Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 3134

12.02.2018 Какова концептуальная основа нового срока Путина? 

  

1.

8 февраля 2018 года, Центризбирком России закончил регистрацию кандидатов, которые будут участвовать в выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года. На своём последнем заседании комиссия зарегистрировала Ксению Собчак и Максима Сурайкина.

К. Собчак, выдвинутая партией «Гражданская инициатива», представила в свою поддержку 104,9 тысяч подписей, при этом недействительными и недостоверными 1,33 % подписей. Среди подписей, отданных за М. Сурайкина, выдвинутого партией «Коммунисты России», брак составил 3,72 %. Так как у обоих из них брак в собранных подписях в их поддержку составил менее 5 % от общего количества, то это обстоятельство позволило зарегистрировать каждого из них как официальных кандидатов на выборах Президента Российской Федерации. 

При этом во время последнего заседания Центризбирком России также продемонстрировал уже полностью свёрстанный образец бюллетеня для голосования со всеми восемью кандидатами. Участники выборной гонки вошли в него в следующем порядке: Сергей Бабурин, Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Владимир Путин, Ксения Собчак, Максим Сурайкин, Борис Титов, Григорий Явлинский. Общая характеристика кандидатов даёт следующие цифры: в этих выборах примут участие два условных кандидата-коммуниста, трое кандидатов-либералов, двое кандидатов-почвенников (все выдвинуты от партий) и один кандидат-самовыдвиженец (В. Путин). 

Официальный рисунок штандарта Президента России.

2.

В предстоящих в марте 2018 года президентских выборах в России В. Путин будет участвовать в качестве самовыдвиженца. Он пытается создать систему, которая будет работать не только с ним лично, но и без него и помимо него.

Важное предвыборное заявление в рамках осуществляемого сценария его кампании В. Путин уже сделал – он сказал, что идёт на президентские выборы в качестве самовыдвиженца. Как всё сложится, сможет показать только будущее, но легко предположить, что, несмотря на все внешнеполитические успехи и на то, что в следующие шесть лет внешнеполитическая активность России не снизится, главный посыл общественному сознанию был сделан такой: внимание следующего срока В. Путина будет обращено к собственной стране и посвящено проведению сложной и системной политической реформы, и что он будет осуществлять её отладку в интересах не какой-то отдельной партии или политического течения, а – всего российского народа.

Между 2004 и 2012 годами В. Путин пытался создать в России работающую систему партийно-политической конкуренции. О ставке на партийную систему свидетельствует факт выдвижения Д. Медведева в 2008 году и В. Путина в 2012 годах кандидатами в президенты от Всероссийской политической партии «Единая Россия» (до этого, в 2000 и 2004 годах В. Путин также шёл на выборы Президента Российской Федерации самовыдвиженцем).

Но российские политические партии (как системные, так и внесистемные) оказались не готовы принимать на себя ответственность за судьбу страны. Депутаты с удовольствием готовы поддерживать власть или даже не всегда конструктивно критиковать её, но реально оппонировать, создавать программы и правительство, которое будет работать в интересах России лучше, чем назначенное В. Путиным, они не просто не могут, а и не желают.

Их можно понять, так как слишком велик груз ответственности, слишком велика цена ошибки, а формирование политической системы в стране носило декоративный и декларативный характер. Представители и депутатского и губернаторского корпусов гораздо с большим желанием занимаются коммерческой или лоббистской деятельностью, чем стремятся войти в состав концептуальной власти хотя бы на уровне собственного государства. Сложившаяся традиция последних десятилетий обусловливает желание тех, кого принято называть у нас политиками (за редчайшим исключением), переложить ответственность на Президента Российской Федерации, как на должностное лицо, наделённое большими полномочиями в соответствии с Конституцией Российской Федерации, или поучаствовать в публичном театре без решения перезревших проблем, стоящих перед российским обществом и государством.

В этом смысле так называемые оппозиционные партии отличаются от провластных только тем, что первые готовы с закрытыми глазами, даже не вникая, отвергать любую инициативу В. Путина, а вторые точно так же готовы любое действие власти поддержать. Но власти без ответственности не бывает. Политики и партии, не принимающие на себя ответственность, становясь не более чем декорацией и декларацией. 

Знак Президента Российской Федерации

Поскольку политические партии оказались неспособны обеспечить преемственность и стабильность курса страны, российская политическая система держится на В. Путине. Он является стержнем существующей системы, но надо не забывать пример из советской истории с И. Сталиным во главе государства. Если бы Путин стремился к пожизненной власти, то он бы её давно достиг.

Но в том-то и заключается проблема, что В. Путин пытается создать систему, которая будет работать не только с ним, но и без него, и помимо него, которой пока не отстроена.

Четвёртый срок не обязательно является завершением путинского правления. Можно вновь стать Председателем Правительства Российской Федерации. Можно попытаться уйти в русские дэн сяопины (моральные авторитеты настолько высокие, что никакие выборы советам неформального лидера не помеха), если это окажется возможным.

Можно, наконец, поменять Конституцию Российской Федерации, внести какие-то поправки в неё или даже принципиально её переработать и принять новую, поскольку по русской традиции сложилось так, что у нас не государство для закона, а закон для государства. Окончательное решение будет связано с тем, насколько В. Путину удастся завершить необходимое реформирование системы власти в России к 2024 году, или, возможно, как пойдёт эволюция мировой системы управления.

Четвёртый срок Путина ориентирован не только и не столько на то, чтобы обеспечить и так достигнутую внутриполитическую стабильность, сколько на гарантию преемственности путинской политической системы, её продления в будущее, конечно же, при условии сохранения и стабильности современной мировой архитектуры.

Этого невозможно добиться, пока В. Путин (да и сама должность Президента Российской Федерации) является единственным носителем народного доверия и единственным реализатором народной воли. При наличии грамотного и волевого главы государства такая система может быть весьма эффективна, но она не гарантирует преемственности проводимой политики на многие годы. 

Знак Президента Российской Федерации.

3.

В. Путин, после двукратного эксперимента с выдвижением в Президенты Российской Федерации от Всероссийской политической партии «Единая Россия», совсем не случайно решил идти на выборы самовыдвиженцем. В таком случае он получает мандат народа на те самые концептуальные преобразования, на которые партии не сподобились (точнее, не пожелали) совершить в 2008 – 2017 годах.

В предвыборную кампанию была заложена идея того, что любая политическая сила имеет право поддержать В. Путина, но ни одна из них не может диктовать ему свою позицию по принципиальным вопросам после его победы на выборах.

К концу своего четвёртого срока (независимо от того, будет ли он продолжать политическую карьеру) В. Путин должен будет добиться от созданной им системы не только эффективности, но и гибкости и преемственности – способности работать в автономном режиме, независимо от того, кто занимает высшую должность в государстве, на благо российского общества должна заработать вся государственная машина. Грубо говоря, в систему необходимо вмонтировать функции «защита от дурака», «защита от клановых разборок», «защита от внешнего вмешательства».

Поскольку эксперимент с выстраиванием партийной системы не удался, и нет времени его продолжать далее, необходимая реформа будет произведена непосредственно В. Путиным как Президентом Российской Федерации, опирающимся на волю и доверие народа.

4.

Среди прочего эта реформа может привести к ускоренной ротации того политического субъекта (плохого или хорошего) в России, который принято называть в последние десятилетия «политическая элита», возможно, с отстраиванием новой организации, устроенной по орденскому типу. Также, это активизирует и отладит работу вертикальных и горизонтальных лифтов, которые ещё более быстро станут выносить на поверхность политической жизни молодых губернаторов и министров – ту новую элиту, которой предназначено управлять страной в 2030 – 2050 годах.

Не всем даже из молодых удастся удержаться во власти, кадровые ошибки будут исправляться столь же оперативно. У чиновников будет значительно меньше времени на то, чтобы доказывать свою эффективность.

Это неизбежная плата за инертность политического класса, проявлявшуюся в последние десятилетия. Тем более что реформу, принять ответственность за которую политический класс не пожелал принять на себя, В. Путину приходится реализовывать в условиях не только политического цейтнота, но и усиливающегося жёсткого внешнего давления на Россию и на него лично.

Масштаб задачи сопоставим даже не с петровскими реформами начала XVIII века, а с концом 1920 – началом 1930 годов. Тогда в СССР была создана настолько цельная, работоспособная и эффективная система, что приданный стране импульс позволил, несмотря на то, что далеко не все следующие руководители отличались выдающимися качествами, выиграть мировую войну и спокойно просуществовать ещё более сорока лет. И это был не предел – если бы не стечение обстоятельств в период между 1967 и 1991 годами, СССР мог бы существовать и дальше.

Именно для решения этой сложной и системной задачи, решения, которое неизбежно столкнётся с пассивным (а возможно, что и с активным) сопротивлением части политической элиты, В. Путину и необходим мандат все российского народа. Он уже сделал Россию оживающей и вновь заявляющей великие цели развития. Теперь необходимо закрепить успех на века. Тогда сама страна станет лучшим памятником путинскому правлению.

 

 

http://zavtra.ru/blogs/kakova_kontceptual_naya_osnova_novogo_sroka_putina