Савицкий Пётр Николаевич

Пётр Никола́евич Сави́цкий (псевдонимы: П. В. Логовиков, С. Лубенский, П. Востоков; 27 мая (15 мая) 1895, Чернигов — 13 апреля 1968, Прага) — русский географ, экономист, геополитик, культуролог, философ, поэт, общественный деятель, один из главных деятелей евразийства.
Принадлежал к малороссийскому дворянскому роду, известному с XVII века. Сын черниговского помещика, земского деятеля, предводителя дворянства Кролевецкого уезда Черниговской губернии, члена Государственного совета Российской империи (с 1906 года) действительного статского советника Николая Петровича Савицкого.
Детство и отрочество провёл в Чернигове, где ещё будучи гимназистом занялся научной работой. Учился на экономическом факультете Петроградского политехнического института имени Петра Великого, где продолжил занятия наукой под руководством Петра Струве. Ещё в годы учёбы примкнул к возглавляемому П. Б. Струве правому крылу кадетской партии.
Вскоре стал наряду с Н. В. Устряловым одним из теоретиков русского национал-либерализма младшего поколения. Публиковался в журналах П. Б. Струве «Великая Россия», «Русская мысль». В 1916—1917 г. работал в русском посольстве в Норвегии. Вернулся в Россию непосредственно перед Октябрьским вооруженным переворотом, после которого уехал на Украину, воевал на стороне гетмана Скоропадского с войсками С. Петлюры. В 1919 году примкнул к добровольческому движению юга России («деникинцам»), был заместителем («товарищем») министра иностранных дел в правительствах Деникина и Врангеля.
В 1920 г. с остатками врангелевской армии эмигрировал в Константинополь, где совместно с П. Б. Струве возобновил выпуск журнала «Русская мысль».
Под влиянием книги Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920) отошёл от концепции европоцентризма, которая лежала в основании национал-либерализма П. Б. Струве, что привело к идейному конфликту со Струве. Дополнив идеи Н. С. Трубецкого пониманием России как «срединного материка» между Европой и Азией — Евразии, которые вызрели у него в годы гражданской войны, стал одним из основателей евразийства. Также был близок к идеям правого национал-большевизма, сформулированным Н. В. Устряловым в сборнике «В борьбе за Россию» (Харбин, 1920).
В 1920 г. переезжает в Болгарию, где в Софии участвует в работе евразийского семинара и в выпуске первого евразийского сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1» (София, 1921). В конце 1921 году переезжает в Чехословакию, где благодаря «русской акции» президента Т. Масарика становится приват-доцентом русского юридического факультета в Праге. Преподавал географию и экономику в Русском народном университете, Русском институте сельскохозяйственной кооперации, Русском свободном университете. В 1930-х годах преподавал в Пражском немецком университете русский и украинский языки и россиеведение (где в числе его учеников оказался будущий гауляйтер Праги, который в годы оккупации спасет Савицкого от нацистского концлагеря). В 1940-х был директором русской гимназии в Праге.
В 1920-е годы надеялся на скорое падение большевиков, вместе с другими евразийцами готовился к возвращению в Россию и к политической борьбе с западниками, пытался вести пропаганду евразийских идей в СССР. Как и остальные лидеры евразийства стал жертвой мистификации ОГПУ под названием "операция «Трест», поверив в существование в СССР законспирированного антибольшевистского подполья с евразийским отделение в нём. По линии «Треста» в 1927 году тайно посещал СССР, не сумев распознать под личиной «советских евразийцев» работников ОГПУ. Будучи в СССР, встречался с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (будущим священномучеником), который благословил П. Н. Савицкого и в его лице православных евразийцев на борьбу за воссоздание национальной России. Разоблачение «Треста» нанесло непоправимый удар по евразийству, которое с этого времени как политическое движение пошло на спад.
В 1930-е годы работал над созданием структуральной географии, применяя к евразийству структуральный метод, созданный лингвистами Н. С. Трубецким и Р. О. Якобсоном. Один из создателей Евразийской партии в эмиграции (1932), один из создателей эмигрантского оборонческого движения (РЭОД), которое много сделало для борьбы с нацизмом в оккупированных гитлеровцами странах Европы. Савицкий сам в годы второй мировой войны занимался антинацистской пропагандой, выступал против набора русских эмигрантов во власовскую армию, за что подвергался преследованиям со стороны гестапо.
В 1945 году после занятия Праги Советской армией был арестован органами СМЕРШ как бывший участник белого движения (несмотря на патриотическую позицию в годы оккупации), самолетом переправлен в Москву, где был осужден на 8 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Отбывал наказание в Дубровлаге (Мордовия). В 1954 году был переведен в Подмосковье, в 1956 — освобожден и реабилитирован. От предложения остаться в Москве отказался и вернулся в Чехословакию.
В социалистической Чехословакии зарабатывал на жизнь переводами. До конца жизни остался верен идеям евразийства, продолжал разрабатывать научные концепции евразийства, в 1950-х г. вступил в переписку с Л. Н. Гумилевым, поощряя его занятия историей кочевых народов и передав ему «эстафету» некоторых евразийских концепций.
В 1960 выпустил на Западе под псевдонимом П. Востоков сборник стихов, описывающий его пребывание в сталинских лагерях, за что в 1961 был арестован органами госбезопасности ЧССР, но выпущен под давлением мировой общественности (прежде всего под влиянием обращения британского философа Бертрана Рассела). Умер, во время событий «Пражской весны».
Отец пражского историка Ивана Петровича Савицкого. Дядя российского климатолога и гляциолога Александра Николаевича Кренке (1931−2014).
С самого зарождения евразийского движения — один из главных его теоретиков и политических лидеров.
Создал базовые для евразийства теории месторазвития, хозяйстводержавия, циклов экономической истории, циклов евразийской истории. Был создателем новой науки — кочевниковедения, создателем евразийской версии русской геополитики, внес вклад в географию, экономику, политологию, литературоведение, искусствоведение, историю и т. д.
Участник всех евразийских изданий, участник руководящих органов евразийского движения (Совет Трех, Совет Пяти, Совет Семи), активный пропагандист идей евразийства в русской эмигрантской и в зарубежной печати, борец с левым уклоном в евразийстве («Кламарский уклон»)
Среди трудов Савицкого есть работы о старинной архитектуре Украины, развитии сельского хозяйства в России и по многим другим вопросам. Однако центральное место в его творческом наследии занимает изучение культурной и геополитической специфики России в её прошлом и настоящем.
Особый интерес вызывало у Савицкого взаимодействие русского этноса с монгольским, от которого русские, по мнению Савицкого, унаследовали «чувство континента».
Татаро-монгольское иго Савицкий считал, несмотря на всю его тяжесть, наилучшим исходом для древней Руси, которая, по его мнению, была нестабильна и должна была пройти через подчинение какой-либо внешней силе.

Автор: Савицкий П.Н.
Евразийство» Категория: Савицкий Пётр Николаевич
Просмотров: 31

Сборник статей. Савицкий П.Н.

Подробнее...
 
Автор: Савицкий П.Н.
Евразийство» Категория: Савицкий Пётр Николаевич
Просмотров: 26

Сборник статей. Савицкий П.Н.

На протяжении всей политической истории последних веков со странным постоянством и периодичностью на разных уровнях и в разных исторических и национальных контекстах повторяется одна и та же ситуация. Общество делится на два лагеря: на правых и левых. Они враждуют Друг с другом – либо в парламентах, либо на баррикадах,либо в кровавом кошмаре террора и гражданских войн. Независимо от победы той или иной стороны, обе входят в историю, идеологи становятся классиками, биографии вождей изучаются в школах… Но в то же время всегда существует и нечто Третье, Третья Сила, Третий Путь, провидцы и герои особого, парадоксального, уникального решения, предлагающего вместо безысходного дуализма творческий и авангардный синтез. Третий Путь не справа и не слева. Но и не в центре, не в золотой середине обывательского, примиренческого консенсуса. Нет. Он находится с обратной стороны от Центра, объединяя самых крайних, буйных и активных как справа, так и слева. Третий Путь иногда именуют также "Консервативной Революцией" – по названию, данному этому явлению Томасом Манном, который в свою очередь перефразировал тезис славянофила Самарина – "революционный консерватизм".
В русской политике и русской культуре нашего столетия тоже были представители Третьего Пути, совершенно непонятные без учета ценностной исключительности этой позиции. Речь идет о движении евразийцев, русских консервативных революционеров. Кроме евразийцев к этой же категории можно причислить их современников и попутчиков – национал-большевиков (Н. Устрялов, И. Лежнев. Ю. Ключников и т. д.)
В XX веке все русское общество расколото на красных и белых, на большевиков и эмиграцию. Именно эти два лагеря представляют собой две наиболее известные, магистральные линии национальной идеологии. Однако кроме этой пары был Третий Путь: не красные и не белые. Сами себя они называли "евразийцами"... А. Дугин

Подробнее...
 
Автор: Савицкий П.Н.
Евразийство» Категория: Савицкий Пётр Николаевич
Просмотров: 33

Париж; Берлин: Евразийское книгоизд-во, 1926. Печатается по сборнику "Мир России – Евразия". М., Высшая школа, 1995.
Произведение Петра Николаевича Савицкого – это коллективное произведение, в котором принимали участие все вожди евразийства. Однако ряд соображений и некоторые материалы архива Савицкого указывают на то, что основная часть авторства принадлежит именно ему. В любом случае нет сомнений, что он принимал в редакции данного документа самое активное участие. Как бы то ни было, эта монография довольно подробно излагает суть евразийства как мировоззрения, а это имеет самое прямое отношение к делу всей жизни Савицкого.

Подробнее...