Автор: Носков Ю.
Миростроительство Категория: Космос и Пасха. Русский космизм
Просмотров: 3339
1.3.2. Представители русского человекокосмизма

 

Первым в списке представителей направления русского человекокосмизма бесспорно можно поставить книгоиздателя Флорентия Фёдоровича Павленкова (1839 - 1900). Им издан огромный объем всевозможной литературы по доступным массовому читателю ценам, включая Энциклопедический словарь 1989 года. Самым же знаковым вкладом Павленкова в русскую культуру стала замечательная серия - биографическая библиотека "Жизнь замечательных людей", которая издаётся до сих пор. Павленковская серия стала первым в нашей стране универсальным собранием биографий.

Постижение сути самого человека начинается с тела, его строения. В русской науке и практике бесспорным авторитетом в данной области выступает Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) - хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он создал целую школу в хирургии, положив в основу строго-научные, рациональные подходы на основе анатомии. Мировую известность получил анатомический атлас Пирогова «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведёнными через замороженное тело человека в трёх направлениях», ставший незаменимым руководством для врачей-хирургов. Обращался Пирогов и к философскому осмыслению жизни как таковой, особенно в книге "Вопросы жизни. Дневник старого врача...", где он высказал ряд положений, которые в дальнейшем нашли развитие в работах русских космистов.

Человек отличается от других представителей природы в первую очередь разумом. Изучение данного вопроса в русской науке по большому счету начал Иван Михайлович Сеченов (1829 - 1905) — выдающийся ученый и мыслитель-материалист, отец русской физиологии. В своих работах «Кому и как разрабатывать психо­логию», «Впечатления и действительность», «О предметном мышлении с физиологической точ­ки зрения», «Элементы мысли» и особенно классическом труде «Рефлексы головного мозга» он обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ, положил начала физиологии труда. Сеченов оставил после себя колоссальное наследие в области психологии и медицины и множество учеников, продолживших его дело.

Начало познания человека как целостного природного субьекта в его взаимодействии как с природой, так и социумом положил Владимир Михайлович Бехтерев (1857 - 1927) — невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы, исследователь личности на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Он автор фундаментальных трудов по анатомии, физиологии и патологии нервной системы, гипнозу, половому воспитанию, социальной психологии: "Основы учения о функциях мозга", "Объективная психология", "Психика и жизнь", "Внушение и его роль в общественной жизни", "Коллективная рефлексология", "Мозг и деятельность" и др. Бехтерев основал в 1907 году психоневрологический институт, ныне носящий его имя — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, а в 1918 году Институт по изучению мозга и психической деятельности.

Как представителя человекокосмизма здесь стоит ещё раз упомянуть Александра Александровича Богданова (1873 - 1928). Его работы конечно же имеют отношение в первую очередь к общим вопросам русского космизма, но среди них есть и труды, посвященные микрокосмосу человека. Во-первых, стоит отметить вклад А.А. Богданова как врача и учёного в создание первого в мире Института переливания крови. А кровь по русской традиции это то место, где живет душа человека. Во-вторых, как активный участник Пролеткульта Александр Александрович занимался вопросами нового социального устройства и места человека в нём. Здесь особо стоит отметитить его работу "Новый мир", в которой он формулирует роль человека не как винтика, а как элемента мира, в котором есть отражение всего этого мира, дающего человеку возможность использовать весь накопленный людьми опыт. Конечно же идеи Богданова сегодня нужно воспринимать через призму того времени, в котором он жил.

Существенный вклад в данное направление внёс Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863 - 1938) - режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, один из основоположников Московского Художественного академического театра. Он оказал огромное влияние на мировой театр. Станиславским впервые в мире создана целостная теория сценического творчества, известная сейчас как система Станиславского. Разработанная система, запечатленная частично в книгах "Моя жизнь в искусстве", "Работа актера над собой" и записках, а также в воспоминаниях коллег, основана на органическом перевоплощении актёра в образ, основа её не имитация, а подлинное переживание в момент творчества на сцене. Стержнем системы служит внутреннее убеждение её создателя в богатстве творческой природы человека, путь к которой нужно открыть в себе. Всё это позволяет оценить систему Станиславского не только как вклад в теорию театра, но и гораздо шире - как один из подходов к постижение самой сути человека.

В деле построения целостного представления о человеке невозможно не отметить вклад Леонтьева Алексея Николаевича (1903 - 1979) - выдающегося психолога, академика АПН СССР. Круг его интересов обширен - от критериев происхождения психики при взаимодействии с окружающей средой, до проблем психологии искусства. Он, опираясь на идеи культурно-исторической теории, проведя анализ появления психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности, мотивационно-смысловой сферы, доходит до механизмов формирования личности. Леонтьев определяет личность как связь, иерархию деятельностей, а не психических процессов: «Индивид превращается в личность в ходе своей биографии". Он также отмечает, что на формирование личности влияет не только деятельность в процессе жизни, но и открывающаяся перспектива, которая выступает важнейшей доминантой.

Важнейшим направлением науки постижения человеческой сути выступает педагогика. В связи с чем нельзя не упомянуть Ушинского Константина Дмитриевича (1824 - 1870) - основоположника научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Он первым среди русских педагогов стал рассматривать педагогику во взаимосвязи с достижениями других наук о человеке, которые называл «антропологическими», – анатомии, физиологии, психологии, философии, политэкономии, истории, литературы и др. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Он отводил центральное место в образовании родному языку и исторической преемственности человеческих поколений. Основные идеи Ушинского отражены в его книгах для начального чтения "Детский мир", "Родное слово", фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" и других работах.

И другие.