому он не в состоянии ответить на вопрос о природе «эго», о природе самой идентичности и «эго-интеграций». Для Эриксона «эго» - вещь в себе. В сущности проблема остается, несмотря на талантливую попытку ее решения.