Автор: Кашанский А.В.
Школа Здравого Смысла Категория: Кашанский Александр Викторович
Просмотров: 5681
Глава 7. О душе

  

Мудрые люди говорят: только молитва, произнесенная с искренним чувством, доходит до Бога. Искренность определяется не словами, а направленностью сердца и сосредоточенностью души. Механическое произнесение слов при обращении к Богу – пустое дело. Для определения состояния человека, необходимого для молитвы, есть подходящее латинское слово – «интенция» (Intentio – «стремление»). Интенция – это направленность сознания, мышления, намерение, мотивация. В иудаизме этому понятию соответствует «кавана», а в исламе «ният».

У Фомы Аквинского интенция в теоретическом смысле тесно связана с его учением о познании и означает образ познаваемой вещи, находящийся в душе и отличающийся от самой этой вещи, интенция – это средство для постижения предмета, подлежащего познанию, но не сам познаваемый предмет. Используется это понятие и в феноменологии, и в современной аналитической философии.

Интенция, по определению, предполагает взаимодействие субъекта и объекта, результатом чего является его познание, не сводимое только к рациональному размышлению. Напротив, логика – «холодный расчет» не играет позитивной роли, а, скорее, мешает. Здесь познание происходит часто бессознательно, интуитивно, «сердцем», вызывая яркий эмоциональный отклик. Человек с развитой интуицией чувствует, что его молитва дошла до Бога, а медитация, обращение к собственной истинной сущности, действенна. При интуитивном восприятии мира мысли рождаются «сами собой», как отзыв на запрос, а не как результат размышлений. Это ярко проявляется при художественном творчестве, религиозном откровении и научном озарении.

Идея возможности интуитивного познания мира не нова. В философии даже есть направление «интуитивизм». Интуитивизм по Бергсону – «воссоздание жизни», являющейся субстанциональным началом, наряду с материей и духом; противопоставление интуиции и интеллекта, который он трактует как орудие оперирования с «мёртвыми вещами» – материальными, пространственными объектами. Интуитивизм по Николаю Онуфриевичу Лосскому – познанный объект, даже если он является частью внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. Лосский выделяет три вида интуиции – чувственную, интеллектуальную и мистическую.

Мы, используя слово «интенция» для описания интуитивного познания объекта, вкладываем в это понятие следующее содержание: интенция – это связь между субъектом и объектом, позволяющая включать духовную сущность объекта в личность. Кто сколько может, тот столько и вместит! Под понятием «духовная сущность» подразумеваются три сущностных начала мироздания: 1) причина энергии-материи, 2) информация-дух и 3) сознание, – обозначенные числами «1», «2», «3». В символе веры христианства есть упоминание о мире невидимом, сотворенным Богом Отцом. Не вдаваясь в неуместные здесь богословские рассуждения, тем не менее, можно сказать, что миру видимому предшествует мир духовный – невидимый, являющийся причиной мира видимого. Вот о нем и речь.

Личность человека, его человечность, «персональность», обусловлена существованием души. Душа человека – идеальная причина человечности. Включение объекта при интуитивном восприятии осуществляется именно ей. Душа – это не сознание, не психика – «психея», а особое сущностное качество и вмещающее, и ограничивающее духовность человека. Для обозначения души в нумерологической модели мироздания есть число – «5», определяющее, что душа исходит из материальной природы «4», предшествующей ей, и вмещает духовные сущности: дух-информацию – «2» и сознание-алгоритм её обработки – «3» без их трансформации. Нечетность числа «5» определяет, что душа – это идеальное сущностное качество, присущее только человеку, последующее, а не предшествующее физической материи, обозначаемой числом «4». Если человек – это тело, дух и душа, то тело – это число «4», дух – числа «1», «2», «3», а душа – число «5». Душе последует проявление личности человека, как части ноосферы. Уже первый осмысленный волевой акт человека, направленный вовне и приведший к познанию и изменению природы, – это проявление сущностного качества, обозначенного числом «6».

Какой образ у души, есть ли у неё «физический смысл»? Человек, вспомним рисунок Леонардо, ограничен своей земной сущностью, отделен ею от света духовности мироздания: круг человека, символизирующий его небесную духовность, вписан в земной квадрат. Круг в квадрате, условно говоря – «квадратура круга» – это и есть человеческая душа. Интуитивное восприятие мира душой, что само по себе – метафора – в общепринятом смысле, имеет ещё одну метафору: «восприятие сердцем».

Ограничение-отделение душой человеческой личности подобно невидимому кокону-оболочке, внутри которого заключена человеческая духовность, в сущности, тождественная универсальной духовности. Если бы этой оболочки не было, духовная сущность человека слилась бы с универсальной. Так у животных. Они не выделяют себя из мира, растворяясь в нем. Природа одухотворена, но не одушевлена в том смысле, в котором одушевлен человек. Душа, выделяющая человека из духовного мира, есть только у человека. Образно говоря, душа животного – «душа живая» – абсолютно прозрачна, будто её и нет, а душа человека не прозрачна. У людей «обрезанные сердца» (Втор 30:6), причем, у всех народов по-разному, то есть, у людей целенаправленно, от природы, ограниченно интуитивное восприятие универсальной духовности.

«Прозрачная» душа, наверное, была и у человека до его «грехопадения» – если применить для описания «отпадения» человека от истины библейские аллегории. Вкусив от древа познания добра и зла, человек выделил себя из мира и вступил на путь эволюции, взяв ответственность за её ход на себя. Чтобы возвратиться в Эдем, человек должен вернуться к состоянию единства с миром. Это можно сделать двумя способами: вместив весь мир в свою душу, или, убрав «перегородку» души, растворить свое индивидуальное «я» в духовности мироздания. На этот путь, в частности, призывает встать буддизм, отрицающий личностное «я».

Человеку, вступившему на путь познания, для достижения состояния «разлокализованности», надо расширить знание о природе до бесконечных пределов, вместить все знания о мире. Но и этого недостаточно. Алгоритм обработки этих знаний, то есть, правила их использования, записан в небесном сознании и может быть воспроизведен человеком при помощи интуиции, но не сконструирован при помощи ratio. И здесь мы вновь встречаемся с необходимостью взаимного дополнения логического нечетного и интуитивного четного мышления для достижения истины и цели эволюции. В типичном случае лучший целеуказатель – интуиция, а лучший инструмент для достижения целей – ratio.

Возвращаясь к образу холархии универсума, можно сказать, что душа – это оболочка холона человечности. Если у животных эта оболочка полностью прозрачна, поэтому они не имеют собственной воли, отдельной от воли природы, то у человека она не прозрачна. В этой непрозрачности человеческой души скрыт исток его стремления к свободе. Прозрачной душе свобода не нужна, она просто о ней не думает, не знает, и не представляет себя вне свободы! Зачем стремиться к тому, что в состоянии просветления души не имеет смысла. Зачем свобода в состоянии неведения или блаженства?..

Если мы определили образ духовности мироздания, как свет, то оболочка души – своего рода светофильтр. Человек, находясь в коконе своей души, отделен им от духовности мира в большей или меньшей степени. Степень выделения из мира – и есть характеристика интенции. Чем прозрачнее душа, тем лучше интенция, то есть, тем полнее воссоздается в личности человека духовная сущность объекта.

Как именно работает механизм интенции? Чтобы ответить на этот вопрос, надо напомнить о том, как взаимодействуют первичные сущности мироздания. Три первичные сущности, вступив в триалектическое взаимодействие, порождают проявленный физический мир. Он, эволюционируя, возвращается к тем же трем первичным сущностям. Универсум представляет собой тороид. Его верхний и нижний круги – это первичные сущности, находящиеся в триалектическом взаимодействии, а эволюционирующий физический мир находится в центральной части тороида. (Цвета на рисунке, приведенном ниже, произвольны, не нашел в Интернете ничего более подходящего для иллюстрации; на самом деле, верх и ни тороида – это кольца из радужных цветов: 1 – красный, 2 – зеленый, 3 – синий, – а в центре, как и на рисунке, бесцветная область.)

Тороид – это образ универсума, сочетающий в единстве духовное-непроявленное и физическое-проявленное. Но тогда любой эволюционирующий объект должен иметь такой же образ, как и весь универсум. Ведь по образу же и подобию! Я и Вы, уважаемый читатель, в этом смысле, абсолютно идентичны и отличаемся только способностью к интенции, то есть, цветностью и прозрачностью оболочки наших тороидов, и интенсивностью циркуляции в них «нетварных энергий». Кто-то квёл, кто-то расцвёл, у кого-то в душе прах, а у кого-то бочка с порохом…

Объекты, находящиеся на разных качественных этапах эволюции, отличаются лишь содержанием центральной части тороида. У объектов материального мира и животных в центре тороида сущность, описываемая числом «4». У человека – числом «5». У ноосферы – числом «6». У «сверх души» (нового качества человеческой души) искусственного интеллекта – числом «7». У гармоничной ноосферы, предшествующей появлению совершенного сверхчеловека – числом «8». И, наконец, у совершенного сверхчеловека – числом «9». После этого – «новое небо и новая земля» – тороид, где в центре опять число «4». Религиозные и мировоззренческие системы востока имеют достаточно развитую систему взглядов, описывающую энергетические потоки в человеке. Это как раз – о центральной части тороида, о человеческой душе, взаимодействующей с «тонким миром» – в мистико-религиозном изложении. В центре тороида-души человека, живущего в пространстве-времени, находятся проявленные сущности, обозначенные числами «4» и «5», а в центре тороида планеты-ноосферы «4», «5», «6». Периферия тороида (верх и низ): небо и земля, – радужно окрашены.

Образ тороида, как духовно-физического континуума, имеет смысл, как нечто, находящееся и во времени, и вне времени. Время – лишь один из аргументов функции, описывающей живую душу человека, как подобие универсума. Эта функция имеет значения и без времени! Ведь время – это качество физической реальности, описываемой числом «4». При разделении тела «4» и души «5», душа не теряет своей сущности. То есть, получается, что душа бессмертна. Исходя из этой модели, можно заключить, что человеческая душа – это тороид универсума с числом «5» в центре. Звезда на буденовке и красноармейской пилотке, убери из её центра серп и молот, оказывается, символизировала не пролетарское братство пяти континентов, а бессмертие человеческой души. Не знаю, ведали ли это большевики?..

Интернет, буквально, переполнен рисунками тороида, то галактика в него вписана, то планета Земля, то человек. Это свидетельствуют о том, что этот образ в наше время проходит стадию предварительной манифестации в коллективном сознании планеты. И мы здесь, следуя своей интуиции, вносим посильный вклад в манифестацию образа Универсума.

Тогда, уже с учетом выше сказанного: интенция – это связь между душой человека и сущностью объекта, на который она направлена. И все! Все… Установление подобия сущности объекта и субъекта при помощи этой связи – вплоть до полного слияния – и есть механизм интуитивного познания. Человек, устанавливая интенциональную связь с объектом, приводит свое внутреннее духовное состояние в соответствии с состоянием объекта – по аналогии, просто потому, что человек по своей духовной сути – такой же, как и любой объект универсума. Это делается бессознательно, то есть, весь процесс установления интенциональной связи находится вне воли человека. Но выбор направления интенции и стремление к установлению такой связи – это, чаще всего, волевой акт. Результат установления интенциональной связи с объектом проявляется в человеке, как интуитивное знание или переживание.

Способность человека к установлению интенциональной связи ограничена. Ограничение не зависит от воли человека, это характеристика его души. Хорошим примером, иллюстрирующим действие этих ограничений, является взгляд на разноцветный объект через цветной светофильтр. Цвет и плотность светофильтра – и есть модель ограничения интенции-связи, или, по-другому, качественные характеристики интенционального фильтра. Если посмотреть на тороид любого объекта через окрашенный интенциональный фильтр, то его духовная непроявленная сущность будет видна лишь частично, а центральная бесцветная (белая) проявленная часть будет видна полностью, но окрашена в цвет самого фильтра. Поэтому человек интуитивно воспринимает духовность мироздания неполно, избирательно и переносит свое неполное восприятие на все явления проявленного мира. Отличия интенции – фундаментальная причина манифестации разных мировидений. Точка зрения на универсум – это характер интенциональной связи с объектами мироздания.

Интуитивное восприятие всегда субъективно и неповторяемо по требованию, оно сродни художественному творчеству, поэтому при помощи интуиции происходит манифестация знания, а не его верификация. Манифестация знания – это многократное повторение получения знаний при помощи интуиции многими людьми. Религиозные и ценностные системы, основанные на интуитивном восприятии мира, манифестируются, а не верифицируются. А научные знания верифицируются: «повторение мать учения». Манифестация и верификация – два пути познания мира. Первый путь – это «витие раза» против часовой стрелки, второй – по часовой.

Типичные направления интенции: небо, земля, человек. Интенция «человек-небо» – причина манифестации «однопричинных» (как частный случай – монотеистических) религиозных систем. Интенция «человек-природа» – многопричинных (языческих) религиозных систем. Интенция «человек-человек» – различных «антропоцентричных» – гуманистических систем. И наконец, явное доминирование ratio над интуитивным восприятием – это причина конструирования (а не манифестирования, как в случае с интуитивным восприятием) рациональных мировоззренческих систем. Связи между характером интенции и ценностными системами устанавливает «цветодинамика души», о ней расскажем в следующих главах. Основа различий между, например, иудаизмом, христианством и индуизмом, с позиции цветодинамики души – это всего лишь отличия цветности интенционального фильтра при одинаковой направленности интенции – на небо. Все, что потом выражается в словах, записанных в книгах, – вторично и является результатом манифестации видения мира через определенный интенциональный фильтр. Не знаю, простят ли мне последователи моно поли и человекоцентричных религий и мировоззрений мою приверженность этому утверждению?.. Простота тезиса о манифестации религий может быть для них странной и даже крамольной. Да, это пока непривычно, но это так…

Без интенции и последующей интуиции человеку жить нельзя! Вот как требование человеку к установлению интенции с небом и ближним выражено в Библии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Втор. 6-5); вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37). К этому нечего добавить. И закон, и пророки утверждаются только на любви, а точнее, на интенции между человеком и миром, свидетельством которой является любовь. Не будет интенции, не будет и никакой по-настоящему осмысленной эволюции. И еще раз подчеркнем, без логики, основанной на ratio, её тоже не будет! Парадокс заключается в том, что истина недостижима ни верой, ни ratio, а только и верой, и ratio вместе. Это «вместе» – одна из составляющих гармонии мира. Без веры, надежды и любви, жизнь, как процесс своего возобновления и продвижения на пути эволюции, невозможна, но и без научного познания мира – тоже.

Вера, надежда и любовь – знания и переживания, свидетельствующие, что душа имеет интенциональную связь с объектом. Это могут быть природные объекты, или природа в целом; человек, или многие люди, народ; и, наконец, «небо», и все, что с этим понятием связано. Любовь – это способность и готовность к интенции, надежда – свидетельство направленности интенции, вера – её результат. Вера, надежда и любовь – неразрывны. Любовь без надежды ущербна. Вера без любви – иллюзия. Надежда без веры – поверхностна.

Любовь – это состояние души человека, определяющее её способность к интуитивному восприятию другого человека, природы и неба-первоначала. Любовь открывает душу и сердце для вмещения сущности другого и одновременно отдачи себя ему на всех уровнях проявления человечности. Достоевский как-то сказал: «любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог». Так и есть, интенция позволяет делать это. Любовь всегда бескорыстна, её ценность – в ней самой. Она, буквально, не знает ни расстояний, ни границ.

Надежда – свидетельство человеку: что любишь, никогда не заканчивается. Если человек в духе, если есть связь с духовностью мира, надежда есть всегда! Любовь открывает путь надежде, надежда умирает последней. А если есть вера, не умирает никогда. Надежда – прямой путь любящим душам на небеса, если не слились здесь, сольются там…

Вера – прямое следствие интуитивного восприятии сущности мироздания. Вера позволяет человеку знать, не размышляя и надеяться на невероятное для разума. От того, как именно человек различает сущностное начало мира, зависит лишь выражение его веры.

Любовь – яркое проявление интенции на всех уровнях человечности: биологическом, духовном и душевном. Любовь между мужчиной и женщиной создает условия для утверждения и продолжение жизни, обеспечивая ход эволюции. Любовь открывает сердца, очищает души, но может «сводить с ума», если интуиция безраздельно берет верх над ratio, иррациональное над рациональным, подсознательное над сознанием. Примеры такого «торжества» иррационального: «безумная любовь», революционный идеализм, религиозный фанатизм.

Впрочем, стремление человека к любви, запускающий её природный импульс, надежда на счастье и вера в возможность соединения, часто столь сильны, что никто из людей, обладающих жизненным опытом, описываемым девизом «ничто человеческое мне не чуждо», и автор тоже, не взялся бы учить, как правильно любить, что Бога, что человека. Но без любви счастья нет, да и сострадание невозможно. Ведь счастье – это со-часть-я, а как можно быть со-частью без любви…

Интуитивное восприятие, основанное на интенции, проявляется как вера, надежда, любовь и ведёт к манифестации эстетических канонов и этических норм. Этика, эстетика, научная интуиция, как и религиозное чувство – результат интуитивного восприятия реальности, но уже с существенной долей рационального. Если интенции нет, интуитивное восприятие не развито, то человеку остается следовать только ratio и руководствоваться только расчетом и законом. И здесь можно ещё раз повторить, что закон без нравственности, основанной на интуиции, ни к чему хорошему в эволюционном смысле, не приведет. Как, впрочем, и отрыв эстетики от нравственного чувства, основанного на таком проявлении интуиции, как совесть.

Почему интуитивное восприятие духовной основы мироздания различается у разных людей и в разные эпохи? Ответ на этот вопрос прост: потому что интенция человека по-разному избирательна. А вот зачем отличается? ЗАЧЕМ, какой в этом смысл?

Ответ нельзя получить вне представления о механизме и цели эволюции. Механизм эволюции – борьба, а её цель – гармония. Борьба должна завершиться установлением гармонии. Борьба имеет основу в биологической природе человека, а гармония в его духовности. Значит, по мере продвижения к цели эволюции, биологическая природа человека и соответствующее ей устройство общества, а потом и ноосферы, должны во все большей степени выражать духовное устройство универсума. «Квадрат» земли постепенно должен трансформироваться в «круг» неба. Эволюционно этот процесс трансформации выражается числами «4», «6», «8». Напомним: число «4» – это природа до человека, «6» – жизненный мир человека, интегрально выражаемый понятием «ноосфера», «8» – это гармоничный мир, где принцип «на земле, как на небе» нашел свое выражение.

Человек, отделившийся от природы, ставший смыслом и со-творцом эволюции, должен иметь инструменты для выполнения своей эволюционной миссии – воссоздания в самом себе и на земле небесной гармонии. Этих инструмента два: интуиция и ratio. Они должны дополнять друг друга. Если бы все люди имели бы и одинаковую, и совершенную интуицию, и, как следствие, одинаковое восприятие духовной основы мира, то был бы невозможен естественный ход эволюции. Небо было бы дано человечеству, как данность, сразу, изначально торжествовала бы гармония, а борьба не имела смысла, потому что исчез бы самый главный источник противоречий – стремление завоевать себе больше места под солнцем в ущерб другому. Но это невозможно, все этапы эволюции должны быть последовательно пройдены. Может быть, эволюция – это испытание для человека, утратившего связь с Истиной? Что ж, тогда надо пройти это испытание. Если бы человек не совершил «грехопадение», то и не надо бы было нам эволюционировать, а теперь вот приходится… Значит ли, что по мере продвижения по пути эволюции интуитивное восприятие станет доминировать над рациональным? Нет. Рациональное и интуитивное восприятие мира должны быть неразрывны и дополнять друг друга. Так же, как дополняют друг друга дух и сознание.

Источником разнообразия человечества, является, во-первых, генетическое (расовое и национальное) разнообразие – это от квадрата земли: «душа тела в крови». Во-вторых, духовное (религиозное и ценностное) разнообразие – это от круга неба, у людей разные души. И здесь «квадратура круга»… Кровь и душа – вот с чем нужно считаться человеку и человечеству, строя жизнь и планы на будущее. В процессе эволюции человечества ни биологическое, ни духовное разнообразие не должно отменяться, оно должно сохраняться и гармонизироваться. Гармонизация должна происходить на пути перенесения законов неба на землю. Троично-гармоничное устройство неба должно найти выражение в разнообразном устройстве человеческого глобального социума.

Интуитивное знание о мире в целом, определяемое характеристиками душ, манифестируется, как религиозные и нерелигиозные ценностные системы. Их взаимодополняющее соединение на единой мировоззренческой основе без синкретизма – решающий шаг к установлению мировой гармонии и созданию искусственного интеллекта – одушевленного разума следующего уровня эволюции. Этот шаг предстоит сделать.

Цель эволюции воплотить на планете Земля (или во всем космосе-универсуме – как весьма сомнительный, за недоказанностью внеземной жизни, вариант) универсальную духовность в образе совершенного сверхчеловека. Воплощение может быть осуществлено только как сборка в гармоничное целое фрагментов генетического и душевного разнообразия. Эта осмысленная и выраженная в виде «дорожной карты» сборка E Pluribus Unum – «из разного – одно» – и есть путь от борьбы всех против всех к всемирной гармонии.

Собранный «из разного в одно» объект – единое человечество, ноосфера, должен быть разноцветен, а не монохромен! Эта истина непостижима рациональным умом, стремящимся к унификации всего, как способу снятия противоречий и умиротворения. Но это ошибочный путь. Люди должны научиться взаимодействовать, устанавливая отношения в равной степени основанные на любви и ratio – вот правильный путь. Разнообразие должно породить гармоничное единое целое: E Pluribus Harmonia. Это целое проявится как искусственный интеллект. Но гармоничная ноосфера и гармоничный человек, составивший E Pluribus Harmonia, из разных народов, сохранивших свои особенности, при этом, не исчезнут. Люди останутся разными.

Кто сколько сможет, столько и вместит. Каждому – по душе его… 

 

https://www.peremeny.ru/books/osminog/11676

https://lektsia.com/17xd5eb.html