Автор: Савка А.В.
ROOT Категория: Миростроительство
Просмотров: 3887
Основные принципы и вопросы постмодернизма как философского направления и как идеологии

 

Формирование принципов постмодерна как философско­го направления взяла на себя в основном французская школа (Ж- Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др). По­скольку постмодернизм возник как критик модерна, то его основные принципы оказались прежде всего оппозицией посту­латам модерна.

Постмодернизм объявил излишней категорию ис­тины, а заочно отказался и от рационализма, который со времен Просвещения был основным инструментом ее поиска. Главным объектом исследования постмодернизма стал Текст — с большой буквы по причине особого к нему уважения, а главным средством его изучения была выбрана цитата. Понимать это, по словам С. С. Аверинцева, следует так, что «мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны». Здесь возникает еще одна оппозиция — текст- реальность. Эту оппозицию постмодернизм снимает столь же ре­волюционным путем: провозглашается, что реальность — пустое слово, реальности просто нет. Существует только виртуальная ре­альность, которую конструирует текст; а еще точнее, он констру­ирует не одну такую реальность, а целое их множество. И сле­довательно, время тоже тасуется совершенно произвольным об­разом. Главным героем модерна был человек фаустовского типа, отважный богоборец. Постмодернизму не нужны не только герои, не нужен и человек вообще, его дискурс исчерпан: «Завершено все — история, так как мы не можем уже говорить о каком-то по­ступательном развитии; искусство, так как все уже сказано, и мы можем только перекладывать в разном порядке страницы текста. «Умер» и человек, так как мы не можем, как раньше, определять его сущностную характеристику, но не в силу нашей неспособно­сти, а в силу принципиального отсутствия таковой»1.

Постмодернизм отрицает наличие каких-либо закономер­ностей, предопределяющих прогрессивность развития, а также возможность каких-либо успешных коллективных усилий, обеспечивающих улучшение судеб человечества. 

' Терещенко Н.А., Шатунова Т.М. Постмодерн как ситуация философствования. СПб., 2003. С. 43.

Отталкиваясь от многочисленных противоречий и ограничителей современного развития, постмодернизм подчеркивает невозможность (в лучшем случае маловероятность) коллективного благополучия и в разных формах проповедует необходимость более индивидуалистичных основ общественного развития, неизбежность борьбы за выжива­ние и анклавностъ благополучия. Эти общие подходы во многом предопределяют суть и содержание экономических приверженно­стей постмодернизма — ориентацию на разрушение национально­хозяйственных комплексов, на сокращение экономической роли государства, установку на либерализацию и приватизацию хозяй­ственной жизни.

Необходимо подчеркнуть, что идеи постмодернизма находят распространение в основном в богатых странах, в центрах миро­вого хозяйства. Здесь постмодернизм тесно перекликается с гос­подствующими неолиберальными концепциями. Постмодерни­сты чисто экономическими вопросами почти не занимаются, ча­ще всего перепоручая их неолиберальным экономистам. Со своей стороны постмодернисты дополняют неолибералов, придавая им мировоззренческое обоснование. Дело доходит до того, что тер­мин «постмодернизм» все чаще используется для характеристи­ки того общества, которое возникает в результате применения на практике неолиберальных концепций1. Кризисные события последних лет неизбежно сосредоточивают внимание на негатив­ных результатах такого развития, на возникающих противоречиях и проблемах.

Сегодня на Западе постмодернизм — одно из влиятельней­ших идеологических мировоззренческих течений. Оно оказывает существенное воздействие не только на философию, искусство и культуру, но и на политику, экономику, социологию, общество­ведение, на все стороны современной общественной жизни. От­рицая многие постулаты модернизма и модернизации, постмодер­низм претендует не только на переосмысливание новых явлений и тенденций в общественном развитии, но и на выработку новых подходов (новой методологии) к современной жизни. Идеология постмодернизма исходит из неприятия и критики большинства достижений человеческой цивилизации. В первую очередь, это относится к области культуры, искусства, нравственности, си­стеме духовных и иных ценностей. Постмодернизм бросает вы-

' Коллонтай В. М. Об экономическом и неэкономическом постмодернизме// Постмодерновый мир и Россия. М., Волгоград, 2004. С. 23.

364 зов добытым веками знаниям, устоявшимся традициям, обще­человеческим ценностям, предшествующим идеологиям. Взамен он предлагает агностицизм, релятивизм и субъективизм в подхо­де к явлениям и событиям. Подчеркивая сложное переплетение реального и виртуального в современном мире, постмодернисты отрицают возможность познания объективности и ставят под большой вопрос все прежние представления, знания и верова­ния. Постмодернизм дает новый сильный толчок идеологии ин­дивидуализма, идеям свободы личности и действий, отмечая при этом как малозначимые интересы общества и государства. Таковы лишь некоторые характеристики постмодерна.