Автор: Школьников А.
Миростроительство Категория: Школьников Андрей
Просмотров: 2545

10.11.2019 В ожидании Новой Ялты: внешняя политика России

 

Несколько месяцев назад В.В. Путин открыто и публично заявил о завершении глобализации. Теперь нужны люди, что начнут вносить в мировой дискурс идеи и предложения о будущем устройстве, законах и принципах мировой геополитики. Ведь нужно будет заново переписать практически все правила, соглашения, договоры и меморандумы, составленные в последние десятилетия 

 В этом процессе есть место для России в целом и МИД страны в частности. Последний сможет выступить в роли предтечи, глашатая множества будущих изменений, ведь окно возможностей открылось.

Предлагаю отбросить благоглупости и посмотреть на ситуацию размеренно, забыв «общечеловеческие» мантры, которыми нас так долго пичкали. Ведь Новая Ялта откроет перед своими участниками громадные перспективы, нужна лишь самая малость – попасть на нее в качестве субъекта, а не объекта, да иметь набор предложений и идей.

 

В ожидании Новой Ялты

Потребность в стратегии появляется в сложные периоды, когда потери инерционного сценария становятся выше, чем риски принятия новой линии поведения. Такой период во внешней политике России наступил.

Начиная с 1992 года, мир был глобален и един. Вот только в середине 2019 года, в рамках саммита G20 в Осаке, произошла знаменательная вещь, внешнеполитический статус России и Китая практически поднялся на новый уровень. Еще чуть-чуть и великих держав в мире станет три. Далеко не все осознали масштаб события, но период 2019-2022/23 годов войдет в историю, как время борьбы за проведение и подготовки Новой Ялты и Нового Бреттон-Вудса. Этот период назовут временем становления будущих создателей новых правил геополитической игры. Новый мировой порядок будет не очень долог – 2023/24 – 2040 гг., краткая эпоха формирования больших регионов/панрегионов. В каждом панрегионе будет доминирующая военная сила (война Ареса), замкнутые экономика и цикл разделения труда (война Афины), система психоисторических смыслов (ответы на вопросы, кто мы, кем были наши предки, кем будут наши потомки, каковы цели нашего существования и т.д.). Я много писал по этому вопросу, ссылки на цикл геостратегических очерков и статей приведен в конце статьи.

Для всего мира, современная Россия это фантомный образ идеализированного СССР – левого (общественное выше частного) и консервативного (мораль едина и никто не вправе убирать «лишние» заповеди) государства. Именно поэтому к нам тянутся. Мы должны поднимать на знамена принципы справедливости, а не закона. Будет большой глупостью не использовать этот ресурс.

Можно много говорить по данному вопросу, но суть и цель внешней политики России в ближайшие годы (2019-2022/23 гг.) – стать достойной места на Новой Ялте и Новом Бреттон-Вудсе, сформировать собственную позицию и подготовить козыри для будущих торгов:

  • уважение/признание в качестве равных со стороны США, Китая. Может, кто еще сможет выйти на этот уровень, но я очень сильно в этом сомневаюсь,
  • умения ставить на место всех менее статусных (т.е. всех кроме Китая и США), максимально быстро, четко и без потери лица;
  • заложить дипломатические основы/каналы коммуникаций для формирования панрегиона – усилить взаимодействие и проработку будущего сотрудничества с элитами потенциальных младших партнеров по панрегиону (Япония, Корея, Вьетнам, часть стран Восточной Европы, возможно – Филиппины, Турция, Израиль);
  • установить связи с контрэлитами стран, что будут входить в наш панрегион в качестве территорий – Ближний круг (практически весь бывший СССР), Восточная Европа и Балканы;
  • не выполнять/демонтировать невыгодные нам, с точки зрения будущего, существующие правила игры уходящего праволиберального глобального мира;
  • захватывать плацдармы/анклавы для будущей экспансии и контроля панрегиона;
  • формировать образ России в мире, как психоисторического центра (продвижение советского наследия, культуры, языка, смыслов и др.), левоконсервативного проекта, с постулатом справедливости;
  • готовиться стать не просто одним из творцов будущего миропорядка на бумаге, но и тем, кто встанет на его защиту и сможет заставить других (в своей зоне контроля), его соблюдать.

Когда мы говорим, о необходимости сотрудничества с элитами Японии, речь не идет об отдаче им островов или заключении текущих экономических контрактов. После начала Величайшей депрессии (пока наиболее вероятный сценарий говорит, что ситуацию смогут удержать до конца 2020 года), мировая экономика обвалится более чем на 50%, ее конфигурация и структура будет совершенно иной. Какой смысл сейчас заключать обязующие соглашения с теми, кто потеряет большую часть влияния в ближайшие годы?

Элиты Японии должны понять, что когда (не если, а именно когда) США уйдут из региона, единственным, кто сможет защитить Японию от Китая, будет Россия. Цену защиты можно обозначить уже сейчас – вхождение в наш панрегион, нашу систему разделения труда и создание необходимой транспортной связанности. Можете начинать готовиться и проектировать мост Хоккайдо – Сахалин и Сахалин – материк, это в ваших интересах, вам их и строить. Разумеется за свой счет…

Излишне говорить, что внешняя политика России в ближайшие годы не имеет права быть оторванной от этих целей. Не получится переобуться в воздухе, принципы или есть долго или это не принципы, а конъюнктура. Нельзя призывать за мир во всем мире, а потом по мановению волшебной палочки вводить свои войска на соседние территории, где градус русофобии пробил все пределы терпения.

Что нужно делать России, для реализации своих целей (программа максимум – стать ядром новой левоконсервативной глобализации, программа минимум – стать геостратегическим игроком и сохранить свои психоисторические смыслы на много поколений вперед) я подробно описывал и разбирал в геостратегических очерках (см. ссылки внизу статьи). Собранная на основе этих очерков книга, лежит уже более полугода в виде непричесанного файла, потихоньку расползаясь среди знакомых. После семинара в Лангедоке дело сдвинулось, за издание взялся Павел Соколов из города на Неве, даст Бог, книга увидит свет в ближайшие месяцы.

Таким образом, мир уже вошел в период очень сложных, значимых и больших перемен. Благодаря внешней политике и вооруженному потенциалу, у России есть очень высокие шансы стать одним из творцов и арбитров будущего миропорядка.

Как мы рассмотрели выше, ключевыми ресурсами внешнеполитического курса России, в кардинально меняющемся мире, становятся:

  • вооруженные силы (ядерный потенциал для сдерживания, ресурсы для проведения региональных/локальных операций, боевой дух и слаживание);
  • автономный ВПК и новейшие военные разработки;
  • осознание всем миром, что Россия готова и будет применять свои силы для обеспечения (не защиты, а именно обеспечения) своих интересов;
  • образ гаранта справедливости (не законности, а именно справедливости);
  • время/стратегическая инициатива – Мюнхенская речь В.В. Путина и последующие внешнеполитические шаги всегда намного опережали остальных, давая нам преимущество.

«Империя превыше всего», именно поэтому нам так важно, чтобы внешняя политика России все больше становилась имперской, мессианской. Чтобы к моменту Новой Ялты и Нового Бреттон-Вудса ни у кого не возникало сомнения, что мы достойны и в своем праве.

Наша уникальность состоит в умении строить империи (держава суши + сетевая держава), давать миру новые идеи и единственном за последние тысячи лет значимом левоконсервативном государстве (общее выше частного, мораль дается свыше/извне, а не выбирается каждым индивидом самостоятельно).

 

Глашатаи Новой Ялты

Последние годы, опережающий стратегический темп во внешней политике позволял России занимать более значимые позиции, чем ей отводились. Крайне важно сохранить это состояние в ближайшие годы.

Из всех действующих министров нашего Правительства, больше всего симпатии и уважения я испытываю к С.В. Лаврову. Понятно, что коллектив министров у нас специфический, да и красно-белые футбольные пристрастия главы МИД делают меня предвзятым, но что есть, того не отнять. Надеюсь, что в МИД и Администрации своевременно уловят открывающиеся новые перспективы во внешней политике, ранее им это удавалось.

Обратимся к важному прикладному вопросу – что должен делать российский МИД, чтобы в его действиях отражалась логика будущих событий.

Перво-наперво необходимо перестать жить в рамках чужих систем правил, использовать чужие штампы и бороться за чужие интересы. Необходимо самим генерировать идеи и информационную повестку, держать стратегический темп.

США, руководимые промышленными элитами в лице Дональда Трампа, выламываются из существующего миропорядка, одно за другим отменяя, уничтожая, выходя из международных соглашений. Кстати, 10 декабря с.г. будет знаменательное событий – прекращение нормального функционирования ВТО. С действующими полномочиями останется лишь один из семи положенных судей апелляционного суда. И более ни один спор не сможет пройти апелляцию (нужно три судьи), т.е. не будет возможности пройти полную процедуру, что по факту кастрирует ВТО. И спасибо за это Дональду Трампу, что блокирует назначение новых судей.

Китай и страны Европы периодически заявляют о приверженности правилам и нормам праволиберального мира, призывая США одуматься и вернуться в стойло, вот только ничего из этого не получается. Да и новых идей и предложений мы от них не видим, все более чем вторично. Как говорит М.Л. Хазин – у них даже нет необходимого языка, чтобы думать и писать на нем новые правила.

Слом глобального миропорядка

Перед Россией открыт другой путь – нам не нужно рушить все международные институты, вызывая огонь недовольства на себя, как не нужно и тратить силы и ресурсы, защищая уходящее. Нашему внешнеполитическому ведомству необходимо стать глашатаем новой системы отношений, если не генератором, то голосом новых идей.

Например, есть такая большая и спекулятивная тема, как права человека. В России нужно выработать тезисы, что необходимо вместо универсальных прав человека говорить об очень сложной системе связанных прав одного порядка значимости:

  • права индивида;
  • права семьи/рода;
  • права группы (население местности, члены профессии и др.);
  • права религиозного сообщества;
  • права народа/нации;
  • права человечества.

Взаимодействие этих прав очень сложное, в отдельные моменты времени, в разных культурах их отношение может сильно варьироваться, и это является нормой. Права семьи не являются суммой, пересечением прав всех ее членов, это совершенно отдельная общность и ее интересы могут быть более значимы. Например, либеральные принципы относят решение о прерывании беременности исключительно на волю женщины, а вот в более сложной системе все в разы сложнее. И это нужно прорабатывать и изучать.

Ну а далее делаем следующее:

  • на основании проработки данной идеи, формируется набор тезисов, статьи, презентации и т.д. внутри дипломатической системы;
  • проходит какое-либо совещание, международная конференция, очередной комитет ООН и т.д.;
  • выходит представитель России и говорит – все сказанное ранее конечно хорошо и во многом верно, но данное понимание вопроса устарело и его необходимо развивать (!!!) глубже;
  • выдает речь на основе вышеописанных тезисов;
  • предлагает всем поучаствовать в разработке/проработке темы совместно с Россией;
  • предлагает рассмотреть создание новой структуры, схожей по целям, но основанной на других идеях;
  • в среднесрочном будущем говорит о необходимости распустить данную площадку, где выступает, всем надо будет перейти на новую;
  • ну а пока, ни из каких организаций мы не выходим, деятельность не блокируем.

В итоге, Россия превращается в контр-центр по практически всем вопросам будущего мироустройства, международной системы отношений и права. Чем амбициознее и сложнее выдвигаемые цели, тем лучше. Нам нужно застолбить за собой интеллектуальное лидерство в будущем мироустройстве.

Как это ни смешно, но на первом этапе будет важно не столько предложить реальный креатив и ответы, сколько задать направление мысли и будущего движения. Нужно будет обозначить тезисы, добиться четкой ассоциации, что у нас есть ответы на сложные вопросы, мы работаем над ними и приглашаем всех присоединиться.

Понятное дело, что после этого придется запускать фабрики мысли, формировать интеллектуальные площадки и т.д., но это будет совершенно другая и более понятная работа. Распаковать идеи всегда легче, чем придумать.

Таким образом, МИД России может, а скорее всего и должен, выступить в качестве предвестника и глашатая миропорядка Новой Ялты. Необходимо регулярно и настойчиво вбрасывать в мировой дискурс конкретные предложения по будущим принципам построения всех без исключения аспектов международных отношений, как в правовой, так и социально-гуманитарной сфере. Не беда, что часть этих идей не будет доведена до конца, часть отсеется по ходу, все это детали. В историю войдут конкретные дипломаты, что в первый раз с высокой трибуны озвучили идеи, которые через несколько лет легли в основу Новой Ялты.

И да, если на первом этапе это будет имитацией интеллектуального лидерства и наличия ответов на актуальные вопросы, то по ходу пьесы, придет наполнение и контуры нового мира, созданные и написанные на русском языке.

Худшее, что можно сейчас делать – начать бороться за сохранение существующего миропорядка, поддерживать невыгодные нам уходящие законы, тратить ресурсы на защиту чужих интересов. Будь то борьба с «глобальным потеплением» (суть – искусственное ограничение развития), абстрактными правами человека (игнорируя даже наличие прав семьи, общества, народа и т.д.), мира во всем мире и т.д.

 

Резюме

В 2019 году на верхнем этаже мировой геополитики произошли изменения – Россия и Китай практически получили статус великих держав. Вот только следующие глобальные перестановки ожидаются уже в 2022-2023 годах, когда мир узрит Новую Ялту и Новый Бреттон-Вудс.

На этом фоне, внешняя политика России не может оставаться неизменной и должна строиться исходя из грядущих событий, что определят мировую конфигурацию и законы на следующие полтора десятилетия.

Администрация Президента и МИД должны совместно сформировать стратегию внешней политики страны до момента проведения Новой Ялты и Нового Бреттон-Вудса (2022-2023 гг.). Эта стратегия будет встречать сопротивления у многих, как внутри, так и вовне России. В первую очередь речь идет о бенефициарах существующей системы (мировые финансовые структуры) и аффилированных с ними российских либерально-приватизационных элитах. С другой стороны на этот период времени у нас будут союзники, те, кому выгодно присутствие России за столом. Эти силы понимают, что без активной позиции/отсутствия сопротивления нашей страны, им не удастся заставить весь мир жить по новым правилам. Речь идет о промышленных элитах США (их представляет Дональд Трамп) и национал-социалистических элитах Китая (именно их представляет Си Цзиньпин).

России нет смысла тратить свои ресурсы и время на отстаивание еще действующих принципов мировой политики, созданных мировыми финансистами. Нам нужно подготовиться к созданию новых, соответствующих нашим интересам правил, и вот их то мы и будем защищать со всей энергией и силой.

У МИД России есть редкая возможность, стать глашатаем нового миропорядка, вносить в дискурс новые темы и идеи, делать предложения об изменении основ. Ведь именно из таких, проявленных идей и будет формироваться конфигурация будущих соглашений по Новой Ялте. И у каждой идеи будет имя, первым озвучившим ее с высокой трибуны.

Увидят ли эту перспективу и возможность в высотке на Смоленской? Будем смотреть…

 

https://aurora.network/articles/153-geopolitika/73523-v-ozhidanii-novoy-jalty-vneshnjaja-politika-rossii