Формирование принципов постмодерна как философского направления взяла на себя в основном французская школа (Ж- Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др). Поскольку постмодернизм возник как критик модерна, то его основные принципы оказались прежде всего оппозицией постулатам модерна.
Постмодернизм объявил излишней категорию истины, а заочно отказался и от рационализма, который со времен Просвещения был основным инструментом ее поиска. Главным объектом исследования постмодернизма стал Текст — с большой буквы по причине особого к нему уважения, а главным средством его изучения была выбрана цитата. Понимать это, по словам С. С. Аверинцева, следует так, что «мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны». Здесь возникает еще одна оппозиция — текст- реальность. Эту оппозицию постмодернизм снимает столь же революционным путем: провозглашается, что реальность — пустое слово, реальности просто нет. Существует только виртуальная реальность, которую конструирует текст; а еще точнее, он конструирует не одну такую реальность, а целое их множество. И следовательно, время тоже тасуется совершенно произвольным образом. Главным героем модерна был человек фаустовского типа, отважный богоборец. Постмодернизму не нужны не только герои, не нужен и человек вообще, его дискурс исчерпан: «Завершено все — история, так как мы не можем уже говорить о каком-то поступательном развитии; искусство, так как все уже сказано, и мы можем только перекладывать в разном порядке страницы текста. «Умер» и человек, так как мы не можем, как раньше, определять его сущностную характеристику, но не в силу нашей неспособности, а в силу принципиального отсутствия таковой»1.
Постмодернизм отрицает наличие каких-либо закономерностей, предопределяющих прогрессивность развития, а также возможность каких-либо успешных коллективных усилий, обеспечивающих улучшение судеб человечества.
' Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб., 2003. С. 43.
Отталкиваясь от многочисленных противоречий и ограничителей современного развития, постмодернизм подчеркивает невозможность (в лучшем случае маловероятность) коллективного благополучия и в разных формах проповедует необходимость более индивидуалистичных основ общественного развития, неизбежность борьбы за выживание и анклавностъ благополучия. Эти общие подходы во многом предопределяют суть и содержание экономических приверженностей постмодернизма — ориентацию на разрушение национальнохозяйственных комплексов, на сокращение экономической роли государства, установку на либерализацию и приватизацию хозяйственной жизни.
Необходимо подчеркнуть, что идеи постмодернизма находят распространение в основном в богатых странах, в центрах мирового хозяйства. Здесь постмодернизм тесно перекликается с господствующими неолиберальными концепциями. Постмодернисты чисто экономическими вопросами почти не занимаются, чаще всего перепоручая их неолиберальным экономистам. Со своей стороны постмодернисты дополняют неолибералов, придавая им мировоззренческое обоснование. Дело доходит до того, что термин «постмодернизм» все чаще используется для характеристики того общества, которое возникает в результате применения на практике неолиберальных концепций1. Кризисные события последних лет неизбежно сосредоточивают внимание на негативных результатах такого развития, на возникающих противоречиях и проблемах.
Сегодня на Западе постмодернизм — одно из влиятельнейших идеологических мировоззренческих течений. Оно оказывает существенное воздействие не только на философию, искусство и культуру, но и на политику, экономику, социологию, обществоведение, на все стороны современной общественной жизни. Отрицая многие постулаты модернизма и модернизации, постмодернизм претендует не только на переосмысливание новых явлений и тенденций в общественном развитии, но и на выработку новых подходов (новой методологии) к современной жизни. Идеология постмодернизма исходит из неприятия и критики большинства достижений человеческой цивилизации. В первую очередь, это относится к области культуры, искусства, нравственности, системе духовных и иных ценностей. Постмодернизм бросает вы-
' Коллонтай В. М. Об экономическом и неэкономическом постмодернизме// Постмодерновый мир и Россия. М., Волгоград, 2004. С. 23.
364 зов добытым веками знаниям, устоявшимся традициям, общечеловеческим ценностям, предшествующим идеологиям. Взамен он предлагает агностицизм, релятивизм и субъективизм в подходе к явлениям и событиям. Подчеркивая сложное переплетение реального и виртуального в современном мире, постмодернисты отрицают возможность познания объективности и ставят под большой вопрос все прежние представления, знания и верования. Постмодернизм дает новый сильный толчок идеологии индивидуализма, идеям свободы личности и действий, отмечая при этом как малозначимые интересы общества и государства. Таковы лишь некоторые характеристики постмодерна.