Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х годов XX столетия, когда различные науки оказались перед необходимостью решать комплексные проблемы планетарного масштаба. Цикл работ. Публикации журнала "Вопросы философии" по преимуществу.
2016-2017 Цикл. Возможности той модели производства и потребления, которая доминировала в мире на протяжении почти полувека, исчерпаны, финансовые и другие меры для улучшения и продления её работы не дают эффекта, создавая только новые, еще более острые и сложные проблемы. Но смена модели - вовсе не произвольный и не одномоментный процесс. Она требует гигантской трансформации всего общества: от экономики до идеологии.
Перспективы и направления развития самого научного знания и научного прогресса. Куда они ведут человечество в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Производство информации, в том числе — научной информации, последние полвека растёт по экспоненте. Развитие IT-технологий вовлекло в этот процесс миллиарды людей. Однако почти 100% создаваемой в современном мире информации к развитию собственно научного знания, к познанию человека и окружающего мира не имеют никакого отношения
Состояние науки и проблемы развития в самой России
2001 Книга состоит из четырех частей. В первой части обсуждаются основы теории самоорганизации сложных нелинейных систем, которые позволяют с единой точки зрения рассмотреть развитие окружающего нас мира. Вероятно, на моем месте многие стали бы использовать термин «синергетика». Но я не принимаю модных терминов, если существуют более понятные старые. Поэтому я и пытаюсь объяснить принципы самоорганизации живых и косных систем, то есть дать введение в то направление мысли, которое однажды получило название универсального эволюционизма.
Во второй части я пытаюсь применить логику теории самоорганизации к проблемам антропогенеза и показать, что развитие этого процесса тоже подчиняется этой же логике самоорганизации систем. Теория антропогенеза естественным образом включает в себя историю, что позволяет на основе общей логики дать, как мне кажется, новое понимание смысла и содержания философии истории.
В третьей части я делаю попытку с тех же самых эволюционистских и системных позиций оценить тенденции современного этапа общественного развития и на примере судьбы России показать то сочетание необходимого и случайного, что характерно для любого процесса общественного развития и столь отчетливо проявляется в нашей жизни.
Последняя, четвертая, часть содержит представления о возможных альтернативах развития мирового сообщества в наступающем веке Моисеев Н.Н.
(род. 5 мая 1948, Баку) — советский и российский философ, специалист по политической психологии, культурной антропологии и методологии междисциплинарного синтеза. В 1991 г. опубликовал одну из первых концепций Универсальной истории (син.: Мегаистория; Big History), которую продолжал далее разрабатывать в рамках системно-синергетической модели. Такой подход позволил выявить ряд фундаментальных преемственных векторов и механизмов, которые реализуются в различных сферах и на различных стадиях универсальной эволюции: правило избыточного разнообразия, закон иерархических компенсаций, закон техно-гуманитарного баланса и др. В политической психологии исследовал феномены социального насилия в прошлом и в настоящем, а также стихийного массового поведения (агрессивная толпа, массовая паника, слухи и т. д.). Консультировал политических лидеров различного уровня в России, СНГ и др. странах по вопросам проведения избирательных кампаний, предотвращения и оперативного устранения социальных конфликтов. Автор около 350 публикаций, включая монографии и учебные пособия, кандидат психологических и доктор философских наук, профессор. Член Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российской Академии естественных наук, Международной исторической ассоциации. Почётный профессор Международного университета «Дубна», главный научный сотрудник, руководитель Центра Мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН, главный редактор журнала «Историческая психология и социология истории». Лекционные курсы, преподаваемые на русском, английском и испанском языках в университетах России, Западной Европы и Латинской Америки: Культурная антропология; Политическая психология; Психология стихийного массового поведения; Эволюция психических процессов; Универсальная история; История и методология науки; Методы социального прогнозирования; Психологические параметры социальной безопасности... Страница на сайте журнала «Темный лес» Страница на сайте Соционауки Публикации на ecsocman.edu.ru