Автор: Аганин А.
Миростроительство Категория: Аганин Андрей
Просмотров: 2373

26.11.2019 Зачем нужна приватизация федерального имущества?

 

 

Создаётся впечатление, что процесс – всё, результат и цель – ничто. Пора бы начать менять что-то (методы, методологию и подходы) в этих слишком надолго затянувшихся неопределённостях, которым несть числа. 

 

        1. Распродажа Российской Федерации, или как и зачем Правительство Российской Федерации готовит новую масштабную приватизацию? 2020 год может стать годом начала передачи крупных федеральных государственных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности пакетов акций, ранее уже приватизированных предприятий, в частные руки – такого Российская Федерация не видела со времён залоговых аукционов 1995 года. Четверть века назад Правительство Российской Федерации по дешёвке распродавало крупные пакеты акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ вроде ОАО «Нефтяная компания "ЮКОС"» и ОАО «Сибнефть», чтобы якобы наполнить деньгами пустой федеральный бюджет. Но в нынешнем составе Правительства Российской Федерации о продаже находящихся в федеральной собственности пакетов акций гигантов вроде ПАО «РусГидро», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Транснефть» (крупнейшая в мире нефтепроводная компания, транспортирующая 84 % добываемой в Российской Федерации нефти) и ПАО «Россети» (оператор энергетических сетей Российской Федерации, одна из крупнейших электросетевых компаний в мире) задумались совершенно с другой целью.

Возникает вопрос: стоит ли нам ждать появления новых абрамовичей, дерипасок и вексельбергов или жирные куски достанутся тем, кто уже входит в список Forbes? Хотя этот вопрос – всё же не главный. Важнее другое: что получит федеральный бюджет от этой масштабной распродажи?

В том, что она будет масштабной, сомнений не много. Все последние годы Правительство Российской Федерации собиралось целиком или частично продать находящиеся в федеральной собственности крупные пакеты акций вроде ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (ПАО «НМТП») и АО «Объединённая зерновая компания» (АО «ОЗК», крупнейшая инфраструктурная и трейдинговая компания, обеспечивающая экспортный потенциал российского зерна на мировом рынке и осуществляющая торгово-закупочную деятельность на внутреннем зерновом рынке), однако планы эти так и оставались на бумаге. Последней значительной, но вряд ли удачной сделкой стала продажа почти 11 % акций ПАО «Акционерная компания "АЛРОСА"» в 2016 году. На остальное то ли покупателей не нашлось, то ли профильные федеральные органы исполнительной власти возразили против продажи соответствующих находящихся в федеральной собственности пакетов акций. Теперь, судя по заявлению Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова, этот хозяйственный вопрос получил политическое значение.

В середине октября 2019 года А.Г. Силуанов побывал на ежегодной встрече Международного валютного фонда и Всемирного банка. «Сейчас приедем в Москву, это задача, на которую нам нужно будет обратить внимание, – по подготовке более амбициозной программы приватизации», – сказал он, возвращаясь из Вашингтона (цитата по ТАСС). Правда, ничего конкретного про объекты приватизации А.Г. Силуанов не сказал: «Может быть, неф­тегаз или банковский сектор». Но его подчинённый, заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев, в начале ноября 2019 года сообщил: Минфин России предлагает вновь рассмотреть возможность приватизации ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», ПАО «РусГидро», ПАО «Совкомфлот» (крупнейшая судоходная компания Российской Федерации, один из мировых лидеров в сфере морской транспортировки углеводородов, а также обслуживания шельфовой разведки и добычи нефти и газа) и ПАО «Россети». Позиция Минфина России выглядит так: долю Российской Федерации во всех компаниях, за исключением оборонных, нужно снизить до 50 %, а в ряде случаев – и до 25 %.

Если верить сообщениям в СМИ, то на международном инвестиционном форуме в Лондоне А.В. Моисеев посетовал, что приватизация в Российской Федерации идёт слишком медленно. Одной из причин этого чиновник назвал возможность государства получать регулярные дивиденды вместо разовых доходов от продажи акций. Действительно, поток дивидендов, которые платят крупные компании с участием в них Российской Федерации в бюджет в 2019 году, практически удвоился. По состоянию на 1 октября 2019 года речь идёт о 561 млрд. рублей. Согласно прогнозам всё того же Минфина России, который требует, чтобы крупные компании с участием в них Российской Федерации платили дивиденды на уровне 50 % чистой прибыли, в перспективе размеры дивидендов должны снова удвоиться. Спрашивается, зачем же тогда избавляться от постоянного источника доходов?

Помимо активов, которые перечислены выше, ходят слухи о возможной приватизации ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ПАО «ГТЛК»), ПАО «Первый канал», ПАО «Ростелеком» (крупнейший в Российской Федерации провайдер цифровых услуг и сервисов, лидер рынка телекоммуникационных услуг для органов государственной власти Российской Федерации и корпоративных пользователей всех уровней) и даже ПАО «Сбербанк». Ситуация выглядит так: «амбициозный план приватизации», по сути, нужен, чтобы передать в частные руки курицу, несущую золотые яйца.

       2. Парадокс, да и только: федеральный бюджет тонет в деньгах, а чиновники затевают приватизацию. Профицит федерального бюджета в январе – октябре 2019 года вырос до 3 трлн. рублей. Золотовалютные резервы России на 1 ноября 2019 года составляли 542,9 млрд. долларов. Сторонники продажи находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупных компаний с участием в них Российской Федерации из так называемого либероидного блока Правительства Российской Федерации указывают, что доля в ВВП Российской Федерации продукции хозяйственных обществ и товариществ с участием в них Российской Федерации в их активах достигла 70 % (прежде всего, цифры постоянно озвучиваемые Председателем Счётной палаты Российской Федерации Алексеем Леонидовичем Кудриным) – почти советский показатель, как они все утверждают. Но при советской власти практически всё имущество находилось в государственной собственности, о каких 70 % тогда могла идти речь? Были отдельные предприятия СССР за рубежом и какие-то совместные предприятия на территории СССР. А в настоящее время иностранный капитал вытеснил российских собственников из очень и очень многих самых успешных компаний с ликвидными акциями (например, ПАО «Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ"», проданы в иностранные руки все успешные пищевые компании, бренды и так далее, каждое из ПАО «Газпром» и ПАО «Нефтяная компания "Роснефть"» на 50 % минус одна акция в частных руках). Доля иностранного капитала значительно выше 30 % в структуре активов российских компаний с участием в них Российской Федерации. Но либероиды всё равно настаивают на своих мантрах о 70 % Российской Федерации в доле ВВП, говоря, дескать, частные собственники будут управлять этими компаниями лучше, чем государственные менеджеры.

Хотя ради этих самых структурных изменений Правительство Российской Федерации в последние 15 лет вполне могло бы помогать бизнесу в создании новых компаний, да и сам бизнес не должен мечтать исключительно о государственной поддержке и грабеже сограждан. Теперь же, по сути, речь идёт о распродаже оставшегося в федеральной собственности советского наследия в виде трубопроводов, железных дорог и линий электропередачи. Проще говоря, о продаже инфраструктуры, которая создана не для того, чтобы приносить прибыль частным владельцам, а для того, чтобы создать наилучшие условия для производительной экономики. Например, ПАО «РусГидро» (владелец большинства гидроэлектростанций России, третья в мире гидрогенерирующая компания), в состав которой входят 70 российских гидроэлектростанций, отвечает за работу всей энергосистемы Российской Федерации. ПАО «Объединённая зерновая компания» – единственный агент Российской Федерации по проведению закупочных и товарных интервенций на рынке зерна. Если в частные руки уйдёт ПАО «Совкомфлот» с его грузовыми судами, то может получиться, что новые владельцы найдут выгоду в работе за пределами российских вод и российских портов – там, где больше платят за перевозки. Как всё это скажется на экономике Российской Федерации?

Кстати, заявления А.Г. Силуанова и А.В. Моисеева, сделанные перед иностранными инвесторами, уже породили целую конспирологическую теорию. Якобы Правительство Российской Федерации хочет уйти из структурообразующих отраслей, чтобы переложить на бизнес ответственность за возможный провал национальных проектов и проблемы с ростом экономики. Теория эта, по всей видимости, имеет слабую связь с реальностью. Ведь даже после приватизации по А.Г. Силуанову Правительство Российской Федерации придётся спасать энергетические компании и крупные банки при угрозе банкротства.

Зато сам собой возникает другой вопрос: если Правительство Российской Федерации у нас давно превратилось в самого крупного участника экономической жизни, кто будет покупать доли в инфраструктурных крупных компаниях с участием в них Российской Федерации при таком раскладе? Проще говоря, у кого хватит на это денег? Хотя если Правительство Российской Федерации поставит принципиальную задачу уйти из капитала крупных компаниях с участием в них Российской Федерации, то, по всей видимости, цена продажи акций будет в этой истории не главной. Либо приватизационные сделки будут щедро прокредитованы крупными банками с участием в них Российской Федерации. Кто может претендовать на такие кредиты? Список этих людей небольшой, при этом все они, как правило, под западными санкциями и входят в рейтинг российской версии журнала Forbes.

Трудно не увязать всё это с так называемой проблемой 2024 года. В своё время незадолго перед выборами 1996 года Правительство Российской Федерации в обмен на помощь Б.Н. Ельцину на выборах Президента Российской Федерации передало будущим олигархам ценные активы экономики в виде находящихся в федеральной собственности крупных пакетов акций наиболее прибыльных открытых акционерных обществ. Что, неужели, история повторяется? Или же в преддверии возможного транзита власти имеющие возможности люди решили расхватать оставшиеся лакомые куски? А ещё можно предположить, что масштабная приватизация – отличный способ легализовать капиталы высших чиновников после их отставки через вхождение крупных акционеров в капиталы российских гигантов.

Кстати, возникает ещё один вопрос: что будет делать Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов с деньгами от продажи находящихся в федеральной собственности пакетов акций – купит на них долларовые, евровые или юаневские облигации? Может быть, именно это ему посоветовали сделать на встрече МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне – подбросить дешёвых денег в американскую экономику?

Если же нам скажут, что деньги от приватизации будут вкладывать в Российской Федерации, то возникают всё новые и новые вопросы. Банк России и сегодня может вводить любые суммы в отечественную экономику, например, через займы коммерческим банкам. Потому, зная наших монетаристов, легко предположить: приватизационные деньги они в реальный сектор даже не допустят – снова скажут, что это разгонит инфляцию. Раньше мы выполняли такие «советы», поскольку зависели от кредитов МВФ, но какой смысл в этом сейчас?

Вот что считает по этому вопросу либероид, российский государственный деятель и учёный-экономист, доктор экономических наук, профессор (2002 год), профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Министр экономики Российской Федерации (1992 – 1993 годы), председатель партии «Гражданская инициатива» (2013 – 2018 годы), позже преобразованной в «Партию перемен», президент банка «Российская финансовая корпорация» (1993 – 2013 годы), член Президиума Арбитражного третейского суда города Москвы Андрей Алексеевич Нечаев: «Боюсь, что намеченный план приватизации – это чистой воды симуляция. России нужна честная открытая приватизация, но шансов на неё немного. Типичная успешная «частная компания» в наше время – это какая-нибудь «дочка» «Ростеха» типа «РТ-Инвест» с размытой государственной долей. Она пользуется всеми привилегиями близости к власти и всей свободой распоряжаться частной собственностью. На данный момент экономика России контролируется узким кругом известных нам лиц. Можно перекладывать её куски из одного кармана в другой, а потом в третий, используя разные красивые термины, суть от этого не меняется. Вариант реального перехода государственных 70 % экономики к большему числу собственников, мягкой демонополизации рынков не рассматривается. А другого пути к развитию у нас нет».

       3. Эта приватизация – подарок миллиардерам, так как масштабы затеваемой приватизации соответствуют именно этим целям. Вот, например, ПАО «Россети», пакет размером 88,04 % акций которого принадлежит Российской Федерации. Мы помним, как в результате печально знаменитой реформы РАО «ЕЭС России» энергетическую систему Российской Федерации разделили на частную генерацию и государственные распределительные сети. Сегодня ПАО «Россети» в числе прочего владеет контрольными пакетами акций 15 межрегиональных и одной магистральной сетевой компании. В числе этих компаний – ПАО «МРСК Сибири», ОАО «МРСК Урала» и ПАО «МРСК Юга». У каждой из этих «дочек» есть несколько миноритарных акционеров. В случае с ПАО «МРСК Урала» одним из таких минориатриев является Группа «Т Плюс» (ранее называвшаяся «КЭС Холдинг») Виктора Феликсовича Вексельберга (32,5 %), объединяющая целый ряд генерирующих, сбытовых и ремонтно-сервисных активов. В ПАО «МРСК Сибири» 36,78 %, судя по всему, принадлежит двум кипрским офшорам, которые связывают с миллиардером Алексеем Александровичем Мордашовым. В общем, нетрудно догадаться, кто будет главными претендентами на покупку акций в случае приватизации ПАО «Россети». Неужели именно это подчинённые А.Г. Силуанова называют «структурными изменениями в экономике»?

Если приватизация пойдёт по такому сценарию, то никаких новых эффективных собственников в крупных компаниях с бывшим участием в них Российской Федерации, похоже, не появится. Распределительные сети будут контролировать всё те же олигархи, которые при каждом удобном случае начнут просить поддержки у Правительства Российской Федерации. Потребители электроэнергии, по сути, станут их заложниками.

Помимо списка крупных компаний с участием в них Российской Федерации, в которых доля Российской Федерации может уменьшиться или исчезнуть, интрига новой приватизации заключается в способе продажи акций. Похоже, что этот механизм был отработан в июле 2019 года, когда ПАО «Газпром» продал почти 3 % своих квазиказначейских акций. Соль этой истории в том, что, хотя акции и продавали на бирже, покупатель был единственный. Желающих купить часть национального достояния нашлось немало, но их остановили условия сделки: акции продавали по принципу «всё или ничего». Победитель торгов заплатил за эти бумаги 139 млрд. рублей.

И хотя с момента сделки прошло уже четыре месяца, но ни участники рынка, ни деловые СМИ до сих пор не знают его имени. Само ПАО «Газпром», несмотря на то, что компания публичная, нового акционера раскрывать вроде как не обязано. Судя по всему, речь идёт о некоем частном инвесторе – возможно, это даже – физическое лицо. Если акции купила какая-то инвестиционная компания, то она вряд ли стала бы это скрывать, а, наоборот, за счёт крупной сделки показала бы свою значимость. Так кому же достался кусок ПАО «Газпром»?

Сейчас на балансе «дочек» газового гиганта находится ещё 3,7 % акций гиганта, и, судя по всему, они могут быть проданы по той же схеме. Если их выкупит всё тот же таинственный покупатель, то ему в итоге будет принадлежать 5 % одной из крупнейших российских компаний с участием в ней Российской Федерации, а мы даже не знаем, кто – это! Можем только предположить, что речь идёт об одном из российских миллиардеров, который из-за санкций потерял возможность вкладывать в иностранные компании. Таких бизнесменов, которые имеют связи с топ-менеджментом ПАО «Газпром», в Российской Федерации всего несколько. Взять хотя бы того же Алишера Бурханович Усманова, который 14 лет руководил ООО «Газпром инвестхолдинг». Хотя, по всей видимости, желающих приобрести почти 4 % акций ПАО «Газпром» по принципу «всё в одни руки», и без А.Б. Усманова было достаточно.

Впрочем, такой механизм продажи акций крупных компаний с участием в них Российской Федерации трудно назвать принципиально новым. Уже упоминалось, что в 2016 году Правительство Российской Федерации продало почти 11 % акций ПАО «Акционерная компания "АЛРОСА"» – крупнейшей в мире алмазодобывающей компании. Произошло это, по-видимому, без своевременного оповещения потенциальных покупателей. В результате сделки доля Российской Федерации в её капитале сократилась до 33 %. Как сообщала тогда газета «Ведомости», «госпакет АЛРОСА продали за 52,3 млрд. рублей – несмотря на то что «книга заявок» была переподписана в 2 раза». При этом только за первую половину того года прибыль ПАО «Акционерная компания "АЛРОСА"» составила 186,7 млрд. рублей. Правительство Российской Федерации точно не продешевило? С учётом того, что в 2017 году компанию возглавил сын бывшего Министра обороны Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сергея Борисовича Иванова, вопрос этот выглядит риторическим.

Вот что считает доктор экономических наук (1998 год), профессор, директор Института проблем глобализации Михаил Геннадьевич Делягин: «Могут быть приватизированы наиболее ценные активы, представляющие наибольший интерес для инвесторов и имеющие наибольшее значение для российской экономики, – это в первую очередь Сбербанк России. Может быть, продадут кусочек РЖД, возможно – «Почту России». Никакого содержательного смысла с точки зрения российской экономики и российского общества в приватизации нет – в бюджете без движения лежат 14 трлн. рублей. Вторая позиция, которая обосновывается приватизацией, – повышение эффективности управления. Но давно доказано, и теоретически, и экспериментально, что частная собственность эффективнее государственной только в части малого и среднего бизнеса. Для крупного бизнеса разница в эффективности отсутствует».

       4. Эта приватизация может оказаться банальной раздачей активов своим. Потому легко предположить, что приватизация инфраструктурных и промышленных гигантов вроде ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ПАО «Россети», ПАО «РусГидро» и ПАО «Ростелеком», если эти компании войдут в правительственный план, может пройти примерно по такому же сценарию. И никаких структурных изменений в экономике, о которых заговорил Первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, тогда, по всей видимости, не произойдёт.

При всём при этом крупнейшие частные собственники и без того находятся в крепкой спайке с государством. Формы собственности компаний и формальные их владельцы в данном случае не важны. Конечно, с формальной точки зрения ПАО «Газпром», ПАО «Аэрофлот» и ПАО «Сбербанк» являются акционерными обществами с относительно высокой долей участия Российской Федерации. Но кто сомневается, что обслуживают они в первую очередь интересы своих топ-менеджеров. Что изменится для российского народа, если признать эти компании частной собственностью Алексея Борисовича Миллера, Виталия Геннадьевича Савельева и Германа Оскаровича Грефа?

Возможна ли в Российской Федерации честная приватизация, если в стране фактически нет честно собранных частных капиталов, достаточных, например, для покупки крупной доли ПАО «РусГидро»? Вариантов всего два: либо акции будут продавать иностранным финансовым конгломератам, либо просто передадут в отечественные «нужные» руки при поддержке крупных банков с участием в них Российской Федерации – одно другого хуже.

В истории Российской Федерации был короткий период, когда приватизация проходила по более открытому сценарию. Мы не имеем в виду ваучеры, которые многие меняли на пару ботинок или бутылку водки. Вспомним вместо этого так называемые народные IPO в середине 2000-х, когда у людей стали появляться деньги и они стали больше доверять Российской Федерации. Люди, далёкие от финансовых рынков, получили тогда возможность купить мелкие пакеты акций ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ» и ряда других крупных компаний с участием в них Российской Федерации. Однако по факту для многих инвесторов «из народа» это обернулось большими убытками. Так, в 2007 году масштабная рекламная кампания привела к тому, что ОАО «ВТБ» получил 124 тыс. новых акционеров из числа граждан. Но уже в 2008 году, когда стремительно обрушились котировки всех российских акций, многие из этих народных акционеров потеряли свои единственные накопления. Это вам не 3 % ПАО «Газпром» купить, когда заранее известно, что акции тут же вырастут в цене.

Иностранные инвесторы, которые ранее вложили деньги в российскую энергетику, также остались недовольны: считается, что Российская Федерация сдерживает рост тарифов на электричество. Якобы никакой либерализации экономики не случилось, но российскому народу вполне достаточно этого тарифно-ценового беспредела, – новые производители энергии так и не появились на свет, а оставшиеся едва покрывают расходы на содержание инфраструктуры. У либероидных экономистов, которые неизменно выступают за приватизацию, всегда один аргумент: государство слишком неповоротливо и коррумпировано, чтобы эффективно управлять собственностью. Однако если принимать во внимание этот тезис, то и вывод можно сделать только один: такая власть, с её национальными особенностями, не способна провести эффективную приватизацию, она может только раздать всё «своим», осуществить притворную приватизацию. Да и какие исследования могут доказать, что частное лучше государственного? «Приватизация активов и прибылей, национализация (огосударствление) пассивов за публичный счёт» – такой принцип неолиберализма все мы прекрасно знаем.

       5. Кстати, один из экономических секторов с самой высокой долей участия Российской Федерации – банки. Он резко вырос во второй половине 2017 года, когда Банк России забрал на санацию через Фонд консолидации банковского сектора три крупных частных банка – ПАО «Банк "Финансовая корпорация Открытие"», ПАО «Бинбанк» и ПАО «Промсвязьбанк». Результатом этого стало не только снижение конкуренции среди кредитных организаций, но и конфликт интересов – Банк России одновременно выступает и в роли регулятора, и в роли собственника частного банковского сектора. Однако, поскольку Банк России считается формально не зависимым от Правительства Российской Федерации, в «план Силуанова» санированные банки, судя по всему, не попадут.

В самом Банке России говорят, что часть акций ПАО «Банк "Финансовая корпорация Открытие"» может быть продана в 2021 году. Оздоровление трёх проблемных банков обошлось Российской Федерации примерно в 2 трлн. рублей, львиная доля этих денег пришлась на ПАО «Банк "Финансовая корпорация Открытие"». Круг покупателей, готовых заплатить за него сотни миллиардов рублей, сегодня выглядит неопределённым. Настолько неопределённым, что на недавнем банковском форуме в Сочи президент-председатель правления ПАО «ВТБ» Андрей Леонидович Костин то ли в шутку, то ли всерьёз предложил бесплатно отдать ПАО «Банк "Финансовая корпорация Открытие"» владельцам «АО Альфа-банк». По мнению А.Л. Костина, сделать это можно было бы через залоговый аукцион. Такой у нас юмор у руководителей государственных структур.

Но 20 ноября 2019 года последовали хорошие новости. «Идея сократить в российской экономике долю государства не нашла поддержки в Кремле», – сообщил Finanz.ru.

«Пусть это остаётся на совести Минфина», –  сказал во вторник независимому информационному агентству «Интерфакс» помощник Президента Российской Федерации по экономическим вопросам Андрей Рэмович Белоусов, комментируя предложение Министерства финансов Российской Федерации продать в 2020 – 2022 годах находящиеся в федеральной собственности пакеты акций таких стратегически важных компаний, как ПАО «РусГидро», ПАО «Россети», ПАО «Транснефть», ОАО «РЖД» и другие. А.Р. Белоусов подчеркнул: «Перспективы для новой волны крупных приватизационных сделок сейчас нет».

       6. У нас до сих пор не совсем до конца прописана Конституция Российской Федерации, так как до настоящего времени не приняты некоторые федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Более того, у нас аналогичная ситуация и с Гражданским кодексом Российской Федерации. Так в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Но в 2000 году Правительством Российской Федерации было принято решение о разработке проекта федерального закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)». Он и был разработан Министерством имущественных отношений Российской Федерации и внесён в Правительство Российской Федерации в установленном порядке осенью 2000 года. Более того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2003 года № 371-р было принято решение о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проекта федерального закона «Об
обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации
(национализации)» и назначении официального представителя
Правительства Российской Федерации при его рассмотрении
палатами Федерального Собрания Российской Федерации, которым был утверждён статс-секретарь – первый заместитель Министерством имущественных отношений Российской Федерации Александр Арнольдович Браверман. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 838-р официальный представитель
Правительства Российской Федерации был заменён, им стал руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Валерий Львович Назаров. Оба этих правовых акта являются действующими, но проект федерального закона «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)» был снят с рассмотрения 11 мая 2005 года.

Уже 15 марта 2012 года Комитет Государственной Думы по вопросам собственности поддержал:

концепцию проекта Федерального закона № 520056-5 «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчуждённого из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации» и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении;

концепцию проекта Федерального закона № 500676-5 «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников» и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Однако, федеральный закон об обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализации) до настоящего времени отсутствует в законодательстве Российской Федерации.

В последние 28 лет в Российской Федерации очень много, что делается властью, только неясно какие цели преследуются при этом властью, и какие перспективы имеются у российского народа в связи с осуществляемым курсом в той или иной сфере, и какие результаты ожидаются в итоге завершения того или иного процесса. С такими ситуациями российскому народу приходится сталкиваться очень часто, тратятся ресурсы, беднеет население, бывает, что гибнут люди, но с перспективами и ожидаемыми результатами сохраняется полная неясность на протяжении жизни уже более, чем одного поколения. Так обстоят дела и в осуществляемой приватизации, и в отсутствии до сих пор законодательного акта о национализации, и в ситуации в Сирийской Арабской Республике, и в возвращении Российской Федерации на Африканский континент et cetera. Создаётся впечатление, что процесс – всё, результат и цель – ничто. Пора бы начать менять что-то (методы, методологию и подходы) в этих слишком надолго затянувшихся неопределённостях, которым несть числа.

  

https://zavtra.ru/blogs/zachem_nuzhna_privatizatciya_federal_nogo_imushestva