Зеле́нин Дми́трий Константи́нович (21 октября [2 ноября] 1878, Люк, Вятская губерния — 31 августа 1954, Ленинград) — российский этнограф, диалектолог и фольклорист.
Родился в семье псаломщика в селе Люк Сарапульского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую духовную семинарию (1898) и историко-филологический факультет Юрьевского университета (1904). Впервые печататься начал во время учёбы в университете. Основные труды о русской народной поэзии и говорах опубликовал в 1900—1915 годах. Много его работ связано с Вятским краем, куда учёный приезжал в экспедиции. Долгие годы поддерживал тесные отношения со своими земляками, активно участвуя в работе Вятской учёной архивной комиссии. Один из основателей Сарапульского земского музея
Защитил магистерскую диссертацию «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации» (СПб., 1913), в которой обосновал тезис об этническом и диалектном членении восточных славян на четыре ветви. Эта концепция была развита в работе «Russische (Ostslavische) Volkskunde» (Лейпциг, 1927), где он отметил «резкие различия» между северными и южными великороссами, не схожими друг с другом «типом жилища, одежды и другими особенностями быта» (в России работа была впервые издана в 1991 году под названием «Восточнославянская этнография»). В 1917 году он защитил докторскую диссертацию «Очерки русской мифологии»
В 1915 г. читал курс о славянах и их соседях в Петроградском университете. С 1916 г. возглавлял кафедру русского языка и словесности в Харьковском университете, заведовал кабинетом славяно-русской филологии. При его непосредственном участии создавалась этнографическая экспозиция Музея Слободской Украины.
В 1925 г. вернулся в Ленинград, где был назначен профессором кафедры этнографии Ленинградского университета. С 1926 по 1949 гг. работал в Кунсткамере, участвовал в экспедициях по Казахстану, Алтаю и Приуралью.
В конце жизни С. П. Толстов и др. упрекали Зеленина в «великорусском шовинизме» и «расизме».
В серии «Очерки славянской филологии и истории культуры», изданием которой руководил Макс Фасмер, в 1927 г. появилось (на немецком языке) подготовленное Зелениным первое систематическое изложение восточнославянской этнографии.
Изданные им сказки часто цитируются в трудах В. Проппа. Именно Зеленину принадлежит термин «заложные покойники» (равно как и первое описание этого явления).
В 1930-е гг. Зеленин заинтересовался функциональным методом П. Г. Богатырёва и занялся исследованием сибирского шаманизма. Он внёс вклад и в сокровищницу тюркологии, подготовив первый капитальный труд об онгонах. Послевоенные работы Зеленина не издавались и считаются утраченными.
1904 — Член Русского географического общества; 1927 — Член-корреспондент Президиума Чехословацкого этнографического музея (Společnosti Narodopisneho Museu Československeho); 1929 — Учёный корреспондент Institut International de Cooperation Intellectuelle (Париж); 1929 — Член-корреспондент Общества этнографии Varein fürVolkskunde (Вена); 1942 — Член-корреспондент Общества друзей Лужицы; 1942 — Член-корреспондент Болгарской академии наук
Большая золотая медаль Отделения этнографии и статистики РГО — за совокупность трудов по этнографии (1912); орден Трудового Красного Знамени (10.06.1945); медаль «За доблесный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945); Почётная грамота в связи с 200-летием АН СССР (1945)
Книга представляет собой перевод немецкого издания «Russische (Ostslavische) Volkskunde» на русский язык. Мы вынуждены были пойти по этому пути, так как полный и достаточно исправный вариант рукописи, с которой был осуществлен немецкий перевод, не сохранился. В зеленинском фонде Архива АН СССР (ф. 849, оп. 1, ед. хр. 419—435) отложились отдельные части предварительной рукописи, которая, судя фпо всему, до перевода по крайней мере еще раз подверглась редактированию и дополнению. Кроме того, надо иметь в виду, что книга, вышедшая в 1927 г. в Берлине, вошла в историю мировой этнографии в том виде, в каком была издана издательством «Вальтер де Грюйтер» на немецком языке. Именно в этой редакции она и должна быть переведена на русский язык и издана в серии «Этнографическая библиотека».
Д. К. Зеленин, видимо, был одним из первых наших ученых, почувствовавших необходимость в научном термине, который обозначал бы русских, украинцев и белорусов как исторически сложившееся надэтническое единство, как группу родственных славянских народов, в отличие от западных и южных славян.
К.В. Чистов «Восточнославянская этнография» Д. К. Зеленина. // Введение. Четыре восточнославянских народа. История восточнославянской этнографии. I. Земледелие II. Скотоводство, рыболовство и пчеловодство
«Восточнославянская этнография» Д. К. Зеленина, созданная в середине 20-х годов, не открывала новый период развития этнографического изучения трех восточнославянских народов, а в большей мере заключала, завершала и подытоживала длительный и весьма плодотворный период истории этнографии в России, протянувшийся с 30—40-х годов XIX в. до 1917 г. С этой точки зрения может показаться, что естественнее было бы появление этой книги в последние предреволюционные годы. Однако этого не случилось; видимо, должна была образоваться некая историческая дистанция.
III. Приготовление пищи IV. Рабочий скот, сбруя, транспортные средства V. Изготовление одежды и обуви VI. Одежда и обувь VII. Личная гигиена
Часть 3. Окончание. VIII. Жилище. IX Семейная жизнь. X Общественная жизнь. XI Календарная обрядность. XII Народные верования. Примечания
Фронтальный учет литературы и архивных материалов, экспедиционный опыт и хорошее знание многих музеев европейской части России помогли Д.К. Зеленину как исследователю овладеть всеми основными материалами, которыми располагала в то время русская, украинская и белорусская этнография.