Автор: Носков Ю.
Миростроительство Категория: Космос и Пасха. Русский космизм
Просмотров: 3340
1.4.2. Представители русского социокосмизма

 

Величиной номер один русского социокосмизма можно по праву считать Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837). Если М.В. Ломоносов заложил основы современного русского литературного языка, то А.С. Пушкин во всей полноте и красочности продемонстрировал его возможности. Слово же язык синоним слову народ, а выражение "притча во языцах" означает "народное предание". Вклад Александра Сергеевича трудно даже оценить, образы и ритмы его произведений, впитавшие народные традиции, встречают нас в раннем детстве, закрепляются в школе, а дальше мы уже живем в этой системе координат, не замечая её, как не замечаем воздух нас окружающий.

Неоценимый вклад в развитие политической и правовой науки России внёс Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839). Под его руководством была проделана гигантская работа по приведению в порядок веками накопленного массива законодательства России, результатом чего были Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод законов Российской Империи и рекомендации по их применению. Им заложены основы организации управления на основе права, методология решения сложных задач соотношения власти и управления, общества и управления, проблем внутренней организации государственных структур, взаимодействия их функций и полномочий в общей системе управления. Причём не только в теории, но и на практике - по его инициативе создан Государственный Совет, разработана правовая основа управления Сибирью, проведены реформы министерств и сената, основан Царскосельский лицей.

Примером выдающегося государственного деятеля, понимающего толк в обустройстве социального космоса, может служить граф Уваров Сергей Семенович (1786 - 1855). Поборник просвещенной монархии, гарантирующей права человека и гражданина, убежденный сторонник самобытного эволюционного пути развития России, он 37 лет возглавлял Академию наук и 15 лет находился во главе Министерства народного просвещения, создав фундамент образования, в том числе высшего университетского. Он стал автором формулы национальной идеи своего времени - православие, самодержавие, народность. Впервые народность, под которой Уваров подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям, стала одним из главных элементов государственной политики. Все это стало основой для дальнейшей отмены крепостного права в России.

Как представителя социокосмизма здесь стоит ещё раз упомянуть Александра Леонидовича Чижевского (1897 - 1964). Его труды конечно же имеют отношение в первую очередь к общим вопросам русского космизма, но среди них есть и работы, посвященные связи глобальных природных явлений, особенно солнечной активности, с процессами, происходящими в социуме. Особо здесь стоит отметить его докторскую диссертацию "Исследование периодичности всемирно-исторического процесса", которая была защищена в 1918 году. Так что в наши дни все, кто обращается к исследованию периодических социальных процессов, не может не учитывать и закономерности выявленные Чижевским.

К знаковым фигурам русского социокосмизма бесспорно можно отнести Гумилёва Льва Николаевича (1912 - 1992) - талантливейшего самобытного учёного, основателя новой дисциплины в науке - этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний - этнографии, истории, географии, археологии, психологии, социологии. Лев Гумилёв рассматривал этнос как звено между природной средой и обществом. Вершиной его исследований стала оригинальная пассионарная теория этногенеза, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим их ландшафтом и другими этносами. И хотя теория не получила научного признания, она определила общий вектор исследований. Введённые Гумилёвым понятия этносферы, пассионарности, комплиментарности и многие другие прочно вошли в науку.

И многие другие.