Тихомиров Лев Александрович

Тихомиров Л.А. (19 (31) января 1852 — 16 октября 1923) — русский общественный деятель, в молодости — народоволец, будучи в эмиграции, издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли»; в 1888 году отрёкся от революционных убеждений и, вернувшись в Россию после помилования, стал монархистом.

Из семьи военного врача. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юрфак Московского университета. Перевёлся на медицинский факультет (1871). В 1872—1873 гг. - активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. - член центра «Земли и воли» и редакции её печатного органа. В 1879 г. - член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 года (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 года вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание" Ко всему народу русскому" и письмо Александру III, которое сам и написал. В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уехал за границу — в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с Петром Лавровым «Вестник Народной воли».
В 1888 г. отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). Людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1888 г. Тихомиров просил помилования, был помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1889 г. и смог вернуться в Россию. Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2-е изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию. Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Тихомиров стал деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». В 1903—1906 гг. работал над исследованием «Монархическая государственность». После 1905 г. Тихомиров разработал схему реформ системы «думской монархии»: «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…».
В 1907 г. был приглашён из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу: введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования. К радикальным (для того времени) предложениям о введении 8-часового рабочего дня не присоединялся. Предложения Тихомирова частично реализовались с принятием в 1913 году новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев.
В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г..
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 года). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена.  Впервые опубликована лишь в 1997 г. 
В 1917 г. отошёл от политической деятельности. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)»  В 1922 г. подал прошение в Комиссию по улучшению быта учёных. Как специалист по литературе, языкознанию и библиотековедению получил паёк третьей категории. Последние 10 лет  жил в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой, и регулярно приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России.  Перед кончиной написал возмущённый отклик на книгу Веры Фигнер «Запечатлённый труд».

Судьба семьи и рода Тихомировых. В антисоветской (до позеленения) части РПЦ и "монархических кругах" принято распространять любую клевету на СССР (большевики всех убили): cын Николай был расстрелян большевиками. Не был. Хотя, как служившему в Белой армии, отказали в государственной службе и тем самым обрекли на бедствия семью.  Николай умер 10 декабря 1926 г. в хирургической клинике Томска. Причина смерти: слабость сердечной деятельности. Правнуки Льва Тихомирова живут и здравствуют.

Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 31

Часть 1: Происхождение и содержание монархического принципа.

Подробнее...
 
Автор: Тихомиров Л.А.
Монархическое движение в России» Категория: Тихомиров Лев Александрович
Просмотров: 17

В 4-ех частях

Подробнее...