Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2912

25.12.2018 Что ещё следует сказать об оккультизме?

  

Они – гностики различных обрядов, в широком смысле, оккультисты различных мастей. Если более конкретно – неоязычники, трудно точно описать названия их культа. С научной точки зрения, я вообще затрудняюсь ответить на вопрос, исповедуют ли они единый неоязыческий культ или несколько различных неоязыческих культов. Но могу уверенно заявить о том, что в этом культе присутствует неприкрытая похоть, жажда денег, наживы, влияния, власти и наиполнейшая безответственность за содеянное. Довели уже однажды дело почти до «снежной революции» и продолжают в том же духе свои дела и доныне. Примерно тоже можно сказать о приходе на государеву службу ещё одного «политтехнолога» – успешного освоителя бюджетных средств.

1. В вопросе о происхождении зла оккультисты примыкают отчасти к дуалистическим сектам, видящим источник зла в материи, и впадают, таким образом, в противоречие со своим основным принципом – признанием единства Божества и мира. Отрицая существование дьявола, как выдумку пришедшего в упадок жречества, поддержанную невежественной толпой, они признают, однако, существование враждебных человечеству сил и духов, действующих более или менее бессознательно, в силу значительного удаления от первоисточника всего благого – Божества. Некоторые оккультисты признают даже существование около каждой планеты особой сферы «мрачного спутника», соответствующей животной душе нашего «я», с её низкими инстинктами и поползновениями. Именно эта сфера населена по преимуществу тёмными силами природы. Впрочем, признавая божественное происхождение за человеческой душой, оккультисты тем самым поставлены в необходимость признать свободу и могущество человеческой воли, которая, будучи озарена светом сознания, вполне способна преодолеть дурные влияния мрачных сил. Оккультисты особенно предостерегают своих адептов от пользования при занятиях магией этими силами, считая их применение преступлением, влекущим за собой падение души от человеческого к животному и даже окончательное отчуждение от Божества.

2. Человек, даже находясь в земной оболочке, может достигнуть высокого совершенства и приблизиться к Божеству, а также обладать не только шестым и седьмым физическими чувствами (интуицией и передачей мысли), но также и некоторыми психическими способностями, например, ясновидением, яснослышанием (clairaudience), способностью быть вдохновляемым свыше и вступать по желанию в непосредственное общение с высшими духовными существами. Немногим избранникам доступно даже непосредственное созерцание Божественной сущности в состоянии экстаза (здесь можно сравнить учение об экстазе у неоплатоников и средневековых мистиков).

3. Оккультисты признают существование некоего всемирного агента, соединяющего в себе элементы материи и духа и в сущности являющегося лишь проявлением божественной силы в природе. Это так называемый «од, или одическая сила» евреев и Рейхенбаха, «астральный свет» мартинистов, «Telesma» Гермеса Трисмегиста, «азот или меркурий» средневековых алхимиков. Он проявляется во многих явлениях природы, то как свет, то как теплота, то как электричество или магнетизм, то как жизненная сила, действующая в растениях и животных. Вместе с тем одическая сила представляет нечто общее с эфиром наших учёных, являясь как бы приемником всех этих явлений и вместе с тем их ближайшей причиной. Более всего учение оккультистов об одической силе приближается к учению Оствальда об энергии, давая им, как и последнему, возможность совершенно обходиться без понятия материи. Однако оккультисты не отказываются полностью от этого, освященного традицией, понятия, лишь делая в нём необходимые, по их мнению, поправки (материя не имеет реального существования, но лишь кажущееся, являющееся результатом взаимодействия противоположных сил).

4. Материя, будучи в конечном выводе лишь эманацией Божества, по существу едина; элементы, из которых сложился мир, различаются не внутренними свойствами, а лишь расположением атомов и большей или меньшей плотностью молекул. На этом принципе единства материи основывается утверждение оккультистов о возможности перехода одних элементов в другие и о возможности даже «превращать» одни элементы в другие. Для этого нужно лишь изменить плотность составляющих их молекул и расположение частиц. Алхимия  наука о способах превращения элементов одних в другие, главным образом неблагородных металлов в благородные. Такое превращение совершается при помощи так называемого «философского камня», главное свойство которого  очищать все предметы от нечистых наслоений и элементов, например, очищать кровь и лечить организмы от болезней, а также усиливать рост, цветение и плодовитость растений и так далее. Он заключает в сравнительно небольшом количестве материи в высшей степени сгущенную и интенсивную жизненную энергию, разлитую в ничтожном количестве в других предметах, и помогает алхимикам совершить в несколько мгновений то, на что природа тратит целые тысячелетия (некоторые свойства радия до некоторой степени подтверждают вероятность предположений алхимиков).

5. Так как каждое явление и каждый предмет, как бы ничтожны сами по себе они ни были, оказывают известное влияние на весь мир, то отсюда следует, что и планеты, и звёзды, и перемены, происходящие в их движениях и взаимных положениях, влияют как на другие планеты, так и на Землю и на всё обитающее на ней. Особенно важен в этом отношении момент рождения человека, когда последний, впервые очутившись под непосредственным влиянием звёзд, особенно к нему чувствителен. Этот момент является решающим и определяет до известной степени всю дальнейшую судьбу человека. Однако это влияние небезусловно: «лат. astra inclinant, non necessitant» (звёзды склоняют, но не принуждают)  и человек, обладающий могучей волей, может ослабить или даже совсем устранить влияние звезд. Астрология учит о благотворном влиянии некоторых планет и о дурном влиянии других. Человек должен пользоваться благотворными силами и бороться с вредоносными, насколько может. Помимо звёзд, в астрологии играет немалую роль зодиак и его части; каждому знаку зодиака соответствует определённая часть человеческого тела.

Из книги Френсиса Баррета о магии (1801 год)

6. Магия состоит в применении таинственных сил природы и человека. Она бывает белая или божественная, направляемая на добро, и чёрная или гоэция, направленная ко вреду для людей. Белая магия, в сущности, сводится к воздействию развитой могущественной воли человека на природу. Воля человека, соединенная с непоколебимой уверенностью в её могуществе, может творить чудеса. Под влиянием человеческой воли из мозга человека выходит таинственная своего рода космическая сила, при помощи которой он совершает желаемое. Обрядности ритуала, рекомендуемые при занятиях магией, в сущности, играют второстепенную роль, служа лишь средством для сосредоточения воли и внимания. То, что кажется в магических действиях сверхъестественным, в сущности, естественно, но необычно. Чтобы творить так называемые чудеса, нужно стать лишь несколько выше обычных условий человеческого существования; по словам А.-Л. Констаном, нужно приблизиться к высшим ступеням человеческой мудрости или человеческого безумия. Для того, чтобы быть истинным магом, необходимо обладать тремя данными: 1) могучей волей; 2) высшим знанием; 3) любовью к человечеству и истине.

Вопросы оккультизма раскрывали в своих работах христианские философы Николай Бердяев, Христиан Кнорр фон Розенрот, Пико делла Мирандола, Генри Мор, философы Пауль Риций, Бенедикт Спиноза, Соломон Маймон, Рене Генон, Иоганн Рейхлин.

7. Происхождение практического оккультизма чрезвычайно древнее; у всех первобытных народов существуют в более или менее грубой форме магические обрядности, предназначенные для того, чтобы заставить богов и подчинённые им силы служить человеку, отвратить от него бедствия, причиняемые стихиями или болезнями и тому подобное. Изначально все эти магические приёмы тесно связаны с господствующими религиозными верованиями и находятся под покровительством жрецов. Знание магических формул и обрядностей, ввиду его постоянно возраставшей сложности, не могло быть достоянием масс и очень скоро сделалось принадлежностью особого класса людей  магов, сделавших из их изучения свою специальность. До нас дошли памятники литературы древней Халдеи и Египта, содержащие многочисленные заклинания божеств и указания, как ими пользоваться. В этих же странах получила начало и астрология, из наблюдения над светилами в связи с изучением стихийных явлений и различных общественных бедствий. В Египте же получила начало оккультная психология, в связи с религиозными представлениями о переселении душ.

Происхождение учения оккультистов о божестве (теософии) нужно искать в глубокомысленных сочинениях евреев-каббалистов, зародыши учения которых, как указал Адольф Франк, нужно, по-видимому, искать у Заратустры. Затем широкое философское обоснование оккультизма, главным образом его теоретических основ, можно найти у неоплатоников (учение о едином, троичность, эманации), в особенности у Ямвлиха и его учеников (преимущественно приписываемое Ямвлиху сочинение «Περί μυστηρίων», посвященное разработке учения о возможности сноситься с богами и духами и о способах воздействия на них, об экстазе, магии и тому подобное).

В Средние века оккультизмом занимались астрологи и алхимики.

Реконструкция священного стола Джона Ди

Эпоха Возрождения

Дальнейшее развитие оккультизм как философское учение получил уже в эпоху Возрождения (XIII – XVI века), в сочинениях Агриппы Неттесгеймского (1456 – 1535 годы). Его заслуга состояла в объединении всех тайных наук в одно философское миросозерцание, а также придании магии характера естественной науки, с попыткой дать естественное объяснение многим чудесным явлениям. Им также была выдвинута идея души вселенной (так называемой квинтэссенции, то есть пятой сущности, в дополнение к четырём известным элементам или стихиям), а также закон симпатии и антипатии, существующей между различными предметами. Парацельс (1493 – 1541 годы) применил к медицине идеи Агриппы о симпатии и антипатии и на их основании построил учение о специальных средствах для каждой части организма (арканумы) и о возможности переносить болезнь с человека на растение или животное, или зарывать её вместе с человеческими выделениями в землю. Джамбаттиста делла Порта (1538 – 1615 годы) собрал в своей «Magia naturalis» (Лондон, 1561, и Неаполь, 1589) массу магических рецептов, свидетельствующих о состоянии науки в его время и представляющих богатый материал для истории народных суеверий.

XVII – XVIII века

Англичанин Роберт Фладд (1574 – 1637 годы) пытался в своей фантастической космогонии примирить идеи неоплатоников и каббалистов с учением Христа. В теологии Фладда интересно учение о «voluntas» и «noluntas» Бога; первая  источник света и благости, активное начало, рассеивающее в мир добро, вторая  потенциальное начало, таинственное самоуединение Божества, являющееся источником мрака, облегчающее доступ в мир тёмным силам. В этом состоянии Бог пребывал до сотворения мира. Эммануил Сведенборг (1688 – 1772 годы) развивал в своих сочинениях учение о духах и загробной жизни и может быть назван родоначальником современного спиритизма.

Дальнейшими теоретиками спиритизма были так называемые немецкие пневматологи, прежде всего И.Г. Юнг-Штиллинг (1740 – 1817 годы), автор «Теории духоведения», представляющей первую попытку объяснить отношение человека к миру духов с помощью гипноза и дать теорию материализации духов.

XIX век

В XIX веке оккультизм выразился в учениях спиритизма, спиритуализма и телепатии; в то же время некоторые явления, до тех пор считавшиеся продуктом действия таинственных сил, получили научную разработку, например, явления внушения и гипноза.

Теоретическую разработку спиритизм получил в сочинениях американца Э.Д. Дэвиса (1826 – 1910 годы) и француза Риваля, более известного под псевдонимом Аллан Кардек (1804 – 1869 годы), автора книг, в которых дана попытка объяснить со спиритуалистической точки зрения миротворение, жизнь души, перевоплощение и так далее. Оба они борются, между прочим, с христианским учением о вечной каре для грешников и являются ревностными сторонниками мысли о примирении их в конце концов с Творцом.

Жерар Анкосс (Папюс 1865 1916 годы), один из ключевых деятелей оккультизма начала XX века

В Англии и Германии спиритизм начали исследовать научным образом А.Р. Уоллес, Крукс, Цёлльнер и Дю-Прель. Крукс (1832 – 1919 годы) производил опыты над изменением веса предметов и выставил для объяснения спиритических явлений так называемую психическую силу, исходящую от медиума или круга лиц, присутствующих на сеансе. Эта «психическая сила» очевидно тождественна с «одом» барона Райхенбаха, силой, исходящей не только из человека и животных, но разлитой во всём мире и доступной восприятию ясновидящим человеком. Цёлльнер (1834 – 1882 годы) для объяснения спиритических явлений выдвинул теорию о четырёхмерных разумных существах, воспринимающих пространство в четырёх измерениях. Карл Дю-Прель (1839 – 1899 годы) исходил в своём миросозерцании из учения Дарвина о постепенном развитии организмов, целесообразном их приспособлении к окружающим условиям путём косвенного подбора и бесконечном разнообразии приспособлений, существующем в мироздании, и пришёл к заключению о возможности существования бесконечного множества миров и, между прочим, миров субъективных, то есть представлений о мирах. По мнению Дю-Преля, в учении о человеке Дарвин односторонне указывает лишь на прошлое человека, между тем как в нём можно найти задатки будущего, подобно тому как двоякодышащие рыбы как бы прообразуют собой позднейшее царство пресмыкающихся, а птеродактили  царство птиц. Задатки будущего человека кроются не столько в биологических его свойствах, сколько в его психологических проявлениях.

Оккультизму и спиритизму в XIX веке были посвящены следующие журналы: «Moniteur spirite et magnétique» (Брюссель), «Messager» (Люттих), «Le spiritisme» и «Journal du magnétisme» (Париж), «Bulletin de l’association des journalistes et écrivains portugais» (Лиссабон), «Revue de l’hypnotisme», «L’aurore», «Lyre universelle», «Revue franco-hellénique», «La paix sociale», «La Revue spirite», «La chaîne magnétique», «La lumière», «Le Lotus», «Initiation» (Париж), «Les sciences mystérieuses» (Брюссель), «Lux» и «La Psiche» (Рим), «Annali dello spiritismo» (Турин), «Die reformierenden Blätter» (Пешт) и другие; на русском языке  «Ребус» (1881 – 1918).

XX – XXI века

Согласно Папюсу (1865 – 1916 годы), оккультизм представляет собой философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями. Он может включать такие дисциплины как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, толкование и изучение символизма карт Таро и гадание на игральных картах.

Современные оккультные течения: Нью Эйдж, Рериховское движение, Агни-йога (Живая этика), Трансерфинг реальности, Трансцендентальная медитация, Учение дона Хуана, ДЭИР, космоэнергетика, «Диагностика кармы», тета-хилинг, дианетика и другое.

Научный взгляд

Оккультные феномены противоречат современной научной картине мира и не признаются современной наукой. Оккультизм основан на иррациональном типе мышления, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы, таким образом, представляя собой антипод, противоположность современному научному мышлению, познание которого строится на объективном восприятии. В науках, сочетающих субъективное и объективное познание (например, психология), оккультный подход используется отдельными исследователями  Карлом Юнгом, Станиславом Грофом, Риком Страссманом.

Примеры критических замечаний

Критика оккультизма со стороны Николая Бердяева связана с попытками оккультных учений претендовать на роль религии: «Оккультизм принципиально сталкивается с христианством и вызывает со стороны христианского сознания резкую реакцию всякий раз, когда он выступает с религиозными притязаниями подменить собой религию, когда он хочет заменить собой христианство».

Религиовед, доктор философских наук Л.В. Денисова считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он иногда используется как инструмент для выживания одних за счёт других: «Для того, чтобы выжить, кто-то должен установить духовное господство над остальным человечеством. Оккультизм становится поэтому метафизической основой идеологии тоталитарных режимов и сект современности. В конечном счете, оккультизм опирается на идею господства неразумной природы в человеческой активности и способствует претворению этой идеи в жизнь».

Догматическое основание метафизических систем

Русскоязычные издания по оккультизму

Дореволюционные издания по оккультизму на русском языке очень немногочисленны, отчасти вследствие цензурных условий, отчасти ввиду малого к ним интереса общества. Ниже перечислены важнейшие сочинения.

XIX век

А.Н. Аксаков, «Анимизм и спиритизм» (СПб., 1893 год);

А.Н. Аксаков, «Разоблачения. История медиумической комиссии физического общества при С.-Петербургском университете» (1883 год);

А.Н. Аксаков, «Позитивизм в области спиритизма» (1884 год);

А.Н. Аксаков, «Рационализм Сведенборга» (Лпц., 1870 год);

А.Н. Аксаков, «Предвестники спиритизма за последние 250 лет»;

А.М. Бутлеров, «Статьи по медиумизму» (СПб., 1889 год);

А.М. Бутлеров, «Кое-что о медиумизме» (1884 год);

«Спиритический метод в области психофизики»;

Е. Барабаш, «Спиритизм в истории» (Спб. : Тип. В. Демакова. – 1886 год);

Гартман, «Спиритизм» (пер. с нем. А. М. Бутлерова; СПб., 1887 год);

Дю-Прель, «Философия мистики, или двойственность человеческого существа» (перевод M. C. Аксёнова; СПб., 1895 год);

Симон, «Мир грёз» (фр. Le monde des rèves; перевод с фр. Г. Паперна; СПб., 1890 год);

Сабатье, «Бессмертие с научной точки зрения» (Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма. Лекции, читанные в Женеве 1894 и Сорбонне 1895 г. Перевод с франц. В. Обреимова. СПб., 1897 год);

Н.Н. Страхов, «О вечных истинах (Мой спор о спиритизме)». (СПб.);

И.Г. Оршанский, «Спиритизм и телепатия» (Харьков, 1897 год);

В.М. Бехтерев, «Психика и жизнь»;

Охорович, «Магнетизм и гипнотизм» (СПб, 1896 год);

Аллан Кардек, «Книга медиумов»;

Гелленбах, «Индивидуализм в свете биологии и современной философии» (пер. с нем. ; СПб., 1884 год);

Гелленбах, «Человек, его сущность и назначение с точки зрения индивидуализма» (СПб., 1885 год);

Гер (профессор химии Пенсильванского университета), «Опытное исследование спиритических явлений» (перевод с англ.; СПб., 1889 год);

Э. Гёрней, Ф. Майерс и Франк Подмор, «Прижизненные призраки и другие телепатические явления» (СПб., 1893 год);

Франк Подмор (Frank Podmore), «Спиритизм»;

Фламмарион, «Неизвестное»;

Петрово-Соловово, «Медиумические и физические явления и их научное исследование» (СПб., типография Демакова; 1900 год);

Молль, «Гипнотизм, его теоретические основы и практическое применение» (СПб., 1898 год);

Уэллес, «Защита новейшего спиритуализма» (пер. А. Шабельского. Харьков: Тип. Каплана и Бирюкова, 1889 год);

Дертелев, «Спиритизм с точки зрения философии»;

Рише, «Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта» (СПб., 1885 год);

Крукс, «Спиритуализм и наука» (СПб., 1872 год).

XX век

В хронологическом порядке

Леманн (Alfred Lehmann), «Иллюстрированная история суеверий и волшебства» (М., 1900 год);

Ходжсон, «О некоторых феноменах транса: Отчет д-ра Р. Ходжсона, члена Лондонского о-ва психических исследований, [Лондонскому о-ву психических исследований]» (СПб., 1901 год);

Мельфорд (Prentice Mulford) «Ваши непознанные силы» (англ. Your Forces and How to Use Them в 6 т., 1888 годКиев, 1904 год);

Брахман Чаттерджи (J.C. Chatterji), «Сокровенная религиозная философия Индии» (Лекции, читанные в Брюсселе в 1898 году; Калуга, 1906 год; фр. изд., 1903 год);

С.В. Тухолка, «Оккультизм и магия» (СПб., 1907 год);

В.М. Бехтерев, «Внушение и его роль в общественной жизни» (СПб, 1908 год).

В культуре

К оккультным темам обращался в своём творчестве русский композитор и пианист Александр Скрябин.

Также к оккультизму обращался русский художник Николай Рерих.

В 2004 году французский кинорежиссёр Жан Кунен выпустил фильм «Другие миры» (D’autres mondes) о традициях шаманов шипибо.

9. Итак, теперь я хотел бы объяснить своим читателям то, зачем я сделал в серии своих статей небольшой экскурс в гностицизм, мистику, мистицизм, эзотеризм (эзотерику) и оккультизм. Оккультизм является наиболее широким обобщением различных течений: алхимииантропософииастрологиигерметизмагностицизмакаббалыкарт Таромагиимартинизмамистицизманеоплатонизмапифагореизмарозенкрейцерстваспиритуализматеософиитеургиихристианской каббалыхристианского мистицизмафизиогномикиэзотеризма. Возможно, что существуют ещё какие-то не названные мною течения, подпадающие под общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым».

Конечно же, оккультизм произошёл очень и очень давно, однако, как это не покажется странно, его активизация происходит с началом XIX века, когда в странах, вступивших в эпоху капитализма постепенно, но неуклонно накапливается список новых вопросов, на которые не в силах ответить изменяющаяся действительность. Почему я так и заострил внимание своих читателей на перечислении литературы, связанной с темой оккультизма. По мере перехода капитализма на этап или в фазу империализма происходит новый толчок в проявлении интереса умов людей наиболее развитых стран к оккультизму. В XX веке, когда мир становится сильно материалистичным, происходит отход части граждан наиболее развитых капиталистических государств от религий (прежде всего, христианства), расширяется мир атеистов, агностиков и так далее.

И всё-таки, к сожалению, именно оккультизм двигает современными политическими процессами и управлением человечеством, а не мировые религии, авраамические религии или религии в узком смысле этого слова. Причём этот процесс затрагивает и нашу страну и наше общество в постсоветский период.

Фото с тройственного декабрьского дня рождения

Вот, свежие статьи в разделе «События» на сайте газеты «Завтра»: «Музыкальная_пауза:_Владислав_Сурков» от 19 декабря 2018 года и «Знатный_масон_идёт_на_работу_в_Администрацию_Президента»  от 25 декабря 2018 года. О чём в них идёт совершенно объективная речь? О том, что один из очень важных распределителей бюджетных средств ещё с конца 1990-х годов городил огород и строил инкубатор новой рыночной молодёжи, лояльной Кремлю. В результате этого (успешного для кого-то, но не для российского общества) освоения бюджетных средств кое-кому из участников этого процесса сейчас исполняется 50 лет, кому-то уже 54 года, кто-то слегка помоложе. Но к декабрю 2011 года – марту 2012 года вызрела ситуация, прозванная «снежная революция». Эту ситуацию «разруливали» совсем другие люди, кое-как они её «разрулили».

Если посмотреть на участников и гостей недавнего тройственного декабрьского «дня рождения», то на них проб ставить негде. Двойная в прошлом жена двух мультимиллионеров, также двойная в прошлом и действующая нынешняя любовница других «богатеньких Буратино». Читая послужные списки освоителей бюджетных средств не возникает никакого сомнения, что среди них не оказалось ни православных христиан, ни атеистов, исповедовоавших «Моральный кодекс строителей коммунизма». Так кто же они – эти освоители бюджетных средств, как Вы думаете?

Уж не католики ли? Уж не протестанты ли? Уж не англикане ли там понимашь или не пресвитериане ли? Ответ – нет.

Они – гностики различных обрядов, в широком смысле, оккультисты различных мастей. Если более конкретно – неоязычники, трудно точно описать названия их культа. С научной точки зрения, я вообще затрудняюсь ответить на вопрос, исповедуют ли они единый неоязыческий культ или несколько различных неоязыческих культов. Но могу уверенно заявить о том, что в этом культе присутствует неприкрытая похоть, жажда денег, наживы, влияния, власти и наиполнейшая безответственность за содеянное. Довели уже однажды дело почти до «снежной революции» и продолжают в том же духе свои дела и доныне в прежнем качестве креативных дизайнеров. Примерно тоже можно сказать о приходе на государеву службу ещё одного «политтехнолога» – успешного освоителя бюджетных средств.

Вот для чего я затеял этот экскурс в самую общую теорию оккультизма и смежных дисциплин. Оккультизм – практика, данная нам в ощущении в российской действительности. Практика оккультизма у нас у всех перед глазами, только далеко не все наши сограждане отдают себе в этом отчёт. 

 

http://zavtra.ru/blogs/chto_eshyo_sleduet_skazat_ob_okkul_tizme