Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2890

22.02.2019 Идеология оккультизма, или Проблемы с самоопределением российского общества

  

Российское общество стоит в настоящее время перед серьёзным вызовом. В российском обществе отсутствует какой-нибудь внятный образ собственного будущего, российской мечты. Такая мечта имеется в американском обществе, китайском обществе, но её нет в настоящее время у российского общества  

1. Российское общество стоит в настоящее время перед серьёзным вызовом. В российском обществе отсутствует какой-нибудь внятный образ собственного будущего, российской мечты. Такая мечта имеется в американском обществе, китайском обществе, но её нет в настоящее время у российского общества.

О чём всё это говорит? Это говорит о том, что духовное единство российского общества очень сильно размыто. Отсутствует какой-либо определённый вектор развития российского общества, так как у его различных элитных групп нет единого проекта развития российского общества, а те концептально-проектные векторы, которые у этих элитных групп имелись ранее, к настоящему времени также сильно редуцировались за последние десятилетия до аморфных и очень слабых.

Такое состояние российского общества чрезвычайно опасно. В чём состоит его опасность? В наше нестабильное время существуют уже огромные проблемы даже у Мирового проекта «Мировая глобализация». Степень неопределённости в мире постоянно нарастает. На российское общество и российское государство (как организационную конструкцию, помогающую выжить и сохраниться российскому обществу) оказывается огромное внешнее разнонаправленное давление. Чтобы активно развиваться и противостоять внешним воздействиям российскому обществу необходимо иметь собственный общественный проект или хотя бы какой-то вектор, который должен иметь то или иное духовное выражение и измерение. Но как раз с этим имеются очевидные проблемы.

2. Идентичность (англ. identity от лат. identitás) – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

Таким образом, идентичность имеет индивидуальную принадлежность к личности. Каждая личность со своей индивидуальной идентичностью представляет собой как бы маленький вектор устремлений к реализации собственного будущего. Из огромного множества таких векторов складывается общий вектор развития российского общества, который определяет его идентичность как социума. Здесь мы уже имеем дело с идентичностью российского общества. А она как большой вектор развития российского общества фактически отсутствует, движение в сторону развития практически слабое.

Но надо ещё учесть, что отдельные члены российского общества со своими маленькими векторами устремлений к реализации собственного будущего отпадают от него, то ситуация становится угрожающей. Именно значительная часть (даже если 25 % наших сограждан в возрасте от 18 до 25 лет) наиболее активных членов российского общества со своими маленькими векторами устремлений к реализации собственного будущего хотят покинуть пределы территории нашей страны. Найдут они себя там, «за бугром», или нет – проблема уже для российского общества, так как они себе не находят место на Родине. Обозначилась и явная проблема с утратой ценностей традиционной семьи и семьи вообще как таковой.

3. Эго-идентичность – термин психолога в сфере психологии развития и психоаналитик, известного, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина «кризис идентичности» Эрика Хомбургера Эриксона (англ. Erik Homburger Erikson, урождённый Эрик Саломонсен (нем. Erik Salomonsen), 15 июня 1902 года, Франкфурт-на-Майне, Гессен-Нассау, Королевство Пруссия, Германская империя – 12 мая 1994 года, Харуич, Массачусетс, США) – целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я – тот же самый).

Кризис идентичности – Потеря эго-идентичности. В таком состоянии исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Экзистенциальная идентичность рассмотрена в работах американского психолога и психотерапевта, одного из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии Джеймса Фредерика Томаса Бьюдженталя (англ. James Frederick Thomas Bugental, 25 декабря 1915 года, Форт-Уэйн, Индиана, США – 17 сентября 2008 года), в частности, в «Наука быть живым» (англ. The search for existential identity).

Существуют многие и разные определения идентификации и идентичности. Советский и российский психолог, доктор психологических наук (1967 год), профессор (1968 год), академик РАО (1992 год), один из основателей инженерной психологии и эргономики в России Владимир Петрович Зинченко (10 августа 1931 года, Харьков, Украинская ССР, СССР – 7 февраля 2014 года, Москва, Российская Федерация), советский и российский психолог, доктор психологических наук (2001 год), ведущий научный сотрудник первой в мире международной кафедры культурно-исторической психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете Борис Гурьевич Мещеряков (27 августа 1953, Москва, РСФСР, СССР) в «Психологическом словаре», предполагают разные значения идентификации. В том числе:

в психологии познавательных процессов – это узнавание, установление тождественности какого-либо объекта;

в психоанализе – процесс, в результате которого индивид благодаря эмоциональным связям ведет себя (или воображает себя ведущим) так, как если бы он сам был тем человеком, с которым данная связь существует;

в социальной психологии – отождествление индивидом себя с другим человеком, непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей тождественности с объектом;

уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу поведения на основании эмоциональной связи с ним;

отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание;

механизм психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу;

проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей и чувств;

идентификация групповая – отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие её целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности;

в инженерной и юридической психологии – распознавание, опознание каких-либо объектов (в том числе людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

4. Некоторые исследователи разделяют всю совокупность идентичностей на естественные, не требующие организованного участия по их воспроизводству, и искусственные, постоянно нуждающиеся в организованном поддержании. К первым относятся такие идентичности как этнические, расовые, территориальные (ландшафтные), общемировые, видовые. Ко второй категории относятся такие идентичности как национальные, профессиональные, договорные, конфессиональные, региональные, (суб)континентальные, сословные, классовые, зодиакальные, групповые, стратификационные. Некоторые идентичности носят смешанный характер, например, гендерные.

5. Этническая идентичность является производной от этноцентризма как принципа самоорганизации восприятия при выявлении им в окружающих тех или иных требующих этно-идентификации свойств. Этническая идентичность выражается в наборе поведенческих автоматизмов со свойственными им речевыми признаками и жестикуляцией. Она, соответственно, проявляется в ролевом репертуаре личности и формируется прежде всего на ранних этапах её социализации как то, что является общим для всех носителей данного языка и данной этнокультуры. Этническая идентичность привлекает всё большее внимание исследователей в современном мире с его всё более усиливающимся смешением различных этносов как неоднозначном процессе, где действуют как центростремительные, так и центробежные силы.

Материалы словарной статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» русского писателя, этнографа и лексикографа, собирателя фольклора, военного врача Владимира Ивановича Даля (10 [старый стиль 22] ноября 1801 года, Луганский завод, Екатеринославское наместничество, Российская Империя – 22 сентября [старый стиль 4 октября] 1872 года, Москва, Московская губерния, Российская Империя) показывают признаки «русского человека» как они осознаются самими русскими. В.И. Даль хорошо понимал, что в языке есть множество единиц, в которых закреплено понимание человеком своей культуры, в том числе при определении им своей этнической принадлежности.

6. Кризис идентичности – это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором он чувствует утрату собственной идентичности и сталкивается с проблемой самоопределения.

Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для подросткового возраста.

Ведущими исследованиями в области кризиса идентичности являются труды американского психолога XX века Э.Х. Эриксона.

В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения. Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно оправдывать существование предопределённости и, как следствие, не может полноценно реализовать свой потенциал.

Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределённости в социуме приобретает затяжной характер. Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и приводит к формированию «негативной идентичности». «Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения.

7. На сегодняшний день можно выделить два основных вида кризиса идентичности:

мотивационный кризис – в условиях мотивационного кризиса индивид страдает от нехватки руководящих обязательств, но при этом стремится к установлению личных целей и ценностей;

легитимационный кризис – в этом случае индивид обладает целым рядом обязательств, поведенческие императивы которых не всегда совпадают, что приводит к уходу, по крайней мере, одного из них на задний план.

Также выделяют разные степени проявления кризиса идентичности, в частности тяжёлый или глубокий кризис. Кроме того, Э.Х. Эриксон в своих работах обращал внимание на разные категории людей, подверженных кризису идентичности. В более ранних исследованиях Э.Х. Эриксон связывал данный термин с опытом ветеранов Второй мировой войны. В дальнейшем он стал все больше углубляться в проблему самоопределения у представителей молодежи.

Кроме того, термин «кризис идентичности» может быть использован применительно к самой ситуации, с которой столкнулся индивид — потеря рабочего места, прежнего социального статуса, начало самостоятельной жизни и отделение от родительского дома, возникновение неожиданных тяжелых обстоятельств (болезнь, инвалидность).

8. Существуют разные способы избежать наступления кризиса идентичности. Они включают в себя как позитивные действия самого индивида по отношению к идентичности, так и рекомендации для близких людей индивида, соблюдение которых поможет снизить вероятность наступления кризиса.

В первую очередь, индивид сможет предотвратить кризис идентичности путем тщательного самоанализа. Регулярный самоанализ не только поможет определить свои сильные и слабые сторон, но и существенно облегчит процесс определения ключевых целей и ценностей, подготовит индивида к переходу на следующий этап. Также следует более внимательно и осторожно относится к своему окружению, так как отношения с другими людьми оказывают сильное влияние на формирование идентичности. Кроме того, следует исследовать и развивать свои интересы, уделять свободное время по-настоящему важному и любимому делу. Ещё одним действенным способом предотвращения кризиса идентичности является практика визуализации себя в будущем. Иными словами, рекомендуется представлять лучший возможный вариант себя и своего личностного развития в обозримом будущем. Это не только поможет избежать антимотивационного настроя и проблемы самоопределения, но также поможет быстрее и эффективнее выявить пути достижения желаемых результатов и, как следствие, «лучшего себя».

Что касается рекомендаций близким людям индивида, в частности родителям относительно воспитания ребёнка, то выделяются следующие способы предотвращения кризиса идентичности:

поощрение достижений индивида;

поддержка индивида в трудных ситуациях;

помощь в развитии потенциала индивида;

повышение уровня отзывчивости индивида;

отсутствие излишней требовательности и категоричности.

В случае, если кризис идентичности уже наступил, существуют разные способы его преодоления.

Способы преодоления кризиса идентичности:

переоценка жизни и пересмотр собственных ценностей;

адаптация к изменениям;

изучение возможных вариантов дальнейшего развития событий, определение наиболее подходящей стратегии.

Если рассматривать более частные случаи, как, например, потеря индивидом рабочего места, одной из опций выхода из состояния кризиса может стать нетворкинг. Общаясь с профессионалами в нужной сфере, индивид может получить массу полезной информации, которую он сможет использовать, чтобы открыть для себя новые карьерные перспективы.

В случае с подростковым кризисом идентичности, большую роль в разрешении данной проблемы может сыграть окружение индивида, близкие люди. В таком случае стоит представить индивиду как можно более широкий выбор вариантов дальнейшего позитивного развития, а также актуальных и практически применимых моделей поведения и развития.

9. Явление глобализации существенно усложняет процесс разрешения проблемы самоопределения, так как оно создает дополнительные обстоятельства, разрушающие целостность личности. Глобализация оказывает сильное воздействие на мировоззрение современного человека, делая его зависимым от быстрых темпов развития и постоянных изменений во всех сферах жизни. Таким образом, индивид зачастую не может выделить достаточно времени на разрешение кризиса идентичности или просто не прибегает к своевременным мерам предотвращения данной проблемы. Зачастую это приводит к разрушению самоощущения и чувству «беспочвенности».

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э.Х. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом, психоаналитиком, представителем Франкфуртской школы, одним из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма Эрихом Зелигманном Фроммом (нем. Erich Seligmann Fromm, 23 марта 1900 года, Франкфурт-на-Майне, Королевство Пруссия, Германская империя – 18 марта 1980 года, Локарно, Тичино, Швейцария)Э.З. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Э.Х. Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

«Недавно проблема идентичности стала передним планом психологической дискуссии, особенно усиленной прекрасным трудом Эрика Эриксона. Он говорил о «кризисе идентичности» и, несомненно, прикоснулся к одной из главных психологических проблем индустриального общества. Но, по моему мнению, не продвинулся столь далеко и не проник так глубоко, как это необходимо для полного понимания идентичности и кризиса идентичности. В индустриальном обществе люди превращены в вещи, а вещи не имеют идентичности.».

Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Всё сказанное о кризисе идентичности личности полностью относится к кризису идентичности российского общества, что делает крайне актуальным изучение этого вопроса и поиск условий его укрепления.

 

http://zavtra.ru/blogs/ideologiya_okkul_tizma_ili_problemi_s_samoopredeleniem_rossijskogo_obshestva