Автор: Катасонов В.Ю.
Война: Неолиберальный фашизм в наступлении Категория: Катасонов Валентин Юрьевич
Просмотров: 3092

08.02.2019 Хрущев обещал коммунизм, майский указ Путина — новоселья для всей России

  

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Профессор Катасонов разбирает распоряжение президента, подготовленное правительством: «Это вторая реальность» 

Вторая половина прошлого года в России прошла под флагом подготовки правительства к выполнению «майского указа». Полное название документа таково: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Исполнительная власть начала активно исполнять указ. А как же иначе? Ведь пункт второй указа озадачивал правительство следующими поручениями:

«а) утвердить до 1 октября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей, определенных пунктом 1 настоящего Указа;

б) в соответствии с национальными целями, определенными пунктом 1 настоящего Указа, разработать (скорректировать) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представить до 1 октября 2018 г. для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальные проекты (программы)".

Для экономии не будут перечислять национальные проекты (программы). Всего их двенадцать. Власть отдала под козырек и приступила к выполнению указа. Минэкономразвития (МЭР) внесло в правительство проект документа «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» и на заседании кабина 27 сентября он был рассмотрен и одобрен. Тем же Минэкономразвития был подготовлен подробнейший прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (документ из 95 страниц, в нем до копейки и до долей процента даны прогнозные значения по многим параметрам российской экономики в 2024 году). Правда, никаких признаков того, что прогноз рассматривался «на правительстве», нет.

Не знаю, как это трактовать: либо правительство проигнорировало требование указа по утверждению прогноза, либо это было сделано тайно. Предполагаю, что правая рука не ведает, что делает левая. Одни чиновники готовили проект указа, а совсем другие готовили документ правительства «Основные направления…». И вторые, получив задание от самого президента, начали «чесать репу». А как можно подготовить прогноз до 2024 года для его утверждения (надо полагать «на правительстве»), если ситуация в российской и мировой экономике меняется каждый месяц?

И МЭР, и Банк России, другие ведомства и организации свои прогнозы «корректируют» по нескольку раз в году. А если утвердить прогноз, то его уже менять нельзя. В общем, получается какая-то дурацкая ситуация. Моя версия: чиновники из окружения президента и чиновники из правительства потихоньку решили «манкировать» пункт 2 подпункт (б) в части, касающейся прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Этот прогноз на сайте МЭР находится даже не в разделе «Документы», а в разделе «Информационные материалы».

Честно говоря, не завидую тем, кому поручено исполнение указа. Поскольку мне он напоминает русскую сказку под названием «Поди туда-не знаю куда, принеси то — не знаю что». Напомню, что главным героем той сказки является нехороший, коварный царь, который специально посылал Андрея-стрелка на разные задания, которые для него должны были, по замыслу царя, кончиться смертельным исходом. Но русские сказки, как правило, имеют счастливый конец. Вот и эта сказка окончилась для Андрея-стрелка красивым финалом. Он вышел победителем из всех тяжелейших ситуаций (благодаря своей жене Марье-царевне, которая помогала чудесным образом своему супругу). Более того, Андрей стал новым царем, а Марья — полноправной царевной. Плохим оказался финал лишь для того царя, который регулярно посылал Андрея на смерть, — он сам был убит.

Но вернемся к майскому указу. Наше правительство почему-то не напоминает мне того бравого стрелка Андрея. А уж чудесной помощницы Марьи-царевны вблизи нашего правительства тем более не видать. И задание, записанное в указе, правительство выполнить точно не сможет. Даже если бы ему на помощь пришла какая-нибудь колдунья. Да, судя по всему, правительство (в отличие от стрелка Андрея) указ и не собирается выполнять.

Мой скептицизм начинается с самого простого и очевидного. В нашей стране в советский период истории существовало экономическое планирование. Суть его в том, что раз в пять лет разрабатывались среднесрочные планы на следующий пятилетний период. Они были обязательны для исполнения, имели статус закона. Любой грамотный человек в Советском Союзе (даже не экономист) прекрасно знал, что планирование на следующий период начиналось с подведения итогов выполнения предыдущего пятилетнего плана. Кажется очевидным, что разработку упомянутого выше документа «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» — некоторые чиновники неофициально называют его «шестилеткой» — следовало бы начинать с подведения итогов выполнения предыдущей «шестилетки». Основные параметры предыдущей «шестилетки» были определены майскими указами Президента Российской Федерации, подписанными в 2012 году.

В прошлом году я ждал, что рано или поздно правительство обсудит итоги «шестилетки» и подготовит какой-то отчет. А уже потом приступит к разработке новой «шестилетки». Т.е. соблюдет хотя бы внешние, формальные приличия, принятые среди профессионалов. Ничуть не бывало. В начале октября 2018 года на сайте правительства РФ сразу же появился документ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года». В этом 100-страничном документе вопросу подведения итогов «шестилетки» 2013−2018 гг. не было посвящено ни одно строчки. По русской поговорке: «Телега оказалась впереди лошади». Но чиновники Минэкономразвития и правительства уже настолько привыкли жить в атмосфере экономического абсурда, что им даже в голову не пришло вспомнить о «лошади», т.е. отчете.

Я еще наивно верил, что отчет об итогах выполнения государственных программ и проектов за период 2013—2018 гг. все-таки появится. Когда завершится календарный 2018 год. Но вот уже начался второй месяц 2019 года, но никаких итогов не подведено. Судя по всему, их и не будет. А без отчета нет и ответственности. А без ответственности не может быть никакого «рывка» или даже просто движения экономики. Согласно моим беглым прикидкам, некоторые указы 2012 года выполнены лишь наполовину, другие — на 10%, а некоторые вообще не выполнялись. Тем не менее, все чиновники остаются на своих местах, продолжая имитировать «рывки» на бумаге.

У философов есть такое понятие — «вторая реальность». Современный человек сегодня живет преимущественно не в реальном мире, а во «второй реальности» — некоем мире иллюзий. В создании «второй реальности» активно участвуют СМИ, политики (с их обещаниями «светлого будущего»), система образования, учреждения культуры. С моей точки зрения, ни майский указ президента, ни «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» к экономике никакого отношения не имеют. Они являются инструментами создания «второй реальности». Политтехнологи, философы, социальные психологи прекрасно знают, что человеком, живущим во «второй реальности», намного проще и эффективнее управлять.

Чтобы не быть голословным, приведу в качестве примера пункт 1 майского указа, в котором перечисляется девять национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года. Вот, в частности, цель (д): «улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно». Кто-нибудь из чиновников, визировавших проект указа, хотя бы потрудился посчитать в уме, что упомянутая цифра совершенно абсурдная? В расчете на 6 лет получается, что жилищные условия должны улучшить 30 миллионов семей. Исходя из средней численности семьи в четыре человека, получаем, что за «шестилетку» должны переехать в лучшее жилье 120 млн. человек! То есть почти все население России!

То, что миллионы наших сограждан, взявших кредиты в банках под залог своих квартир и домов, могут лишиться крыши над головой и стать бомжами, я охотно верю. А то, что через шесть лет все россияне переедут в новые, более просторные квартиры и дома, — дешевый фейк. Даже более безумный, чем, скажем, заявление Никиты Сергеевича Хрущева на XXII съезде КПСС (1961 год), что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

А вот цель под буквой (г): «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации». Как может быть достигнута такая амбициозная цель, если в предыдущей «шестилетке» наблюдался устойчивый рост бедности? Так, по данным Росстата, в 2013 году численность граждан, имевших уровни дохода ниже прожиточного минимума, была равна 15,5 млн. чел., или 10,8% по отношению к общей численности населения страны. По итогам трех кварталов прошлого года показатель составил 19,6 млн. чел., или 13,3%. Снижение в два раза уровня бедности на фоне многочисленных «новаций» правительства в социально-экономической сфере (повышение НДС, пенсионная реформа, «налоговый маневр», введение новых налогов и сборов и т. п.) только усугубит ситуацию.

Парадокс заключается в том, что финансово-налоговые «новации» якобы призваны найти дополнительные деньги для выполнения майских указов. На самом деле они делают еще более утопичными социальные цели указа. В третьем квартале прошлого года прожиточный минимум по стране составил 10451 руб. А до этой планки сегодня не дотягиваются не только многие пенсионеры и безработные, но даже часть работающих в регионах страны. Напомню, что в прошлом году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был определен в размере 9489 руб. Получается, что по закону у нас могут быть работающие граждане, попадающие в категорию бедных. Такого абсурда, кажется, нет ни в одной стране мира.

Умиляет формулировка цели пункта (е): «ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа». В этой формулировке пахнуло «нафталином» времен горбачевской перестройки, где одним из ключевых слоганов было «ускорение». Мы прекрасно помним, с каким «ускорением» началось падение отечественной экономики в конце советской истории и в 90-е годы в Российской Федерации.

Что такое «технологические инновации»? Да что угодно! А фраза «до 50 процентов от их общего числа» чего стоит! Она из разряда «казнить нельзя миловать». 50 процентов можно считать от: а) общего количества организаций в Российской Федерации; б) количества организаций, осуществляющих технологические инновации. Такая двусмыслица в документах в советское время не допускалась, а те, кто ее допускал, объявлялись профессионально непригодными лицами со всеми вытекающими для них последствиями.

Но видимо, такая двусмыслица (мало-вразумительность, расплывчатость, невнятность, неопределенность и т. п.) — благоприятная среда обитания для чиновников, которые находят в формулировке документа наиболее выгодную для себя версию понимания. В романе «1984» Джорджа Оруэлла используется понятие «двоемыслие». «Двоемыслие» — modus vivendi (способ существования) российских бюрократов. Как составляющих тексты документов, так и исполняющих эти документы. Майский указ президента — яркий пример «двоемыслия» чиновников, которые его готовили и которые теперь его исполняют.

Ошарашивает меня и формулировка цели, значащаяся под буквой (з): «вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов». Какая может быть инфляция, не превышающая 4 процентов? Статья 75 Конституции Российской Федерации прямо предусматривает «защиту и обеспечение устойчивости рубля». Могут быть, конечно, в жизни какие колебания покупательной способности денежной единицы в силу разных причин. Но закладывать в «шестилетку» заведомое нарушение Конституции РФ? У меня это в голове не укладывается. Тогда, господа хорошие, сначала добейтесь отмены статьи 75 Конституции, а потом уже принимайте подобные указы. И это не единственный случай, когда положения указа вступают в противоречие с основным законом РФ (о том, что указ вступает в противоречие с обычными законами, я уже не говорю).

На первом месте среди целей в указе стоит «обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации». Наверное, поэтому некоторые журналисты и политики окрестили указ «программой народосбережения». Проблема российской демографии действительно очень актуальная и острая. Ниже привожу статистические данные по численности населения в РФ по данным Росстата:

Год

Население

Прирост населения

1951

103 552 506

N/A %

1952

105 137 898

1.53 %

1953

106 849 492

1.63 %

1954

108 633 705

1.67 %

1955

110 446 546

1.67 %

1956

112 253 786

1.64 %

1957

114 030 955

1.58 %

1958

115 762 672

1.52 %

1959

117 441 294

1.45 %

1960

119 063 548

1.38 %

1961

120 625 308

1.31 %

1962

122 116 540

1.24 %

1963

123 517 934

1.15 %

1964

124 802 756

1.04 %

1965

125 948 136

0.92 %

1966

126 940 099

0.79 %

1967

127 781 074

0.66 %

1968

128 501 808

0.56 %

1969

129 156 531

0.51 %

1970

129 800 826

0.50 %

1971

130 467 438

0.51 %

1972

131 163 038

0.53 %

1973

131 885 973

0.55 %

1974

132 633 460

0.57 %

1975

133 400 336

0.58 %

1976

134 186 029

0.59 %

1977

134 995 366

0.60 %

1978

135 833 152

0.62 %

1979

136 702 163

0.64 %

1980

137 603 935

0.66 %

1981

138 534 901

0.68 %

1982

139 487 991

0.69 %

1983

140 460 322

0.70 %

1984

141 453 300

0.71 %

1985

142 465 477

0.72 %

1986

143 495 924

0.72 %

1987

144 536 158

0.72 %

1988

145 548 169

0.70 %

1989

146 467 585

0.63 %

1990

147 231 803

0.52 %

1991

147 804 453

0.39 %

1992

148 181 414

0.26 %

1993

148 379 142

0.13 %

1994

148 426 052

0.03 %

1995

148 354 779

-0.05 %

1996

148 185 810

-0.11 %

1997

147 925 580

-0.18 %

1998

147 579 123

-0.23 %

1999

147 154 807

-0.29 %

2000

146 662 563

-0.33 %

2001

146 109 536

-0.38 %

2002

145 506 821

-0.41 %

2003

144 889 334

-0.42 %

2004

144 313 531

-0.40 %

2005

143 833 240

-0.33 %

2006

143 480 487

-0.25 %

2007

143 259 328

-0.15 %

2008

143 151 706

-0.08 %

2009

143 124 912

-0.02 %

2010

143 142 380

0.01 %

2011

143 184 788

0.03 %

2012

143 249 506

0.05 %

2013

143 347 100

0.07 %

2014

143 666 900

0.22 %

2015

146 270 033

1.81 %

2016

146 330 004

0.04 %

2017

146 389 999

0.04 %

2018

146 450 019

0.04 %

2019

146 510 064

0.04 %

данные в этой таблице даны на 1 января соответствующего года

Как видим, по сравнению с 1990 годом (тогда это была союзная республика РСФСР) население России в 2018 году сократилось на 872 тыс. чел. Отчасти сокращение численности населения страны удалось компенсировать дополнительным населением Крыма, который присоединился к Российской Федерации в 2014 году. В 2018 году население впервые за десять лет сократилось (на 86,7 тыс. человек). Некоторый прирост населения в предыдущие годы обеспечивался за счет иммиграции из стран ближнего зарубежья — особенно Украины, республик Средней Азии. В прошлом году этот приток резко сократился. И он обнажил проблему, которая до поры до времени камуфлировалась.

Речь идет о естественном движении (приросте иди убыли) численности населения, которое определяется как разница между числом родившихся и умерших. В 2014 году естественный прирост населения составил символическую величину в 32,0 тыс. чел., в 2015 году — в 30,3 тыс. чел. А далее началась естественная убыль населения. В 2016 году она была достаточно символической — 2,3 тыс. чел., а в 2017 году была уже очень ощутимой — 135,8 тыс. человек. Для сравнения: это примерно столько, сколько проживает в Майкопе или Кисловодске.

Выступая на Гайдаровском форуме в начале этого года, вице-премьер Татьяна Голикова рассказала, что за 11 месяцев 2018 года смертность превысила рождаемость на 193 тыс. человек. Таким образом, естественная убыль населения в России продолжает нарастать. В годовом исчислении за прошедший год она может составить около 210 тыс. человек. А это уже сопоставимо с населением таких городов, как Бийск или Великий Новгород.

Естественная убыль населения возникла, прежде всего, в результате резкого снижения рождаемости. В 1959 году число родившихся в РСФСР детей было равно 2,8 млн. В 1987 году был достигнут показатель рождаемости в 2,5 млн. чел. А вот показатели рождаемости в Российской Федерации за последние годы (тыс. чел.): 2014 г.- 1 947,3; 2015 г. -1 944,1; 2016 г. — 1 893,3; 2017 г. — 1 689,9. Как видим, рождаемость сокращается.

Вице-премьер Татьяна Голикова на Гайдаровском форуме также озвучила цифры, которые свидетельствуют, что в прошлом году рождаемость продолжала падать. По итогам 11 месяцев 2018 года коэффициент рождаемости составил 11,0 на 1000 населения, что ниже уровня 11 месяцев 2017 года (11,6 на 1000 населения). В прессе уже было много комментариев по поводу снижения общей численности жителей России, нарастающей естественной убыли населения и падающей рождаемости. Не буду называть все эти причины. Считаю, что главной причиной (которую редко упоминают) является отсутствие реальных перспектив развития страны. Отсюда и аборты, и отказ молодого поколения рожать детей, и стремление уехать из страны, нежелание стариков влачить бессмысленное существование, и все более частые суициды, т.п.

Не исключаю, что одной из главных (но не декларируемых в лоб) целей майского указа было что-то наподобие хрущевского «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Один раз такой инструмент мобилизации общества на подвиги может сработать. Но пользоваться регулярно им нельзя. Помню, что майские указы президента в 2012 году породили определенные надежды в обществе. В 2014 году они получили дополнительную подпитку в связи с присоединением Крыма к России и активизацией нашей политики на Ближнем Востоке. Но к 2018 году пропагандистский потенциал майских указов 2012 года был уже полностью исчерпан.

К сожалению, должен констатировать, что майский указ президента не является ни программой экономических преобразований, ни эффективным инструментом пропаганды, способным поднять дух и мобилизовать энергию граждан России. Это даже не сказка «Поди туда-не знаю куда, принеси то — не знаю что», которая для русского человека кончается победой правды и справедливости. 

 

https://svpressa.ru/economy/article/223723/