Автор: Администратор
Китай Категория: Изучение Китая в РФ
Просмотров: 1806

2005. 

01.02.2005 Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. Андреев А.И. 

Предпринятое в данной работе исследование позволяет лучше понять:

1) то место, которое Тибет занимал в истории отношений российского государства со странами Азии в XVIII - XX веках, природу русского интереса к Тибету и особенный характер российско-тибетского взаимодействия, а также

2) саму тибетскую проблему, которая сохраняет актуальность для внешней политики нынешней России благодаря существующим контактам российских буддистов с Далай-ламой и другими тибетскими лидерами, представляющими Тибетское правительство в изгнании. Прояснение всех этих весьма не простых вопросов кажется нам тем более необходимым, что державы-соседи и стратегические партнёры Россия и Китай активно стремятся к обеспечению безопасности и стабильного социально-экономического развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Тибет же с сохраняющимися в нем центробежными тенденциями - это один из очагов нестабильности в этой части Азии. 

Россия проявляла политический интерес к Тибету и пыталась использовать тибетский вопрос в качестве инструмента силовой полигики только в периоды обострения отношений с Англией в эпоху Большой игры (в конце XIX начале XX века и в 1920-е гг) и с США на раннем этапе «холодной войны» (конец 1940-х - 1950-е гг.), а также с Китаем во время идеологической конфронтации в 1960-е начале 1980-х гг. По окончании глобального англо-русскою и затем американо-советского противостояния и урегулирования разногласий между СССР и КНР (конец 1980-х), постсоветская Россия полностью утратила интерес к Тибету и тибетской проблеме, несмотря на то, что последняя сохраняет свою актуальность и остроту и поныне, и обеспокоена лишь тем, чтобы традиционные религиозные связи российских буддистов с Далай-ламой и другими тибетскими учителями-проповедниками не носили политического характера и не осложняли её отношений с Пекином.

Другой не менее важный вывод: Тибет в период 1913 - 1950 гг. являлся де-факто независимым от Китая тосударством. 'Это подтверждается не только уже известными фактами о существовавших в 1920-е 1940-е п. двухсторонних отношениях между Тибетом и Англией и Тибетом и Непалом, но также и свидетельствами российских источников о посещениях Лхасы в первое послереволюционное десятилетие официальными дипломатическими миссиями СССР и о прямых переговорах их руководителей с XIII Далай-ламой и его министрами без какого-либо посредничества китайских властей. Эти новые свидетельства полностью опровергают утверждения правящих кругов КНР и современной китайской историографии о том, что Тибет в прошлом никотда не существовал как независимое, отдельное от Китая, государственное образование.

(автор читал  лекции в 1994 г. на восточном факультете Стокгольмского университета и на кафедре монголоведения Кембриджского университета. Прим. админа)

01.01.2005 Образ Китая в письменных свидетельствах российских путешественников и дипломатов XVII - начала XX вв. Благодер Ю.Г.

Воссоздание реально протекавших процессов, анализ идейных концепций "старого" Китая имеют не только научный, но и политический смысл. В наши дни, когда социальные, экономические и политические аспекты китаеведения заметно выдвинулись на передний план и пользуются преимущественным вниманием специалистов, традиционная история китайской культуры отнюдь не потеряла своей актуальности. Скорее наоборот, практика показывает, что при каждом развороте политических событий, на очередном новом этапе анализа китайского общества интерес к истории традиционной китайской цивилизации резко возрастает, ибо сама жизнь ставит перед исследователями вопросы, ответить на которые можно только с учетом хорошего знания прошлого Китая. 

Изучение отношений Китая с Российским государством представляет собой одну из важных задач, стоящих перед исследователями международных отношений. Интерес к наследию традиционных культур Востока не надо считать ни случайностью, ни данью поверхностной моде. Ищется новая парадигма, позволяющая укоренить область духовного мира в конкретном проявлении человеческой практики.

До недавнего времени Запад пытался представить свою культуру в качестве единого и единичного эталона, стандарта, применимого ко всем без исключения странам, невзирая на особенности исторического и культурного пути, пройденного их народами. Непонимание китайской культуры лежит в основе многих из тех неверных представлений и ложных позиций, которые порой и поныне действуют и оказывают свое влияние на людей, недостаточно знающих Китай, стремящихся оценить его с точки зрения привычных для них (выработанных, как правило, на базе европейской цивилизации) норм, принципов, понятий и стереотипов. Ошибочность такого подхода, столь очевидная для любого, кто всерьез исследует китайскую цивилизацию, не бросается в глаза при поверхностном ознакомлении со страной, ее историей и характерными для нее социальными и экономическими процессами. Это приводит к мысли о необходимости более пристально вглядеться в познавательные возможности этой темы и глубже проникнуть в культурно - исторические процессы развития китайской цивилизации, основной особенностью которой можно считать традиционализм как фундамент формирования культурных, психологических, социопсихологических, экономических и иных стереотипов, во многом определяющих жизнь общества.

Наиболее заметной личностью того времени был о. Иакинф Бичурин, руководивший духовной миссией с 1807 по 1821 г. "Его исследовательская, преподавательская и организационная (в том числе создание первого учебного центра в Кяхте) деятельность выделяется в качестве особого - "Бичуринского" - периода в истории отечественного китаеведения. Научные труды автора заложили собой фундамент практически всех будущих китаеведческих дисциплин (истории, философии, религиоведения). Кроме того, находясь в тесных дружеских отношениях со многими известными деятелями культуры России первой половины XIX в. (А.С. Пушкиным, В.Ф. Одоевским, И.А. Крыловым, И.И. Панаевым), И.Я. Бичурин во многом способствовал популяризации знаний о Китае в среде российской интеллигенции"