Автор: Кашанский А.В.
Школа Здравого Смысла Категория: Кашанский Александр Викторович
Просмотров: 5538
Глава 5. Диалектика и триалектика 

 

 По Гегелю абстрактное – это «бедное» одностороннее знание, а конкретное – его полнота, содержательность. Надо дойти до самой бедной бедности, свести всё многообразие мира к абстрактным понятиям и символам, определить, как они взаимодействуют, чтобы потом приступить к решению насущных проблем общества, вооружившись методом их решения. Метод будет иметь обоснование в законах, выражаемых этими абстрактными понятиями.

 

Если все объекты мироздания, организованного как холархия, подобны по своему субстанциональному устройству, то самыми общими законами являются законы, определяющие взаимодействие субстанций в холоне. Физика не занимается рассмотрением того, что нельзя проверить экспериментом. Для этого есть метафизика. Можно сразу отвергнуть её, как лженауку, но вместе с отказом от поиска законов существования мира, скрывающихся в недоступных пока для физики глубинах бытия, очень скоро наступает его обессмысливание. Здание без фундамента разрушается. Поэтому нам ничего не остаётся, как искать эти законы, в том числе, и при помощи метафизики: все методы познания хороши, если ими правильно пользоваться. Метафизические гипотезы могут доказываться опытом – опытом поколений.

Мы уже установили, что мироздание троично, значит, ТРИ субстанции: материя, дух и сознание, – должны находиться во взаимодействии. Но со времён Лао Цзы и Гераклита известно, что в основе развития вселенной находится закон единства и борьбы ДВУХ противоположностей – диалектика. Правда, сегодня так считают далеко не все философы. Диалектику «задвинули в дальний угол» и изучают в курсах истории философии. Но есть ещё и здравый смысл и стихийно-материалистичный, и наивно-диалектичный. И он свидетельствует, что борьба – если и не смысл жизни, то способ взаимодействия друг с другом всех «белковых тел», в том числе и людей. Борьба – двигатель прогресса.

Сделаем лирическое, в буквальном смысле, отступление, вспомним слова Фауста из великой поэмы И.В. Гёте:

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!

Есть ли Гёте в сегодняшней школьной программе? Если нет, то юный интернет-странник, забредя на эту страницу, пусть их прочтёт и задумается. А интеллектуал, обо всем имеющий мнение, пусть перечтёт и тоже задумается о смысле жизни: в борьбе ли она?

Жизнь подтверждает правду этих стихов каждый день. Да, жизнь – это борьба, но, правда и то, что, идя в бой за своё и народное счастье, люди часто теряют свободу и погибают. Всегда ли побеждает сильнейший, всегда ли остается в живых нужный делу эволюции? Вспоминаются слова Христа: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» и Будды: «Желания порождают страдания». Ни Христос, ни Будда, не призывали к борьбе. Почему? Они, что, заблуждались?

Не будем торопиться с ответом, противопоставляя правду Фауста и правду Будды. Да, уже несчётное количество раз люди убеждались в том, что часто борьба превращается во взаимоуничтожение и самоуничтожение, а торжествует и не лучший, и не сильнейший. Но борьба – действующий закон жизни. Невозможно отменить борьбу, меняются только её формы: от борьбы видов и борьбы с силами природы, к борьбе с оружием в руках, а потом к борьбе за рынки и борьбе мнений. И всё это вместе, и всех против всех! Прошли тысячи лет человеческой истории, и ничего не изменилось. Если не всё, то почти всё решает сила. (Особенно, если считать силой и интеллект, и силу духа, а также хитрость и коварство…).

Диалектическое противоречие – это единство и борьба противоположностей. Существует диалектика природы, диалектика познания и диалектика мышления. Процесс диалектического развития природы; процесс познания мира, как взаимодействия мыслящего субъекта и объекта; и процесс мышления самого субъекта. Три раздела диалектики: развития, познания и мышления, – вместе составляют триаду. На самом деле, посмотрите рисунок:

Взаимодействуют материя и сознание, знание-дух и сознание, знание-дух и материя. Противоречие на субстанциональном уровне и инициирует развитие, и управляет сторонами противоречия. Стороны противоречий, если говорить о противоречии двух субстанций, неравнозначны, это ведь разные субстанции.

Сознание и дух находятся в противоречии. Дух – это знание, текст «Книги Жизни», программа существования природных объектов, живых организмов. И вместе с этим – эмоциональное проявление человечности, действующее, как программа поведения в случаях: «Сначала делаем, а потом думаем». В этой паре сознание – это рефлексия духа, его отражение. Оно вносит новые записи в «Книгу Жизни», меняет программу, если не удовлетворено её содержанием-текстом. Неудовлетворённость сознания имеющимся знанием, требующая нового состояния знания-программы, – и есть причина противоречия между знанием и сознанием, ведущая к выработке суждений, фиксируемых, как новые знания. Для этого существующее знание (дух) можно представить, как тезис, а его опровергающее знание (гипотезу), выдвинутую сознанием, как антитезис. В результате разрешения противоречия получается синтез, как новое знание, ведущее к изменению духа.

Сознание, связанное с состоянием духа, то есть, несущее его в себе, как знание о себе, – это душа. Кстати, цвета, примененные на этом рисунке, далее будем использовать для обозначения сознания, материи и духа. Сознание – синий, материя – красный, дух – зеленый.

Сознание (субъект) и материя (материальный объект) также находятся в противоречии. Это противоречие между «вещью в себе» – объектом и вещью в представлении (сознании). Это противоречие снимается эмпирическим процессом познания, где практика – критерий истины. Таким образом, сознание, инициируя явление материи в себе (интенция) самим своим существованием, в процессе познания доходит до сути вещей, до законов, управляющих материей. В свою очередь, материя, её существование-бытие, определяет сознание (ту же интенцию).

Третья составляющая диалектической триады – это противоречие между духом и материей. Программа существования и развития материи (дух), существующая как законы природы в виде текста-знания, находится в противоречии со своим выражением-воплощением, что и обусловливает эволюцию. Это противоречие заключается в несовершенстве воплощения, требующем совершенствования. Платоновская идея-текст-образ (духовный образ вещи) – «солнечный свет», а её материальное воплощение – она, как тень на стене пещеры… Меняется программа-дух – меняется материальный мир. «Дух дышит, где хочет!»

Каждое из трёх типов противоречий можно графически выразить встречными стрелками, обозначающими внутренний конфликт двух сторон, их действие-противодействие. Одна стрелка символизирует инициацию, а другая сдерживание.

Очевидно, что в субстанциональной триаде есть два круга вращения: по часовой стрелке и против часовой. Круг инициации – по часовой стрелке, а круг преодоления, управления, сдерживания – против часовой. Дух, инициирует сознание к действию, сознание инициирует проявление материи, материя инициирует проявление духа. В свою очередь, дух формирует материю, материя определяет сознание, сознание изменяет дух. В троичном взаимодействии нет первичного и вторичного! Все связано встречным коловращением в двух направлениях. Сознание не создает-творит, а определяет-инициирует материю, восходя к ней, проникая в неё; материя не творит дух, он, как бы исходит от неё; и дух не творит сознание, а нисходит на него, вызывая ответную реакцию. Это не генезис субстанций: что от чего, а их взаимодействие. О генезисе универсума расскажем в следующей главе.

Взаимодействие ипостасей Святой Троицы очень похоже на взаимодействие в триаде универсума. Ипостаси, взаимодействуя, соединены любовью, а не борьбой. Сразу скажем, что мы не связываем Святую Троицу с «конструкцией» универсума, а рассматриваем Ее, как пример демонстрации архетипа троичного взаимодействия. Пример очень наглядный, над манифестацией Троицы трудились сотни лет тысячи людей и на нескольких Вселенских Соборах!

Три диалектических пары замыкаются в кольцо. При этом, противоречивая чётность взаимодействия двух сторон превращается в троичную нечётность вращения. Борьба в парах – в гармонию перемен. Любой объект универсума субстанционально по своей сути троичен, а значит, в сущности гармоничен. Чтобы создать на субстанциональном уровне гармонию множества объектов, надо соединить их в целое и «оживить» посредством троичного взаимодействия частей целого.

Противоречия в субстанциональной триаде на уровне, определяющем эволюцию, разрешаются не через борьбу противоположностей, а через ход перемен в циклах! Но на уровне проявленном, физическом, воплощённом, эти перемены реализуются диалектически через борьбу противоположностей. Борьба, в том числе и между людьми, – это проявление коловращения субстанций здесь на земле, но внутри субстанциональной триады борьбы нет, а есть процесс становления и сдерживания. Мир субстанциональный, представляющий собой сущность мироздания, гармоничен, а мир вещей, проявляющих эту сущность, противоречив, диалектичен.

Суть субстанционального непроявленного устройства мира в том, что оно не очевидно, а не в том, что оно недоступно органам чувств. Субстанциональность – это реальность, как бы скрытая от ratio. В генезисе первичная субстанциональная триада – это изначальное проявление субстанциональности и старт эволюции в переменах. Так называемый «мир тонкий», то есть субстанциональный, – это просто иная организация видимого мира, существующая здесь и сейчас, как реальность. Можно предположить, что переход от троичной субстанциональности к физической реальности как раз и относится к невычисляемым процессам. Различать сущность вещей «аналоговым», то есть интуитивным мышлением, можно, но описать при помощи формул и цифр сложно или невозможно, отсюда и проблемы различения этой реальности при помощи ratio. Этот переход, вероятно, относится к не вычисляемым процессам.

Приведем несколько примеров различения субстанционального устройства. Духи, духовность объектов живой природы – сущности (сущность) доступная интуитивному восприятию. Красота – это видимое проявление субстанциональной гармонии. Если человек различил и духовность мира, и его красоту, дальше уже работает воображение и идёт мифотворчество…

Каждый холон универсума несёт в себе импульс порождения и управления, ведущий к его развитию-эволюции. Холон верхнего уровня вмещает все холоны, они составляют части его организма. Это значит, что он является управляющим субъектом по отношению ко всем вмещаемым им холонам, а их субстанциональная сущность находится в троичной гармонии.

Управление миром, эволюцией осуществляется высшим холоном-небом, включающем сознание, знание-дух и материальное начало всех объектов мира. Значит, гипотетически, универсум – это субъект, вмещающий вселенную, представляющую собой единый организм, существующий по закону троичного взаимодействия. Это гипотеза. Он, возможно, есть здесь и сейчас, он смотрит на нас и с неба, и изнутри – от земли, он знает всю нашу суть, но он трансцендентен для человека. Познавая мир, проникая в суть вещей, человек приближается к небу, сам становясь этим холоном-универсумом. Тело небесного холона – реальная, но ещё не познанная нами материя, его дух – знания о ней, душа – сознание, вмещающее это знание. Говоря об Универсуме, как о личности, высшей по отношению к человеку, мы говорим не о причине мира (Творце-Создателе, Боге, Дао, Шуньяте-Пустоте), а лишь о гипотетическом высшем холоне. Особо подчеркнём этот тезис, чтобы не вносить путаницу в понятия!

Развитие универсума, действительно, и это говорили очень многие, идет по спирали, точнее, по двум вращающимся навстречу спиралям. Известным с незапамятных времён символом развития универсума является кадуцей.

Кадуцей (жезл Гермеса)

Кадуцей (жезл Гермеса) символизирует два встречных равновесных восходящих к цели эволюции потока бытия, устремляющихся от земли к небу вокруг мировой оси. В этом заключается его основной герметический (скрытый) смысл. Две змеи – это не добро и зло, не идея и материя, не небо и земля, а два универсальных принципа в действии, пронизывающие вселенную: принцип инициации-порождения и принцип сдерживания-управления.

Какой вывод можно сделать, исходя из описанной выше метафизической модели мироздания? Борьба – это правило жизни, двигатель прогресса, но не борьба определяет развитие мира, а взаимодействие трёх субстанций в кольце перемен. Три субстанции мироздания находятся не в борьбе, а в гармоничном взаимодействии.

Расчленение гармоничной субстанциональной триады на диалектические пары и абсолютизация борьбы, как основного закона жизни, – следствие несовершенства восприятия мира человеком, его «слепоты», идущей от нежелания заглянуть в суть вещей. В результате этого несовершенства, не позволяющего видеть мир в целостности, людьми манифестируется иллюзорное представление о смысле жизни, как борьбе, и цели эволюции, как покое – отсутствии развития. Почему возникла эта иллюзия, мы покажем позже. Представление о реальности, основанное на искажённом представлении об изначальной сути бытия, ведёт к искажению парадигмы развития и человеческого существования.

Борьба, понимаемая, как основной принцип эволюционирующей жизни, без осознания троичности мира и необходимости поддержания целостности его гармоничного единства, не ведёт к цели эволюции, а уводит от неё. Животным это знание даётся инстинктом, поэтому их восприятие мира и целостно, и самодостаточно, а у человека оно ограничено и искажено из-за неполноты восприятия мира. В этом искажении восприятия сути мира скрыта причина человеческого несовершенства – «первородный грех» (здесь – это лишь образ, поэтому в кавычках), мешающий установлению гармонии и счастья. В понятие «восприятие» мы вкладываем смысл и логического мышления, и непосредственного интуитивного восприятия мира, как «схватывания» сути явлений без участия логики. Ему посвятим отдельную главу позже.

Сознательное целенаправленное разделение целого для создания противоречий, воистину, орудие дьявола. Я использую слово «Диавол» не для усиления экспрессии, а чтобы подчеркнуть семантику «ди» – разделения. Обращаю внимание читателя на фонетику и семантику слов: ди-авол, ди-алектика, ди-алог, ди-скуссия. Ди – это два на древнегреческом. Диавол – не кто иной, как разделитель-разводчик, сознательно уводящий от гармонии к борьбе. Метод утверждения власти этого «субъекта» и власти его последователей («последователь» – здесь – образ; условно, но ярко…): «Разделяй и властвуй». Это совершенный рецепт в борьбе за власть в мире подлунном, а не метод продвижения к цели эволюции. «Мудрый соединяет, лукавый разделяет!» Продолжим это высказывание, разъясняя его смысл: мудрый стремится к гармонии, лукавый разделяет целостное и инициирует борьбу. Человек должен стремиться не к борьбе, а к гармонии, смиряя состояние борьбы шаг за шагом.

Борьба всех против всех в парадигме преодоления противоречия добро – зло, в конечном итоге, приведет к построению жёсткой иерархии. На её вершине будет «добро», и она выродится, окаменеет и рухнет под собственной тяжестью. Иерархия во главе с «добром», точнее, человеческим представлением о добре, постигаемым и достигаемым через борьбу, – не может быть целью развития, потому что добро субстанционально, а борьба нет. Такой исход – уже никакая не метафизика, а предполагаемый вывод математики, описывающей поведение замкнутых противоречивых систем с участниками, не находящимися в равных условиях. Желающие могут построить математическую модель и проверить это утверждение. Надо создать неравные условия для участников борьбы, а потом инициировать борьбу, разделяя единое на противоборствующие стороны. Это то же, что игра в покер краплёными картами. Возвращаясь немного назад, вспомним теперь ещё раз то, о чем предупреждали Христос и Будда, ведавшие суть вещей…

О цели эволюции, об её причинах подробнее будем говорить в следующей главе. Пока же сделаем заявление: цель эволюции – не покой и отсутствие развития, а достижение человечеством состояния универсума, если его нет, или слиянию с ним, если он есть. Развивается ли он, или находится в покое, или есть иной исход – не имеет значения. Цель эволюции человечества и метод её достижения от этого не меняется.

Принцип гармонии жизни, порождающей новые жизни, имеет основание в нечётности, а борьба в чётности. И мифология подтверждает этот тезис: пара Инь-Ян тогда становится творящей, когда порождает третье, Святая Троица – три ипостаси живого Бога, соединённые любовью. Триада – это всегда неразрывное и неслиянное единство, соединённое не борьбой, а гомеостазом-гармонией. Она – не единство противоположностей, а единство разных функций, необходимых для существования живого организма, находящегося в состоянии роста-развития. Все, что составляет живой организм, существует, как органичная целостность, его части не борются, а гармонично взаимодействует. Борются разные организмы, внутри одного организма борьбы нет. Триада – проявление гармоничной жизни, её символ. Да, триада, как бы, нисходя с неба на землю, включает мотор диалектики. Но разум, стремящийся к небу, к цели эволюции, к исполнению своей миссии, должен шаг за шагом заменять единство и борьбу противоположностей на ход перемен в циклах.

Живую оболочку нашей планеты принято называть ноосферой. Основной принцип существования ноосферы – гомеостаз, гармония разных частей, составляющих её. Разум был дан человеку в процессе эволюции для того, чтобы он сознательно утверждал гармонию, а не отдавался слепым силам борьбы за место под солнцем. Эти силы не приведут сами по себе ни к гармонии, ни к цели эволюции. На уровне холона с именем «человек» гармония может быть установлена только сознательно, для этого диалектику борьбы надо целенаправленно трансформировать в троичную гармонию перемен.

Человечеству давно уже известен закон гармоничного взаимодействия нечетных субстанциональных начал мироздания. Первооткрыватели его жили несколько тысяч лет назад. Мы здесь лишь «стряхнули пыль» с древних знаний. Они выражены в виде метафизических конструкций и мифов. О Святой Троице, как животворящей триаде, уже говорилось. Другим широко известным примером нечетной целостности уже из пяти субстанций является взаимодействие «У син» – пяти субстанциональных начал проявленного мира в китайской метафизике. Инь-Ян, взаимодействуя, порождают пять стихий (первоэлементов): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей», включая человека. И эти первоэлементы тоже находятся в гармоничном взаимодействии порождения, преодоления и контроля.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения). В триаде круга погашения не может быть, ему просто негде разместиться. Это, конечно, образы, метафизические модели. Но сколь содержательны и многозначительны они!

Если людям, вдруг, откроется, что все они – часть единого живого органичного целого – ноосферы и поэтому должны находиться в гармоничном взаимодействии, а общество в равновесии-гомеостазе с природой, жизнь на планете может преобразиться. И не важно, есть ли уже верхний холон – универсум, или мы создадим его. Это вопрос веры. Надо действовать так, будто универсум уже есть, чтобы не сворачивать с истинного пути эволюции. В этом «надо действовать так, будто он есть» и заключается парадигма действий. На практике она будет выражаться в формировании «ноосферного мышления», как воспитания представлений о единстве природного и духовного в человеке; в развитии природосохранных технологий; в уважении к древним традициям гармоничного взаимодействия человека и природы.

И вместе с этим придется осознать, что путь достижения единства с универсумом, путь эволюции, – это не только расширение сознания, и не только совершенствование тела и его возможностей, и не только стремление к высочайшей духовности, понимаемой, как проникновение в суть бытия, слияние с ней, а все это вместе. Это может быть самое трудное, что придется осмыслить и принять, потому что сложно вырваться из «наезженной колеи» существующих мировидений-мировоззрений, направляющих своих последователей по одному из путей совершенствования, а надо совместить все три. Иллюзии человеческого существования не устранимы без научного познания мира, без дисциплины мышления и поведения и без истинного единения с природой. Именно в этом заключается совмещение всех путей совершенствования и самосовершенствования на практике. «Расширять сознание» или «спасать душу», отрицая научное познание мира и совершенствование общества, – этого недостаточно для исполнения миссии человечества…

Противоречивость отношений между людьми и народами быстро никуда не исчезнет, борьба – свойство сущего. Невозможно сразу исключить то, что имманентно мирозданию. Но постепенно в процессе эволюции борьба должна вытесняться гармонией, обретая свою истинную меру. Вот за что надо бороться, спасая душу, расширяя сознание и укрепляя дух! И тогда чётный квадрат земли, эволюционируя, шаг за шагом будет превращаться в круг неба. Именно в этом восхождении от земли к небу, от животного к духовному сверхчеловеку, познавшему Универсум, как самого себя, и заключается смысл эволюции. Сделать жизнь на земле, как на небе, можно, познав и реализовав на земле закон троичной гармонии.

Если же строить мир, исходя из парадигмы борьбы, а не гармонии, то остаётся согласиться с Ф. Ницше: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». И тогда надо быть готовым к тому, что человечество-канатоходец погрязнет в борьбе и в любой момент может сорваться в пропасть.

Итак, в этой главе мы рассказали, как взаимодействуют друг с другом субстанции мироздания. Показали, что взаимодействие частей органичного целого обусловлено фундаментальным законом. Как органичное целое можно рассматривать: человека, семью, общество, цивилизацию, человечество, ноосферу, – всё, что представляет собой «жизненный мир» человека, и что можно и нужно приводить в гармоничное состояние. Применение этого закона на практике – и есть искомый метод достижения цели, которую можно назвать «E Pluribus Harmonia». Метод гармонизации жизни, имеющий основание в сущностном устройстве мира, мы назвали ТРИАЛЕКТИКА. Кстати, необходимо сказать, что этот термин впервые был применен М.А. Магомедовым в книге «Путь в Гамаюн», но мы вкладываем в это понятие существенно иное содержание.

А теперь пора перейти к генезису универсума, не забывая, что пока мы находимся на этапе создания модели мироздания, предназначенной для рассмотрения со всех сторон, с целью определения генезиса и характеристических особенностей каждого исторически сложившегося мировидения.

 

https://www.peremeny.ru/books/osminog/11487

https://lektsia.com/17xd5e5.html