Автор: Иванов С.С.
Миростроительство Категория: Проблемы Социализма
Просмотров: 3040

Положения, выносимые на защиту:

1. Политическое значение социализма в контексте истории и методологии политической науки наиболее полно раскрывается с позиции выявления в нем утопического и идеологического аспектов, объективно соответствующих теории и практике христианского социализма. Утопический аспект социализма заключается в нормативно-ценностной направленности его политической теории, что связано с формированием политических идеалов и ценностей социалистического учения. Идеологический аспект социализма ориентирован на воплощение его теоретических положений в политическом процессе, связанных с гуманистическими традициями, заимствованными из христианства.

2. В своем развитии христианский социализм прошел несколько этапов: формирование ранней христианской общины; деятельность еретических народных движений и сект; появление философских учений христианских социалистов; развитие христианского социализма в рамках социальной доктрины Церкви; организация и функционирование христианско-социалистических партий и общественных объединений классического типа; зарождение и развитие христианско-социалистических движений и групп персоналистической ориентации. Итогом социально-исторического развития этого течения явилось формирование основных направлений христианской персоналистической политики, нацеленной на создание условий для всесторонней, гармоничной, творческой самореализации человека в гражданском обществе.

3. Основные категории и понятия политической науки применительно к анализу христианского социализма как политического феномена раскрываются в контексте его программных особенностей. Главными из них, характерными как для русской, так и для западных его разновидностей, являются христианское понимание истории, органическая теория общества, концепция христианской общественности, социальное понимание собственности, власти и общественного положения личности. Воплощение этих программных принципов в политической жизни общества, по мнению автора, может способствовать созданию условий для построения справедливого социального государства, в котором наряду с достижением высокого уровня благосостояния приоритетными становятся такие формы социально-экономических отношений, как демократия участия в политическом процессе, партнерские отношения между субъектами гражданского общества в ходе становления, производственного самоуправления трудящихся, создание условий для всестороннего творческого развития каждой личности, формирование здоровой окружающей природной среды обитания человека. Перечисленные направления социальной политики христианского социализма, присущие ему как комплексному политическому феномену, включают и идеологию, и общественное движение.

4. Специфика развития теории христианского социализма в социально детерминированной среде российской и романо-германской (европейской) цивилизаций исследована на примере осуществления его программных принципов в различных сферах культурно-исторической жизни цивилизации. При этом доказано, что глубокое теоретическое развитие христианский социализм получил в России, а западные общества осуществили его практическую реализацию.

5. Выдающиеся мыслители и общественные деятели, разработавшие теорию русского христианского социализма, предложили конкретные пути и методы совершенствования общественных отношений в контексте нравственного прогресса. Основоположник социально-философской концепции христианского социализма B.C. Соловьев обосновал ее в качестве важнейшего фактора построения правового государства. Последователи выдающегося мыслителя С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, Г.П. Федотов сформулировали конкретную социально-экономическую, политическую и культурную программу христианского социализма, способствовавшую персона-лизации общественной мысли и пробудившую интерес к духовной значимости общественных процессов. Сегодня ряд тезисов религиозной философии серебряного века органично включен в социальную доктрину Русской Православной Церкви, основанную на православном идеале общественного устройства.

6. Конфессиональные и национальные разновидности движения христианского социализма в России и странах Западной Европы выделены автором в соответствии с цивилизационными особенностями развития общества: православный (русский) и католический, протестантский (западный). В ходе исторического процесса происходит последовательное становление и развитие социально-исторических форм христианского социализма: ранний христианский коммунизм, феодальный христианский социализм, критически-утопический христианский социализм, уравнительный христианский социализм, христианский персоналистический социализм. Соответственно, организационные структуры движения христианского социализма эволюционировали от первоначальной христианской общины и еретических сект, построенных на началах общности и равенства, к разветвленным политическим организациям партийного и профсоюзного типа, наиболее полно развернувшим свою деятельность со второй половины XIX в.

7. Христианский социализм в странах Запада, развиваясь под преимущественным воздействием социальных доктрин католицизма и протестантизма, формировался, как правило, в русле рационалистического типа политического мышления и реализовался в конкретных практиках построения социального государства.

Наиболее полное отражение принципы христианского социализма получили в общественной мысли французских персоналистов: П. Тейяра де Шардена, Ш. Пеги, Ж. Маритена, Э. Мунье, Ж. Лакруа, обосновавших необходимость утверждения свободы и достоинства человеческой личности в ее теологическом понимании. Теоретические разработки западных христианских социалистов нашли свое воплощение в социально-экономических реформах: политике государственного дирижизма во Франции, осуществлявшейся в годы правления президента V Республики генерала де Голля; германском «экономическом чуде», заслуга реализации которого принадлежит политическому блоку ХДС/ХСС во главе с К. Аденауером, Л. Эр-хардтом, Г. Колем и Й. Штраусом; конструктивных преобразованиях национальных экономик Италии и Испании, предотвративших как антидемократические действия неофашистов, так и коммунистические движения революционного характера.

Творческий синтез принципов христианства, социализма и персонализма оказался намного плодотворнее, чем коллективистские формы социализма, поскольку в отличие от них в христианском персоналистическом социализме учитывалась уникальная этическая ценность человеческой личности в теологическом понимании и ставилась задача ее постепенного совершенствования в сочетании с глубокими социальными преобразованиями.

8. Комплексный сравнительно-исторический анализ христианско-соци-алистических движений в ряде стран Западной Европы, осуществленный в диссертации, способствовал выявлению их практической эффективности в реальной политической жизни общества. Тем западным странам, которые придерживались этических норм христианской политики в экономической и социальной жизни, удалось достичь значительных успехов, что проявилось в конкретных показателях экономического роста общественного благосостояния, увеличения валового внутреннего и валового национального продуктов, повысившего качество жизни населения за счет оптимизации социальных процессов и институтов, а также формировании цивилизованных стандартов социального обеспечения и критериев эффективности современной демократии.

9. Продуктивную реализацию теория христианского социализма получила при ее интеграции с профсоюзным движением, прошедшим длительную эволюцию от рабочих кружков протопрофсоюзного типа к современным производственным ассоциациям и кооперативам, основанным на принципах рабочей демократии участия. Этот процесс составил основное содержание христианского синдикализма, получившего распространение в европейских странах с начала XX в. и затронувшего Россию, где в это же время предпринимались попытки создания христианских профсоюзов.

10. В диссертационном исследовании проведен анализ весьма эффективной социальной политики ряда западных стран, где у власти находились приверженцы христианского социализма, последовательно проводившие религиозно-нравственные принципы в общественную жизнь. Построение трудового и социального законодательства на этических началах взаимоотношения личности и общества позволило сформировать систему социального партнерства между субъектами гражданского общества при посредничестве государства, что составило содержание корпоративного варианта общественной организации. Межклассовое сотрудничество в качестве промежуточного этапа на пути к справедливому государству стало социальной базой обеспечения конституционно-правового консенсуса между основными политическими силами. Еще одним го решающих условий осуществления национальной экономической реконструкции стала способность политических партий и общественных объединений к участию в политическом управлении, что соответствует общим принципам демократии участия. Эти социально-экономические и политические меры обеспечили практическую действенность христианского социализма как реформаторского общественного движения.

11. Степень практической реализации теории христианского социализма оказалась разной в зависимости от национальных и конфессиональных условий той или иной страны. Движение русского христианского социализма проявилось в деятельности партийных организаций и групп преимущественно интеллигентского характера и не приобрело широкого распространения в силу объективных исторических причин, связанных с формированием тоталитарного политического режима и антирелигиозной политикой Советского государства, а также неразвитостью гражданского правосознания. В западных странах результаты деятельности христианско-социа-листическош движения оказались более эффективными по причине сохранения демократических и религиозно-культурных католических и протестантских традиций в широких общественных массах.

12. Политическое воздействие христианского социализма на современную общественную жизнь связано с ее нравственной организацией, христианской нормативно-ценностной ориентацией политики, формированием справедливого государства, правовой инстнтуционализацией социальных институтов. Рассмотрение христианского социализма как политического феномена включает понимание его действительной роли в нравственном прогрессе общества, что предполагает соединение политической этики с современными политическими технологиями.

13. Ослабление социального влияния христианско-социалистическош движения на современном этапе проявилось в падении рейтинга христианских социалистов в структурах политического представительства парламентской демократии в ряде стран Западной Европы (например, Великобритании, Франции), что обусловлено изменениями социально-экономической и политической конъюнктуры в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Перед христианскими социалистами возникают новые задачи в процессе формирования социального государства в ответ на вызовы глобализации.

14. Влияние христианско-социалистических идей на развитие современной политической жизни России только начинает проявляться и преимущественно выражается в распространении консервативных и социал-реформистских политических идеологий. Будущее христианского социализма в Российской Федерации зависит и от перспектив нового религиозного ренессанса, и от политической активности масс.

15. Автор считает, что вклад христианских социалистов в политическую науку достаточно велик, поскольку принципы этической экономии, положенные в основу их теории, как показывает политическая практика, достаточно весомы для гуманистически и нравственно ориентированной социально-экономической политики. При таком подходе сама христианская политика в качестве системы социальной морали становится производительной силой, жизненно необходимой для организации социальной рыночной экономики.

Теоретическая значимость исследования состоите комплексном использовании широкого спектра научных методов в контексте дуалистического синтеза объективных и субъективных факторов общественного развития, позволившем выявить сущность христианского социализма как политического феномена в единстве его духовно-нравственных и социально-экономических задач.

Обоснование христианского социализма как одного из основных идейно-политических течений русской и западной религиозно-философской и общественной мысли способствует рассмотрению воздействия идеологии христианского социализма на политическую практику: деятельность профессиональных союзов, партий и движений, построенных по конфессиональному признаку, а также на социальную политику европейских стран.

Обобщение исторического опыта христианско-социалистического движения связано с новым подходом к изучению проблем формирования многопартийной политической системы общества, места и роли христиан-ско-социалистических политических партий, объединений и групп в рамках ее организационно-правовой структуры с целью правовой стабилизации государственности России и стран Западной Европы. Ряд положений диссертации, прежде всего тезисы о программных особенностях христианского социализма, о методах его воздействия на устойчивое политическое развитие страны, могут послужить импульсом для дальнейших теоретических изысканий в данном направлении политологического знания.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в доказательстве возможности применения его теоретических положений и политического опыта христианских социалистов во всех сферах жизни общества, а совокупность обобщений, выводов и предложений, содержащихся в диссертации, представляется целесообразным использовать при решении ряда практических задач. Так, оптимальная модель взаимодействия христианской общественности с социальным миром и государством должна формироваться в контексте правового регулирования церковно-госу-дарственных отношений на основе социальной доктрины РПЦ и государственного законодательства.

Изучение программных документов политических партий и общественных объединений христианско-социалистической ориентации стран Запада и России позволяет выявить факторы политической стабилизации общества и его устойчивого социально-экономического развития.

Важное практическое значение приобретает ориентация христианских социалистов на утверждение в социально-экономической жизни основных направлений осуществления демократии участия: движения христианского синдикализма; правового содействия организации системы социального партнерства, развития кооперативного движения, малого и среднего бизнеса; политики народного капитализма, связанной с акционированием предприятий в интересах трудящихся. Все это способствует формированию плюралистической струюуры национальной экономики на основе трудового начала христианской морали, а также преодолению отчуждения человека от нравственности, власти и собственности.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания политологии, философии и историко-правовых дисциплин; в деятельности органов власти и управления; при выработке программно-политического курса политических партий, общественных объединений; при формировании концепции современной российской и международной политики в ходе реализации социальных проектов.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в двух авторских и одной коллективной монографиях; в девяти статьях, опубликованных в научных рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК Минобрнауки РФ; в 43 статьях - в иных изданиях. Результаты исследования обсуждались на тридцати международных конференциях, всероссийских форумах, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях. Общий объем научных публикаций-59,2 п.л.

Структура диссертации определена ее исследовательскими задачами и состоит из введения и четырех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка.