08.08.2015 ... Философии не нужны ни общество, ни мир. И эти последние об этом знают, платя философии взаимностью. Автор проекта «Кто сегодня делает философию в России» отвечает на вопросы «Завтра»
04.02.2015 Цикл фильмов о передовых междисциплинарных исследованиях о мозге, сознании и мышлении человека. Ведущая цикла: Татьяна Черниговская, психолингвист и профессор СПбГУ, уже много лет работает в сфере нейронауки и психолингвистики. Ее неоднократно приглашали выступить в крупнейших университетах США и Европы. Революционные научные открытия порой не вмещаются в обыденные представления о реальности, и только взгляд на них через призму искусства и культуры позволят нам их осознать. В своем фильме Т.В. Черниговская попыталась ответить на самые интересные и парадоксальные вопросы: мог ли предположить известный голландский художник Пит Мондриан, что копии его картин будут создаваться из живых бактерий? Рациональны ли наши эмоции? Есть ли химеры среди людей? Что такое «ДНК-оригами»? Как объяснить тот факт, что в изоляции, в условиях нелюбви и болезни, мыши дают гораздо больше потомства, чем в обычных условиях? Где проходит граница между физическими и психическим миром? Почему красота оказывается обратно пропорциональна доброте? Как отличить «зомби» от обычных людей? Если мы сумеем создать роботов, которые будут более счастливы, чем люди их создавшие, будет ли у нас моральное обязательство создать так много таких машин как мы можем, чтобы создать больше радости в мире? В фильме участвуют крупнейшие ученые мира в науках о человеке, в том числе лауреаты Нобелевской премии.
02.11.2013 АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность - Онтология и теория познания (философские науки)
В современном обществе нередки столкновения между носителями мирских и религиозных ценностей. Часто такого рода конфронтации вызваны непониманием тесной связи между мирским и религиозным, присущей им диалогичности. Поэтому в настоящее время становятся востребованы поиски мирских элементов в религиозном сознании и религиозных атрибутов в мирском мировоззрении. Практически нигде мы не находим попыток рассмотреть религиозное сознание в его единстве и диалектической взаимообусловленности с мирским. В познавательных актах сознания носителей мирского мировоззрения религиозный элемент представлен так же, как нерелигиозный. (Невозможность диалога, глубокого понимания, доверия между светскими и религиозными людьми по самым разным вопросам - миф или ложь. Админ.)
Размышления о феномене времени. Экклезиаст:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Апрель - август 2014 года. Казалось бы, пиши про то, что интересно, и зачем писать про какие-то банальности или непонятности - какой смысл в копании в определениях и выяснении правды жизни там, где правила уже определены раз и навсегда? На мой взгляд, смысл есть, и попробую в этой статье его определить.
«Критика чистого разума» Иммануила Канта является одним из ключевых и вместе с тем одним из сложнейших произведений мировой философии. И хотя со времени её опубликования прошло уже 230 лет, её содержание по-прежнему нуждается в осмыслении и в придании ему более ясной формы изложения.
Вузовской философии сегодня крайне необходим новый, отвечающий велениям времени учебник. Это вопрос её выживания. Появится такой учебник, будет и будущее у вузовской философии. Не появится – её ждут тяжёлые времена. В лучшем случае ей придется смириться с положением второстепенной факультативной науки, в худшем – её попросту исключат из учебных программ.
В когнитивной науке под когнити́вными искаже́ниями понимаются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей[1]. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах[2]. Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.
16.01.2016 Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли. Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.
Германия и весь мыслящий мир чествовали недавно память Гегеля по поводу столетия со дня его смерти († 14 ноября 1831 г.). Известна странная судьба философии Гегеля. После того, как в 30-х и начале 40-х годов 19-го века философия Гегеля достигла безраздельного господства над всей умственной жизнью не только Германии, но и почти всей Европы и воспринималась, как высшее, предельное достижение философского осмысления бытия, как абсолютная истина, разрешающая все проблемы человеческого миросозерцания, — власть этой системы над умами внезапно рухнула в силу какой-то иррациональной революции умов, без всякого влияния какой-либо объективной критики.
Первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязание на общий интерес, есть вопрос о цели существования. Если бы наше существование было постоянным блаженством, то такой вопрос не мог бы возникнуть: блаженное существование было бы само себе целью и не требовало бы никакого объяснения. Но так как на самом деле блаженство существует более в воображении, действительность же есть ряд больших и мелких мучений и в самом счастливом случае – постоянная смена тяжелого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий – с другой, то совершенно естественно является вопрос: для чего все это, какая цель этой жизни? Каждому мыслящему человеку является этот вопрос первоначально как личный, как вопрос о цели его собственного существования.
(15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — выдающийся советский[1][2][3][4][5] философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972). Родился в г. Гори (Грузия) в семье военнослужащего. Философский факультет Московского государственного университета окончил в 1954 году. На факультете появляется ряд неформальных групп, сыгравших важную роль в развитии философской мысли в СССР, т. н. «группы гносеологов» (Э. В. Ильенков, В. И. Коровиков и др.) и Московского логического (позднее методологического) кружка (А. А. Зиновьев, Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий и др.)[6]. М. После окончания аспирантуры (1957) М. К. работает в редакции журнала «Вопросы философии» . На многие годы становится невыездным. В 1970 году в Тбилиси защищает докторскую диссертацию, через два года ему присваивают звание профессора. В 1980 он переехал в Грузию, где работал в Институте философии. По Мамардашвили, человек — это вне-природная, сверхприродная сущность. Сущность, которая к известным природным силам не сводится, не может быть выражена в терминах известных сил природы. Главное заключается в том, что человек саморазвивается, ему никакая природа для развития не нужна. Природа является предметом для его деятельности...
(род. 2 октября 1978) — российский математик, доктор физико-математических наук (2010), сотрудник Математического института имени Стеклова (МИАН), ведущий научный сотрудник лаборатории имени Чебышёва матмеха СПбГУ. Профессор РАН (2016). Окончил механико-математический факультет МГУ (2001). В 2003 году в МИАНе защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Фильтрации групп, гомологий и пространств зацеплений». В 2010 году стал доктором физико-математических наук по специальности «математическая логика, алгебра и теория чисел», тема докторской диссертации: «Гомотопическая теория нормальных рядов в группах». С 2004 года работает в отделе алгебры МИАНа, по состоянию на 2018 год — внештатный сотрудник отдела алгебры. Одновременно — ведущий научный сотрудник математико-механического факультета СПбГУ. Также работал в Институте перспективных исследований (США) и в Институте химической физики Латвийского университета.
Лауреат премии и медали РАН для молодых учёных 2005 года, премии Московского математического общества 2006 года за цикл работ по теории групп и гомологической алгебре. Автор более 60 научных работ, в том числе серии статей и монографии совместно с Индером Пасси (англ. Inder Bir S. Passi):
Пишет метапрозаические романы (книгу «Равинагар» номинировали на премию «Национальный бестселлер»), ставит спектакли, профессионально жонглирует и танцует брейк-данс, глубоко погружается в индийские религиозные системы и познает искусство карточных трюков...
... нас кормят за открытия, и мы обязаны их продавать, мы участвуем в рыночном, капиталистическом процессе. Продать открытие — это опубликовать его в понтовом журнале, потому что все гранты, которые мы будем получать, — а мы живем на гранты, а не на зарплату, — связаны исключительно с рангами журналов, в которых мы публикуемся. Если, конечно, мы не состоим в научной мафии, деньги которой могут выделять и без публикаций. А открытие для меня — это нерегулярный всплеск психического, который был качественно невозможен до этого момента.
... Мы абстракционисты... мы работаем над культурой, в которой существуют, в том числе, прикладники. В нужный момент они выхватывают готовый язык и создают в нем и шифры, и бомбы, и так далее. Им не надо проходить через создание новой культуры, они погружаются в готовую и выполняют заказ. Если убрать абстракционистов, то мир станет потребительским пространством нужд. Если финансировать только то, на что есть заказ в данный момент, то момент будет ускользать и все общество проиграет.
... деление на физическую и лингвистическую математику не совпадает с делением на непрерывную и дискретную. Физическая ближе к тому, что понимается как непрерывная математика. Это то, что понималось как высшая математика с XVII века и до середины XX века. С появлением теории категорий и абстрактной алгебры была открыта и захвачена вторая половина математики иным мышлением. Сейчас мы видим, что работа с текстом, судя по всему, направлена в будущее. Не исключаю, что методы, которые мы развиваем, будут применять не только в криптографии, но и в работе с очень сложными дискретизированными множествами, текстовыми пространствами и абстрактными языками.
... Есть штат Чхаттисгарх, захваченный повстанцами, живущими в лесах. Он не рекомендуется к посещению туристам, но никто не рассказывает, что там красные повстанцы воюют с миром капитала. Индия существует в полностью непересекающихся слоях — можно приехать, попасть в один из них и быть не в курсе того, что происходит в остальных. Наверное, в любом обществе и в любой стране так же, но в Индии этих слоев очень много. Иностранец по приезде попадает в довольно приятный слой, из которого не видно всей трагедии. Мне, благодаря языку, открыт вход в разные слои — я общаюсь и с бедняками на улицах, и с профессорами. Но хтоническая реальность пока что сопротивляется, это выражается в метафизических войнах... Сейчас белых там (Варанаси) больше, чем индийцев, — это теперь центр туристической нью-эйдж-культуры. Индия очень сильно деформируется, но есть слои, которые не позволяют до себя добираться. И они мне интересны.
... В 12 лет я начал путешествовать по сектам, был самым настоящим сектантом. Это было видение альтернативы. То, что происходило вокруг в начале 1990-х, — рассыпание всей страны, всей человеческой сущности. Все, что я видел вокруг, — было ложью. Альтернативой был уход «в братву», многие представители моего поколения выбрали этот путь. Стать бандитом — это очень сильная точка пульсации. Сейчас мы на это смотрим как на какой-то нонсенс, но это совсем не так. Ты ходишь в школу и понимаешь, что вокруг ложь, нищенство и старшие с легкостью переметнулись в другую идеологию. И тут появляется альтернативная точка зрения: бритоголовые люди в кожанках, которые являют собой сильную эстетику и новую справедливость. Внешне это не выдавалось как нечто жестокое — это была новая этическая система: если мир рассыпается, свое место в нем надо брать силой. У человека тогда было два пути: следовать публичной лжи или альтернативной силе. Но я нашел третий — странную лазейку через секты. Мы брались за руки с братьями с сестрами, планировали захватить весь мир, освободить Вселенную. И это было офигительно.
... Принстон — это особое место, аквариум для гениев, там банально психически непросто находиться. Но я увидел, как там делается наука, как финансируется. Да, это верхушка мира. И мафиозная в том числе. Мне не хочется быть с этим связанным. Я не думаю, что в этой жизни вернусь в Америку, хотя там есть много содержательного и глубокого и это до сих пор центр мировой математики.
А.В. Савватеев (13 декабря 1973, Москва, СССР) — российский математик и матэкономист, ректор Университета Дмитрия Пожарского, популяризатор математики среди детей и взрослых.
Родился в Москве в семье советских преподавателя и инженера, выпускников МГУ. В детстве играл на аккордеоне, увлекался математикой и химией (ставил опыты на даче), много ходил вместе с родителями на байдарках. В 1990 году окончил известную математическую школу № 57, после чего поступил на механико-математический факультет МГУ, который окончил в 1995 году с красным дипломом. Продолжил обучение в Российской экономической школе (РЭШ), закончил в 1997 году с особым отличием. По окончании РЭШ — младший научный сотрудник ЦЭМИ РАН, где в 2003 году защитил диссертацию «Моделирование лоббирования и коррупции в переходных экономиках» (научный руководитель — академик Виктор Полтерович). В 2005 году стал лауреатом премии имени Овсиевича (II премии) «за работы по математическому моделированию коррупции, связанной с уклонением от уплаты налогов». После защиты уехал по приглашению профессора Шломо Вебера на полтора года на постдокторантуру в Бельгию в Центр исследования операций и эконометрики. Вернувшись в Россию, устроился на 8 лет работать в Российскую экономическую школу. С 2008 года являлся профессором имени Фонда «АЛКОА» РЭШ.
В 2013 году стал доктором физико-математических наук, защитив докторскую диссертацию на тему «Задача многомерного размещения: теоретико-игровой подход». При этом с 2009 по 2016 год постоянно проживал в Иркутске, работая в Москве «наездами».
В 2016 году, приняв предложение Михаила Поваляева стать первым ректором новообразованного Университета Дмитрия Пожарского, поехал вместе с семьёй в Москву. Выступает с лекциями по математике в целом ряде городов России, а также на многих зимних и летних школах для старшеклассников, ведет цикл «100 уроков математики» в Филипповской школе. Преподаёт в Университете Дмитрия Пожарского курсы «Теория игр», «Математика для гуманитариев», а также «Группы и геометрия». Кроме того, записывает в МФТИ видеокурсы по различным математическим дисциплинам в рамках Национальной Платформы Открытого Образования и проекта «Coursera». Работает ведущим научным сотрудником в Российской Экономической Школе, в Лаборатории исследования социальных отношений и многообразия общества (ЛИСОМО РЭШ)и в Лаборатории математической экономики в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ РАН), является профессором МФТИ и Иркутского государственного Университета (ИГУ). Женат. Отец четверых детей.
В 2018 году стал финалистом литературной премии "Просветитель" в номинации «Естественные и точные науки» за книгу «Математика для гуманитариев. Живые лекции». В 2020 году попал в шорт-лист премии "Просветитель.Digital"[18] за проект «Вехи математики: от Евклида до Галуа». Математика – Просто vk.com Проект Алексея Савватеева — «математика просто»!
"Мы предполагаем, что в этой программе нам удастся затронуть глубоко философические, самые серьезные, большие, иногда самые трагичные темы нашей истории и культуры. Мы хотим, чтобы эти темы обсуждались не на языке банальностей и штампов, как повелось это на сегодняшнем телевидении, а в традиции и на языке русской и международной философской мысли.
В нашей программе мы будем говорить о смыслах, о целях о природе, о сущности происходящего в обществе и наших душах. Гости, приглашенные в студию, крупнейшие российские философы, историки, политологи, литераторы, искусствоведы, будут размышлять о возможном образе национального бытия, культуре, о путях нашей страны в мировом процессе, о траекториях нашего национального самосознания и возрождения. Наша передача будет в какой-то мере историко-философской, мы обратимся к великим парадигмам мировой философии и к крупнейшим философским умам прошлого, попытаемся перенести на экран размышления и открытия лучших представителей мировой философской мысли, с тем чтобы сделать их доступными, превратить их из музейных экспонатов в тезисы общенациональных дискуссий."
Ведущая программы к.ф.н. Наталья Мелентьева.
23 февраля 1929, Москва — 3 февраля 1994, — советский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель и идейный вдохновитель школы «методологов», основатель Московского методологического кружка.
С 1946 по 1949 год учился на физическом, а с 1949 года — на философском факультете МГУ, который закончил с отличием в 1953 году. В 1964 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. Член КПСС с 1956 по 1968 год (исключён за подписание так называемого «Письма 170-ти»[1] в защиту Александра Гинзбурга и Юрия Галанскова[2]). В 1951—1958 годах работал школьным учителем; в 1958—1960 годах — редактором издательства АПН РСФСР. В 1960—1965 годы — научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР; в 1965—1974 годы — научный сотрудник научно-исследовательских и проектных организаций; в 1974—1980 годы — преподаватель МОГИФК; в 1980—1983 годы — научный сотрудник НИИОП АПН. С 1983 по 1992 год — заведующий лабораториями в проектно-исследовательских организациях. В период 1990—1994 годов — главный редактор журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года — председатель Комитета по системомыследеятельностной методологии и ОДИ Правления Союза научных и инженерных обществ СССР. http://www.fondgp.ru/