Автор: Администратор
ROOT Категория: Суть Времени
Просмотров: 1237

Видео. В 2022 году исполнилось 35 лет с того момента, как Московский театр «На досках» получил профессиональный статус.

27.05.2022 35 лет таинства... Литургия восхождения Человека в театре Сергея Кургиняна «На досках»
Третья серия документального фильма о Театре «На досках» повествует о новейшем этапе жизни уникального творческого коллектива и о спектаклях, поставленных с участием нового поколения актеров.
25.05.2022 Пришла беда – готовь ответ: «запрещенная» на Западе русская классика гремит в театре Кургиняна
Спектакль «Экзерсисы» — метафизический триптих по произведением А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова

02.04.2022 35 лет свободы для... России – попробуйте, сразитесь с нами! Театр Кургиняна «На досках»
Во второй серии фильма рассказывается о деятельности театра в период с 1987 по 1993 г. По словам Сергея Кургиняна, театр «На досках» – авангардный театр, а авангардные театры живой нитью связаны с масштабными политическими и общественными процессами. Часть 2. Тайминг.  Суть времени

27.03.2022 35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности - театр Кургиняна «На досках»
Фильм посвящен творческой судьбе Московского театра «На досках», создателем и руководителем которого является Сергей Кургинян. Часть 1. Тайминг.  Суть времени

24.04.2021 В чем магия Кургиняна? Театр на досках - метафизика и мистерия человека нашего времени
В воздухе 21 века пахнет чем-то нехорошим, считает главный режиссер Московского театра «На досках» Сергей Кургинян. Речь идет о большом переосмыслении, что такое человек, чем он может и должен быть, должны ли сохраняться его устои.
Ответ на этот вопрос может дать новый театр, близкий к элевсинским таинствам, способный показать на сцене настоящее магическое действо. Чтобы разрешить серьезные философские вопросы, нужны серьезные эмоции...

25.11.2018 Бог есть любовь? - Современные Экзерсисы на вечные темы - Театр «На досках»
В основу сценария легли отрывки из произведений трех русских классиков – Пушкина («Борис Годунов»), Гоголя («Женитьба»), Чехова («Скучная история»).
Режиссер-постановщик спектакля Сергей Кургинян считает: «Наши авторы ничуть не слабее Шекспира, но их надо сыграть не через бытовую призму». По определению Кургиняна, герой каждого из трех «экзерсисов» – это «голый человек на голой земле», встречающийся «со своей предельной проблематикой, экзистенциальной, и одновременно коренной русской»...

 

 


27.05.2022 35 лет таинства... Литургия восхождения Человека в театре Сергея Кургиняна «На досках»

 


0:00 – интро
0:43 – таинство в театре возможно
3:21 – о связи театра и коммунистической надежды
11:19 – литургия проекта человеческого восхождения
19:06 – парадоксальная традиция паратеатра
22:44 – великая формула Станиславского
26:45 – зачем молодежи театр «На досках»?
31:01 – спектакль «Зерна»: Экзюпери и ответ на вызов поражения
39:36 – театр как поиск ответа на проблемы и способ увидеть человека
42:35 – когда человек пытается прорваться
51:23 – в обычной жизни этот опыт бывает один-два раза
54:19 – символ – это окно в другой мир или Зачем театр сегодня?
58:44 – когда пробуждается то, что в тебе спало
1:02:54 – жесткая форма и огромная внутренняя свобода
1:06:00 – спектакль «Экзерсисы»: пророчество русской литературы
1:16:53 – театр «На досках» дает необходимое понимание
1:21:17 – театр, в котором актер уходит со сцены другим человеком
1:28:24 – спектакль «Колыбель»: что питает надежду на спасение
1:35:00 – дерзкая мечта театра «На досках»
1:37:36 – важнейшие вехи театра и новый коммунарский этап
1:43:26 – как Кургинян начал писать пьесы
1:45:30 – театр как точка альтернативной жизни


В 2022 году Московский театр «На досках» отмечает 35-летие своего существования в профессиональном статусе. Театр, основателем и бессменным режиссером которого является Сергей Кургинян, является единственным в России и, возможно, последним в мире настоящим паратеатром, на сцене которого в единой мистерии сплетаются сценическое искусство, политика и метафизика.
Третья серия документального фильма о Театре «На досках» повествует о новейшем этапе жизни уникального творческого коллектива и о спектаклях, поставленных с участием нового поколения актеров.
«Константы существования театра "На досках"... удалось удивительным образом передать молодежи, которая в этом же стиле, с убедительным, профессиональным и одновременно таким истовым, коллективным напором ищет двери и окна или дыры за стенами той комнаты, про которую в Гамлете сказано, что "весь мир — тюрьма"», — отмечает главный режиссер Театра «На досках» и лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян.
Уже несколько лет студийцы из коммуны «Суть времени» и «старый состав» Театра «На досках» ведут совместную исступленную работу над театральным таинством. И из этого рождаются настоящие творческие открытия и новые постановки.
За последние шесть лет в Театре «На досках» Сергея Кургиняна были поставлены новые или кардинально переосмысленные спектакли из прежнего репертуара - «Стенограмма», «Экзерсисы», «Кто слышит пролитую кровь», «Зёрна», «Пастырь», «Крот», «Другой» и «Колыбель». Во всех этих постановках студийцы играют вместе со старшими актерами театра, и каждая из них является ярчайшим культурным событием.
«То, что делается в новых спектаклях театра и в старых, то, как соединяется опыт старших групп, которые всё еще играют очень убедительно, а может быть, и более убедительно, чем играли когда-то, с молодежью, в том числе коммунарской, он говорит о том, что в этом что-то есть. По крайней мере, для меня это один из немногих светлых лучей в наблюдаемом темном царстве деградации», — говорит Кургинян.
Предыдущие серии документального фильма о Театре «На досках»:
✦ https://youtu.be/5lGZE9Qp_uY | Первая серия: 35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности — театр Кургиняна «На досках»
✦ https://youtu.be/8YCU_wEJsg4 | 35 лет свободы для... России — попробуйте, сразитесь с нами! Театр Кургиняна «На досках»
✦ Сайт театра «На досках»: http://na-doskah.ru/
✦ Сообщество ВК: https://vk.com/na.doskah
✦ Запись на спектакли: https://clck.ru/bVPki.

Суть времени

 


25.05.2022 Пришла беда – готовь ответ: «запрещенная» на Западе русская классика гремит в театре Кургиняна

 


Спектакль «Экзерсисы» — метафизический триптих по произведением А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова — пройдет 27 мая (вт).
Начало спектакля — в 19.00.
Записаться можно через форму ( https://clck.ru/bVPk  i) или по телефону +7-901-525-39-73.
После показов проходят встречи главного режиссера театра Сергея Кургиняна со зрителями.
Адрес театра: Москва, Садовая-Кудринская 22/21.
Вход со стороны Вспольного пер., 21.
Предлагаем зрителю ознакомиться с фрагментом фильма о Московском театре «На досках», созданном в связи с 35-летием существования театра в профессиональном статусе. Первые две части фильма уже опубликованы, третья, посвященная жизни театра на современном этапе, выйдет в ближайшее время.
Спектакль «Экзерсисы» входит в репертуар Московского театра «На досках» уже много лет. За эти годы Сергей Кургинян создал несколько его редакций, каждая из которых существенно отличается от предыдущей. Почему режиссер настойчиво возвращается к тем классическим произведениям, отрывки из которых неслучайным образом собраны в спектакле «Экзерсисы»? А это «Сцена у фонтана» из пушкинского «Бориса Годунова», «Женитьба» Гоголя и «Скучная история» Чехова.
Режиссер убежден, что многие русские классики обладали пророческим даром, и разгадывая, распутывая их послание можно к чему-то предуготовиться. По его словам, русская классика – мистична. В ряде произведений русской великой литературы есть предощущение большой беды, вторжения каких-то «нездешних» сил, «ворожба» которых запускает, в том числе, крупные исторические катаклизмы.
В настоящий момент на сцене театра идет новая версия «Экзерсисов», в которой появился важный сквозной персонаж – Беда. Как отмечает Сергей Кургинян, он отталкивался от первоначального названия, которое дал своему «Борису Годунову» сам Пушкин: «Комедия о настоящей беде Московскому Государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве...» Если исходить из этого пушкинского определения, главной героиней разворачивающихся в «Борисе Годунове» событий является именно Беда.
По словам режиссера-постановщика, вошедшие в спектакль произведения Пушкина, Гоголя и Чехова создают единый метатекст, услышав и поняв который можно разглядеть что-то в нашей сегодняшней жизни, в самих себе и во всем, что нас сегодня окружает. И найти начать искать ответ на вызов, который бросает нам Беда.
Первая часть фильма о театре "35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности — театр Кургиняна «На досках»" https://youtu.be/5lGZE9Qp_uY
Вторая часть фильма о театре "35 лет свободы для... России — попробуйте, сразитесь с нами! Театр Кургиняна «На досках»" https://youtu.be/8YCU_wEJsg4 

Суть времени

 


02.04.2022 35 лет свободы для... России – попробуйте, сразитесь с нами! Театр Кургиняна «На досках»

 

Тайминг. 

02:28 – 1987 год: начало периода гастролей
04:50 – Театральный фестиваль в Каунасе и спектакль «Борис Годунов»
12:01 – 1988 год: фестиваль уличных театров в Югославии
19:15 – В чем сверхзадача спектаклей театра «На досках»
20:41 – О манипулировании народным сознанием
28:46 – Спектакль «Компенсация» и чернобыльская трагедия
36:37 – Спектакль «Стенограмма»
49:34 – Кого принесут в жертву перестройке
56:05 – О прыжке в постиндустриальный социализм
1:07:20 – О первых ласточках развала СССР
1:11:00 – О грядущем катастрофическом обрушении России. Выступление Сергея Кургиняна по поводу отделения Литвы в 1990 г.
1:15:00 – Предчувствие гражданской войны. Спектакль «Конь вороной»
1:23:30 – О поколении, существующем в ситуации психологического комфорта
1:24:38 – 1991 год: как театр впал в немилость к властям
1:27:07 – Спектакль «Бой»
1:29:11 – 1993 год: спектакль «Изнь», предательство народа и расстрел Дома Советов
1:39:50 – О новых лабораторных поисках «Театра на досках»
1:40:08 – Театр как площадка мистериальных поисков
Фильм посвящен творческой судьбе Московского театра «На досках», создателем и руководителем которого является Сергей Кургинян.
Во второй серии фильма рассказывается о деятельности театра в период с 1987 по 1993 г. По словам Сергея Кургиняна, театр «На досках» – авангардный театр, а авангардные театры живой нитью связаны с масштабными политическими и общественными процессами.
«Авангард без политики немыслим. Он всегда круто на ней замешан. И в тот момент, когда политический нерв в обществе начали убивать – в Европе, у нас, – он увял. Сегодня время возрождения этого политического нерва. А значит, и возвращения авангарда», – говорит он.
Обретя в 1987 театр профессиональный статус, театр «На досках» активно гастролировал по стране. Коллектив театра получил возможность внимательно всматриваться в процессы, проходившие в советском обществе. Именно тогда сложилась особая традиция театра, когда Сергей Кургинян и актеры после спектакля выходили к зрителям и подолгу разговаривали с ними.
Период с 1987 по 1993 г. – это время перестройки и развала СССР. Общество в эти годы претерпевало крупные трансформации и подвергалось массивной идеологической атаке. Режиссер подчеркивал, что пока сознанием народа управляет мифология и стереотипы, им можно манипулировать. И указывал на два качества, за счет которых русский народ легко становится объектом манипуляций: во-первых, «легкость, с которой начинает оплевываться то, что еще вчера было ценным», во-вторых, «это доверчивость». Спектакль «Борис Годунов» по сути являлся исследованием того, как эти качества народа становятся катализаторами русской смуты.
В своих спектаклях Кургинян обсуждал многие болезненные проблемы, говорил о червоточинах, разъедавших советское общество.
Спектакль «Компенсация» был поставлен по документальным свидетельствам чернобыльцев и участников ликвидации аварии. Людям, жертвовавшим своим здоровьем и жизнью, чтобы спасти свою страну и мир, была предложена небольшая денежная компенсация, которая воспринималась как оскорбление. По-настоящему их подвиг, их жертва не были оценены.
«Мы воспитали поколение, которое существует в ситуации психологического комфорта, – говорил тогда Кургинян. – Сейчас свет близок к тому, чтобы провалиться. А люди все еще хотят сохранить спокойствие».
Советское общество времен перестройки призывали отказаться от своего пути развития и направиться в западный капиталистический «рай». При этом мало кто говорил о том, какую цену и кому придется заплатить за эти перемены.
«За трансформацию в 20-х годах двадцатого столетия заплатило крестьянство, а в 90-х жертвой станет рабочий класс», – предупреждал Кургинян.
Ответом на эти призывы стал спектакль «Стенограмма», поставленный по материалам реальной стенограммы 15-й партконференции 1926 г. Развернувшаяся на конференции острейшая дискуссия между Сталиным и оппозицией в лице Троцкого, Каменева и Зиновьева о возможности построения социализма в отдельно взятой стране по сути являлась продолжением извечного спора о том, по какому цивилизационному пути должна идти Россия.
В спектакле «Конь вороной» по одноименной книге Бориса Савинкова, посвященной событиям Гражданской войны, нашло отражение острое предчувствии новой гражданской войны. СССР еще не распался, но уже начались кровавые этнические конфликты в среднеазиатских республиках и на Кавказе.
Спектакль «Бой» по рассказу Джека Лондона «Мексиканец» оказался пророческим. Зрители однозначно воспринимали его как реакцию на расстрел Дома Советов осенью 1993 г., хотя спектакль был поставлен еще летом 1993 г.
Следующий спектакль театра – «Изнь» – это исследование, попытка понять, как, за счет чего произошел слом общества, которое поддержало антиконституционные действия Ельцина, незаконно распустившего российский парламент и инициировавшего расстрел Дома Советов.
Процесс постановки «Изни» ознаменовал собой период долгих лабораторных поисков, ставших в дальнейшем толчком для создания новых постановок и обновления старых спектаклей.

Суть времени

 


27.03.2022 35 лет поисков пути к восхождению, свободе и целостности - театр Кургиняна «На досках»

 

 
Тайминг. 

00:00 – Интро
05:23 – Школьные агитбригады. Первый опыт театральных постановок
07:48 – Учеба в Московском геолого-разведывательном институте (МГРИ) и студенческий драмкружок
10:58 – Первый спектакль в МГРИ
13:32 – Рождение крупного народного театра
20:20 – Постановка «Антигоны»
22:27 – Разгон народного театра
24:40 – Начало работы над мистериальными основами театра будущего
25:18 – Спектакль «Простолюдин» по произведениям Беранже
34:11 – «Сказание о мореплавателях». Первый спектакль по пьесе Кургиняна
36:47 – Авангард в трактовке Кургиняна
38:20 – О чаше Святого Грааля
44:55 – Учеба в Щукинском училище
47:53 – Спектакль «Жду любви» по Шукшину
50:37 – Спектакль «Я!» по Достоевскому
1:01:07 – Почему «Театр на досках»?
1:01:21 – Создание репертуарного театра. «Экзерсисы»
1:09:13 – «Берег»
1:22:27 – «Воспитание по доктору Споку»
1:29:37 – «Ночное нападение»
1:38:13 – «Кто слышит пролитую кровь»
1:42:48 – Обретение статуса профессионального театра

 

В 2022 году исполнилось 35 лет с того момента, как Московский театр «На досках» получил профессиональный статус.
В фильме о становлении театра-студии «На досках», о поисках собственного театрального языка рассказывают основатель и бессменный главный режиссер театра Сергей Кургинян, а также Мария Мамиконян, Вера Сорокина и Марина Волчкова, которые стояли у истоков театра и по сей день являются ключевыми актрисами.
«Какие бы спектакли я ни ставил, моей задачей всегда было глубинное погружение человека к постижению себя и через это – мира», – говорит Сергей Кургинян. Но цель такого постижения – не воссоздание или созерцание картины мира или ее фрагментов, не создание человеческих портретов, пусть даже очень глубоких. Театр должен способствовать трансформации человека и мира, считает Кургинян. И потому он иногда называет свой театр «пара-театром».
«Наше предельное желание – это менять мир и участвовать в схватке добра и зла. Это и есть принципы пара-театра. У него, по существу, духовные претензии», – говорит Кургинян. С самых первых своих спектаклей и до нынешних, созданных в последние годы, он следует этим принципам.
Первые шаги на театральном поприще Сергей Кургинян сделал 1967 году, еще в школе. Поступив в том же году в Московский геолого-разведывательный институт (МГРИ), он организовал здесь студенческую театральную студию. И участвовал в ее работе сразу в трех ипостасях: сценариста, постановщика и актера. За годы учебы Кургиняна во МГРИ студия превратилась в достаточно известный народный театр.
После окончания вуза Сергей Кургинян продолжал руководить театральной студией, которая еще долгие годы существовала при МГРИ. В 1977 году, не желая более оставаться в рамках народного театра, Сергей Кургинян пересобрал коллектив, фактически создав новую студию. Из прежних студийцев вместе с ним остались те, кто готов был «работать над мистериальными основами театра будущего».
Ежедневные многочасовые репетиции спектаклей проходили на квартирах и в съемных помещениях. Именно эта огромная сконцентрированность на театральных занятиях отличала студийцев Кургиняна от участников многих самодеятельных коллективов, для которых театр – это всего лишь хобби. С самого начала Кургинян поставил перед своими актерами практически нереализуемую в то время цель – стать профессиональным театром.
Студийцы активно обучалась у самых интересных театральных педагогов Москвы: Николая Кустова, который преподавал еще у Мейерхольда основы биомеханики; Андрея Дрознина, занимавшегося сцендвижением; Александры Стрельниковой, создательницы оригинальной дыхательной гимнастики, и других. Кургиняна и его актеров интересовало не только профессиональное совершенствование. Много времени они уделяли специальным духовным поискам, изучали методы неклассических школ – театра абсурда, театра сюрреализма, театра символизма и т.д. И в итоге вырабатывали свой оригинальный, ни на что не похожий театральный язык.
Движение к намеченной цели – созданию профессионального театра – требовало и освоения классических театральных методов, причем именно профессионального освоения. Кургинян, а вслед за ним и его студийцы, один за другим получали второе образование – учились на режиссерском отделении Театрального училища имени Щукина (на актерское поступать из-за возрастных ограничений было уже поздно).
Спектакли театра приобретали все большую известность и стали высоко цениться в среде московской интеллигенции. «Это был авангардный театр. Но авангардный театр достаточно глубокий и требующий полной самоотдачи», – рассказывает актриса театра Мария Мамиконян.
Годы театральной работы, требующей отдачи себя каждый день, сделали свое дело. В 1987 году театр-студия «На досках» перешел в профессиональный статус и в этом качестве живет и развивается вот уже 35 лет.

Суть времени

 


24.04.2021 В чем магия Кургиняна? Театр на досках - метафизика и мистерия человека нашего времени

 

  

 Ближайшие спектакли в театре Сергея Кургиняна «На досках» пройдут 28, 29, 30 апреля. Записаться на спектакль можно по телефону +7-901-525-39-73, либо через гугл-форму по ссылке clck.ru/Eg4Ej
В воздухе 21 века пахнет чем-то нехорошим, считает главный режиссер Московского театра «На досках» Сергей Кургинян. Речь идет о большом переосмыслении, что такое человек, чем он может и должен быть, должны ли сохраняться его устои.
Ответ на этот вопрос может дать новый театр, близкий к элевсинским таинствам, способный показать на сцене настоящее магическое действо. Чтобы разрешить серьезные философские вопросы, нужны серьезные эмоции.
Спектакли Кургиняна заставляют постоянно размышлять во время просмотра и дают почву для того, чтобы зритель пересмотрел свои взгляды на сложные экзистенциальные и социально-политические вопросы.
28 апреля, в среду, в театре «На досках» состоится спектакль «Зерна».
Есть ли у человека судьба? Есть ли то, о чем говорилось еще с Античности, — внутренний личный миф? Не то, что придумали папа с мамой или учитель литературы, истории? Или какие-нибудь товарищи на работе, муж, родственники, неизвестно кто? А то, что прет, как судьба. Вот сквозь все.
Если этого нет, то и человека нет. Если человек не встретился со своим мифом по-настоящему, а это не литературная встреча — это встреча в моменте какого-то жизненного кризиса, развилки — столкновение с чем-то, что представляет собой запредельное испытание, что заставляет тебя прыгать через барьер, который казался выше твоих возможностей. Ответы на эти вопросы дает спектакль «Зерна» по мотивам повести Антуана де-Сент Экзюпери «Военный летчик».
29 апреля, в четверг, в театре Кургиняна состоится спектакль «Жду любви» — поэтические размышления Сергея Кургиняна о философском значении прозы Василия Шукшина.
В человеке есть что-то, что любит. Маяковский, например, писал, что оно «шарахается автомобильных гудков»...
Но когда это не «автомобильные гудки», а сама смерть, рявкнувшая на человека в момент его самой большой открытости? Тогда «любеночек» убегает и человек начинает умирать при жизни. Метафизика...
Это явление стали наблюдать отнюдь не в 2021 году. Крупнейший советский писатель Шукшин, русский Сартр, заметил это еще в благополучные брежневские годы.
Как же спасти любовь от нелюбви, а жизнь — от смерти? Наверное, для начала нужно научиться как следует различать. Об этом — спектакль Сергея Кургиняна «Жду любви».
30 апреля, в пятницу, состоится спектакль «Я!», который представляет собой инсценировку первой части повести Ф.М.Достоевского «Записки из подполья». Вот как о нем отзываются зрители:«Задело. Насколько самые благородные вещи могут иметь совсем не благородную подоплеку! Человек может достигать жизненных результатов, заниматься культурным и интеллектуальным развитием только для того, чтобы доказать себе и другим, что все это не имеет смысла.
И насколько легко это понять, смотря спектакль Кургиняна, настолько трудно изменить в себе эту гордыню, самолюбование и все прочее. Поэтому хочется возвращаться в театр еще и еще — чтобы разобраться в себе. Ведь пустота мешает жить».
Начало всех спектаклей — в 19.00
Адрес театра: Москва, Вспольный пер., 21.

 

Суть времени

 


25.11.2018 Бог есть любовь? - Современные Экзерсисы на вечные темы - Театр «На досках»

 

 

27 ноября 2018 года в Московском театре «На досках» состоится показ спектакля «Экзерсисы». В основу сценария легли отрывки из произведений трех русских классиков – Пушкина («Борис Годунов»), Гоголя («Женитьба»), Чехова («Скучная история»).
Режиссер-постановщик спектакля Сергей Кургинян считает: «Наши авторы ничуть не слабее Шекспира, но их надо сыграть не через бытовую призму». По определению Кургиняна, герой каждого из трех «экзерсисов» – это «голый человек на голой земле», встречающийся «со своей предельной проблематикой, экзистенциальной, и одновременно коренной русской».
Нитью, связующей все три «экзерсиса», становятся в спектакле стихи Ф.И.Тютчева о хаосе – к этой теме поэт не раз обращался в своем творчестве.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
На сцене присутствует это самое «шевеление хаоса», к которому так чутки все герои спектакля. Разыгрывается то, что режиссер называет «эволюцией русской смерти». Если пушкинский Григорий Отрепьев, столкнувшись с «шевелением хаоса», еще дергается, а гоголевский Подколесин корчится, то чеховский Профессор из «Скучной истории» уже фактически не сопротивляется, говорит создатель спектакля.
По убеждению Кургиняна, в основе каждого «экзерсиса» – не частная история, а конфликт предельных оснований. Для Григория Отрепьева это конфликт между ниспосланной ему любовью, светом – и тьмой. «Он же что там, этот Григорий Отрепьев, говорит? Что у него – любовь, – рассказывает Кургинян о своем спектакле. – А он какой человек? Он ведь человек проклятый. А они же все все-таки люди определенного времени… XVII век, или самый конец XVI-го… Он сидит в монастыре, и он оттуда бежит. Он уже – расстрига, он уже проклят Богом, да? Он берет на себя имя Помазанника Божьего – он дважды проклят. Он меняет веру («как набожный приемыш иезуитов») – он трижды проклят, а раз иезуиты – так хоть четыре. Наконец, он на Святую Русь ведет войска Антихриста. Он пять раз проклят. И он понимает это! И испытывает непрерывный ужас, который преодолевается активностью. Ужас – активность, еще ужас – еще больше активности. И вдруг посреди этого ему Господь посылает возможность спасаться, «Бог есть любовь». У него есть любовь! Значит, это последний раз последний луч протягивает зачем-то Бог страшному грешнику – что испытывает такой человек, который по-настоящему верит?
И вот дальше начинается конфликт между предельными основаниями…»
Тот же конфликт – конфликт между предельными основаниями – положен в основу второго «экзерсиса». «Страдания Подколесина – это страдания духовно умирающего человека, который не хочет духовно умирать, – говорит Кургинян. – Вот это и есть Гоголь! Гоголь с невероятной силой чувствует духовную смерть и в невероятной степени ей противостоит. И степень силы, с которой он ее чувствует, и степень противостояния почти уравнены».
Одна из важнейших тем спектакля – как имя, маска, роль, ролевая функция (самозванец Гришка Отрепьев присваивает имя убиенного царевича Димитрия, Профессор остро чувствует разрыв между своим блестящим именем и собственной персоной) давит на человека, «съедает» его подлинное лицо. «Это всё вместе и есть типичная функция современного мира – духовная смерть вот эта, безлюбость, неспособность любить, отчужденность, вот это как бы утопание в этих социальных масках», – говорит Сергей Кургинян.
В чем режиссер видит назначение своего театра? «Наше предельное желание – это менять мир и участвовать в схватке добра и зла, что и есть принципы паратеатра. Этим он отличается от театра как такового. У него по существу – как это сказать? – духовные претензии. Я не буду говорить «церковные», «мистериальные», но – духовные», – подытоживает он.

 

Суть времени