Автор: Иванов С.С.
Миростроительство Категория: Проблемы Социализма
Просмотров: 2928

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены научная проблема, предмет, цель и задачи работы, выделена ее научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности проблемы в научной литературе.

В шаве 1 «Христианский социализм в политическом спектре общества» выявляется место христианского социализма среди других идейно-политических течений, а также его основные принципы.

В параграфе 1.1 «Социализм в контексте истории и методологии политической науки» проанализированы основные методологические подходы к изучению проблемы социализма, свойственные таким важнейшим направлениям общественной мысли, как марксизм, либерализм и

русская религиозная философия. Исследование социалистической идеи сквозь призму этих методологий позволяет приблизиться к объективной оценке социализма как идейно-политического течения.

В марксистской методологии при анализе содержания идеологии христианского социализма, как правило, применялся классовый подход, в соответствии с которым развитие общества обусловливалось процессом социального и имущественного расслоения, взаимодействием и борьбой социальных классов, а следовательно, развитием общественно-экономических формаций, политической организации общества.

В диссертационном исследовании делается вывод о продуктивности методологии либерализма при переосмыслении марксистского опыта социальных преобразований с позиции индивидуалистического рационализма. Либеральные концепции К. Манхейма, К. Поппера, в отличие от теории марксизма, строились не на классовом подходе, зачастую весьма мифологизированном, а на индивидуалистической антропологии как выражении тенденции к социальной персонализации. Отсюда комплексное восприятие сторонниками политической теории либерализма природы человека на основе экономического, социального и идеологического аспектов, а также оценка его с позиции гуманистических ценностей.

Проведенный в исследовании религиозно-философский анализ исторической роли социализма позволил выявить основные методологические подходы, свойственные учениям о смысле истории: богочеловеческом историческом процессе, плохой и истинной бесконечности, прогрессе, что позволило разграничить объективно-научное и субъективно-классовое содержание социализма. В социалистической концепции религиозные философы, выделив ряд идеологических и социально-психологических факторов, способствующих совершенствованию общества, определили причины, при которых она трансформируется в идею уравнительной справедливости, порождает рационалистические утопии и смыкается с интеллигентским максимализмом.

. Правомерна постановка вопроса, в какой мере социализм есть положительное мировоззрение, не противоречащее нормам христианской этики? Когда начинается его духовное вырождение - превращение в агрессивную идеологию, результатом которой становится разрушение религиозно-онтологических основ общественности, а также утверждение тоталитарных политических режимов? Эти проблемы рассматривались в трудах отечественных философов: Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, Г.П. Федотова и западных мыслителей: П. Тейяра де Шарде-на, Ж. Маритена, Ш. Пеги, Э. Мунье, Ж. Лакруа и других сторонников христианского социализма. Работы этих авторов убеждают в том, что когда наука, в том числе политическая теория социализма, стремится занять место религии, она превращается в рационалистическую социальную утопию, подавляющую духовную и общественную свободу человека. Если же социалистическая идея не претендует на всеобъемлющее и всепоглощающее значение, а остается мерой практической целесообразности, предполагающей определенные мирные, ненасильственные социальные реформы, возможна ее христианизация.

Параграф 1.2 «Основные этапы развития христианского социализма» посвящен классификации социально-исторических периодов христианского социализма, связанных с его конкретными формами проявления, обусловленными положениями социально-формационного анализа. Социальная эволюция этого общественно-политического течения длилась на протяжении столетий и включает несколько этапов исторического развитая, которые можно классифицировать в соответствии с социально-формационной теорией общественного развития. Первый из них связан с формированием ранней христианской (апостольской) общины в Древней Иудее (I в. н.э.); второй - с антифеодальными еретическими народными движениями средних веков в Европе; третий - с развитием теории и практики утопического христианского социализма в Новое время; четвертый - с эволюцией христианского социализма в Новейшее время, ориентированного на социальную доктрину Церкви; пятый - с философско-теоретическими изысканиями сторонников христианского персоналистического социализма, а также с деятельностью христианско-социалистических партий и организаций.

Учение раннего христианского коммунизма получило развитие в первые века христианства, возникнув на базе коллективистской организации древней апостольской общины. Именно тогда начали оформляться программные принципы христианского социализма, ставшие основополагающими для его теории на последующих этапах общественного развития. Дальнейшие социально-исторические формы христианского социализма- феодальный, мелкобуржуазный, буржуазный, критически-утопический, уравнительный, персоналистический - при определенном различии их программных положений были ориентированы в целом на реализацию социокультурных и политико-экономических преобразований в русле социального гуманизма.

Творческое переосмысление принципов христианского социального учения западными и русскими мыслителями на этапе формирования персоналистического христианского социализма привело к нравственному обоснованию социальной науки на началах этической экономии и христианской политики.

В главе 2 «Программные особенности христианского социализма» выявлена специфика становления и формирования этого политического феномена с учетом цивилизационных компонентов культурно-исторического развития России и стран Запада.

В параграфе 2.1 «Христианское понимание истории - определяющая программная особенность христианского социализма» установлена общеисторическая и часпюдогматичеекая обусловленность христианской философии истории, основы которой были заложены в христианском вероучении и развиты крупнейшими теологами и философами России и стран Запада. Автор доказывает, что концептуализация христианства как активной социально-исторической силы духовного порядка способствовала социальной стабилизации, поступательному устойчивому развитию общества, утверждению принципов социального государства во многих странах Западной Европы.

Православное понимание истории, свойственное представителям русского христианского социализма, связано с историческими судьбами Русской Православной Церкви, социальной феноменологией соборности и направлено на выявление оптимального взаимодействия личности и общества в контексте учения о Богочеловечестве, основы которого были заложены Вл. Соловьевым и развиты С.Н. Булгаковым, В.Ф. Эрном, В.П. Свен-цицким, Н.А. Бердяевым, Г.П. Федотовым.

Трактовка истории западными христианскими социалистами, по мнению автора, обусловлена культурно-исторической спецификой европейских стран и построена на исследовании развития христианского социализма в рамках католицизма и протестантизма. Доказано, что наиболее глубокую теоретическую реализацию проблема понимания истории получила в трудах французских христианских социалистов Ш. Пеги, Ж. Мари-тена, Э. Мунье, П. Тейяра де Шардена, Ж. Лакруа, обосновавших персона-листскую историософскую концепцию.

Таким образом, в соответствии с выводами диссертанта понимание истории христианскими социалистами России и стран Запада сводится к персона-листической теории, в шторой прослеживается активная позиция личности в ходе социального освобождения человека, преодоления всех форм эксплуатации и отчуждения в процессе расширения его свободы и повышения этического и правового сознания личности. Подобная социальная политика, на взгляд социалистов персоналистической ориентации, должна привести к нравственному преобразованию сущности государства, ориентированного на идеал свободы и равенства в строе свободного универсализма, способствующего разрешению национальных и глобальных проблем человечества.

Параграф 2.2 «Органическая теория общества - сущностная характеристика программы христианского социализма» посвящен изучению еще одной программной особенности теории христианского социализма -проблемы общественного устройства.

По определению автора исследования, органическое общество - это общественный строй свободного универсализма, при котором достигается определенная степень равновесия между свободой и равенством. Именно тогда взаимное отчуждение между личностью и обществом преодолевается на основе равноправной социальной коммуникации.

Доказывается, что в раннем христианстве органическая теория общества трактовалась в соответствии с религиозно-догматическим пониманием Церкви как союза веры - «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3), каждый из участников которого выполняет определенные религиозные и социальные обязанности, способствуя прогрессу христианской общины в целом. Феодальный строй, по мнению H.A. Бердяева, представлял собой относительное историческое воплощение органического общества, построенного на началах корпоративной солидарности и иерархии сословий. Именно в соответствии с этим качеством предлагаемый философом общественный идеал, в котором корпоративизм становится главным элементом социальной структуры, назван им «новым средневековьем», что, на взгляд диссертанта, представляет собой реакцию неприятия философом революционных преобразований в России.

Диссертантом поддерживается целесообразность рассмотрения христианскими социалистами органической теории общества через призму политической феноменологии соборности, когда взаимоотношения личности и общества строятся на основе достижения определенного равновесия свободы и равенства. На взгляд автора, органическая теория общества явилась общей идеологической почвой политических теорий как консерватизма, так и христианского социализма, получивших в дальнейшем, однако, противоположную нормативно-ценностную ориентацию: политическая теория консерватизма построена на иерархическом персонализме, связанном с постулированием тезиса о социальном неравенстве как мощном факторе совершенствования личности в строе органического общества; представители же христианского социализма привержены идеалу органического общества как бесклассового, социальная градация в котором осуществляется по профессиональному признаку, что является социальным базисом гуманистической направленности христианской политики в соответствии с принципами радикального персонализма.

Следовательно, разные трактовки органической теории общества приводят к различным идеологическим выводам: социальная справедливость понимается консерваторами как воздаяние каждому должного, что порождает социальное неравенство, а христианскими социалистами - как формирование общества народного благосостояния, сглаживающего социальное неравенство посредством сочетания мер государственного управления и саморегулирования рыночных отношений.

Автор приходит к выводу, что в классическом варианте органическая теория общества, разработанная христианскими социалистами, получила новое звучание в контексте проблем XX столетия. В частности, особую актуализацию приобрели вопросы взаимодействия гражданского общества и государства, разграничения их компетенций в органическом народо-устройстве, необходимости правовой ответственности субъектов общественных отношений за принятые решения. По мнению диссертанта, значимым результатом процессов становления и развития корпоративных отношений в современном обществе явилась выработка социально-экономической системы демократии участия, взятой на вооружение социал-демократическими и христианско-социалистическими партиями стран Запада и построенной на вовлечении широких народных масс в общественное и государственное управление, что представляет модернистский вариант осуществления органической теории общества. Социальное партнерство, включая частно-государственные отношения, осуществляемое в практике христианского социализма, служит методом оптимизации правоотношений в справедливом государстве, построенном на началах демократического корпоративизма.

В параграфе 2.3 «Проблематика христианской общественности как основа политической программы христианского социализма» главное внимание уделено изучению проблематики христианской общественности, охватывающей сферы религии, политики, экономики, культуры.

В теории христианского социализма, на взгляд диссертанта, предложены конкретные пути оптимизации отношений Церкви и государства. Они заключаются в согласованном разграничении церковной и государственной компетенций в соответствии с религиозно-правовой доктриной «симфонии властей», впервые предложенной еще в византийском Своде гражданского права Юстиниана (Codex juris civilis) и подробно разработанной в трудах христианских социалистов-B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, Г.П. Федотова и других.

Концепция христианской политики также причисляется автором к проблеме христианской общественности. Сформулированная русскими и западными христианскими социалистами, она получила в их исследованиях философскую трактовку, а в социальной доктрине Церкви - религиозно-догматическое обоснование.

Проведенный в диссертации анализ позволил выявить представления христианских социалистов о сущносуи христианской персоналистической политики: оптимизация отношений Церкви, государства и светского общества; обеспечение свободы совести и вероисповедания; создание материальных условий для нравственного прогресса общества и развития социальных программ, направленных на улучшение жизни людей. Духовность, порядок и свобода, по убеждению сторонников персоналистического христианского социализма, составляют триединую формулу любой свободной теократии как правовой организации христианской общественности и политики.

В ходе диссертационного исследования установлено, что виднейшие представители социального христианства, начиная с апостольских времен, в соответствии с принципами органической теории общества необходимость социального служения личности возводили в важнейшую нравственную проблему. В качестве обязательного условия либерализации общественных отношений христианскими социалистами выдвигалось требование ограничения государственной власти, которое должно обеспечиваться посредством политических гарантий гражданскому обществу, общественного самоуправления; развития принципов федерализма; разделения властей в политической организации общества; процессов международной интеграции.

Христианская политика, по мнению христианских социалистов, распространяется также на правовые и социальные отношения, которые должны быть преобразованы в соответствии с нормами христианской нравственности.

Автор делает вывод, что в контексте проблемы христианской общественности, включающей все главные аспекты духовной и материальной жизни общества, русские и западные христианские социалисты основное внимание уделяли принципу социальной справедливости, весьма значимому для гуманистической организации христианской общественности.

Параграф 2.4 «Социальное понимание власти, собственности и общественного положения личности в экономической программе христианского социализма» посвящен исследованию важнейшей программной особенности теории христианского социализма. Очевидно, что в соответствии с гуманистической трактовкой этих вопросов власть, собственность и социальный статус человека не являются безусловными правами, а нравственно, экономически и социально обязывают их обладателей к соблюдению интересов общества.

Гуманистическая концепция социального порядка, впервые выдвинутая философами древности и развитая в христианстве, впоследствии нашла свое целостное выражение в классической политической мысли, наиболее полно воплотившись в теории христианского социализма. Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволил выявить целый ряд причин социальной гуманизации: во-первых, прогрессивное историческое развитие социально-экономического базиса, повлекшее за собой радикальную трансформацию социального мышления; во-вторых, повышение роли человеческого фактора в общественном производстве; в-третьих, становление демократии участия и развитие производственного самоуправления трудящихся; в-четвертых, положительное взаимодействие Церкви и государства, морали и права, нацеленное на формирование справедливого народоустройства.

Восприятие проблем человеческой солидарности и свободы в личном и общественном труде, связанных с нравственной организацией социального порядка, по мнению автора, находило свое воплощение в строе свободной общинности, в котором ценности нравственности и религии признавались в качестве истинных опор народоустройства и занимали достойное место в его структуре. По своей сути изначально присущие человеку нравственные ценности находят свое выражение в трудовом начале христианской морали и принципе верховенства добра, что, по мысли христианских социалистов, должно стать фундаментом справедливого государства.

Социальное понимание власти, собственности и общественного положения личности представляет собой конкретное измерение функционирования правовых институтов общества. С учетом изложенного автор делает вывод, что социальная концепция взаимодействия субъектов многоукладной экономики, построенной преимущественно на коллективистских началах, оказала существенное воздействие не только на общественно-политическую мысль России и Запада, но и на государственную социально-экономическую политику, что проявилось в многочисленных программах социального обеспечения и государственного дирижизма на основе публично-правового регулирования экономики.

В главе 3 «Христианский социализм в многопартийной политической системе общества» проанализированы национальные и конфессиональные условия формирования движения христианского социализма в России и западных странах, а также выявлены основные направления его становления и развития.

В параграфе 3.1 «Русскийхристианский социализм в системе политических партий и организаций» обосновано, что теория христианского социализма, формировавшаяся на протяжении столетий, получила разную степень научной разработанности и практической реализации в зависимости от национальных и конфессиональных условий той или иной страны. На основе сравнительно-исторического и социально-политического анализа автор констатирует, что развитие общественной мысли в гуманистическом направлении, поиск оптимальной модели справедливого государства в строе христианской цивилизации привели к необходимости практического воплощения программных положений христианского социализма в общественном движении, основной целью которого являлась кардинальная трансформация социально-экономических отношений, требующая зрелого гражданского общества.

Парадоксально, но глубоко разработанная русскими мыслителями теория христианского социализма нашла наименьшее общественно-политическое воплощение в родном Отечестве. Объективные исторические условия после Октября 1917г., связанные с формированием тоталитарного политического режима и последовательной антирелигиозной политикой советского государства, а также неразвитость правосознания общества, необходимость проведения социально-экономической модернизации СССР в сжатые сроки, недопущение политического инакомыслия не оставили надежды на развитие независимых правовых институтов в стране, включая христианско-социалистические партии и организации. В этих условиях они моши существовать только в подполье, не имея широкой социальной базы.

Таким образом, в диссертационном исследовании установлено, что русский христианский социализм не нашел своего проявления в широком общественном движении. Его социальное влияние оставалось слабым и ограничилось малочисленными группами и кружками протопартийного типа.

В параграфе 3.2 «Движение христианского социализма во Франции и Германии» изложены результаты изучения деятельности христианско-со-циалистических политических партий и общественных объединений в тех странах, где это движение получило наиболее широкое распространение и плодотворное воплощение в политической практике.

Христианско-социалистическое движение во Франции и Германии развивалось в процессе эволюции всего общественного строя католической и протестантской цивилизации. Уже в период феодализма, с обострением антагонистических противоречий между основными классами средневекового общества, а также Церковью и еретическими движениями, потребовали решения важнейшие вопросы социального бытия человека, соотношения свободы и необходимости, личности и общества, Церкви и государства. Крестьянские восстания, обрушившиеся в ХГУ-ХУ вв. на большинство западноевропейских стран и движимые лозунгами, требовавшими церковных и социальных преобразований, не привели к успешному решению проблемы общественной справедливости, хотя основательно расшатали устои феодального строя, тормозившего развитие производительных сил общества.

В Новое время движение христианского социализма в европейских странах было направлено на мирные преобразования в сфере религиозных, политических, экономических и социокультурных отношений. Вследствие общественных реформ возникли новые социальные отношения между Церковью, рабочим движением и государством на основе равноправного партнерства. Была создана система политического представительства христианской общественности в органах парламентской демократии. Автор приходит к выводу, что формирование широкой социальной базы политических партий христианско-социалистической ориентации способствовало повышению организованности рабочего движения с последующей его христианизацией.

В процессе исследования выявлено, что система политического представительства органов парламентской демократии Франции и Германии во второй половине XX в. пополнилась депутатами отхристианско-социалистических партий, которым удалось завоевать большинство голосов избирателей и оказать реальное воздействие на общество в русле интеграции политики и морали, что привело эти страны к качественным преобразованиям в направлении формирования социального государства.

В Новейшее время организации христианско-социалистической направленности, оказавшись в водовороте столкновений с разными идеологическими силами, столкнулись с проблемой сохранения своей мировоззренческой ориентации. Христианские социалисты в рамках противодействия фашизму принимали активное участие в организации и деятельности Народного фронта, затем Движения Сопротивления, тем самым осуществляя определенное сотрудничество с коммунистами. Но это был временный тактический союз, обусловленный конкретными историческими событиями. В целом же христианские социалисты, принимая определенные положения социально-экономической программы коммунистов, считали их идеологию неприемлемой в силу ее атеистической ориентации и беспринципности политической тактики.

Анализируя процесс проведения экономических реформ во Франции и Германии, автор придерживается мнения представителей классической политической теории (Ф. фон Хайека, М. Фридмена и др.) о необходимости взаимодополнения экономической и политической свобод личности как основополагающего принципа современного общественного развития, при котором главным условием социального прогресса становится приоритет гуманистических ценностей в общественных отношениях.

Анализ развития христианско-социапистических партий и движений в ведущих романо-германских странах показал, что при подчинении конкретно-историческим и общецивилизационным закономерностям оно было направлено на творческую интерпретацию основных ценностей христианской культуры и способствовало социальному прогрессу в целом.

Выявляя причины широкого распространения идеологии христианского социализма в западноевропейских обществах, автор обозначает ряд факторов, оказавших существенное влияние на формирование и становление этого движения. Прежде всего это глубокие религиозно-культурные традиции, способствовавшие перманентному обновлению политической практики и в то же время обеспечивающие ее преемственность последующими поколениями. Очевидны и изменения в социально-экономической структуре, связанные с развитием капиталистических отношений и формированием рабочего класса, которые привели к развитию профсоюзного движения, в том числе христианского синдикализма. Еще одна существенная причина, обусловившая укрепление идеологии христианского социализма, заключалась в насущной необходимости оформления оптимальной модели государственного устройства, основанной на воплощении в жизни гуманистических идеалов христианской политики.

Проведенный в параграфе 3.3 «Христианско-социалистическое движение в Италии и Испании» анализ позволяет сделать вывод, что по сравнению с Францией и Германией движение, ориентированное на воплощение в жизнь программных особенностей христианского социализма, Италии и Испании характеризовалось ббльшим политическим радикализмом. Это проявилось в максимализме реформаторских политических программ, широкой раз-ветвленности и многочисленности христианско-социалистических партий, объединений и групп, стремившихся осуществить в политической практике социальное учение Церкви. Широкая социальная база христианского социализма в этих странах позволила в послевоенный период достаточно быстро осуществить национальную экономическую реконструкцию и ориентировать политическую элиту на ценности христианского гуманизма.

В диссертации показано, что возникновение организованного общественного движения христианского социализма в Италии стало итогом радикализации католической идеологии в период буржуазных революций в странах Европы в соответствии с общей направленностью развития социального католицизма: феодальный монархизм - католический консерватизм -либеральный католицизм - христианский социализм. Итальянский вариант христианского социализма стал альтернативным по отношению и к леворадикальным группировкам революционного движения, представители которых придерживались якобинских взглядов, и к реакционному клерикальному течению, сторонники которого защищали старый феодальный мир, распадавшийся под ударами буржуазных революций.

Ослабление христианско-социалистического движения в последние годы обусловлено изменениями в социально-экономической и политической конъюнктуре в условиях финансового кризиса, что поставило перед христианскими социалистами новые задачи по формированию социального государства в ответ на вызовы глобализации. Автор констатирует, что роль христианских социалистов в объединенной Европе и степень их влияния на современную политику снижается под воздействием централистских тенденций наднациональной бюрократии, допускающей систематическое ущемление государственного суверенитета субъектов Европейского союза.

Политический опыт испанских христианско-социалистических партий, организаций и групп, по мнению автора, свидетельствует о плодотворности обновления национальных традиций на основе католического модернизма, что способствует формированию гражданского общества. В ходе социальных реформ, проведенных в том числе и по инициативе христианских социалистов, осуществлялось радикальное обновление всех сфер жизни общества и государства. В правовой структуре политического представительства системы парламентской демократии христианско-социалистические партии нашли достойное место в качестве сил, строящих новую Испанию. Ее политическая

организация носит социальный характер и в сотрудничестве с гражданским обществом стремится к созданию правовых и экономических условий для всестороннего гармоничного свободного развития каждой личности.

В главе 4 «Социальная политика в России и странах Западной Европы в контексте христианского социализма» выделены аспекты воздействия теории христианского социализма на социальные, политические и экономические процессы посредством организации христианского профсоюзного движения, а также создания условий для формирования христианской социальной политики в соответствии с принципами демократии участия.

В параграфе 4.1 «Христианский синдикализм как практическое воплощение принципов христианского социализма» профсоюзное движение изучено в качестве объекта практического приложения теории христианского социализма. Автор отмечает, что профсоюзное движение, в организационную структуру которого входили и объединения христианского синдикализма, в XX столетии в западных странах превратилось в реальную социальную силу, с которой были вынуждены считаться и государство, и работодатели.

Движение христианского синдикализма в целом руководствовалось социальной доктриной Римско-Католической Церкви, сформулированной главным образом в папских энцизсликах. В социальном учении Церкви обозначены основные задачи христианских профсоюзных организаций: защита социально-экономических прав трудящихся на базе расширения роли церковной организации в обществе, демократизация отношений собственности, укрепление семьи как первоосновы общественного организма.

Христианские профсоюзы выдвигали предложения о национализации отдельных отраслей экономики и установлении демократического контроля над национализированными предприятиями, об индикативном планировании государственной социально-экономической политики и перераспределении национального дохода в пользу его непосредственных производителей, что, по мнению диссертанта, соответствует принципам демократии участия - хозяйственного и общественного самоуправления трудовых коллективов предприятий, способствующего плодотворному межклассовому сотрудничеству.

Автор убежден, что важнейшим результатом деятельности профсоюзов в западных странах явилась их организация по профессиональному (территориальному) или отраслевому (производственному) принципу и формирование в ходе этого процесса системы социального партнерства как институционального выражения основного метода эффективной демократии - «обратной связи» с гражданами.

В диссертации показано, что представители католического синдикализма всех западных стран стремились ввести в практику социально-трудовых отношений и в целом производственного процесса методы самоуправления и рабочего контроля на предприятиях, в организациях, учреждениях, а также содействовали участию рабочих в акционерных обществах в соответствии с важнейшими тезисами программы христианского социализма.

В параграфе 4.2 «Отражение политики христианского социализма в социальном и трудовом законодательстве» дано ее определение как комплекса мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ к числу основных задач социальной политики относятся охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки всех нуждающихся, развитие и гарантия социальной защиты.

В процесс формирования социальной политики включен целый ряд законодательно регулируемых общественных и государственных институтов. Специфика социальной политики, проводимой институциональными структурами, ориентированными на практическое воплощение принципов христианского социализма, по мнению автора, состоит в применении норм христианской этики и морали для установления гуманных общественных отношений во всех сферах человеческой деятельности, включая производственную.

По определению, предложенному автором, социальная политика христианского социализма представляет собой комплекс организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по формированию условий для интеграции работников и предпринимателей при государственном посредничестве в систему социального партнерства, субъекты которой взаимодействуют на равноправных началах с целью установления экономической, религиозной, культурной и социальной демократии, что, в свою очередь, является предпосылкой осуществления демократии политической.

Законодательная реализация предложений по совершенствованию социальной политики в западных странах и России была сопряжена с упорной борьбой за воплощение в жизнь социально-экономических прав трудящихся, что повлекло за собой принятие целого ряда правовых документов в сфере трудового и социального законодательства как на международном, так и национальном уровне.

Достижения христианских профсоюзов, закрепленные в социальном законодательстве России и ряда государств Западной Европы, стали реальными результатами социальной правовой политики христианского социализма.

Таким образом, в диссертационном исследовании обоснован вывод о том, что социальная политика, формировавшаяся под воздействием институциональных структур христианского социализма, в странах Западной Европы была ориентирована на создание демократической версии корпоратявного государства; это равным образом поддерживалось и умеренными христианскими социалистами, находившимися на позиции социального монархизма, и левыми христианскими социалистами, придерживавшимися политического идеала социальной республики. Следует отметить, что достигнутые западными странами социально-экономические успехи определялись соединением правовых и нравственных норм - по убеждению христианских социалистов, важнейшего условия построения справедливого социального государства.

В заключении обобщены результаты исследования, подведены его итоги, обоснованы выводы; рассмотрена возможность использования авторских предложений для практического совершенствования социальной политики в русле концепции христианского социализма; намечены исторические перспективы христианского социализма как политического феномена и выявлены основные проблемы, требующие дальнейшей разработки.