31.10.2020 Мы не рабы, рабы не мы!

 

Вероятно, главная проблема, с которой сталкивается сегодня человечества — это утрата субъектности человека. Казалось бы, декларируемые демократия и гражданские права, напротив, дают возможность человеку быть независимым, отстаивать свою позицию. Но это иллюзия. Раб, закованный в кандалы, был более субъектен, чем современный потребитель гамбургеров и видеороликов. Раб мог попытаться совершить побег, восстать, убить рабовладельца. Восставший Спартак не просто оказался субъектом истории, но героем, ставший образцом для подражания будущих поколений по прошествии многих столетий.

Тело человека, находящегося в рабстве, могло быть заковано в цепи, но это не могло само по себе подчинить его сознание. Сегодня взято или точнее - берется под контроль сознание человека. Ему кажется, что он свободен, сам определяет свои решения и сам формирует повестку жизни. На самом деле мышление его программировано под конкретный результат.

 
Доктор исторических наук Вардан Багдасарян в студии День ТВ.

В еще большей степени программирование сознания осуществляется на сообществах людей. В отношении одного человека такие программы могут дать сбой, одна из рыб в силу каких-то своих особенностей может и уйти сквозь сеть. Но большинству сквозь сети не прорваться. Это большинство и составляет улов рыболова. Христос говорит Петру о ловли душ людей по аналогии с ловлей рыбу. Но сети бывают разные. Христовы сети спасали из бездны смерти и хаоса. Современные сети опутывают сознание человека. Они ведут не к спасению души, а к установлению полного контроля за человеком.

Как осуществляется программирование сознания? Это ключевой вопрос в представляемом рассмотрении. Как правило, на него отвечают отсылкой к различного рода современным технологиям. Безусловно, технологии очень важны, но не в них дело. Технологии могут быть применены только когда уже пациент ляжет на операционный стол, то есть, когда соответствующий объект будет вовлечен в систему.

Включаясь в систему, объект становится элементом этой системы. Система, соответственно, определяет правила и ментальные основания. Фактически задается когнитивная матрица принятия решений.

Вот эти когнитивные матрицы и предполагается деконструировать в развертке представляемого исследования. Когнитивные матрицы формировались в традиционном обществе через религию, в обществе модерна через идеологию, в период постмодерна через постидеологию. В первом случае смыслы бытия человека задавались на основе религиозных текстов или религиозной традиции, во втором - артикулированных общественных ценностей, в третьем - неартикулированных ценностей, предполагаемых как нечто само собой разумеющееся.

Выйти из матрицы религии или идеологии было непросто, но возможно. По отношению к религии такими бунтарями выступали вольнодумцы или еретики, в отношении идеологии - инакомыслящие. В постидеологии исключена собственно возможность выхода за рамки матрицы, так как отсутствует само предъявление смыслов и смыслоцентричный дискурс исключен как опция. В этом отношении постановка вопроса об обретении смыслов есть уже акт интеллектуального сопротивления.

Мир есть и был всегда пространством борьбы. В борьбе сталкиваются амбиции, интересы, страсти. Борьба метафизического уровня ведется за ценности. Такую борьбу можно определить понятием аксиомахия. Аксиомахическими являлась, к примеру, Великая Отечественная война, аксиомахической была Октябрьская революция. Аксиомахия, в сущности, есть современное столкновение России и Запада. Считать, что природа этой борьбы сводится к экономической конкуренции, означает принципиально редуцировать проблему.
Победы в борьбе ценностей и достигаются прежде всего на матричном уровне, как победы сознания и духа. Выиграть в битве за умы и сердца есть сверхзадача для России. Но для этого у России должен существовать свой идеологический проект, своя когнитивная матрица, своя метафизика.
Победить врага, опираясь на ценности и когнитивную матрицу врага невозможно. Деконструировать матрицу противника, преодолеть навязанные ей стереотипы, выдвинуть собственные парадигмы жизнестроительства – в этом и должна состоять развертка нового российского идеологического проекта.

 

https://день-магазин.рф/28006-matritsy-obschestvennogo-soznaniya-bagdasaryan-ve

https://zen.yandex.ru/media/id/5e46a8bce1f3c67ff2389f2e/my-ne-raby-raby-ne-my-5f9d1f2c9ac0705ae415fbe6