Автор: Носков Ю.
Миростроительство Категория: Космос и Пасха. Русский космизм
Просмотров: 3337
1.1.2. Представители русского космизма

 

Русский космизм представлен целой плеядой выдающихся личностей.

Всё началось с Михаила Васильевича Ломоносова. Он стал как бы посланцем легендарной Гипербореи с её сполохами северного сияния, путеводным Колом (Полярной звездой) и Лосем (Большой Медведицей), отсчитывающим время. Это он открыл бездну полную звезд русского мира, создав форму печатного слова, годного для большой литературы и высокой философии. Михаилу Васильевичу было присуще и одно из важнейших свойств русского космизма - здравомыслие и максимальная широта научных интересов.

Само появление понятия русского космизма связывают с именем Николая Фёдоровича Фёдорова. Его мечтой было объединение человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. Именно Фёдоров впервые заявил о том, что перед людьми лежит путь к освоению всего космического пространства, неизбежность которого рассматривается в его "Философии общего дела" основательно, с самых различных сторон. Фёдоров обращает внимание, что только такая безбрежная область способна привлечь к себе всю духовную энергию, все силы человечества, которые растрачиваются на взаимные трения или расходуются по пустякам.

Эстафету у Фёдорова подхватили другие.

Александр Леонидович Чижевский, которого называли русским Леонардо, подобно Копернику, разрушил геоцентризм в его последнем укрытии - науках о человеке и жизни. Оригинальный мыслитель, обьединивший историю с астрономией, основоположник космической биологии и медицины, аэроионологии, талантливый изобретатель - все это Чижевский. Он сформировал образ поверхности нашей планеты как крыницу, в которую, как в зеркало, упирается Солнце своим лучезарным оком. И любое изменение его настроения немедленно отражается в тонкой пленке биосферы Земли. Суть его взглядов спресована в образном названии его главного труда - "Земля в объятиях Солнца".

Философ, революционер, экономист, социолог, писатель, врач Александр Александрович Богданов (1873 - 1928) обогатил русский космизм методами и подходами космических по охвату масштабов. Автор всеобщей организационной науки - тектологии, он стал по сути основоположником как кибернетики, так и общей теории систем. Этой работе предшествовало создание собственной философской системы "Эмпириомонизм", широко известной работы "Краткий курс экономической науки", он основоположник первого в мире института переливания крови, участник выработки культурной политики в сложнейший период истории нашей страны с предложениями использовать для эталонов искусства "простоту, ясность, чистоту форм" русских классиков XIX века. Богданов в конце жизни пришёл к отрицанию традиционного понимания философии, приступив к созданию «философии деяния», основанной на понимании истины как результата коллективного опыта и творческого изменения бытия.

Другим выдающимся представителем русского космизма по праву можно назвать Владимира Ивановича Вернадского. Основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор трудов по философии естествознания, науковедению, создатель учения о биосфере и её эволюции, о мощном воздействии на окружающую среду человека и преобразование современной биосферы в ноосферу (сферу разума). Если глобальный космический взгляд Чижевского исходит от Солнца, то Вернадский глобально смотрит от Земли, рассматривает живую мыслящую материю планеты как космическое явление. Острая тревога за окружающую человека среду, потребность в правильном экологическом сознании являются неотъемлемым следствием его работ.

Практическое воплощение идей русского космизма началось с работ Константина Эдуардовича Циолковского, учёного и изобретателя в области аэро- и ракетодинамики, основоположника современной космонавтики. Он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональный путь развития космонавтики и ракетостроения, нашёл ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Гений Циолковского не ограничился вопросами практической инженерной мысли, своей работой "Монизм Вселенной" он заложил один из теоретических краеугольных камней в философию русского космизма.

Эстафету подхватил Сергей Павлович Королёв. Выдающийся организатор, крупный инженер и ученый, человек с широким горизонтом знаний, смелый, решительный, способный брать ответственность на себя, и вместе с тем трезво оценивающий трудности, умеющий выбрать главные направления и сочетать их с долговременной перспективой. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли и Солнца, космические корабли. Впервые в истории 4 октября 1957 года материальное тело брошенное в небо гением русской инженерной мысли не упало обратно. Вершиной же научного, инженерого, организаторского творчества Генерального конструктора С.П. Королёва, навсегда вошедшей в историю человечества, стала практическая реализация давней мечты людей - полет человека в космос. Если Циолковский лишь обозначил Землю как колыбель человечества, то Королёв принял роды.

И первенцем стал русский парень с широкой открытой улыбкой - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года своей фразой "Поехали!" он открыл новую Космическую эру человечества, первым увидел нашу родную планету со стороны. Гагарин не только с честью выдержал максимальные нагрузки периода подготовки, самого полёта, но и перегрузки последующей обрушившейся славы.

В середине двадцатого века эстафету русского космизма как философского направления подхватили фантасты. И здесь особо стоит отметить Ивана Антоновича Ефремова. Талантливый учёный-палеонтолог стал известен больше как писатель. Его приключенческие произведения отличаются широтой исторических познаний, наполнены глубокими философскими смыслами. А те из них, что посвящены космической тематике, стали размышлениями о человеческих отношениях и организации общества будущего.

Список представителей рассматриваемого философского направления конечно же не ограничивается приведенными фамилиями, здесь отмечены лишь наиболее яркие звезды.

Русский космизм возник не на голом месте, многотысячелетняя языческая культура ему предшествовала. Естественный природный монизм, чувство необъятности мира, сопричастность жизни людей с общими законами мироздания и многое другое имеют свои корни в образах природной веры. Всё это еще требует своего осознания и осмысления. Хотя и в этой области есть уже свои первопроходцы. Наиболее известный из них Дёмин Валерий Никитич, докторская диссертация которого, кстати, была посвящена философии общего дела Николая Фёдорова. Им проделана огромная работа по собиранию и популяризации духовного и мировоззренческого наследия русского мира, поиску следов легендарной Гипербореи.