2011 - 2014. Наталья Мелентьеа. Телеканал "Спас". Каждая встреча - введение в большую (необъятную) тему/проблематику. Странствия в смысловом поле. Не всегда соглашаясь с мировоззренческой позицией приглашаемых Н. Мелентьевой гостей, отдаем должное культуре и дисциплине мышления. За редким исключением (Ципко и ему подобные) для гостей феномены русской культуры, народы России - безусловная ценность. Поэтому сотрудничество в очерченном интеллектуальном и этическом поле более чем уместно. Штампы либерпльной антисоветской пропаганды не украшают людей, ищущих смысл. Советская интеллигенция удивительно легко, без элементарной проверки усваивает фейки и ретранслирует их в качестве пароля свой-чужой. Источники: Мудрый Философ, paideuma.tv
13.04.2014 Идея народа как коллективной личности. Кара-Мурза С.
Сергей Георгиевич Кара-Мурза. Рассуждение на тему народа, его природы,смысла, развития и истоков, падения народа, в эфире авторской программы Натальи Мелентьевой "Философские чтения".
12.04.2014 Крах индивидуализма. Федотова В.
Гость в студии - доктор философских наук заведующая сектором социальной философии института философии РАН Валентина Гавриловна Федотова.
11.04.2014 Образ будущего. Реальность, культура, экономика. Неклесса А.
Заместитель директора института экономических стратегий, публицист Александр Иванович Неклесса о фундаментальных трансформациях, происходящих с реальностью, культурой, экономикой.
09.04.2014 Отец Павел Флоренский. Козырев А.
Лектор: Козырев Алексей Павлович - кандидат философских наук.
07.04.2014 Слово о Законе и Благодати. Микушевич В.
Писатель, философ, мастер перевода Владимир Борисович Микушевич о неожиданных глубинах содержания Слова о Законе и Благодати митрополита Иллариона.
03.04.2014 Булгаков С. Философия хозяйства. Осипов Ю.
Гость в студии - экономист, философ, доктор экономических наук, академик РАЕН, Юрий Михайлович Осипов.
02.04.2014 Философия церковного раскола. Антонов А.
Русский Церковный раскол- фундамент будущей поляризации русского общества. О сути церковных реформ 1667 года, о судьбе и значении старообрядчества беседа с главным редактором старообрядческого журнала "ЦЕРКОВЬ" Александром Васильевичем Антоновым.
30.03.2014 Мартин Хайдеггер. Бытие и время. Михайлов И.
О проблематике и значении работы Мартина Хайдеггера беседа с Игорем Михайловым (к.ф.н., сотрудник института философии РАН).
27.03.2014 Карл Шмитт о суверенной демократии. Филиппов А.
Об актуальности политического наследия Карла Шмитта (что такое чрезвычайная ситуация, суверенность и решение) - Александр Филиппов, доктор философских наук, переводчик и комментатор работ Карла Шмитта.
18.01.2014 Что такое культура. Межуев В.
Исчезнет ли культура как исчерпавшее себя явление, возникшее всего 300 лет назад? Что такое бескультурье? И чем первое отличается от второго? Об этом беседа с Вадимом Михайловичем Межуевым - доктором философских наук Института Философии РАН.
31.03.2013 Исихазм. Муравьев А.
Муравьев А.В. - старший научный сотрудник института Всеобщей Истории РАН. Поговорим о древней традиции духовной практики, составляющей основу православного аскетизма, направленного на богопознание и обожение...
05.05.2012 Постмодерн.
Александр Филиппов - доктор социологических наук, руководитель Центра фундаментальной социологии ВШЭ.
Мы поговорим сегодня об особенностях современного западного общества. О таком важном явлении как постмодерн и его осмыслениях в теориях современных социологов. Мы откроем страницы книги "Текучая современность" известного польско-английского социолога Зигмунда Баумана. Бауман стал известен благодаря своим глубоким и оригинальным исследованиям постмодерна. Он определяет состояние современного общества как текучее, жидкое. В результате распада некогда стабильных социальных связей, в процессе плавления в котле таких твёрдых тел как государство, индивидуум, семья, работа, образуется нерасчленимый поток из случайных фрагментов и осколков, которые в своём беззаботном течении и составляют то, что мы называем современное общество или общество постмодерна.
14.04.2012 Сёрен Кьеркегор. Исаева Н.
Исаева Наталья - переводчик книг Кьеркегора на русский язык, доктор исторических наук, профессор парижского университета "PARIS 8", Сорбонна, Сен-Дени.
В панораме философии XIX века он занимал довольно скромные позиции и был едва заметен в тени немецких романтиков, рационалистов, Гегеля, кантианцев или социальных философов. Но в XX веке все пропорции изменились, и он с полным на то основанием был причислен к первостепенным мыслителям современности. Философская звезда Кьеркегора взошла. Этот датский философ сформулировал самые острые вопросы, стоящие перед современным человеком. Личное отношение к Богу и место Церкви, соотношение этического и эстетического начал, проблематичная диалектика человека и окружающих его людей. Но главной темой его философии была тема одиночества, осмысленного религиозно, этически и эстетически.
08.04.2012 Традиционалисты. Рене Генон. Карпец В.
Карпец Владимир Игоревич - публицист, переводчик, кандидат юридических наук, член Союза писателей России.
Во второй половине XX века в гуманитарных науках мы столкнулись с таким явлением как крах веры в прогресс. Если в эпоху Просвещения и на заре XX века развитие человечества "от тёмного прошлого к светлому будущему" никем не ставилось под сомнение, люди XX века усомнились в этой, казалось бы, незыблемой истине и стали заново анализировать аргументы и аксиомы, лежащие в основе идеи прогресса, поставив под сомнение её обоснованность. Так возникли философские теории Ницше о европейском нигилизме и Шпенглера о закате Европы. При этом прогресс в технических науках - накопление знаний и методик - никем не ставились под сомнение. Но развивались ли параллельно с этим человеческий дух, человеческая нравственность, человеческая культура, человеческое общество? Дальше всех в критике современности зашли философы, называемые традиционалистами и в первую очередь основатель этого направления французский мыслитель Рене Генон. Вопреки остаточной вере в прогресс, теряющей на глазах убедительность, традиционалисты утвердили противоположную теорию, теорию регресса, теорию кризиса современного человечества. Современное человечество находится в упадке, поскольку утрачивает связь с духом, с небом, с Богом, с тем, что называется Традицией. Материальные успехи по мнению традиционалистов и есть следствие духовного вырождения, упадка традиционных ценностей, когда человеческое внимание переносится с высокого на низкое, с чистого на грязное, с идеального на материальное. Когда техника развивается, а душа ...
26.03.2012 Тайный смысл Платона
Мельников Сергей Анатольевич - кандидат философских наук, доцент кафедры "История зарубежной философии" философского факультета МГУ.
Платон - это царь философов, заложивший своим интеллектуальным декретом на два с половиной тысячелетия законы и правила, аксиомы и проблемы философского процесса. О платоне можно и нужно говорить бесконечно. Так люди снова и снова берут воду из родника, который не иссякает. В учение Платона можно заходить с самых разных сторон: этика, политика, метафизика, онтология, космология, гносеология и даже эротика. Среди дошедших до нас диалогов Платона ближе всего к самым глубинным метафизическим основаниям его мыслей стоят те, что толкуют об идеях, парадигмах и первоначалах. Это "Тимей", "Федр", "Парменит", "Государство".
25.03.2012 Знакомство с Платоном. Г. Майоров
Геннадий Георгиевич Майоров российский философ, доктор философских наук (1982), заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова (2003), академик РАЕН (1991), является специалистом в области истории философии. Лауреат Ломоносовской премии I-й степени (2005).
05.03.2012. Панарин: критика либерализма.
Валерий Расторгуев – профессор кафедры философии, политики и права философского факультета МГУ.
Эфир: 05.03.2012.
26.02.2012 Кризис современного мира и общества. Фурсов А.
А.И. Фурсов, к.и.н., профессор, глава Центра методологии и информации в ИДК. Заканчивается эпоха, которая стартовала в 1970-е и переломом которой стал рубеж 1980-1990-х годов, а центральным событием - крушение системного антикапитализма (советского коммунизма) и распад СССР, событие, отворившее «кладезь бездны» глобализации. Сегодня эта эпоха окончательно изживает себя: система неолиберального капитализма, слабым элементом которой является РФ, - рушится, а, как известно, первыми вылетают именно слабые звенья. Подробнее
22.03.2011 О книге "Ориентация Север" Г.Д. Джемаля 1979 года. 30 лет спустя...
Монизм и Эллинизм. Возможен ли выход из "Плена" эллинистической культуры... Гость - философ Гейдар Джахидович Джемаль.