Автор: Носков Ю.
Миростроительство Категория: Космос и Пасха. Русский космизм
Просмотров: 3386

 Часть 1. Прошлое, настоящее и будущее русского космизма 

Глава 1.1. Космизм  

1.1.1. Общие положения

 

То, что казалось несбыточным

на протяжении веков, что ещё вчера

было лишь дерзновенной мечтой,

сегодня становится реальной задачей,

а завтра - свершением.

Нет преград человеческой мысли!

/С.П. Королёв/

Русский космизм возник как мировоззрение, методология и практика в первую очередь в области научного осмысления и преобразования окружающего человека мира с максимально широким его охватом как в пространстве, так и во времени.

Поэтому в главе с названием "Космизм" сосредоточимся на базовых концептуальных принципах и общей методологии русского космизма, обеспечивая преемственность сформулированных основоположниками подходов. Они заложили стратегические мировоззренческие основы, согласно которым Земля и человек на ней существуют не сами по себе, изолированно от Вселенной, имеется тесная связь с ближним и дальним космосом. Земля подвержена непознанным пока влияниям космических объектов и представляет собой этап развития материи, общий для всего мироздания. И даже больше того - "через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления...". Так один из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдоров определил место самого человека в нашем мире.

Обобщая и систематизируя идеи и дела представителей данного направления общественной мысли, можно сформулировать ряд базовых принципов, отличающих в целом русский космизм как мировоззрение и метод. Во-первых, это монизм, то есть весь окружающий человека мир и он сам, как его часть, и все явления в нём это суть единое мировоззренческое пространство. Во-вторых, стремление рассматривать окружающий мир и человека в нём как некоторую стройную систему, имеющую смысл и значение. В-третьих, это проектизм, то есть активное участие человека в изменении окружающей действительности. В-четвёртых, можно отметить, что космизм как философский метод требует от последователей широкого кругозора. Это русское слово очень точно передает смысл принципа целостности и сбалансированности восприятия явлений, в отличие от подхода фрагментации и специализации на узких направлениях. И, в-пятых, восприятие себя как неотъемлемой части единого мира, приводит к пониманию ответственности человека, его вовлечённости в общемировые процессы как природные, так и социальные. Окружающий мир это часть и продолжение самого человека.

Очень точно и образно общие подходы русских космистов выразил Э.М. Скобелев: "Чтобы жить полноценно, даже нищий русский человек хочет обозревать всю планету и всю историю. Он скорее недоест и недопьет, недоспит и переработает, чем станет печься о своей шкуре как единственной ценности мироздания!" Это высказывание отражает и преемственность в космизме гиперборейской традиции, уходящей в глубь веков.

Здесь также необходимо обратить внимание на одну весьма важную сторону мировоззренческой концепции космизма. Современная наука и вообще информационное пространство планеты стало единым целым. Новости, технологические находки и научные открытия практически мгновенно распространяются и становятся доступными широкому кругу пользователей. Но при этом необходимо помнить, что одни и те же факты и открытия в различных мировоззренческих и культурных системах координат имеют различную интерпретацию и оценку, как и различны словесные и символические отображения их в разных языках. И чем более близко то или иное явление или открытие к духовной составляющей людей, тем больше эта разница. То есть мировая наука это суть единое целое сегодня, но целое это не как кусочки мозаики, а как элементы голографии, в которой каждый фрагмент несёт срез информации об общем изображении и только все вместе они делают это изображение максимально полным. В науке ведь есть не только открытия и теории, но и те, кто является хранителем и носителем всего накопленного человечеством знания.