Автор: Завалько Г.А.
Проблемы Социализма Категория: Завалько Григорий Алексеевич
Просмотров: 1249

 Окончание. Глава 4 и литература (ссылки)


Полагая критическую часть настоящей работы завершенной, перейду к более трудной - позитивной.
Развитие общества есть его качественное и направленное изменение. Этими признаками развитие отличается от других форм изменений. Направленность развития может быть восходящей, прогрессивной, и нисходящей, регрессивной. И прогресс, и регресс закономерны. Возникает вопрос о критериях общественного прогресса.
Позиции авторов, признающих, что прогресс существует, делятся на три группы.
Первые считают, что прогресс общества - это прогресс производства. «Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой общественно-экономической формации... то критерий прогресса нужно искать прежде всего в сфере экономических отношений, в сфере производства»[1][642].
Вторые - что в обществе существуют несколько равноправных подсистем, для каждой из которых выделяются свои критерии прогресса. Эта точка зрения встречалась даже в советских учебниках по историческому материализму[2][643] при критике вульгарно-экономического понимания прогресса; тем более она популярна в современной российской философии, вообще отличающейся эклектизмом: «В отношении общества применяется комплексный критерий. Фактически каждая его подсистема - производительные силы, производственные отношения, нравственность, культура - требуют своего специфического критерия...»[3][644] Дальше авторы насчитывают пять критериев для пяти подсистем, хотя при таком подходе можно найти и пятьдесят.
В первом случае, на мой взгляд, происходит неправомерное отождествление общественного производства со всем обществом; во втором - просто утрачивается научный подход к обществу.
Поэтому верной мне представляется третья точка зрения - критерием прогресса общества является степень свободы людей, живущих в этом обществе: «Для того чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной в сравнении с предшествующей, необходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки человеческой свободы»[4][645]. К этому выводу приводит и обзор взглядов на критерий прогресса, данный в книге доктора философских наук А. П. Бутенко «Общественный прогресс и его критерии» (1980).
Повышение степени свободы, т. е. степени господства людей над внешним миром, основано на прогрессе производства, но не сводится к нему - как общество не сводится к производству, но и не делится на несколько равноценных подсистем, не имеющих обшей основы.
Определение степени свободы человека применительно к каждому способу производства является сложной и неразработанной проблемой, выходящей за рамки данной работы. Отмечу лишь, что фактическая свобода часто не совпадает с формальной, что было хорошо подмечено Э. Мейером в вопросе о рабстве и колонате. Фактическая свобода - это степень свободы труда, включающая различные (политические, юридические, технические, демографические и др.) аспекты. На ней базируется свобода других сфер жизни.
Декларированные в законодательстве права не могут быть реализованы, если, как сейчас в России, сокращается трудоспособное население, идет эмиграция квалифицированных специалистов и приток неквалифицированной рабочей силы, падает удельный вес интеллектуального труда и, как следствие, уровень культуры, растет число безработных и деклассированных. Все это снижает уровень фактической свободы людей - при том, что формальная свобода остается на прежнем уровне, а по сравнению с периодом политаризма даже возросла.
Но наличие формальной свободы может обмануть только тех, кто хочет быть обманутым. «Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь»[5][646], - писал известный философ и общественный деятель Бертран Рассел (1872-1970).
Соответственно, критерием регресса является понижение степени свободы, подчинение человека слепым природным и социальным силам.
Различие прогресса и регресса не абсолютно: то, что является прогрессом на локальном уровне (неополитаризм), было бы регрессом на мировом.