Автор: Администратор
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 3867

 

Глава четвертая. Индивидуальная и коллективная идентичность

4.1.Индивидуальная идентичность: особенности становления

Рассмотрим, как в теоретической философской, социологической и психологической рефлексии освещено становление индивидуальной идентичности, выделим ее основные этапы и тенденции.

Ребенок рождается внутри общества, в семье. Ни одно общество не обеспечивает ребенка идентичностью. В начале жизни человек приобретает базисные компоненты, которые обеспечивают онтологически безопасное существование в обществе.

В раннем детстве идентичность ребенка складывается преимущественно под влиянием родителей. Ребенку обеспечено место в семье. Роль, которую играет ребенок, не нуждается в постоянном пересмотре, социальной интерпретации. У него нет жизни вне этой роли в семье. Хаос, который исходит со стороны, преодолевается правилами ориентирования в жизни, впервые познаваемыми в семье. Новорожденный имеет определенные биологические механизмы, лежащие в основе потребности ребенка устанавливать эмоциональную связь с кем-либо [2].

Ребенок верит, что его самовоплощение зависит от исполнения его роли в семье. Ребенок знает, верит (доверяет), что его в семье любят, заботятся о нем и уважают. Это знание-веру Эриксон, развивая идеи Д. Винникота, назвал фундаментальным доверием (basic trust) [3].

При рождении человек сразу же приобретает два базисных свойства идентичности: континуальность как целостность и отличие от другихОни выражены уже в биологическом процессе. Более того, центральным свойством сознания как главной сферы формирования идентичности является отличительность от окружающей среды. Активная роль сознания состоит в поглощении чужого (окружающей среды) и превращения чужого в свое. Об этом упоминал еще Г. Гадамер, ссылаясь на графа Йорка [4]. С этим согласно большинство философов, биологического, так и экзистенциального направления. Однако нельзя было бы делать вывод, что соответственно идентичность выражена уже в биологических феноменах. Биология лишь создает почву для идентичности.

Итак, уже в начале жизни человек приобретает первые базисные признаки индивидуальной идентичности: биологические константы, защиту от окружающей среды, онтологическую безопасность, реализуемую первоначально родителями, ощущение длительности, стремление сохранить целостность.

Индивидуальная идентичность начинается с эволюции контроля за телом - ощущения тела первичны [5]. Уверенность в свойствах и особенностях своего тела являются базисом в освоении мира, в понимании свойств объектов. Каждая форма человеческой активности приобреталась во времени и формировала индивидуальный опыт. Умения пересекать дорогу, носить одежду, строить предложение, считать достигаются и составляют онтологическую основу для преодоления страхов и экзистенциальных забот [6]. Ребенок узнает свое тело в ходе практического вовлечения в субъект-объектные отношения. Тело не просто целостность, а практический способ овладения различными ситуациями. Психологи и философы выделяют обычно следующие элементы, характеризующие телесное в анализе идентичности: внешний вид, манеры, правила контроля за ощущениями, способы ухода за телом, отношение к здоровью, питанию, телесные режимы.

Дубровский Д. И., рассматривая вопросы сознания, идеального, субъективной реальности, отмечает, что отношение к себе как собственному телу - первый момент смыкания с самим собой [7]. А. Гидденс рассматривает «первый шаг» как формирование «само-концепции» [8]. Самовосприятие происходит уже в три месяца [9]. Ребенок интересуется своим изображением в зеркале, узнает других, его увлекает соответствие своих движений и движений в зеркале. В восемь месяцев происходит следующий важный шаг - ребенок обнаруживает способность понимать длительность (временное существование) объектов. К двум годам дети начинают узнавать себя по каким-то особенным чертам. Многие исследователи определяют возраст становления чувства самоуверенности в два года. Самоуверенность основана на способности сравнивать свои поступки с осмысленными стандартами и правилами жизни, использовать их для суждений. Отсутствие самоуверенности приводит к феномену разделения тела и само и встречается в жизни особенно в переходных, стрессовых ситуациях. Возможны случаи патологического разделения души и тела, которое может стать основой для утраты чувства реальности, потери собственного достоинства, патологических психических состояний. Р. Лаинг выделяет следующие критерии патологической «потери» собственного тела: постоянное стремление принимать фальшивые обличия, невнимание к повседневным занятиям; телесные движения становятся все более механическими и неестественными [10]. Итак, тело - протяжение само, активная часть деятельности всей системы Я. Уверенность в своем теле - важнейший элемент «схватывания» полноты темпоральности и обеспечения постоянного диалога с окружающей средой.

К двум годам развивается речь, лингвистическая способность производить смыслы. Допустим пока, что это центральное, обосновывающее качество идентичности, ведь идентичность как целостность, производящая смыслы и «само» не может существовать без языка, без символического выражения; «само» не может себя познать без того, чтобы рассказывать о своих действиях. Выготский считает осознание себя в речи главным компонентом в генезисе самоопределения [11].

К двум годам формируется навык отличия своих от чужих: родителей от посторонних, а также способность выделять свой пол и возраст [12]. Так становление идентичности начинается с самых простых компонентов - пола и возраста (телесных качеств). Это, по выражению Леонтьева А. Н., «наличное в личности» [13]. Двухлетний ребенок проявляет гордость или стыд, начинает улыбаться, когда выполнит что-либо правильно [14]. Немаловажно проявление чувства собственности, которое выражается в постоянном владении собой или владением объектами. Оно основано на ясном чувстве отличия себя от других, границ пребывания Я и поля жизни для других. В трехлетнем возрасте, по мнению французского психолога Заззо, происходит совмещение употребления ребенком своего имени, местоимения Я и идентификации своего образа в зеркале [15].

Эльконин же считает первым признаком самоопределения формирование личной деятельности на базе личного действия: «Я-.сам». Рубинштейн подчеркивал, что осознание субъектом своего Я происходит в действиях [16].

Развитие и усложнение системы Я происходит и в дальнейшем. Оно проходит ряд этапов и стадий; каждый этап прибавляет что-то новое, делая Я все более сложным.

В шесть лет ребенок уже интересуется развитием навыков и способностей; приобретение компетенций - отличительная черта этого этапа [17]. Самоопределение через приобретение компетенций в детстве обретает соревновательный характер. Дети оценивают свои способности в сравнении с другими детьми, не менее важным способом обретения знания о себе являются родители [18]. Развитие способности самооценки происходит позже и свидетельствует о развитом чувстве самоидентичности. Социальное «само» - самый поздний компонент в становлении идентичности.

Большую роль в процессе обретения идентичности выполняет игра. Ребенок играет некую роль, которая предполагает длительность существования героя и цель, ради которой он существует, функцию, адекватные действия. Игра позволяет быть организованной системой, внутри которой он сам себе хозяин, так как выполняет собственные приказы. «Игра есть функция «эго», попытка синхронизировать соматические и социальные процессы с самостью» [17, c.299]. В своем развитии игра простирается от микросферы до макросферы, т. е. мир разделяемый другими. Существуют разные типы игр соревновательные, подражательные, в которых формируются необходимые для жизни качества [19]. Спорным в теориях является вопрос, воспитывают ли игры креативные способности. Некоторые исследователи считают, что «да». Однако большинство теоретиков согласно с тем, что рассмотрение своих действий, результатов деятельности как художественного творчества, как выражения творческих возможностей внутреннего мира приходит в позднем юношестве [20].

Игра необходима и взрослым для поддержания чувства идентичности. Она дарит нам ощущение свободы действия, ощущение дополнительного пространства, позволяет тратить время впустую, испытывать равенство перед судьбой. «Эго» чувствует себя выше ограничений пространства и времени, свободным от социальной действительности. Поэтому игра столь важна для культуры, испытывающей потребность в целостном, лишенном ограничений человеке [21].

Юношество, проблемы, связанные с этим этапом, кризис идентичности в юношестве - вопросы, ставшие главными в теории идентичности, особенно после исследований Эриксона. Его концепция кризиса идентичности предполагает, что процесс самоопределения завершается в юношестве. Для этого этапа характерно самоопределение в выборе ценностей и приоритетов в жизни. «Исследование юношеского кризиса идентичности имеет стратегический характер, поскольку тут мы имеем дело с той стадией жизни, когда организм находится на вершинах жизненной силы и своих потенций, личность должна интегрировать широкие перспективы и самый интенсивный опыт, социальный порядок должен предложить обновленную идентичность своим новым членам, дабы заново утвердить или обновить коллективную идентичность» [22]. Юность - окончательное установление доминирующей позитивной идентичности.

Пиаже, Кольберг, Дэмон считают, что на этом этапе сложность и абстрактность мышления в моральных вопросах достигает такого уровня, который позволяет раздумывать над проблемами морального выбора [23]. Молодые люди способны оценивать моральные дилеммы, выбирать ясные, устойчивые и высшие ценности. Проблема состоит в том, что абсолютных моральных принципов не существует, и юношеству приходится бороться за них. Самосознание существенно усиливается, некоторые даже считают, что достигает своего пика в период юношества. Принципиально усиливается и чувство персонального контроля [24]. Дэмон и Харт полагают, что уверенность в себе возрастает в связи с появлением уверенности того, как «само» живет в прошлом и будущем и с повышением уровня абстракции в самообдумывании. Оба этих качества означают сдвиг в детском самовосприятии как «здесь и сейчас» существующего физического «Я». Континуальность и абстрактность, самоописание в соответствии с идейными ценностями, самоописание со ссылкой на персональные свойства и самодетерминацию, - качества, присущие «взрослой» идентичности, развиваются к 18 годам [25].

И. С. Кон отмечает, что, кроме как у Выготского, в отечественной социальной мысли почти нет выдающихся исследований о юношестве. До сих пор тема подростковой идентичности остается благодатным полем в исследовательской деятельности [26].

Итак, в юношестве окончательно формируются более сложные признаки идентичности: личный жизненный план, самоопределение.

Осмысление бесконечности внутреннего и внешнего мира, получившее позитивное значение в новое время, происходит в течение всей жизни [27]. На протяжении всей жизни происходит и корректировка всех перечисленных выше признаков индивидуальной идентичности.

Анализ приведенных выше теорий и концепций позволяет выделить базовые характеристики индивидуальной идентичности и их компоненты в континууме возможного пространства индивидуальной идентичности:

  • Биологическое – социальное;
  • Защита от окружающей среды, самосохранение – стремление остаться в обществе, завоевать новое пространство;
  • Доверие, стремление к гармоничным отношениям, самоуспокоенность, отношения «мать-дитя», онтологическая безопасность – постоянное сомнение, источник изменений традиций, рефлексивные способности;
  • Закрытость – открытость;
  • Длительность – прерывность;
  • Личный консерватизм, сохранение целостности, отсутствие изменчивости – динамизм, готовность к изменению моделей;
  • Нежелание учиться – необходимость усвоения языковых, культурных форм общения, норм, традиций;
  • Овладевание, собственность - распредмечивание, потребность отдать другому;
  • Личный жизненный план, целе-ценностные аспекты, самоопределение – подчинение массовому, универсальному, общечеловеческому;
  • Одиночество, индивидуальный частный мир – общественная значимость;
  • Бесконечность и разнообразие внутреннего мира – бесконечность и разнообразие окружающего мира.

Что же касается основных этапов становления индивидуальной идентичности, то они сводятся к следующему. Первым из аспектов появляется интерперсональный аспект идентичности. В первые годы жизни ребенок узнает, что он – «целостность», существующая отдельно от родителей, но одновременно - элемент социальной системы. Далее развивается аспект внутреннего потенциала - это то, что ребенок может делать или не может. Позже возникает потребность в сравнении с другими.

Доминирующим в развитии человека является социальный аспект. У индивида много возможностей идентифицировать себя, в большинстве случаев экспериментально, ориентируясь на реальных и идеальных людей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпоха предлагает ограниченный набор таких работающих моделей. Ребенок должен на каждом шагу приобретать чувство реальности из осознавания того, что его индивидуальный путь является успешным вариантом групповой идентичности и находится в соответствии с пространством и жизненным планом группы. Целе-ценностный аспект - самый поздний в становлении человеческой способности сохранять и развивать способности к самосохранению и жизнеутверждению. Исходное условие самоопределения - самостоятельный выбор цели и средств жизни.

Автор настоящего исследования разделяет идею Малахова В. С. о необходимости теоретического разведения понятий индивидуальной и коллективной или групповой идентичности [1]. Мы согласны, что пережитком психологизма является перенос качеств индивидуальной субъективности на социальную сферу. В этой связи нам хотелось бы показать анализ индивидуальной и коллективной идентичностей как самостоятельных целостностей. Мы будем опираться на уже известных читателю авторов, но также покажем ценность еще не рассмотренных нами теорий.