Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 3395

09.12.2018 Что такое прогрессизм?

  

«Прогрессизм» в таком понимании впервые возник в 1933 году внутри Бней-Брит. Это было связано с именем Этель Штернберг. Тогда у Бней-Брит было международное издание «Бней-Брит Мэгэзин», где Этель Штернберг руководила отделом «Проблемы женщин». И структура, в которой она тогда работала, так и называлась: «Конференция за прогрессивное политическое действие»

 

     1. Прогрессизм (также прогрессивизм (лат. progressio)) – это поддержка или пропаганда улучшения общества путём реформы. Как философия, она основана на идее прогресса, которая утверждает, что достижения в области науки, техники, экономического развития и социальной организации имеют жизненно важное значение для улучшения состояния человека и человеческого общества.

Значения прогрессизма менялись со временем и с разных точек зрения. Прогрессизм стал очень значительным в эпоху Просвещения в Европе, из-за того, что Европа демонстрировала, что общества могут продвигаться в вежливости из нецивилизованных условий в цивилизацию путём укрепления основы эмпирических знаний как основы общества. Фигуры Просвещения полагали, что прогресс имеет универсальное применение ко всем обществам и что эти идеи будут распространяться по всему миру из Европы.

Современная общая политическая концепция прогрессизма в культуре Западного мира возникла из-за огромных социальных изменений, вызванных индустриализацией в Западном мире в конце XIX века. Прогрессивные круги в начале XX-го века придерживались мнения о том, что прогресс затушёвывается огромным экономическим неравенством между богатыми и бедными; минимально регулируемый капитализм с несогласованностью с монополистическими корпорациями; и интенсивный, и часто насильственный конфликт между рабочими и капиталистами утверждал, что для решения этих проблем необходимы меры. Прогрессизм начала XX-го века также был связан с евгеникой и движением умеренности. Современные прогрессисты способствуют государственной политике, которая, по их мнению, приведёт к позитивным социальным изменениям.

     2. Прогрессизм в философии и политике

     2.1. От Просвещения до промышленной революции

Иммануил Кант определил прогресс как движение от варварства к цивилизации. Философ и политолог XVIII-го века Маркиз де Кондорсе (Marquis de Condorcet) предсказал, что политический прогресс будет связан с исчезновением рабства, ростом грамотности, уменьшением неравенства между полами, реформами суровых тюрем и сокращением бедности.

«Современность» или «модернизация» была ключевой формой идеи прогресса, продвигаемой классическими либералами в XIX и XX веках, которая призывала к быстрой модернизации экономики и общества, чтобы устранить традиционные препятствия на свободных рынках и свободные передвижения человек. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel) влиял на продвижение идеи прогресса в европейской философии, подчёркивая линейно-прогрессивную концепцию истории и отвергая циклическую концепцию истории. Карл Маркс (Karl Marx) применил к своим работам гегелевскую концепцию линейно-прогрессивной истории, модернизацию экономики через индустриализацию и критику социальной классовой структуры промышленных капиталистических обществ. По мере роста индустриализации опасения по поводу её последствий выходили за рамки марксистской и другой радикальной критики и становились мейнстримом. 

     2.2. Современная основная политическая концепция

В конце XIX века в Западном мире возросла популярность политической точки зрения о том, что прогресс сдерживается огромным экономическим неравенством между богатыми и бедными, минимально регулируемым капитализмом свободной конкуренции с вышедшими из-под контроля монополистическими корпорациями, интенсивными и часто насильственный конфликт между рабочими и капиталистами и необходимость принятия мер для решения этих проблем. Прогрессизм оказал влияние на различные политические движения. Современный либерализм находился под влиянием концепции либерального философа Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill) о том, что люди являются «прогрессивными существами». Британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, I-ый граф Биконсфилд (Benjamin Disraeli, 1st Earl of Beaconsfield), развил прогрессивный консерватизм под торизмом «единой нации». Во Франции пространство между социальной революцией и социально-консервативным центром невмешательства было заполнено появлением радикализма, который считал, что социальный прогресс требует гуманизма, республиканизма и антиклерикализма, и который до середины XX-го века был доминирующим, влияние на центр осталось во многих франко- и романоязычных странах. Точно так же в Имперской Германии канцлер Отто фон Бисмарк (Otto von Bismarck) принял различные прогрессивные меры социального обеспечения из консервативных побуждений для того, чтобы дистанцировать рабочих от социалистического движения того времени и как гуманные способы оказания помощи в поддержании Промышленной революции. Сторонники социал-демократии определили себя как продвижение прогрессивного дела. Энциклика Римско-католической церкви Rerum novarum, изданная папой Львом XIII (Leo PP. XIII) в 1891 году, осудила эксплуатацию труда и призвала поддержать профсоюзы и государственное регулирование бизнеса в интересах социальной справедливости, отстаивая права частной собственности и критикуя социализм. Протестантское прогрессивное мировоззрение под названием «Социальное Евангелие» появилось в Северной Америке, которое было направлено на борьбу с экономической эксплуатацией и бедностью, и к середине 1890-х годов стало обычным явлением во многих протестантских теологических семинариях в США.

В США прогрессизм начался как социальное движение в 1890-х годах и перерос в политическое движение в так называемую прогрессивную эру. Хотя термин «американские прогрессисты» представляет целый ряд различных групп политического давления (не всегда объединённых), некоторые американские прогрессисты отвергают социальный дарвинизм, полагая, что проблемы, с которыми сталкивается общество (бедность, насилие, жадность, расизм и классовая война), могут быть наилучшим образом решены, обеспечивая хорошее образование, безопасную среду и эффективное рабочее место. Прогрессисты жили в основном в городах, получали образование в колледже и считали, что правительство может быть инструментом для перемен. Президент США Теодор Рузвельт (Theodore Roosevelt) от Республиканской партии, а затем и от Прогрессивной партии заявил, что он «всегда считал, что мудрый прогрессизм и мудрый консерватизм идут рука об руку». Президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson) также был членом американского прогрессивного движения в рамках Демократической партии.

Прогрессивные позиции развивались с течением времени. Империализм был спорным вопросом в прогрессизме в конце XIX-го и начале XX-го веков, особенно в США, где некоторые прогрессисты поддерживали американский империализм, в то время как другие выступали против него.

В ответ на Первую мировую войну в «Четырнадцати пунктах» прогрессивного президента Вудро Вильсона была сформулирована концепция национального самоопределения и критиковалась конкуренция империалистов и колониальная несправедливость; эти взгляды были поддержаны антиимпериалистами в тех районах мира, которые сопротивлялись имперскому правлению. В период принятия экономического кейнсианства (с 1930-х по 1970-е годы) во многих странах было широко распространено большое значение государственного вмешательства в экономику. С ростом неолиберализма и вызовов государственной интервенционистской политике в 1970-х и 1980-х годах левоцентристские прогрессивные движения отреагировали созданием Третьего пути (центризма), который подчеркнул важную роль для рыночной экономики.

Были социал-демократы, которые призывали социал-демократическое движение пойти по Третьему пути. Видные прогрессивные консервативные элементы в Британской консервативной партии подвергли критике неолиберализм.

     4. В настоящее время или, точнее, в последние 10 – 15 лет прогрессизм всё более последовательно выступает на стороне глобализма, неолиберализма и неомальтузианства. Конечно же, в этой статье я называю прогрессистским сообществом те силы, которые относятся к значению слова «прогрессизм», когда это понятие тождественно мальтузианству. По крайней мере, в применении к концепту толерантности, к меньшинствам — расовым, этническим, так называемым гендерным и тому подобным. «Прогрессизм» в таком понимании впервые возник в 1933 году внутри Бней-Брит. Это было связано с именем Этель Штернберг. Тогда у Бней-Брит было международное издание «Бней-Брит Мэгэзин», где Этель Штернберг руководила отделом «Проблемы женщин». И структура, в которой она тогда работала, так и называлась: «Конференция за прогрессивное политическое действие».

Такой «прогрессизм» – тупиковый путь человечества. 

 

http://zavtra.ru/blogs/chto_takoe_progressizm