Автор: Савка А.В.
ROOT Категория: Миростроительство
Просмотров: 3983
Человек и общество в философии постмодерна

 

Обратимся к основным вопросам постмодернизма. Христианская идея спасения означала, что у истории есть цель. С марксистской точки зрения история заключается в борьбе классов за справед­ливость. Ж.-Ф. Лиотар в работе «Состояние постмодерна» (1979) и ряд других философов утверждают, что эти «большие нарра­тивы» истории более не являются валидными и авторитетными, и Лиотар заявляет, что постмодернистский стиль философство­вания означает радикальный отказ от наследия классики Нового времени’, Просвещения. Модернизм характеризуется господством двух таких нарраций: нарратив Просвещения и нарратив Духа. В нарративе Просвещения, представителем этого нарратива Лио­тар называет Канта, философ выступает от имени универсальной истины и человечества. Просвещенное государство обеспечивает просвещение и свободу людей через познание истины. Государ­ство легитимируется самими людьми. Таким образом, в наррати­ве Просвещения знание, власть и эмансипация тесно взаимос­вязаны. Представителем нарратива Духа Лиотар называет Гегеля. В этом нарративе философия достигает единства через образова­ние, а отдельные науки развиваются как моменты становления духа. Нарратором этого нарратива выступает «метасубъект», ко­торый формулирует легитимность дискурсов эмпирических на­ук и культурных институтов. В противоположность нарративу Просвещения нарратив Духа самолегитимируется. По Лиотару, основная характеристика постмодернизма заключается в том, что метанарративы утратили свои легитимирующие способности. 

Lyotard J.-F. La condition postmodeme. P., 1979, p. 60.

По крайней мере можно назвать один общий объект критики постмодернизма Просвещения; однако исследование и критика Просвещения ведется различными авторами с различных точек зрения. Все эти точки зрения объединяет ирония, скепсис от­носительно проекта Просвещения и относительно составляющих этот проект тем и образов. Следовательно, основная цель пост­модернизма — смещение, «деконструкция» проекта Просвещения посредством различных риторических стратегий. Имена и дис­курсы, традиционные в постмодернизме — Ницше, Фуко, Делез и Гваттари, Лиотар, Бодрийяр и др., а также психоанализ, пост­структурализм, деконструкция, шизоанализ, номадология и др. Основные темы, критикуемые постмодернизмом — реальность, истина, язык, человек, знание, философия, история.

Особое место в постмодернизме занимает теория постистории. Теория постистории развита Жаном Бодрийяром. «Постисто­рией» Бодрийяр называет такое состояние общества, в котором актуализированы все исторические потенциальности, а следо­вательно, невозможно никакое подлинное новаторство. Един­ственным настроем остаются горечь, цинизм, пассивность и се­рость. Движение мира, по Бодрийяру, достигает конечной стадии, определяемой как «гипертелия», когда возможности полностью нейтрализуют друг друга, порождая повсеместное «безразличие», «индифферентность», превращая нашу цивилизацию в гигант­скую машину, «мегамашину», которая, в свою очередь, оконча­тельно и бесповоротно «гомогенизирует» все типы «различий», порожденных жизнью. Так, текстура мира, заключающаяся как раз в производстве «различий», перетекает к фазе производства «безразличия». Иными словами, диалектика дифференциации опрокидывает свою основу и производит индифферентность. Все уже в прошлом: вера в утопии, надежды на лучший мир, поющее завтра... Происходит только одна и та же процедура: бесконечное клонирование, раковая пролиферация, напрочь лишенная всяко­го новшества, «непристойность ожирения». Постистория не по­рождает и не снимает больше противоречий, но поглощается экс­тазом нарциссизма.

Бодрийяр пессимистичен. Он уверен, что основной чертой постистории является утрата веры в утопию. Этот же критерий он применяет к постмодернизму, к эпохе постмодерна. Постмодер­нистский активизм — лишь тупиковое самообольщение нарцис­сизма, утратившего последние остатки жизни и творчества.

Приставка пост... имеет много аспектов: Дж. Лихтхайм гово­рит о постбуржуазном обществе, Р. Дарендорф — посткапита­листическом, А. Этциони — постмодернистском, К. Боул- динг — постцивилизационном, Г. Кан — постэкономическом, 366

С. Алстром — постпротестантском, Р. Барнет вносит в этот ка­лейдоскоп прагматическую ноту, предлагая термин «постнефтяное общество». Однако содержание этих терминов остается предель­но расплывчатым, согласия нет ни у критиков, ни у художников, ни у искусствоведов, ни у философов. Еще в 1987 г. на первой волне дискуссий о постмодерне Вольфганг Уэлш в своей книге «Unsere postmoderne Moderne» попытался показать генеалогию явления. Уэлш стремится сделать ряд разграничений между соб­ственно постмодернизмом и параллельным ему явлением, таким, как «постиндустриальное общество». Эта дискуссия была продол­жена в 80—90-е годы XX века.

Итак, проект модерна соответствует индустриальному, капита­листическому обществу, и наоборот, капиталистическое общество развивалось на основе принципов модерна. Высшим достижени­ем расширившегося капитализма считается то, которое было при­несено англичанами в Америку. Его этос, касающийся практики деловых отношений, выражен в поучениях Бенджамина Фран­клина, которого Вебер часто цитирует. Во всем обществе распро­страняются единые этика и стиль жизни: они становятся депер- сонифицированными нормами, упор делается на успех и личные достижения, критерии эффективности определяются по наимень­шим затратам, а рациональный учет и контроль проникают во все области управления. Религиозные ценности из вероучительных постепенно перешли в разряд культурных, приобретших значение морально-этических норм. В этом таилась опасность дальнейшего разложения веры, о которой социологи пишут как о чем-то вовсе необязательном. Теперь говорят о религии как о внешнем прояв­лении веры, но, как мы знаем, от символа веры до участия в ри­туалах, заменивших таинство, дистанция большая. Рациональный учет и контроль превратились в средство монополизации обще­ственных богатств и бюрократизации общественной жизни. Так, модернизация на основе капиталистически-протестантского это­са начала свое плавное движение к постмодернизму: реформиро­вание не знает границ.

Произошла не просто деформация протестантской хозяйствен­ной этики, когда-то приведшей Запад к успеху, но практически ее разрушение. Характерно, что крушение прежних идеалов и цен­ностей совпало с переходом от индустриального к постиндустри­альному обществу, распространением новых технологий и ком­пьютерной техники, внедрением новых форм организации труда. В своей книге «Грядущее постиндустриальное общество», первое издание которой вышло в 1974 г, Дэниел Белл писал: «Любая со­циальная система в конечном счете характеризуется ее этосом — ценностями, которые стали символом веры, справедливостью вознаграждений, нормами поведения, воплощенными в самой ее структуре. Протестантская этика составляла этос капитализма, а идея социализма — этос советского общества. Таким же образом этос науки есть этос нарождающегося постиндустриального об­щества. Однако в первых случаях этос разошелся с реальностью. В буржуазном обществе люди стали руководствоваться скорее мирскими стяжательскими принципами и жаждой гедонистиче­ских наслаждений, нежели готовностью к самоотверженному тру­ду; коммунистическое общество в настоящее время поддерживает огромные различия в привилегиях, которые становятся наслед­ственными, несмотря на официально провозглашаемый эгалита­ризм. В конечном счете и протестантская этика, и идея социализ­ма стали скорее идеологиями, набором формальных постулатов, маскирующих социальную действительность, нежели моральны­ми нормами поведения. Тоже самое может случиться и с этосом науки. Сформулированные на стадии невинности, они рискуют превратиться в идеологию индустриального общества: символ веры, провозглашающий в качестве нормы беспристрастное зна­ние, но расходящийся с бюрократическими и технологическими реалиями, тесно увязанными с централизованной политической системой, стремящейся поставить под контроль сложное и фраг­ментарное общество»[507].

Но Белл — убежденный технократ и считает, что постиндустри­альное общество является такой стадией развития производствен­ных отношений, когда все исторические социально-экономиче­ские противоречия снимаются за счет развития техники. Пере­ход от машинных технологий к технологиям информационным, по его мнению, сводит на нет противостояния труда и капитала, эксплуататоров и эксплуатируемых, власти и населения. «Откры­тое общество» Поппера реализуется на практике, впервые в исто­рии происходит тотальная рационализация социального и произ­водственного бытия человечества. Белл рассматривает постинду­стриальное общество как совершенный идеал и высший позитив. Как своего рода «конец истории». Единственной преградой для реализации этого идеала Беллу видится культура. Сфера куль­туры основана, согласно ему, на логике, отличной от дуальной модели рационального функционирования, а следовательно, ра­но или поздно обострится главное противоречие постиндустри­ального общества — противоречие между монолитной и уни­версальной логикой рациональной технократии и сферической, плюральной и арациональной логикой культуры. Таким образом, Белл приравнивает культуру к «субверсивной» реальности, самим фактом своего существования угрожающей беспрепятственному функционированию постиндустриальной «идиллии» тотальной технократии. Но эта оппозиция может не перерасти в открытый конфликт или катастрофу. Если постиндустриальное общество — мегамашина банков, рыночных механизмов и информационных технологий — сумеет «рекуперировать» культуру, превратить ее в потребительский продукт, в элемент своей замкнутой техно­кратической игры, ее подрывное содержание будет сведено к ми­нимуму или вообще к нулю.

В 80-е годы XX века американцы почувствовали, что многое изменилось, и «переживание триумфа сменилось глубокой озабо­ченностью», — так пишет американский ученый В. Халал в своей книге «Новый капитализм»[508]. В ней он говорит о «системном кри­зисе капитализма», в том числе и о кризисе его «этоса», т. е. как раз тех самых обычаев и традиций, которые составляют совокуп­ность передаваемых из поколения к поколению норм, которые определяют поступки человека и культурные ценности различных групп. Все это позволило говорить о закате капитализма и «капи­талистического духа» и формировании под руководством новых идеологов нового, посткапиталистического, постмодернистского менталитета. То, что Д. Белл называл «опытом социального про­гнозирования грядущего постиндустриального общества», на са­мом деле является его социальном проектом. Но Белл обладал нормальной дозой скепсиса, сравнивая новый нарождающийся этос постиндустриального общества с выродившимися в идеоло­гию протестантской этики капитализма и социальным равенством социализма и предрекая ему ту же участь мутации.

В 90-х годах поднялась новая «постиндустриальная волна», продолжились поиски новых ценностей. Поле поисков расши­рилось: не только научные знания, но и вообще культура ста­ла провозглашаться главной ценностью. В 1990 г. вышла кни­га американского социолога Рональда Инглегарта «Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе», которая явилась ре­зультатом обобщения материала, собранного с 1970 по 1986 г. в рамках исследовательского проекта Комиссии европейского сообщества под руководством Рабье. В ней автор отмечает, что «культурные движения и сегодня меняют русло развития обще­ства, в результате чего экономический рост перестает выступать в качестве доминирующего социального ориентира, а значение экономических критериев как стандарта рационального по­ведения снижается»[509]. Инглегарт отмечает выявленную тенден­цию перехода к новому типу ценностей, которые определяют поведение человека как субъекта производства и потребления, выразившуюся в резком расширении с середины 70-х годов ча­сти «нематериалистически» мотивированных членов общества. Развитие постматериалистической мотивации, таким образом, является важнейшей составляющей процесса формирования по­стэкономического общества. У граждан западных стран стали меняться ценностные ориентации — преобладающее внимание к материальному благосостоянию и физической безопасности уступило место заботе о «качестве жизни».

Постматериалистическая (постиндустриальная) мотива­ция имеет в большей мере социопсихологическую, нежели экономическую природу. Поэтому изменение материально­го благосостояния мало сказывается в течение жизни чело­века на его мотивационных установках. Идеи Инглегарта на­поминают концепции мотивации американского психолога Абрахама Маслоу, согласно которому все потребности челове­ка не могут служить стимуляторами поведения одновременно. Стремление к достижению как этическая норма Запада долж­но реализовываться поэтапно, в движении от удовлетворения «низших» потребностей к «высшим». Чем выше «стартовая платформа» индивида, чем выше уровень удовлетворенных по­требностей в начале его жизненного старта, тем большего мо­жет достичь индивид, тем более он устойчив к депривации (т.е. к ощущению лишенности). «Если человек в раннем детстве был окружен любовью, вниманием и заботой близких людей, ес­ли его потребности в безопасности, в принадлежности и любви были удовлетворены, то, став взрослым, он будет более незави­сим от этих потребностей, чем среднестатистический человек»[510]. Инглегарт фактически повторяет идеи Маслоу и Герцберга, пи­савшего о двух видах ценностей — «гигиенических» и «мотива­торах». Трудно, однако, представить себе и отдельного человека, который двигается поэтапно в своем развитии (мы всегда счита­ли, что человек — целостное существо), и мотивы деятельности всего общества, развивающегося таким образом. Но постматери­алисты, постмодернисты — люди, особенно защищенные от «де­привации», т. е. ощущающие лишенность низших, материальных ценностей. Они с «большей готовностью способны воспринять отход от знакомых им схем, нежели те, кто с обеспокоенностью воспринимает задачу обеспечения их основополагающих экзи­стенциальных потребностей. Из этого следует ожидать большей готовности к восприятию культурных преобразований»[511].

Какие же ценности исповедует постматериалист, что его мо­тивирует? Известный исследователь культур голландец Гирт Хоф- штед дает любопытную схему культурных слоев, определяя куль­туру как «коллективное программирование мышления, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой»[512], предлагая описывать ее с помощью таких понятий, как ценности, ритуалы, герои, символы. В соответствии с этим в центре «лу­ковицы» располагаются ценности данной группы. В концентри­ческие окружности вписаны ритуалы, герои, символы, которые объединены в практики данной группы. Их отличает то, что они видимы для посторонних, но их разделяют только члены данной группы. Чего бы мы ни коснулись в обществе постмодерна, все ценности существуют в «практиках», которые не имеют третьего измерения: тех самых «трансцендентных» ценностей, выходящих за пределы потребностей.

Постмодернисты рассуждают о «пользе» религии, но говорят о ней как об устаревшем институте в функциональном смысле: нет нужды молиться об урожае, все и так есть в достатке, да и вооб­ще молиться не надо. Тем более, что и символика, и герои тради­ционных религий уже мало что говорят современному человеку: что такое пастырь? А тем более крест. Вот божество компьютера, символика компьютерных игр, ритуалы «демократических выбо­ров» — это понятно, тут нет «когнитивных ножниц». И так — все: экономика без хозяйства. Семья — без продолжения рода, пото­му что в число новых ценностей входит гомосексуальная любовь: ведь это же божественная заповедь — любовь, какая разница — к кому. А защитные функции семьи, как и других традиционных институтов и норм, отпали. А раз отпали, то зачем они нужны? Итак, материалистические ориентации должны быть преобразо­ваны в сторону нематериалистических, политическое мировоз­зрение, как и представления о роли полов и сексуальные нормы, от традиционных (теперь уже модернизированных, но все-таки не в нужной степени) — в сторону либерализации, религиозные ориентации — в сторону нерелигиозных и т. д. В первую очередь это должно произойти потому, что старые нормы и ценности «неизбежно вступают в конфликт со свободой индивидуального самовыражения»[513].

Поскольку постиндустриальное общество отнюдь не является возвращением к аграрному, то интеллектуалам постмодерна бо­лее вероятным, чем воссоздание традиционной религии, пред­ставляется рост внимания к «духовным ценностям». «Если мы создадим ту или иную всеобъемлющую теорию, со временем она станет понятной всем и каждому, а не только горстке избран­ных. Тогда мы все, философы, ученые и самые обычные люди, сможем принять участие в обсуждении вопроса о том, почему же существует Вселенная, а вместе с ней и мы сами. Если мы най­дем ответ на этот вопрос, это станет триумфом человеческого разума, ибо тогда мы поймем склад ума Бога»[514]. Значит, пойдем назад не к «традиционной» религии, а к новому грехопадению, совершенному Адамом и Евой. Такова суть новой, постмодер­нистской религиозной ценности. В. Л. Иноземцев, издавший «Антологию» о новой постиндустриальной волне на Западе, не без тайного сожаления пишет: «Учитывая, что именно раз­витие постматериалистических ценностей во многом обуслов­ливает хозяйственный и культурный прогресс западных стран в последние годы, можно серьезно усомниться в реальности вступления России в круг постиндустриальных держав, [нужно] избавиться от существующих на этот счет иллюзий».

Все это говорит о глубоком кризисе Запада. Кризис капита­лизма оказался многосистемным.

Идеология либерализма как программа политических дей­ствий также разделила судьбу модерна: отпущенное ей историче­ское время тоже закончилось. Все традиционные принципы ли­берализма в современных условиях западной цивилизации более не действуют. «Либеральные ценности, — пишет по этому пово­ду И. Валлерстайн, — уже не являются более господствующи­ми, существующая историческая система более не в состоянии обеспечивать тот минимальный уровень личной и материальной безопасности, который необходим для ее приемлемости (не гово­ря уже о легитимности)... Время заносчиво-самоуверенной либе­ральной идеологии ушло в прошлое»[515]. Таково мнение авторитет­ного американского социолога.

Проект модерна был тесно связан с правами человека в от­личие от современного проекта. Вот что пишет по этому поводу один из лучших современных американских писателей Гор Видал: «Хотя Мы, Народ Соединенных Штатов, являемся единственным источником законной власти в этой стране, мы больше не пред­ставлены в собраниях конгресса. Наш конгресс захватила кор­поративная Америка и ее исполнительная власть, имперская во­енная машина... Мы допустили захват наших институтов во имя глобальной американской империи, концептуально абсолютно враждебной всему, что подразумевали наши отцы-основатели». В результате, пишет он, американское правительство «усердно обслуживает один процент граждан, владеющих страной, предо­ставляя всем остальным выплывать, как могут»[516]. Другой прио­ритетный предмет заботы традиционного либерализма — суве­ренное национальное государство, которое рассматривалось как оплот индивидуализма, именно национальные суверенитеты ста­ли основной мишенью ударов глобализации.

Был поставлен справедливый «диагноз»: Запад умирает, пи­шет в своей книге с симптоматическим названием «Смерть За­пада» П. Бьюкенен, известный американский политик. Народы Запада перестали воспроизводить себя, население западных стран стремительно сокращается. С самой Черной Смерти, выкосив­шей треть Европы в четырнадцатом столетии мы не сталкивались с опасностью серьезнее. ...Новый гедонизм, как представляет­ся, не дает объяснения, зачем продолжать жить. Запад задыха­ется в хватке «Культуры смерти», как однажды выразился папа Римский Иоан Павел II и как подтверждает статистика. В связи с этим появилась новая теория «постистории» в Германии, кото­рая была представлена Л.

Нитхаммером в работе «Постистория: подошла ли история к своему концу?» (1992), основная идея ко­торой сводится к тому, что история мира вследствие краха ком­мунизма и секуляризации христианства не имеет более начала, середины и завершения (состояние «конца смысла»).

Что же представляют собой человек, общество эпохи пост- модернити? Фуко, Деррида, Бодрийяр, Лиотар, Барт в фило­софии, Нейман и другие — в психологии, социологии уловили очень многие приметы перемен в нашем мире. Ими были най­дены весьма впечатляющие и очень емкие образы для того, что­бы отразить пришествие мира символов и символичности всех проявлений человеческой жизни, мира неустойчивости всех со­циальных характеристик индивидуального существования, мира господства над человеком безличных и деперсонифицированных сил, господство отчуждения.

Американский психолог А. Маслоу характеризует тип совре­менного западного человека: «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал. Все они были выдвинуты нашей культурой — святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы — хорошо приспособленный человек, — это очень бледная и сомни­тельная замена». Средний американец, считает он, человек оди­нокий, у него нет настоящего друга, отсюда наши проблемы — неспособность сопротивляться алкоголизму, наркотикам, пре­ступности и вообще ничему. Другой психолог Э. Нейман так оха­рактеризовал наше время: «Нынешний век является той эпохой в истории человечества, когда наука и техника убедительно демон­стрируют способность сознательного ума решать проблемы физи­ческой природы и овладевать ею в большей степени, чем в любой другой исторический период. Но нынешний век является и той эпохой, когда с ужасающей ясностью проявилась неспособность человека решать проблемы психической природы, проблемы че­ловеческой души. В результате этой неспособности было пролито море крови, которое поглотило Европу и угрожает поглотить весь мир, ибо мировые войны являются лишь одним из признаков этой неспособности»'. Это страна без надежды — так характеризует со­временную Америку Ж. Бодрийяр. «Здесь города, — пишет он, — движущиеся пустыни. Ни монументов, ни истории, одна только экзальтация движущихся пустынь и симуляция. В бескрайних го­родах та же дикость, что и в полной тишине Бесплодных земель. Всякая глубина здесь упразднена, и осталась одна зияющая, под­вижная и поверхностная нейтральность, вызов смыслу и глубине, вызов природе и культуре, запредельное гиперпространство, у ко­торого нет ни истока, ни референции»[517] [518].

Как воспринимает самого себя человек, обитающий в этом виртуальном космосе симулякров реальности? «Если в наше время западный человек, — отмечает американский психолог В. Одай- ник, — не чувствует себя больше рабом природных стихий, он тем не менее по-прежнему смят и раздавлен силами собственного психического. Это Мировая Сила, намного превосходящая дру­гие силы на земле»[519]. Политик, вставший на такую точку зрения, лишен «воображения зла» и, следовательно, не знаком с чувством вины. Он пользуется сомнительной и, по сути, незаконной при­вилегией всегда быть невиновным в тех социальных и полити­ческих катастрофах, которые сотрясают наш мир. Такие люди ни за что не несут ответственности и никогда не делают ошибок; в их представлении ошибки совершают по преимуществу ано­нимные другие, известные как «Общество», «Государство», только не они сами.

Западный человек все глубже погружается в мир виртуальной реальности, конструируемый им самим, но по весьма сомнитель­ным принципам, порождая виртуальное общество. О виртуализа­ции общества можно говорить, поскольку в деятельности людей, в их отношениях друг с другом образы замещают реальность. Это замещение происходит во всех сферах жизни. Эту ситуацию кон­статировал один из самых знаменитых представителей постмо­дернистской социальной теории Ж. Бодрийяр, написав об «утрате реальности» в современную эру. «Знаки» не обмениваются больше на «означаемое», они замкнуты сами на себя. Само поддержание социальной системы продолжается как симуляция, скрывающая отсутствие «глубинной реальности». В свете концепции карди­нального изменения в «способе означивания» логичен вывод Бо- дрийяра о том, что симуляция модернистски понимаемой соци­альности стала тотальной практикой в постмодернистскую эпоху. Симулируется и реальность власти истеблишмента, и реальность подчинения масс. Симуляция реальности социальных институ­тов — симптом и фактор развеществления обществ[520].

Послушаем снова встревоженного Бодрийяра: «Наша револю­ция — это недостоверное и неопределенное. В сущности, союз науки и техники направлен на преодоление принципа реально­сти в том смысле, что создается неочевидное... Парадокс состоит в том, что мы надеемся найти доступ к ним на основе инфор­мации и коммуникации, но при этом неопределенность отно­шений только увеличивается. Посылая проклятие технике с ее перверсивными эффектами, человечество тем не менее вступает со своими клонами на бесконечный путь по ленте Мебиуса»[521]. И окончательный приговор человеку, вставшему на этот тупико­вый, поскольку пролегает он не в безвоздушном пространстве, путь, произносит другой французский философ — М. Фуко: «Ес­ли эти диспозиции исчезнут так же, как они некогда появились, если какое-нибудь событие, возможность которого мы можем лишь предчувствовать, не зная пока ни его облика, ни того, что оно в себе таит, разрушит их... тогда — можно поручиться — че­ловек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке»[522]. Вынесенный постмодернистами приговор в целом одно­значен: корни современного системного эволюционного кризиса, который моноцентрическая глобализация лишь усугубила, уходят во внутренний мир западного человека, в его менталитет, в цен­ностные, целевые и нравственные ориентиры.

Одной из ключевых и эффективных практик постмодерна стало превращение западного общества в «общество спектакля». Осно­вой для такой трансформации послужила технологически осна­щенная и реализованная мифологема театральности всей жизни. Весь мир стал театром, причем телевизионным театром, в котором актеры не слышат и не видят реакции публики. Вместо политики — шоу-политика, в которой вместо решения конкретных политиче­ских проблем решаются вопросы имиджа того или иного лидера, его рейтинга, вместо экономики и хозяйства — шоу-экономика и шоу-бизнес, в которых решаются не настоящие хозяйственные и экономические вопросы производства, обмена, распределения и потребления, а вопросы конвертирования валюты и финансо­вых спекуляций, обеспечения мобильности всякого рода ресурсов, в том числе и трудовых, маркетинга и рекламы, коммерциализа­ции всего и вся. И что так характерно для всеобщего «перфор­манса», или постмодернового зрелища вообще, с его многомил­лиардной аудиовизуальной индустрией и культурой развлечения, с атмосферой непрерывного каждодневного праздника, так это не только культ тела, но и экономика тела. Один из адептов постмодерна утверждает, что «тело и его воспроизводство не­отделимы от многообразной экономики города: от циркуляции и обмена денег и желаний, моды и технологии, власти и шоу, от культурных фантазий, стимулируемых средствами масс-медиа, которые колеблются между отвращением, страхом и зачарован - ностью судьбой тела»[523]. Иными словами, тело стало индивидуаль­ным и общественным идолом. Таким образом, западный европе­ец превратился из «экономического человека» (homo economicus) в «человека чувственно наслаждающегося» (homo voluptas). Пост­модерн говорит: не относитесь к жизни серьезно, играйте жизнью своей и других, наслаждайтесь. Поэтому он отрицает серьезность всех идеологий прошлого социализма, коммунизма и фашизма как утопических, тоталитарных и параноидальных, называя их «метарассказами» и в то же время придавая им игровой характер.

Всякая идеология, как «всякая сильная дискурсивная система, есть представление, демонстрация аргументов, приемов защиты и нападения, устойчивых формул: своего рода мини-драма, ко­торую субъект может наполнить своей энергией истерического наслаждения»[524]. Р. Барт одним из первых показал происходящие в культуре процессы преобразования символа — образа, несуще­го универсальный язык, в символ означающее, который подда­ется распознанию в различных семиотических системах. Совре­менный миф, согласно Барту, «покрывается дискурсом», «миф — это слово»[525]. Пространство современного мифа сужается до «кон­кретной данности» политического и рекламного дискурса. «Миф- слово» мифологизирует «момент истины». Временная спрессо- ванность существования человека, время, как главенствующая координата бытия, обращает «момент» в жизнь. Время картины мира не нуждается более в сакрализации космического. «Момент» схватывает лишь означающее (розы), не утруждая себя глубиной означаемого (любви). Распознать дискурс современного мифиче­ского стало задачей Р. Барта. На Западе постмодернизм выполня­ет функцию критики и «разоблачения» уже несколько десятиле­тий подряд. Теперь для него открылись границы и других миров, вовлеченных в «турбокапитализм» и Сеть. Символический мир вообще не конституируется географически, а его искаженность практически незрима. На то, чтобы этот мир видеть, а не про­сто в него смотреть, и направлен был в значительной степени пафос постмодернистской критики. «Мифологии» Р. Барта была одной из работ, которая развенчала современные мифы, прини­мающие формы моды, рекламы, идеологии, а также показавшая мифилогичность буржуазного сознания: «Мелкий буржуа — это такой человек, который не в состоянии вообразить себе Другого. Если перед ним возникает Другой, буржуа словно слепнет, не за­мечает, или отрицает его, или же уподобляет его себе. В мелко­буржуазном универсуме всякое сопоставление носит характер ре­верберации, все другое объявляется тем же самым. Театры, суды, все места, где есть опасность столкнуться с Другим, становятся зеркалами. Ведь Другой — это скандал, угрожающий нашей сущ­ности. Существование таких людей, как Доминичи или Жерар Дюприе, может получить социальное оправдание лишь в том случае, когда предварительно они приведены к состоянию ми­ниатюрных копий председателя Суда присяжных или Генераль­ного Прокурора, такова цена, которую им приходится платить, чтобы быть осужденными по всем правилам, ибо Правосудие заключается в операции взвешивания, но на чаши весов можно класть лишь то, что подобно друг другу... Иногда, хотя и редко, оказывается, что Другого нельзя подвести ни под какую анало­гию, и не потому, что нас неожиданно начинает мучить совесть, а потому, что здравый смысл противится этому: у одного кожа черная, а не белая, другой пьет грушевый сок, а не перно. А как ассимилировать негра, русского? Здесь-то и приходит на помощь еще одна фигура: экзотичность. Другой становится всего лишь вещью, зрелищем, гиньолем; его отодвигают на периферию че­ловечества, и он уже не может представлять опасности для на­шего домашнего очага. Эта фигура особенно характерна для мел­кобуржуазного сознания, поскольку мелкий буржуа не в состоя­нии вжиться в Другого, но может, по крайней мере, отвести ему какое-то место в этом мире»[526].

Современное западное общество все чаще называют обще­ством потребления. Этот термин воплощает идею, согласно кото­рой современные общества отличаются тем, что они во все боль­шей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерной чертой обществ потребления является растущее изо­билие. У населения западных стран появилось в целом больше денег на потребительские товары, отдых и досуг; продолжитель­ность рабочего времени уменьшалась с начала XX века, оставляя все больше времени для досуга; идентичность индивидов осно­вывается на их деятельности в качестве потребителей и досуге в той же степени (если не в большей), что и на трудовой деятель­ности. В обществах возникла потребительская культура (consumer culture); вследствие эстетизации повседневной жизни, больший интерес вызывают презентация индивидом своего имиджа и кон­струирование жизненного стиля; при этом как то, так и другое предполагает приобретение различного рода товаров. Потребление этих товаров организуется не вокруг потребности, а вокруг «меч­ты»; акты потребления, развитие жизненного стиля, приобрете­ние определенных товаров во все большей степени применяются в качестве маркеров социальной позиции. Люди используют так называемые позиционные товары для демонстрации своего член­ства в определенных социальных группах, а также для проведе­ния различий между собой и другими людьми. Если ранее, в XIX и XX веках, основными источниками социальной дифференциа­ции были социальный класс, раса или гендер, то в конце XX века на смену им пришли образцы потребления или потребления раз­личия; в обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители то­варов или профессионалы, предлагающие определенные услуги, такие, как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политиче­ские права и обязанности, гражданин заменяется потребителем. Все большее число товаров и услуг, а также все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни коммоди­фицируется (становится товаром) или выставляется на продажу. Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение по­купок становится видом досуга. Постмодернизм стремится к пре­одолению Модерна и древа Разума, как его эпистемологической эмблемы. В этом смысле постмодернизм развенчивает иллюзор­ность разума «экономического человека», ставшего человеком- потребителем и отдавшего свою «рациональность» на откуп ве­щи. У потребления нет пределов[527]. «Бесконечно-систематический процесс потребления проистекает из несбывшегося императива целостности, лежащего в глубине жизненного проекта. В своей идеальности вещи/знаки эквивалентны друг другу и могут неогра­ниченно умножаться; они и должны это делать, дабы ежеминут­но восполнять нехватку реальности»[528]. Реальностью, подлинной бытийностью, «тотально идеалистической практикой» человека стали вещь и ее потребление. И в этом заключается не транс­цендентный, не чувственно-эмпирический, не рациональный, а именно «пародийный модус существования» человека в конти­нууме от иронического к комическому, к трагикомическому и дра­матическому. Антитезой смеха здесь становится смерть человека. «Символический обмен» Ж. Бодрийяра в этом смысле и мани­фестирует смерть производства как того «лона» технического де­терминизма, в котором был взращен «человек экономический», избравший вещь в качестве смысла[529]. Но столь роковая антитеза, увы, удел западной культуры, разделившей добро и зло непрохо­димой гранью: или — или. В западном мире осознать бессмыслен­ность бесконечного потребления невозможно, считает Бодрийяр. На Востоке по этому поводу есть свои соображения. Так, в мудрой восточной притче говорится о султане, который имеет так много, что ему уже не нужны ни новый дворец, ни молодая жена, и когда его снова спрашивают: «Что вы еще хотите?», он отвечает: «Хочу не хотеть!».

Развенчанию другого мифа — фрейдо-эдипового — была по­священа работа Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Капитализм и ши­зофрения: Анти-эдип» (1972—1980). Ж. Делез посвятил Спино­зе отдельный трактат, в котором рассказал о его краткой жизни отщепенца XVII века, философии человеко-природной машине- рии, дал выдержки из его произведений и привел свод наиболее важных понятий спинозовской «Этики»: «критика», «покорение адекватного», «состояние модуса». Делез показал, что основная интуиция Спинозы в отношении человека-машины возникла в результате воспитания его в еврейской талмудической среде, в которой все вопросы жизни и смерти давно предусмотрены предписаниями Талмуда, а конкретное решение повседнев­ных проблем осуществляется под руководством «часовщика»- раввина, единственного толкователя Талмуда, который регуляр­но заводит и ремонтирует «часы» еврейских душ. Так, с раннего возраста у еврея-талмудиста возникает полная психическая за­висимость от раввина и кагала, становящихся властителями ев­рейской души и тела. В результате такого воспитания и жизни еврей, как показал Делез, сам становится духовным автоматом и, следовательно, шизофреником, именно таким машинным шизофреником и есть современный человек. Одна из основных претензий Делеза и Гваттари к традиционному фрейдизму — ограниченность последнего семейными отношениями, вместо которых необходимо поставить отношения социальные. Обще­ство, по их мнению, состоит из «желающих машин», под кото­рыми понимаются различные объекты — от людей до целых об­щественных формаций. Таким образом, ключевой концепцией для понимания не только человека, но и социальности, обще­ственного производства для постмодерна является желание. Бес­сознательное — это не что иное, как «желающее производство». Отсюда основополагающий тезис: «желание есть часть базиса».

Это бессознательное выступает в двух ипостасях: шизофре­ния и паранойя: шизофрения — это свободное излияние креа­тивности, нововведений, изменений свободы. В то время как паранойя — это стабильность, консерватизм, мегафабрика, ши­зофрения — потенциал революции. Следует сказать, что книга «Капитализм и шизофрения...» была написана на волне студен­ческого движения конца 60-х гг. XX века, она проникнута анар­хистским пафосом. Разрушай! Разрушай! Шизоанализ идет пу­тем разрушения, его задача полное очищение бессознательного, абсолютное выскабливание[530]. Так постмодернисты нашли пси­хологическое обоснование необходимости и священности рево­люции. Шизофреник смешивает все коды (т. е. попирает любой порядок), будучи декодированным потоком желаний. Шизоф­реник — это производство желаний как предел общественного производства. Шизофреник — девиант, его клеймят как извра­щенца, но ведь это делают с точки зрения консервативной куль­турной традиции. Вне ее он вполне «нормален». Параноик — тот, кто формирует массу, в то время как пафос шизофреника состоит в высвобождении из-под гнета культуры и цивилизации, в освобождении шизоидного потока желаний от параноидальных ограничений. Защищая шизофрению, постмодернисты настаи­вают на конструировании субъектности (бессознательного) как свободной от внешней детерминации путем самоопределения процессуальное™ против невротизации социально-культурных ограничений. Для Делеза и Гваттари бессознательное — самоде- терминирующийся машинный процесс производства желаний, не имеющий никаких целей вне себя. Безумное, бессознатель­ное революционно преобразует капиталистическое общество. Революционер — это «социальный извращенец», он пробужда­ет имманентные машины желаний с разрушением несвободы в каких-либо формах. Революционер — маргинальный субъект капиталистического общества.

Шизоанализ Делеза и Гваттари базируется на уверенности в аб­солютном характере природы машин желаний: «Если мы призна­ем желания как революционную силу, то делаем это потому, что верим, что капиталистическое общество может выдержать мно­жество проявлений интересов, но ни единого проявления жела­ний, которые в состоянии взорвать его базовые структуры». Глав­ное Делез и Гваттари видят в том, что всеобщая история — это процесс «детерриториализации», или глобализации. Она задает главный вектор движения капитализма, «универсальной истины» истории. Однако, считают Делез и Гваттари, капитализм потерпел историческое фиаско, так как в результате культурной дрессиров­ки не смог породить суверенного индивида, а породил нигилиста. В своей критике капитализма постмодернисты отмечают, что их желание достижения полного хаоса и нирваны он не исполнил при всей своей очевидной «декодировочной» разрушительности. В этом состоит весь фокус постмодерна, на который вполне реф­лексивно указал Ж. Лиотар, когда заявил, что постмодерн нужен для обновления модерна. Современный модерн, чтобы обрести свою новую форму, должен пройти стадию постмодерна. Постмо­дерн не конец модерна, а состояние его рождения. И это состоя­ние перманентно.