Шпенглер Освальд Арнольд Готтфрид

О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880 года, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936 года, Мюнхен) — немецкий историософ, представитель философии жизни, публицист, автор книги «Закат Запада».
Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком. В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В Университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.
В 1911 году переехал в Мюнхен, где и жил до самой смерти. Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Жил бедно и одиноко и работал над сочинениями по ночам, вешая на дверь табличку со словами «В отъезде», чтобы не докучали звонками. Занимался публицистикой.
Лично встретился с Гитлером, но был разочарован. После прихода к власти нацистов в 1933 году на него начались нападки в прессе; была изъята книга Шпенглера «Годы решения: Германия в рамках всемирно-исторического развития», было запрещено упоминать его имя в печати. Незадолго до своей смерти, которая произошла из-за сердечного приступа 8 мая 1936 года, в своём письме на имя Ганса Франка предрёк, что в ближайшие 10 лет Третий рейх может прекратить своё существование. Он считал, что мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.

Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.

Единство идеи всемирно-исторического процесса Шпенглер предлагает заменить иной картиной — циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры, будь то египетской или «фаустовской» (то есть западной культуры XII—XVIII вв), характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).

Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вёл к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.

Историческими псевдоморфозами Шпенглер называл «случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот — её родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания». К числу исторических псевдоморфозов Шпенглер относит арабскую культуру и Петровскую Русь.

Опирался ли Шпенглер на теорию культурно-исторических типов Данилевского - до конца не ясно. В 1954 г. Р. Мак-Мастер в статье "Данилевский и Шпенглер: новая интерпретация", как бы подводя итог более чем тридцатилетней полемике, заявил: "Сегодня главным в исторической репутации Данилевского является то, что его считают предшественником Освальда Шпенглера. Фрэнсис Лантинк полагает, что "Данилевский был во многом русским Шпенглером". А.П. Дубнов считает Данилевского "признанным предшественником" Шпенглера, Тойнби и Сорокина

Шпенглер не был в имперской или советской России. Его политические оценки не выходят за рамки заголовков газетных статей. Они удручающим образом вписаны в шаблоны, которыми и сегодня пользуются холуи ростовщиков из смердящих гнездилищ Эхо_дождя_в_медузном_соусе и им подобных

Автор: Шпенглер Освальд
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика.» Категория: Шпенглер Освальд Арнольд Готтфрид
Просмотров: 10

Содержание: Введение    Глава I. Смысл чисел    Глава II. Проблема всемирной истории  I. Физиогномика и систематика  II. Идея судьбы и принцип причинности    Глава III. Макрокосм  I. Символика образа мира и проблема пространства  II. Аполлоновская, фаустовская, магическая душа.

Подробнее...
 
Автор: Шпенглер Освальд
Миросозерцание Хозяев Мира. Классика.» Категория: Шпенглер Освальд Арнольд Готтфрид
Просмотров: 11

ГЛАВА 4. МУЗЫКА И СКУЛЬПТУРА: I. Изобразительные искусства II. Обнаженная фигура и портрет
ГЛАВА 5. КАРТИНА ДУШИ И ЧУВСТВО ЖИЗНИ: I. О форме души  II. Буддизм, стоицизм, социализм

Подробнее...