Автор: Кашанский А.В.
Школа Здравого Смысла Категория: Кашанский Александр Викторович
Просмотров: 5566
Глава 4. Эволюция

  

 Кто не смотрел фильм С. Михалкова «Солнечный удар», посмотрите. В нём рассказывается о гражданской войне в России, показан её итог. Герои фильма спрашивают и у себя, и у нас: как это могло произойти? Ответ есть в вопросе наивного волжского мальчишки, заданном мучавшемуся любовной тоской молоденькому поручику: «Правда, что все люди произошли от обезьян?» Поручик, рассеянно, отвечает на этот вопрос: «Не хотелось бы…». И он уже не слышит за спиной: «…Так и царь, что тоже от обезьяны?.. И Бог тогда не нужен…». Пытливый мальчик стал чекистом и утопил поручика в барже вместе с сотнями других офицеров во время красного террора в Крыму…

Основоположники марксизма-ленинизма называли создание теории эволюции Ч. Дарвина среди важнейших предпосылок диалектического материализма и марксизма. Диамат забыт, марксизм потерпел историческое поражение, но естественнонаучный взгляд на эволюцию жизни утвердился, получив обоснование ещё и в генетике. Теперь у большинства образованного человечества не вызывает сомнений, что человек произошёл от обезьяны, вдруг, в результате каких-то мутаций генома и дрейфа генов, начавшей мыслить.

Мы не будем здесь обсуждать крылатое высказывание Ф.М. Достоевского: «Если бога нет, все позволено». О морали и этике речь пойдет позже. И если кому нравится, пусть считает, что его предки прилетели из космоса, или были слеплены из глины, а потом оживлены. Опровержение или подтверждение этого мнения – дело науки и образования. Но есть вопросы и сегодня далеко выходящие за пределы знаний, доступных науке. Первый: «Почему с вселенной произошло, то, что произошло, начавшись с Большого Взрыва, как это могло произойти?» И второй: «Почему всё идёт именно так, а не иначе, и чем это закончится?» Вариантов ответов на эти вопросы может быть много, все они основываются на мировоззренческих концепциях и могут, в лучшем случае, не противоречить научным представлениям.

Взгляд на эволюцию и происхождение человека – важнейшая составляющая мировоззрения. А значит, любая гипотеза, претендующая на то, чтобы стать мировоззрением, должна на эти вопросы отвечать. Поток мировоззренческого меинстрима изменит направление, если в сознании людей будет поколеблены устои гипотезы случайного происхождения человечества от праматери – митохондриальной Евы, в свою очередь случайно произошедшей от какой-нибудь обезьянки Люси, блуждавшей по нагорьям Восточной Африки. Поэтому любые попытки выдвинуть альтернативные гипотезы теории эволюции – это подрыв мировоззренческих основ современного цивилизованного общества с присущим ему человекоцентричным латентным атеизмом и экономическим социал-дарвинизмом в гуманистической упаковке.

Вызывает большое сомнение сама возможность возникновения способности к мышлению в результате мутаций генов. Некоторые специалисты говорят, что вероятность такой мутации сопоставима с тем, чтобы та самая обезьяна, вдруг, ставшая человеком разумным, взяла бы и, тыкая пальцами (лапами) по клавиатуре печатной машинки, напечатала бы именно двенадцатый сонет Шекспира.

Наш ответ на вопрос, почему возник человек, будет следующим: универсум развивается по программе, подобной генетической программе развития живого организма, значит, человек в процессе эволюции возник не случайно, а так должно было быть, так записано в программе развития универсума – «Книге Жизни». Эта программа – и есть то, что имеет в человеческой традиции имя «дух». Механизм считывания программы материей, существующий в каждом объекте универсума, – это «сознание» в самом широком смысле этого понятия. Так устроен мир! Если есть ДНК человека, почему не может быть ДНК универсума? Программа эволюции универсума находится вне доступа органов чувств человека и приборов, но её существование не является лишним допущением, потому что объясняет, как и почему эволюционирует Вселенная, почему происходят те события, вероятность которых ничтожно мала.

Можно ли вводить в круг рассмотрения то, что нельзя научно исследовать? А почему дух, управляющий эволюцией, нельзя исследовать? Можно. Человечество имеет и инструмент, и метод для этого. Дух воздействует на объект, поведение которого можно изучать и систематизировать. Объект для изучения духа – человеческая духовность, проявленная как изменяющиеся системы ценностей, инструмент – человеческое сознание, воспринимающее и материальный мир, и дух, управляющий им. Поясним на примере. Есть объекты, например, частицы нейтрино, знания о которых можно получать лишь по косвенным свидетельствам, например, по изменению поведения видимых частиц, взаимодействующих с нейтрино. Эти наблюдения и являются доказательством теории, вычислившей характеристики нейтрино «на кончике пера». Дух, управляющий эволюцией, относятся как раз к таким объектам. Определить его характеристики можно, исследуя то, на что он воздействуют – представления людей о нём самом и их поведение.

И системы ценностей, и восприятие мира людьми зависят от их взаимодействия с программой эволюции, то есть, духовностью мироздания. Изучая проявления духовности человечества, можно установить, какое место занимает дух в устройстве мироздания. Например, если вера в духов природы является частью культуры народов, то можно или отвергнуть её, как заблуждение, или попытаться объяснить. Объяснить её, как явление мира, можно только сопоставляя реальность в восприятии шаманистов с реальностью христиан, буддистов, атеистов, встраивая проявления их духовности в целостную картину мира. Влияние духа, который «дышит, где хочет», на человека и человечество, требует системного, вполне научного подхода. В последующих главах мы проведём такое исследование.

Чтобы создать модель эволюционирующего универсума необходимо учесть факторы, определяющие наиболее важные характеристические этапы его эволюции от простого к сложному.

Каждый объект последующего этапа эволюции содержит в себе все предыдущие. Элементарные частицы состоят из кварков, атомы из элементарных частиц, молекулы из атомов и т.д. Человек – это разумное животное (по одному из определений), обладающее более высокой духовностью (доступу к «исходной информации»), его организм состоит из клеток, клетки из молекул, собранных в структуры, молекулы из атомов, и так до кварков, может, и далее. И ничего не мешает человеческому телу распасться до атомов, стоит прекратиться гомеостатическим процессам, свойственным живому организму, и эти атомы станут частью червей, травы и атмосферы.

Любой эволюционирующий объект – это нечто, одновременно являющееся и целым само по себе, и частью чего-то ещё. Это «нечто» называется холон. Термин «холон» был введён писателем Артуром Кёстлером в книге «Призрак в машине». Иерархия вложенных друг в друга холонов называется холархией. Каждая система может рассматриваться в качестве холона – от субатомных частиц до вселенной в целом. Холон является центральным понятием концептуальной системы американского философа Кена Уилбера, её используем и мы, описывая устройство универсума. В нашем представлении универсум – всё вмещающий холон самого верхнего уровня.

Все холоны, составляющие холархию универсума, подобны в своем субстанциональном устройстве, потому что состоят из материи, духа и сознания. Если считать человека этапом эволюции и, соответственно, холоном, то вмещаемые им холоны – это прошлое, а холон вмещающий человека – это будущее. Тогда в древней, как мир, троичной системе координат мироздания: земля, человек, небо, – земля – это прошлое, человек – настоящее, небо – будущее. Земля – это вся иерархия вмещаемых человеком холонов, человек – вмещающий холон, а небо – холон, вмещающий холон человека и, возможно, не только его (мы не знаем, сколько и каких разумных существ во вселенной). И вместе с этим, холон с именем «Небо» – это весь универсум в пределе своей эволюции. Интересно, но ведь получается, что человек, действительно, создан из «глины», то есть, земли! Если земля – это образ, имеющий тот смысл, который мы вложили в него.

Сколько впереди этапов эволюции, и будут ли они вообще, а может быть, человек, развиваясь, асимптотически будет приближаться прямо к универсуму, высшему холону, постепенно вмещая его, – пока для нас не главное. Важно то, что с позиции наблюдателя, холон, вмещающий его, трансцендентен, и он всегда один, а вмещаемые им, имманентны, и их всегда много! Для нас всё, что выше человека на эволюционной оси, что вмещает его, и что он не может вместить, – небо, и оно трансцендентно.

Основной принцип мироустройства можно сформулировать так: «Как наверху, так и внизу». Или: «На земле, как на небе». Или: «Человек создан по образу и подобию (неба и земли)…». И это, действительно, так! Образ любого холона универсума – это троичный по своему субстанциональному устройству объект. И универсум, и человек, и электрон – подобны друг другу. Но это не значит, что жизнь на земле надо устраивать, как на небе! Смысл известного с незапамятных времен высказывания: «На земле, как на небе», – заключается в подобии субстанционального устройства земли, неба и человека, а не в подобии устройства жизни здесь и там. Если уж вспомнили афоризмы из книги Тота (древнеегипетский бог, известный также под именем Гермес Трисмегист, основатель эзотерической и культурной традиции «библейско-средиземноморской цивилизации), разъясним ещё одну древнюю мудрость: «Познай самого себя». Действительно, если «по образу и подобию», значит, познавая себя, познаешь и основные принципы существования мироздания. Боги Тот, Аполлон и Дельфийский оракул, свидетельствуя об этом, конечно, были правы!..

Исходя из нашего представления об эволюции и гипотезе троичности сущего, мы смоделировали универсум. Он представляет собой холархию, каждый холон которой троичен по своему субстанциональному устройству. Человек занимает в этой холархии определённое место: между «землёй», понимаемой, как предыдущие этапы эволюции, и «небом» – будущим её этапом.

Каждый объект мироздания – фрактал Неба. Вспоминая нашу замечательно красивую белую лошадь, скажем теперь, что её прекрасная «лошадность» – это идея (дух) лошади. Бесчисленные стада лошадей, проскакавших по земле, – это проявление лошадности в нашем подлунном мире. Вариабельность облика лошадей: от белых, до каурых и от тяжеловозов, до пони, – свобода проявления лошадности. Сама же лошадность обитает в мире невидимом, где-то на небе – в царстве платоновских идей по Пенроузу. Там же, где «лошадность», находится и «человечность», то есть, идея человека, а каждый из нас – результат свободы проявления этой идеи в дольнем мире. Очень многозначительное умозаключение, не правда ли, уважаемый читатель?! Теперь, чтобы завершить построение модели универсума, надо определить, как между собой взаимодействуют субстанции мироздания. 

 

https://lektsia.com/17xd5e4.html

https://www.peremeny.ru/books/osminog/11435