Автор: Пыжиков А.В.
Раскол Категория: Пыжиков Александр Владимирович
Просмотров: 3117

23.01.2019 Власовщина образца ХVIII века. 

 

Нижегородский владыка Питирим (1665-1738 г.г.) происходил не из малороссов или поляков, чьи представители оккупировали московскую церковь, а из семьи, жившей около г. Владимира и не принявшей никоновских новин. Круг его общения был тесно связан со староверческой средой разных регионов, еще теплилась какая-то надежда на возврат старой веры. Но наступление ХVIII века окончательно развеяло мечты: в стране утвердилась новая религиозная реальность.Убедившись в этом наш герой обнаружил в никонианстве немало верного и правильного: не замечал, видимо, ранее. "Духовные" искания привели к ожидаемому финалу - переходу в новую церковь, слитой с властной вертикалью. 

Так в начале ХVIII столетия РПЦ обрела перспективного служителя. Стоявшие у ее руля прожженные малороссийские архиереи сполна оценили "прозрение" местного уроженца, открыв тому двери карьерного роста. С Питиримом охотно общаются видные деятели того времени - Стефан Яворский и Дмитрий Ростовский (Туптало). Ценного кадра определяют на весьма хлебное место устроителя Николаевского монастыря, расположенного возле Переяславского озера. Здесь-то и пробил звездный час: его рекомендуют самому Петру I, занятому там кораблестроительными делами. Последовало возведение в архимандриты, а затем и в сан епископа Нижегородского. 

Кроме того, Питирима наделили огромными полномочиями, поручив преследовать раскол, координировать повсюду его искоренение.Оправдывая надежды, новоиспеченный иерарх развернул обширную полемику с приверженцами старой веры. С головой погрузился в догматические споры, требовал от раскольников подробных и скорых ответов. "Бесценный" агитационный опыт излагался в специальном труде "Пращица духовная", изданном в 1721 году. В нем Питирим напирал, что раскол идет от армян, куда занесли двуперстие византийские еретики. Ссылался на руку апостола Андрея с троеперстием, присланную с православного Востока царю Михаилу Федоровичу. Апеллировал к мудрости киевского митрополита Петра Могилы. 

Интеллектуальные дебаты часто заканчивались репрессиями. Оппонентов Питирим с легкостью арестовывал, не обошлось и без казней. Видимо, для поддержания "плодотворных" дискуссий в помощь ему отрядили офицера Преображенского полка Ю.Ржевского, возглавившего карательные операции против местного населения. Направления же ударов определял лично Питирим. Петр I высоко оценивал "заботы" духовного пастыря, со знанием дела вынюхивавшего "скрытые раскольничьи гнезда".

В отличие от приезжих малороссов он не просиживал на епископской кафедре, а вместе с воинскими командами рыскал по лесам и селениям, травя народ, к которому сам когда-то принадлежал. Причем с таким усердием, что в столицу даже поступали жалобы от местных воевод, опасавшихся, что аресты и гонения спровоцируют бунты. Петр Великий игнорировал подобные сигналы, а после его смерти Питирима взял под крыло небезызвестный Феофан Прокопович, возвысив того в 1730 году до члена Св. Синода. Вместе они дружно завершили религиозный погром, начатый патриархом Никоном.

 

P.S. Благообразный-то какой, хоть всех святых выноси.

 

https://vk.com/id410903514?w=wall410903514_51380%2Fall