Данилевский Николай Яковлевич

(28 ноября [10 декабря] 1822, село Оберец, Орловская губерния — 7 [19] ноября 1885, Тифлис) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Уроженец Орловской губернии, сын генерала Я. И. Данилевского, воспитывался в Царскосельском лицее (1836—1843), а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете.  

Социологические взгляды Данилевского наиболее полно изложены в книге «Россия и Европа» (1869), в которой выдвинул теорию обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно живым организмам. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, так же, как и биологические виды, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Он выделяет 10 таких типов; качественно новым, перспективным с точки зрения истории типом считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. «Россия и Европа» приобрела в России известность и стала распространяться лишь после смерти автора. Критически разбирали теорию Данилевского Щебальский, академик Безобразов, профессор Кареев, Милюков. Безусловным апологетом её выступал неоднократно Н. Страхов, положительно её оценили К. Н. Бестужев-Рюмин и В. Розанов. Достоевский назвал «Россию и Европу» «настольной книгой каждого русского». Сильное влияние оказал Данилевский на взгляды К. Леонтьева, признававшего его одним из своих учителей. Наследником историософских взглядов Данилевского считал себя Н. Трубецкой. Высоко ценил «Россию и Европу» Л. Гумилёв. Основательной критике работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» подверг русский мыслитель и философ В.С. Соловьёв (статья «Россия и Европа», позже вошедшая в сборник «Национальный вопрос в России»), указывавший на поверхностность и необъективность автора и его противоречие самому себе. В то же время В. С. Соловьёв признал, что работа Н. Я. Данилевского «Дарвинизм» представляет собой «самый обстоятельный и прекрасно изложенный свод всех существенных возражений, сделанных против теории Дарвина в европейской науке», но высказал сожаление, что Николай Яковлевич не предложил никакой оригинальной концепции взамен концепции Дарвина. В советской историографии 1920-х Данилевский характеризовался как крайний реакционер, черносотенец, идеолог экспансии русского царизма.

Автор: Страхов Н.Н.
Евразия» Категория: Данилевский Николай Яковлевич
Просмотров: 78

1886 год. + фрагменты статьи "Наша культура и всемирное единство". Примечания, комментарии, послесловие С. А. Вайгачева

Подробнее...
 
Автор: Данилевский Н.Я.
Евразия» Категория: Данилевский Николай Яковлевич
Просмотров: 96

Краткое содержание всех глав. Введение. Главы 1-6. Примечания даны в конце каждой главы.

Подробнее...
 
Автор: Данилевский Н.Я.
Евразия» Категория: Данилевский Николай Яковлевич
Просмотров: 90

Продолжение. Главы 7-12

Подробнее...
 
Автор: Данилевский Н.Я.
Евразия» Категория: Данилевский Николай Яковлевич
Просмотров: 82

Окончание. Главы 13-17. Приложение - Н.Н. Страхов. О книге Н. Я. Данилевского "Россия и Европа" - размещено отдельной статьей.

Подробнее...