Автор: Савка А.В.
ROOT Категория: Миростроительство
Просмотров: 4002
Концепция культурно-исторического процесса в философии Ю. Хабермаса и М. Фуко

 

Против концепции постмодерна выступили многие последова­тельные гуманисты, в частности Хабермас, который распознал в этом «болезненный удар по великому проекту Просвещения». Отказываясь от пафоса противоборства оковам разума и прини­мая либеральную перспективу, Ю.

Хабермас разрабатывает соб­ственный взгляд на культурно-исторический процесс. К числу его основных философских работ следует отнести такие, как: «Техника и наука как “идеология”» (1968), «К реконструкции исторического материализма» (1976), «Теория коммуникативно­го действия», т. 1—2 (1981), «Философский дискурс о модерне» (1985) и др. В них мы находим оригинальный синтез подходов, предложенных Марксом, Дильтеем, Вебером, Витгенштейном, Хомским, Гадамером и др. В отличие от своих предшественни­ков и учителей по Франкфуртской школе, Хабермас верит в со­зидательную роль разума, его способность руководствоваться общечеловеческими ценностями. Проблема культуры решается им в свете его понимания роли коммуникативного разума. Са­мо по себе понятие «коммуникативная рациональность» должно, на его взгляд, найти развитие, исходя из сложившегося на сегодня представления о когнитивно-инструментальной рациональности[531]. На смену развенчанному в его притязаниях классическому раци­онализму приходит истолкование культурно-исторической реаль­ности как порождения коммуникативной деятельности индивида. Оно и должно послужить ниспровержению некоторых догматиче­ских представлений о реалиях культуры, питаемых историческим материализмом Маркса. Коммуникативный разум конституирует многообразные культурно-исторические миры, и потому утверж­дение его примата оказывается в теории Хабермаса одновременно и шагом к опровержению марксистских представлений о спосо­бе производства, формационных фазах общественного развития. Прежде всего он отказывается принять ортодоксальный марк­систский вариант истолкования диалектики производительных сил и производственных отношений в границах способа про­изводства. Довольно часто производительные силы побуждают к изменению производственных отношений, но известны и об­ратные примеры. Все это заставляет, по Хабермасу, не согласить­ся с материалистическим пониманием истории, предложенным Марксом, и ввести иную категориальную сеть для описания воз­действия человека на природу и контактов между людьми. В его категориальном арсенале появляются понятия «инструменталь­ное действие» и «интеракция». Трактуемое в духе М. Вебера ин­струментальное действие ориентировано на покорение природы. Главенствующую роль в любом общественном организме играют отношения взаимодействия между людьми, интеракции, предпо­лагающие практически направленное знание, язык, ценностно­нормативные представления. Понятие же «производственные от­ношения», по Хабермасу, описывает институциональные границы деятельности индивидов лишь применительно к эпохе либераль­ного капитализма. Логику «Капитала», стало быть, нельзя перено­сить на иные типы общественной организации, универсализиро­вать. Производственные отношения — частный вид интеракции, которая в целом есть духовная деятельность.

Для Хабермаса совершенно неприемлемо марксистское по­нимание диалектики базиса и надстройки, ибо именно духовные процессы, определяемые научением, видятся ему главной силой общественной эволюции. Базис, согласно теории коммуникатив­ного действия, не может оставаться одной и той же константной структурой в различных типах общественной организации. От­сюда неправомерно его сведение к экономическим отношениям для всех эпох и народов. В ходе истории Хабермас усматривает четыре общественные формации: предвысококультурную, тради­ционную, капиталистическую и посткапиталистическую. В эпоху предвысококультурной формации система родства, семья задают всю специфику взаимоотношений между людьми. Здесь царит семейная и родовая мораль. Производительные силы не увеличи­ваются, ибо научение ограничивается кругом инструментального действия, не затрагиваемого фундаментальными нововведения­ми. В традиционной общественной формации в качестве орга­низационного принципа превалируют государственные структу­ры, прямо диктующие содержание экономических отношений. Под их влиянием складываются различные блоки общественного целого, способствующие социальной и системной интеграции. Место родовой морали занимает государственная этика. В этом типе общественной организации возможно увеличение произво­дительных сил при помощи средств эксплуатации. Либерально­капиталистическая формация имеет своим ядром экономические отношения, регулирующие взаимосвязь труда и капитала. Госу­дарство утрачивает принадлежавшие ему ранее функции, скла­дываются товарный рынок, механизм мировой торговли и граж­данское общество. Отсюда потребность в рациональном госу­дарственном управлении, абстрактно-правовой регламентации поведения и утилитаристской морали. Современный посткапита­лизм, на взгляд Хабермаса, характеризуется приматом систем об­разования и науки. Он предстает как регулируемое государством общество, где может осуществляться политика, смягчающая со­циальные антагонизмы. Хабермас отнюдь не склонен к идеа­лизации позднего капитализма, подмечая его многочисленные противоречия, присущие ему специфические черты отчуждения. Однако он не считает, что коммуникативный разум оказывает­ся в безвыходном положении, уповая на его герменевтический потенциал, заключающийся в способности к дискурсу — неза­мутненной языковой коммуникации, дающей возможность рас­познать истинное и ложное. Отстаивая веру в разум как средство снятия социокультурных конфликтов, он считает необходимым восстановить и престиж общегуманистических ценностей. Он предлагает современной культуре рецепт коммуникативной эти­ки, призванной способствовать анализу глобальных проблем, за­трагивающих мировое сообщество в целом.

В теории Хабермаса духовная культура — определяющая сто­рона общественной жизни. Он пишет: «Производительные силы материализуют техническое и организационное знание, что мож­но проанализировать в понятиях когнитивных структур. Инсти­туциональная рамка и механизмы регламентации конфликтов ма­териализуют практическое знание, что можно проанализировать в понятиях структур интеракции и форм морального сознания. Видения мира являются, напротив, крайне комплексными явле­ниями, детерминированными формами когнитивного, языково­го и морально-практического сознания, комбинация и игра этих структур между собой не фиксирована раз и навсегда»[532]. Хабермас справедливо акцентирует своей реконструкции исторического материализма ту роль, что принадлежит познанию и ценностным формам духовного освоения действительности, показывая, как трансформация мировидения влечет за собою и изменение отно­шения индивидов к природе и друг другу.

Теоретики структурализма и постструктурализма, претендую­щие на полное выражение буквы и духа постмодернизма, счи­тают, что представления о мощи человеческой субъективности, антропологизм должны быть отброшены вместе с «онтологи­ческим» видением мира как принадлежностью классики. По­добные умонастроения запечатлеваются в словах Ж.-М. Бенуа: «Марксизм (не важно, каков он), фрейдовский психоанализ, лингвистика, семиотика и структурализм, который пересекает-

ся с ними как поэтика производства означающих, заставляют нас покончить со старой философемой человеческой природы, с этим абстрактным Человеком, что наносит ущерб деятельно­сти реальных и конкретных людей, и, в особенности, в том от­ношении, которое их непредсказуемые желание и наслаждение поддерживают с телом, буквой, знаком»[533]. Человек с его субъек­тивностью выглядит, сообразно с такой интерпретацией, просто фикцией: реально любой индивид в его телесности, проявлени­ях социокультурного бытия оказывается продуктом определенных языково-символических структур, направляющих его поведение. За­дачей философии в подобном понимании оказывается «высвечи­вание» тех рациональных форм, что заключены в языке культуры и регламентируют деяния людей, в которых весьма силен момент иррационального. В построениях постструктуралистов делается акцент на том, что различные живущие в культуре формы дис­курса так или иначе находятся на службе власти. М. Фуко пишет об этом так: «Мы нуждаемся в новой экономии отношений вла­сти, принимая слово «экономия» в его теоретическом и практи­ческом смысле. Говоря иными словами, со времен Канта роль философии сводилась к тому, чтобы указать недопустимость перехода разумом границ данного в опыте; но с того момента, с появлением современного государства и политического управ­ления обществом, роль философии состоит также в наблюдении за слишком большой властью политической рациональности»[534]. Свои собственные усилия Фуко концентрирует на проблеме рас­крытия «микрофизики власти», тех способов ее осуществления, которые специфичны для новоевропейской истории. В своих по­строениях генеалогий власти Фуко исходит из предположения, что та совокупность стратегий осуществления «знания — сила», которая наблюдается в новоевропейской истории в сферах си­стемы наказания, образования, медицинского контроля и т. д., вполне совместима с декларируемыми правами и свободами ин­дивида, получающими юридическое оформление, законодатель­ную фиксацию.

Он демонстрирует, что возникшее в XVII сто­летии дисциплинарное общество, маскирующее многообразие технологий подавления индивида, вполне совместимо с посто­янно расширяющимися правами и свободами, и даже более то­го — «микрофизика подавления» и есть важнейшая предпосылка юридически декларируемых возможностей личности.

Современная политическая рациональность, по Фуко, имеет свои основания в процессе, происходившем в XVII—XVIII вв., когда утверждается идея «разума государства», сопровождаемая в практической сфере различными техниками управления, ко­торые не без основания именуются «полицейскими». Предполо­жение, что искусство управления людьми рационально, если оно ориентировано на природу того, чем управляют, — государства, означало разрыв не только с христианской мыслью, но и с воз­зрениями Н. Макиавелли. Согласно христианской традиции, правление выступает в качестве справедливого, если оно уважа­ет божественный, естественный и человеческий законы. Иначе решается проблема у Макиавелли: искусство управления состо­ит в усилении власти государя над государством и подданными. В Новое время цель управления — усиление самого государ­ства при помощи технологий власти. Фуко прорабатывает то же проблемное поле, что и Маркс, говоривший, что буржуазное общество базируется на универсальном извлечении «полезно­сти» из природы и социокультурной сферы. Однако в отличие от Маркса он отнюдь не считает отношения производства глав­ными и определяющими: технологии производства оказывают­ся у него скорее производными от технологий знаковых систем и власти. Новоевропейский проект, предполагающий в качестве доминантной установки усиление власти, отличается поэтому выработкой многообразных стратегий ее осуществления, ис­пользующих и экономические рычаги. Примат политики над моралью, анонимной государственности над личностью требу­ет создания многообразных полицейских технологий, ассоции­рованных с определенными типами знания. Избирая такой тип рассуждений, Фуко соединяет ницшеанское понимание мира как пульсации импульсов воли с истолкованием судьбы евро­пейской культуры в духе прогрессивного господства в ней фор­мальной рациональности, предложенной М. Вебером.

Становление дисциплинарного общества в XVII—XIX вв. ри­суется Фуко как связанное с выработкой многообразных техно­логий контроля духа и тела индивида. Его телесность отныне понимается как важное условие поддержания силы государства, а потому именно на нее и оказывается обращенным его всевидя­щее око. Своеобразной моделью технологии манипуляции телом индивида является нарождающаяся система наказаний, отлича­ющаяся от бытовавшей в Средневековье, когда монарх-суверен как бы незримо присутствовал при акте свершения правосудия и казни, осуждая на смерть или даруя жизнь. Уничтоженное те-,: ло преступника являлось как бы символом торжества суверена, а потому была и столь изощренна система пыток и казни. Дис­циплинарное общество в XVIII веке осознает необходимость контроля над телом осужденного, используя его потенциальную способность к принудительному труду.

«Общая система надзора-заключения проникает всю толщу об­щества, принимая формы, которые простираются от крупных тю­рем, созданных по модели паноптикума, до патронажных обществ, которые работают не только с преступниками, но и с оставлен­ными детьми, сиротами, ремесленниками, лицеистами, рабочими и т.д.»[535]. Европейское общество, возвеличивающее уже не рели­гию, дало, таким образом, пример создания цивилизаций над­зора. Тем самым Фуко попытался продемонстрировать те страте­гии надзора, которые обнаруживаются не только в пенитенциар­ной системе, но и в области медицины, педагогики, психологии и психиатрии, сексуального контроля, решения демографических и иных социальных проблем. Тюрьма, клиника, школа, фабрика попадают в фокус его анализа, который постоянно подчеркивает, что технологии социального контроля обслуживаются всей сово­купностью гуманитарных наук.

Описав те технологии, которые использует дисциплинарное общество, Фуко задумался о способности индивида защитить себя от прогрессирующих оков властных структур. Он верит в самоценность человеческой свободы и возможность ее сохра­нения путем критических усилий интеллектуалов, противостоя­щих «знанию — силе», он именно за гуманистическую установ­ку, признание высшей ценности индивида и его свободы. Этот пафос пронизывает его сочинения во все периоды творческой эволюции, движения от структурализма к постструктурализму. Его относят к линии оптимистического постмодерна. Он в по­следний период усматривал в постмодерне окончательный раз­рыв с «универсалистской парадигмой», т. е. со всеми эпистемо­логическими и идеологическими нормативами, которые пре­тендовали на монополию, знание единого «кода» реальности. Взамен этого Фуко провозглашал начало эры нагромождения «различий», полную фрагментацию реальности, переход к вы­свобождению сущностной гетерогенности, несводимости вещей и существ.

В заключение необходимо сделать некоторые выводы: мыс­лители, заложившие основания просвещенческого новоевропей­ского проекта, разделяли рационалистическую веру во всемогу­щество разума, его рефлексивные способности в деле постиже­ния основ мироздания и устроения культурно-исторического мира на базе достигнутого знания. Р. Декарт, например, полагал, что «достаточно правильно судить, чтобы правильно поступать, и достаточно самого правильного рассуждения, чтобы и посту­пать наилучшим образом, приобрести все добродетели и вместе с ними все доступные блага»[536]. Разуму, подвергшемуся очище­нию от предрассудков и ставшему «прозрачным» по отношению к миру, философы классической поры отводят роль надежного гаранта самосовершенствования человека. Ему приписывается способность построения онтологической картины универсума, задающей верные ориентиры жизнедеятельности индивида.

Окончательная утрата разумом кредита доверия приходится на эпоху постмодерна, когда на него обрушиваются обвинения за крушение гуманистических надежд. Не случайно лейтмотивом постмодернистской философии, предопределяющим в целом ее эволюцию, является утверждение кризиса гуманизма и инспири­рованной его импульсом культуры, кризиса цивилизации. В ко­нечном итоге полемика против рационализма, исторических схем прошлого и радикального антиутопизма — закономерное продол­жение тезиса о крушении иллюзий о возможности полноценного совершенствования личности в постренессансной цивилизации. Ведь именно на разум возлагается ответственность за производ­ство все новых и новых социальных структур, объективных куль­турных форм, которые стандартизируют человека, лишают его неподражаемого своеобразия.

Из обвинений в его адрес логично вытекает и отречение от суб- станциалистского, прогрессистски-оптимистического взгляда на исторические судьбы человечества, глобальных утопий будущего, рисующих универсальные перспективы достижения всеобщего счастья.

Работы М. Фуко и других авторов наряду с тезисом о власти языка культуры отчетливо обнаруживают и тенденцию глубо­кого социального критицизма, зашиты гуманистических цен­ностей. Рассуждая о гуманизме, Фуко отнюдь не отвергает его, а лишь предостерегает от абсолютизации того образа человека, что сложился в ходе европейской истории: «То, что меня пуга­ет в гуманизме, составляет выдвижение им определенной формы нашей этики как универсальной модели для любого типа свобо­ды. И я полагаю, что существует больше тайн, возможных свобод и больше изобретений в нашем будущем, чем мы можем предста­вить в гуманизме, как он догматически подается на каждой сто- роке политической радуги: левый край, центр, правые»1. В этих мыслях Фуко звучит его близость к экзистенциальному понима­нию гуманизма, которое при всем его радикализме — дитя имен­но европейской культуры.

Состояние кризиса цивилизации, все углубляющиеся проти­воречия современного мира, все это Ж. Делез отразил в своей концепции «ризомы», кишащего хаоса наложений разнообраз­ных эволютивных и инволютивных цепей. От лейбницевской «монады» Делез перешел к теории «номада», «кочевого блужда­ния реальности» по лабиринтам витальных эшелонов, несисте­матических и неожиданных различий и синтетических симуль- танностей. У Делеза нагляден вполне особый тип «освобождения хаоса». Хаос, неопределенность, непредсказуемость — таковы лишь некоторые черты современности. Не случайно, анализи­руя парадоксы нелинейной науки, один из основоположников философии постмодернизма Ж. Лиотар следующим образом характеризует состояние науки, нацеленной на решение праг­матических задач: постмодернистская наука строит теорию соб­ственной эволюции как прерывного, катастрофического, неиз­гладимого, парадоксального развития. Она меняет смысл слова «знание» и говорит, каким образом это изменение может проис­ходить. Она производит не известное, а неизвестное. И она вну­шает модель легитимации, не имеющую ничего общего с моде­лью наибольшей результативности.