Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 3323

10.12.2018 Что такое гностицизм?

 

Гностицизм (от др.-греч. γνωστικός – «познающий») – общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором (англ. Henry More) в XVII веке. 

 

Фасции, связанные в фашину на эмблеме итальянской национальной фашистской партии

1. Гностицизм (от др.-греч. γνωστικός – «познающий») – общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором (англ. Henry More) в XVII веке.

Название «гностицизм» является производным от слова «гностики», последнее заимствовано у Епифания Кипрского, из его книги «Панарион». В Панарионе, гностики и борбориты – это одна из «80 ересей», описанных Епифанием. Также о гностиках упоминает автор II века н.э. Ириней Лионский в своем трактате Против ересей (II:XXXV). Г. Мор ввёл название «гностицизм» и распространил его на многие «ереси».

Общим для гностических систем является дуалистическое представление о злой либо ограниченной в своём могуществе силе (Демиурге), и высшем «добром» Боге, сострадающем человечеству.

В гностицизме содержание гнозиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гнозиса само по себе спасительно.

Плерома по Валентину, иллюстрация Истории гностицизма француза Жака Маттера (1843 год)

Перейдём к основной терминологии гностицизма.

2. Эоны

В гностицизме Валентина центральное место занимает концепция самопорождающихся эонов. В начале было Первоначало, от которого происходят Ум (Единородный) и Истина, от Ума произошёл Логос и Жизнь, а от тех первый Человек. Эоны образуют гендерные пары и множатся. Их число достигает 30, а совокупность именуется Плеромой. Наш мир связан с деятельностью эонов-ангелов Демиурга и Ахамот. Источником знаний об эонах являются послания апостола Павла (Еф. 3:21 – в славянском переводе: «век»).

Отождествляется также Эон и с половым членом Кроноса. Образ встречается у Гераклита (фр. 93 Маркович), который называет его «играющим ребёнком на престоле».

2.1. Эон (др.-греч. Αἰών от др.-греч. αἰών – «вечность») – в гностической терминологии духовные существа – эманации Божества, «заполняющие пространство», разделяющее Бога и мир. Совокупность («сонм») эонов именуется Плеромой. Истекая из Божества, они властвуют над определённой мировой эпохой и мировым порядком.

По ряду признаков («посредническая» позиция между Богом и миром, иерархическая организация) гностические эоны сближаются с иудео-христианскими ангелами, однако не тождественны им. В ряде систем (в частности, у Валентина) иерархию эонов формируют пары («сизигии») мужских и женских эонов (Хаос – ИдеяРазум – Истина и далее). Появление материального мира связывается (прежде всего, в валентинизме) со своеобразным «грехопадением» последнего эона (Софии), нарушившей целостность плеромы и исторгнутой из неё.

2.2. Эоны в Библии

Термин «эон» в значении век нередко используется как в Евангелиях, так и в Посланиях апостолов. Эон становится местом проявления Бога (Мф. 6:13). «Эон сей» (νῦν αἰῶνι) противопоставляется веку будущему (Мф. 12:32), причем упоминается и «кончина» (συντέλεια) эона сего (Мф. 13:39). Эон может иметь и «сынов» (Мф. 20:34). Однако иногда «эон» приобретает значение вечности (Мф. 6:58).

2.3. Система Валентина

Наиболее разработанную систему эонов предложил Валентин (II век н.э.). Совокупность эонов (άιώνες) образуют абсолютное бытие Плерому (греч. πλήρομα).

Глубина или Вифос (греч. Βύθος) является старейшим и изначальным эоном, также называемым Первоначалом (Ireneus, Contra Haer. I.1.).

Молчание (Σιγή) – обратная сторона Глубины, также называемая Мыслью или Благодатью (Харис). Вместе они образуют первую пару или сизигию.

Ум (греч. Νοΰς, Нус), также называемый Единородным.

Истина (греч. Άλήθεια) образует пару Уму. Вместе с первой парой они образуют Четверицу (Тетрада или квадрига).

Смысл (греч. Λόγος) образован второй парой Ума и Истины.

Жизнь (греч. Ζωή) образует пару Логосу.

Человек (греч. Άνθρωπος, Антропос) образован третьей парой Логоса и Жизни.

Церковь, то есть общество (греч. Έκκλησία) образует пару с Человеком.

Эти четыре пары (сизигии): Глубина и МолчаниеУм и ИстинаСмысл и ЖизньЧеловек и Церковь, составляют совершенную восьмёрку (огдоаду), которая, не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Первоотца, производит еще 22 эона:

Пара Смысл и Жизнь, породив пару Человек и Церковь, производит еще 10 эонов (Ireneus, Contra Haer. I.2.):

Битос, Глубинность;

Миксис, Смешение;

Агератосъ, Нестарение;

Энозис, Единение;

Автофиес, Самородность;

Гедоне, Удовольствие;

Акинетос, Неподвижность;

Синкразис, Сорастворение;

Моногенес, Единородный;

Макариа, Блаженство.

Пара Человек и Церковь произвела ещё «12 эонов»:

Параклет, Утешитель;

Пистис, Вера;

Патрикосъ, Отчий;

Элпис, Надежда;

Метрикос, Материнский;

Агапе, Любовь;

Аинус, Вечный Ум;

Синезис;

Экклезиастикус;

Макариотес;

Телет (Θελητός), Желание;

София, Мудрость.

Все вместе (8 + 10 + 12) – «30 эонов» (Ireneus, Contra Haer. I.3.) – составляют выраженную полноту абсолютного бытия – Плерому.

Последний из тридцати – женский эон, София – возгорается пламенным желанием непосредственно знать или созерцать Первоотца – Глубину. Такое непосредственное знание Первоначала свойственно только его прямому произведению (προβολή) – Единородному Уму; прочие же эоны участвуют в абсолютном ведении Глубины лишь посредственно, по чину своего происхождения, через своих производителей, а женские эоны, сверх того, обусловлены и своими мужскими коррелятами. Но София, презревши как своего супруга Желанного, так и всю иерархию двадцати семи эонов, устремляется в бездну несказанной сущности. Невозможность её проникнуть, при страстном желании этого, повергли Софию в состояние недоумения, печали, страха и изумления, и в таком состоянии она произвела соответственную ему сущность – неопределенную, безвидную и страдательную.

Помимо 30 эонов существует еще 31-й эон: вечный Предел (Όρος), который всё приводит в должный порядок и называется также Очистителем, Воздаятелем и Крестом (Ireneus, Contra Haer. I.4.). У него нет пары и он является производным Единородного Ума. Орос исключил из Плеромы бесформенное чадо Софии, её объективированное страстное желание (Ένθύμησις), а Софию восстановил на прежнем месте в Плероме.

Далее Единородный Ум производит 32 и 33 эоны: Христа и Святого Духа (Ireneus, Contra Haer. I.5.). Первый научил всех эонов различать в Первоотце его непостижимое от постижимого, а также сообщил им закон последовательности и сочетания эонов; Дух Святой, с другой стороны, открыл им их существенное тождество, в силу которого все в каждом и каждый во всех. Утешенные, успокоенные и обрадованные этим откровением, эоны проявили на деле свою солидарность, произведя сообща, из лучших своих сил совокупный Плод Плеромы и соборный Дар её Первоотцу – эона Иисуса или Спасителя. Он же, как от всех происшедший, называется Все (Πάν).

2.4. 30 эонов Плеромы

Тридцать эонов вместе составляют Плерому  выраженную полноту абсолютного бытия (то есть сущего Бога, выразившего себя в материи).

 

2.5. Мандеизм

У мандеистов, чьи священные книги написаны на арамейском языке, эоны – светлые силы: Великий Ум (Мана-Рабба), Жизнь, Тихое Веяние, солнечный бог Сам-Семир, небесный (грозовой) Юша-мин, живущий при хранилищах вод и великих источниках света; небесный Иордан, целитель душ; Знание Жизни, вероятно, соответствующее Софии других гностиков, представляемое иногда в виде всеобъемлющего дерева, совмещающего в себе значение обоих райских деревьев в Библии: древа жизни и древа познания добра и зла. Начальные зоны называются также первая жизнь, вторая жизнь, третья жизнь. Человеческие души суть эманации первой жизни, пленённые тьмой материального бытия. Для избавления их небесные эоны вселяются в избранников, какими были, например, Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхья), установивший религиозные омовения и погружения, как символ очищения душ в небесном Иордане.

2.6. «Гинза»

Одна из священных книг мандеизма – космологический трактат «Гинза» (Сокровище, или «Сидра Рабба»Великая книга) – даёт три противоречащих друг другу, по мнению авторов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, рассказа о сотворении мира. Наименее сложным является следующий: в начале существовала триада «Пира-Рабба» (Великий Плод), «Аяр-Зива-Рабба» (Эфир Великого сияния) и «Мана-Рабба» (Великая пища); последний, Мана, является важнейшим из троицы – царём света, от которого произошло всё. От него произошёл и «Великий Иордан», проникающий весь эфир, царство Аяр-Зива-Рабба. Мана вызвал к жизни «Хаие-Кадмаие» (первичную жизнь) и затем удалился, открываясь только душам самых благочестивых мандеистов. Как правящее божество, «Хаие-Кадмаие» служит предметом поклонения; оно произвело многочисленных ангелов («богатства») и «Хаие-Тиньяне» (Вторая жизнь или «Юшамин»), соответствующего израильскому Богу Яхве, которого гностики признавали божеством низшего ранга. Следующей за «Юшамином» эманацией является Знание Жизни или «первый человек». «Юшамин» сделал попытку овладеть верховной властью, но попытка его не удалась, и он был изгнан из чистого мира эфира в мир низшего света. Знание Жизни открывалось людям, принимая самые различные виды; так, например, он является в виде трёх братьев: Гибил, Шитиель и Анош (библейские Авель, Шет и Енох). Из ангелов наиболее значительным является «Хаие-Телитаие» (Третья жизнь), он же «Абатур» (Отец ангелов). «Хая-Телитаие» сидит на краю мира-света, взвешивая на своих весах деяния духов, восходящих к нему.

Петахиэлю (Птахилю; он же Гавриил) было поручено создать и населить землю. Он же сотворил Адама и Еву, но не сумел вдохнуть в них жизнь. Это сделали Гибил, Шетиель и Анош, вдохнувшие в них от духа самого Мана-Рабба. Гибил передал первым людям веру, поведал им, что сотворил их не Петахиель, а великое божество, стоящее гораздо выше его. Петахиель был изгнан в низший мир, имеющий четыре входа и три ада. В преисподней царствует сам грозный царь Шедун (Асмодей). Облечённый силой Мана-Рабба, Гибил сошёл вниз и создал Руху (Рухайю), мать коварства и обмана, царицу тьмы (Лилит). Руха родила последовательно 7, 12 и 5 сыновей, и все они были унесены в небеса Петахиэлем. Семь – это «высшие» планеты Солнечной системы (в том числе Солнце и Луна); 12 – знаки зодиака, пять – «низшие» планеты нашей системы.

3. Архонты

В гностицизме: духи-мироправители. В гностических представлениях архонты рассматриваются как творцы материального космоса, а заодно и системы влечений и эмоций, делающих человека рабом материи.

3.1. Архонт (др.-греч. ἄρχων  начальник, правитель, глава; от ἄρχη  начало, власть)  высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). В Византийской империи этот титул носили высокопоставленные вельможи.

Слово Архонт во многом имело то же значение, что и славянское слово «князь».

После Падения Константинополя титул архонта присваивался Константинопольским Патриархом некоторым православным мирянам за особые заслуги.

3.2. Афинские архонты

Наиболее известны архонты в Афинах, где эта должность появилась ещё при басилевсах. Согласно преданию, в XI веке до н.э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине VIII века до н.э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти архонта сократился до 10 лет, а с первой половины VII века до н.э.  до одного года.

Наиболее древними были должности первого архонта эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), второго архонта басилевса (ведал культом), третьего архонта полемарха (был военачальником). Около середины VII века до н.э. были добавлены ещё шесть архонтов фесмофетов с судебными функциями. Все девять архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI век до н.э.) архонтами могли стать члены высшего имущественного разряда  пентакосиомедимны, позднее  также гиппеи, то есть всадники (второй разряд), с 457/456 до н.э.  зевгиты (третий разряд). Коллегия архонтов в V веке до н.э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V века н.э. В классическую эпоху выборы архонтов проводились путём жребия.

3.3. Архонты в Византийской империи

До конца X века архонты, в византийском понимании,  это правитель государства (архонтии), в той или иной степени признававший сюзеренитет императора. Супруга такого правителя именовалась архонтиссой.

Весьма не определён статус архонта в Византии XI  начала XII веков. Его присваивали себе (возможно получали из Константинополя) фактические владетели лимитрофных территорий, ранее принадлежавших империи и продолжающих считаться таковыми в Константинополе.

Кроме того существовали должности: Архонт аллагии (командующий императорскими конными и пешими частями), Архонт влаттии (начальник государственной мастерской, где изготовляли и красили наиболее ценные ткани), Архонт соли (начальник имперской солеварни, следивший за производством и оптовой продажей соли).

Кроме этого был титул архонт архонтов, который соответствовал армянскому титулу ишханац ишхан (или шаханшах), и относился к сфере внешней политики империи.

3.4. Архонты в православии

После падения Византии титул присваивался Патриархом Константинопольским, который при турецком владычестве возглавлял греческую общину не только в церковном, но и в гражданском отношении (Рум-миллет). Титул архонта стал означать нечто вроде «церковного дворянства».

Ныне институт архонтства существует в некоторых Церквах греческой традиции. В 2012 году архонтство было введено также в Болгарской православной церкви, что вызвало неоднозначную реакцию.

Само это слово архонт, особенно за пределами грекоязычного мира, звучит двусмысленно. В греческом оригинале Евангелия выражение «άρχων του κόσμου τούτου» (а́рхон ту ко́сму ту́ту; в славянском и русском переводах  «князь мира сего») означает дьявол. Архонтами в гностицизме именовались злые духи-мироправители.

Абраксас

4. Абраксас

Абраксас или, в более ранней форме Абрасакс  гностическое космологическое божество, Верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя «Абраксас» имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова даёт 365  число дней в году.

Абраксаса изображали в древнем индийском, персидском, египетском искусстве, на античных геммах в виде существа с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног. В одной руке он держит нож или плеть, в другой  щит, на котором начертано имя Йах (егип. Jah  молитвенный возглас, в Элевсинских мистериях превратившийся в имя божества Солнца).

Другие эманации этого божества  Ум, Слово, Мудрость, Сила. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея, дракона.

Абраксас или (более ранняя форма) Абрасакс (греч. Ἀβρασάξ)  гностическое космологическое божество.

На резных камнях (абраксовые геммы) II и последующих веков до н.э. абраксас изображался в виде египетских зооморфных божеств, иногда мифических существ с человеческим туловищем и руками, петушиной головой и двумя змеями вместо ног. Абраксовые геммы носили в качестве амулетов.

Абраксас  верховный глава Небес и Эонов, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства. В системе Василида имя Абраксас имеет мистический смысл, поскольку сумма числовых значений семи греческих букв этого слова дает 365  число дней в году.

Α = 1, Β = 2, Ρ = 100, Α = 1, Σ = 200, Α = 1, Ξ = 60

Мистическая фигура видоизменялась самым разнообразным образом и заменялась различными изображениями, языческими и др., уже ничего общего с гностицизмом не имеющими. Ср. Bellermann «Ueber die Gemmen der Alten mit dem Abraxasbilde» (Berlin, 1817 – 1819); Barzilai «Gli Adraxas» (Триест, 1873).

Гностический демиург. Символ-амулет защиты египтян

5. Демиург

Демиург (др.-греч. δημιουργός, δημι-ουργός – «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др.-греч. δῆμος  «земля, народ» и др.-греч. ἔργον – «дело, ремесло, промысел, труд, работа»). Первым в таком значении его использовал Платон. В гностицизме Демиург является одной из ключевых фигур. Правая рука создателя бессмертных душ, неспособный понять любовь. Стремится показать, что может создать лучший мир, чем Первый Бог.

Демиург понимался в нескольких смыслах:

1) в античной философии (преимущественно в платонизме)  создатель вещей чувственно воспринимаемого космоса;

2) в христианском богословии  одно из именований Бога как создателя и строителя всего существующего;

3) в гностицизме  создатель (церк.-слав. зиждитель), справедливый творец видимого космоса и бог евреев, занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, тёмным началом  Сатаной, богом материи, хаоса и язычества.

Демиург создаёт материю и заключает души в материальных телах. Его незавершённость считается причиной всех бед и несовершенств мира.

Несовершенный дух-творец мира, «злое» начало, в отличие от Бога, «доброго» начала. В гностических текстах  как ранних (Апокриф Иоанна), так и в поздних (Пистис София) обозначался именем Ялдабаоф (Иалдабаоф); происходил от эона Софии, возжелавшего творить без духовной половины, что привело к появлению Демиурга. Описывался как порочный, невежественный, ограниченный демон, одним из эпитетов которого был «Саклас» («глупый», «дурак»). Ялдабаоф, согласно Апокрифу Иоанна, стал богом над материей, создал ангелов и властей, совместно с ними сотворил из вещества тело человека по подобию божественного эона Человека, пребывавшего гораздо выше материи.

В гностических учениях Демиург воспринимался как «злой бог», сотворивший несовершенный и греховный материальный мир. Как правило, отождествлялся с ветхозаветным Яхве, иногда с Сатаной.

Первоначально демиургом называли всякого человека, работающего для людей, будь то ремесленник или должностное лицо, исполняющее определённые общественные обязанности. Поскольку для успешного выполнения работы требовалось наличие мастерства или искусства, со временем демиургом стали называть мастера, знатока в своём деле. В более широком смысле демиургом назывался любой создатель чего-либо.

5.1. Демиург в мифологии

В мифологии Демиург часто является таким персонажем, как гончар, кузнец, ткач. Однако Демиург шире ремесленных функций. Так, бог-кузнец Гефест, в греческой мифологии, делает щит, представляющий собой модель мировой жизни, Сеппо Ильмаринен, одно из трёх высших божеств финской мифологии, выковывает солнце и луну, египетский бог Хнум  создаёт мир и людей на гончарном круге, а индийский Вишвакарман  ваятель, плотник, кузнец, является божественным творцом мира. Во многих мифологиях Демиург сливается с более абстрактным образом небесного бога-творца, отличающегося космическими масштабами деятельности, творящего не только отдельные объекты, элементы мироздания, как Демиург, но космос в целом и не только путём изготовления, но и более «идеальными» способами, посредством магических превращений, простым словесным называнием предметов и тому подобное. Так, египетский Птах создает мир «языком и сердцем». Демиург часто выступает как помощник верховного божества.

5.2. Демиург в философии

В философский лексикон термин Демиург был введён древнегреческим философом Платоном (428 или 427  348 или 347 до н.э.), который впервые называет Демиургом «творца и отца» этого видимого космоса. Платон в диалоге «Тимей» описывает акт сотворения всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создаёт мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи. При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, он лишь соединяет их вместе, в этом состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости, мешает ему полностью осуществить своё намерение.

Древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 годы до н.э.) употреблял слово Демиург в традиционном значении  «ремесленник, мастер». Греческий философ-платоник Алкиной (II век н.э.) понимает Демиурга как разумную часть мировой Души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума.

С мировой Душой отождествляют Демиурга также философы-платоники II века н.э. Аттик и Апулей. Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает всё сущее и «над которым нет никакого другого начала». Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» его и им «управляет».

Древнегреческий философ Филон Александрийский (около 25 до н.э.  около 50 н.э.) приписывает функции Демиурга Логосу  творческой силе верховного Бога, содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю. Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворождённым Сыном» Бога.

Нумений Апамейский, греческий философ II века н.э. описывает Демиурга как «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружён в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами.

В гностицизме возникает учение о злом и неразумном Демиурге. В системе античного философа II века н.э. Валентина, Демиург располагается не только ниже плеромы вечных сущностей  «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создаёт демиурга из собственных страстей  страха и желания вернуться назад в плерому. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит и постоянно ошибается. Отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая  более низкого. Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своём порождении, а Демиург  изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце.

По одним гностическим системам недостаток Демиурга  только в неведении высших тайн; другие (антиномические) приписывают ему ещё дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества.

В неоплатонизме, начиная с его основателя античного философа Плотина (204/205 год н.э.  270 год н.э.), функции Демиурга прочно закрепляются за Умом  второй после Единого бестелесной сущностью. Вступая в спор с Нумением и гностиками, Плотин доказывает, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нём самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой  в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.

В позднем неоплатонизме появляется уже целая «серия» демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. У античного философа-неоплатоника Прокла (412 – 485 годв н.э.) роль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум  последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие-жизнь-ум.

Бог-творец. Художник Виктор Васнецов (1848 1926 годы) 

5.3. Демиург в христианском богословии

В христианском богословии термин демиург (наряду с именованиями «Зиждитель», «Творец», «Художник», «Поэт»  др.-греч. ποιητής) характеризует Бога как Создателя и Устроителя всего существующего. При этом Бог может именоваться Демиургом не только применительно к творению мира из ничего, но и в случае творения того или иного сущего из прежде имевшегося материала. В святоотеческой литературе термин Демиург употреблялся как применительно к Богу вообще, так и по отношению к Отцу, Сыну и Святому Духу в отдельности, а также ко всем Лицам Святой Троицы вместе, поскольку «вся Троица есть творящая и созидательная». Вместе с тем в святоотеческом богословии существовало устойчивое представление, что поскольку Сын как Слово Божие приводит в исполнение творческий замысел или волю Отца о мире, то имя Демиург подобает Ему в первую очередь. Это мнение ясно выразил святитель Василий Великий (330 – 379 годы н.э.), который в творении различал «Отца как предначинательную причину сущих, Сына  как демиургическую, а Святого Духа  как совершительную». Вместе с тем святитель подчеркивал, что наделение Бога Слова демиургическими функциями обусловлено исключительно волей Отца. Термин Демиург в святоотеческом богословии изредка мог применяться к человеку и ангелу, но лишь в значении «автор», «источник», «причина».

Эмблема Интернационального Теософского общества

6. Гнозис

Особое духовное знание и познание, доступное только сознанию просветлённых.

Гнозис (также гносис) (от греч. γνώσις  «знание»)  высшее, эзотерическое, откровенное, мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса  высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает в оккультно-мистических учениях Нового времени и XX века.

В классической древнегреческой философии гнозис употребляется в техническом значении, обозначая знание, исследование, не имея мистических и эзотерических коннотаций. Характер откровенного, мистического знания гнозис приобретает в эллинистической и раннехристианской традиции под влиянием иудейских и восточных оккультных учений. В таком качестве гнозис становится центральным понятием гностицизма (учения Валентина, Василида, Маркиона и других), где выступает в качестве оккультного знания о бесконечном, божественном и вечном во всем и вовне всего, в котором раскрываются высшие способности духа, преодолеваются ограничения материального мира и происходит самоутверждение в мире запредельном. Одновременно с мистическим характером, гнозис был знанием эзотерическим, передававшимся последователям гностических учений в тайне от непосвящённых.

В раннем христианстве гнозис становится предметом критики со стороны Отцов Церкви. Так, отрицая эзотерический характер знания о Боге и отстаивая кафоличность христианской церкви, Ириней настаивал на несокрытости Божьего промысла. Вместе с тем в трудах Климента Александрийского и Оригена предпринимается попытка обоснования христианского гнозиса в противовес гнозису «языческому».

В Новое время гнозис был составной частью ряда оккультных учений, послуживших продвижению и распространению идей фашизма, в частности. В XX веке приобрёл широкую популярность в рамках новых религиозных, духовных и мистических движений, таких как, например, как Теософское общество.

7. Плерома

Плерома  совокупность небесных духовных сущностей (эонов). По мнению гностиков, Иисус Христос был эоном, который передал людям тайное знание (гнозис), чтобы они смогли воссоединиться с Плеромой.

Плерома (др.-греч. πλήρωμα  «наполнение, полнота, множество»)  термин в греческой философии, одно из центральных понятий в гностицизме, обозначающее божественную полноту. В Новом Завете «вся полнота Божества телесно» обитает в Христе. В ряде гностических писаний Иисус лично провозглашает себя пребывающим в Плероме (например, Евангелие Истины из библиотеки Наг-Хаммади I.3.34, 35).

Согласно учению гностиков, Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов. Иисус Христос также являлся одним из эонов, посланных на землю для того, чтобы люди смогли вернуть себе утраченное знание (гносис) и воссоединились с Плеромой.

В гностицизме идея Плеромы в основном встречается в литературе, относящейся к ученикам Валентина, но она появляется и в писаниях, связанных с другими группами гностиков.

У Валентина изложено учение о первой осмерице  восьми эонах. Согласно Валентину осмерица произошла последовательно; в начале была первая двоица: Глубина (др.-греч. Βυθός) и Молчание (др.-греч. Σιγή); от них произошла вторая двоица: Ум (др.-греч. Νοΰς) или Отец (др.-греч. Πᾰτήρ) и Истина (др.-греч. Άλήθεια). Эта четверица произвела: Слово (др.-греч. Λόγος) и Жизнь (др.-греч. Ζωή), Человека (др.-греч. Άνθρωπος) и Церковь (др.-греч. Έκκλησία). Эти четыре пары (сизигии): Глубина и Молчание, Ум и Истина, Слово и Жизнь, Человек и Церковь, составляют совершенную первую осьмерицу  огдоаду (др.-греч. ὀκτάδος), которая, не из недостатка или потребности, а по избытку внутреннего довольства и для нового прославления Первоотца, производят еще 22 эона: Слово и Жизнь производят декаду (др.-греч. δεκάδος)  10 эонов, а Человек и Церковь производят додекаду (др.-греч. δωδεκάς, δωδεκάδος)  12 эонов. Все вместе 30 эонов и составляют выраженную полноту абсолютного бытия  Плерому.

8. Эон София

Эон СофияВерховная Премудрость (от др.-греч. αιών  век, эпоха и Σοφία  премудрость)  в гностицизме  женский двенадцатый эон.

У гностиков, в частности, Валентина и Птолемея, София выступает как последний из эонов, замыкающий Плерому. Ей отводится особая роль в космогонии гностицизма: устремившись в страстном порыве к Первоотцу, желая созерцать его, София нарушает тем самым целостность Плеромы и оказывается исторгнутой из неё. Её негативные эмоции (ужас, печаль, изумление) порождают душу и материю. Она производит на свет Демиурга, создающего из них материальный мир. Втайне от него София подмешивает в этот мир пневму  дух. Она без мужского начала порождает бесформенную Ахамот, уподобляемую выкидышу. Она (Ахамот) была исторгнута из Плеромы, Софию же вернули назад.

Окончание темы альянса гностицизма произойдёт в следующей моей статье. 

 

http://zavtra.ru/blogs/chto_takoe_gnostitcizm