Автор: Савка А.В.
ROOT Категория: Миростроительство
Просмотров: 3885
Предисловие

 

Глобальные трансформации в мире на рубеже II—III тысячелетий, трансформации и модернизация в самой России побуждают об­ратиться к особенностям цивилизационного развития России.

Работа посвящена малоизученной, но актуальной пробле­ме — анализу философии хозяйства в контексте культурно­исторических традиций Востока, Запада и России.

На основе цивилизационного подхода показано, что христианство — важ­нейшая культурная традиция, на основе которой сформировались два типа цивилизаций, каждая из которых характеризуется гос­подствующей системой ценностей, традициями, типами лично­сти, государства, моделями хозяйства и хозяйственной культуры. Хозяйственная жизнь России имеет принципиально отличающее ее от экономики Запада своеобразие, обусловленное совокупным действием природных геополитических, этнических, религиозно­духовных особенностей, они формируют уникальность культурно­исторического развития России, места хозяйства в ее жизни.

Важным системообразующим фактором цивилизационного развития России, во многом определяющим ее философию хо­зяйства и хозяйственную культуру, была религия. Большой раздел посвящен анализу философско-теоретических истоков формиро­вания философии хозяйства России.

Показано, что в условиях становления глобальной, постин­дустриальной цивилизации успех современных трансформаций |И рыночных реформ в России определяется синтезом новых спо­собов социально-экономического развития, новых технологий и культурно-исторических традиций России как цивилизации.

 

Из рецензии на учебное пособие А.В. Савки «Основы философии хозяйства» А.М. Орехова:

В двенадцатой теме автор подробно исследует модерн и постмодерн как этапы цивилизации. В частности, вполне справедливым следует признать ее следующее замечание относительно сущности общества постмодерна: «Если ранее, в XIX и XX веках, основными источниками социальной дифференциации были социальный класс, раса или гендер, то в конце XX века им на смену пришли образ-цы потребления или потребления различия; в обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители товаров или профессионалы, предлагающие определенные услуги. Как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политические права и обязанности, гражданин заменяется потребителем... Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение покупок становится видом досуга» [2. C. 378—379]. В этой теме А.В. Савка детально рассматривает различные постмодернистские концепции философии хозяйства: Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, Ж. Дерриды и др. 

Вестник РУДН, серия Философия, 2011, № 2 

Тринадцатая тема посвящена социоприродным и культурным основам хозяйства России. Здесь, в частности, автор пытается проанализировать его культурные архетипы и традиции осмысления. В частности, она отмечает: «Находясь между двумя культурными полюсами — Западным и Восточным, — и, впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала и были синтезированы в идеи соборности» [2. C. 409—410]. 

Последнюю часть своего труда, — четырнадцатую тему, — А.В. Савка посвятила исследованию (в контексте философии хозяйства) феномена глобализации. Здесь автор подробно анализирует основные типы глобализации: политическую, экономическую, культурную и ее противоречия, а также исследует так называемую «новую экономику» (неоэкономику) развитых стран. Касаясь последней,  А.В. Савка отмечает, что неоэкономика создает новый тип производственных отношений в современном мире. Он основан на знании как основном экономи ческом ресурсе и на сетях как коммуникативных формах распространения этого знания. Неоэкономика также является глобальным феноменом, пронизывающим собой экономические структуры всех регионов планеты. На основе неоэкономики происходит постепенный процесс формирования мирового глобального общества. 

Вместе с тем в указанной работе есть ряд недостатков. Во-первых, следует отметить, что учебное пособие А.В. Савки получилось чересчур историко-описательным, в ней явно не хватает теоретического дискурса. К примеру, автор совершенно обошел своим вниманием проблему предметного поля философии хозяйства. А между тем можно и нужно было бы вполне задаться следующим вопросом: чем схожа и чем отличается философия хозяйства от философии экономики? В нашей работе уже была попытка прояснить этот вопрос [1]. К сожалению, А.В. Савка не дает на него никакого ответа. Должны были заслужить авторское внимание и иные теоретические дискурсы в сфере философии хозяйства: проблема экономической справедливости, философия собственности, философия экономической политики, экономическая аксиология и т.п. Во-вторых, обратим внимание на очевидное несоответствие названия работы ее содержанию. Учебное пособие называется «Философия хозяйства», а в ней фактически, за небольшим исключением, представлена «история философии хозяйства» (в основном история русской философии хозяйства). 

Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, учебное пособие А.В. Савки заслуживает серьезного интереса со стороны научного сообщества. Оно может быть рекомендовано для изучения студентам и аспирантам в процессе преподавания им курсов «История экономических учений» и «Философия экономики».

[1] Орехов А.М. «Философия экономики» и «философия хозяйства»: как их следует понимать? // Философские проблемы экономической науки. — М.: «Институт экономики РАН», 2009.