Это — смесь астрономии и религии, мифов и реальности, наблюдений и фантазии, которая одновременно разочаровывает и очаровывает всех, кто изучает повседневную жизнь и науки Древнего Египта. Джеймс Корнелл. «Первые наблюдатели за звездами»
В материалах с портала Все о древнем Египте (материалы по рубрикам: хронология, религия, общество, архитектура, искусство, литература, карта Египта, видео) ничего не доказывается. Как и в учебниках. Сложившаяся в некотором узком сообществе специалистов точка зрения утверждается. Как если бы это вещал Моисей, вернувшись с горы после разговора с Яхве. На сайте публикуются и научные работы. За последними лучше обращаться на ресурсы типа Египет. Пять тысячелетий истории и культуры
Книга академика М.А.Коростовцева — монография, посвященная религии Египта, совершенно уникальная по широте охвата материала. Исследование включает не только все периоды истории египетской религии, от додинастических времен и вплоть до христианской эпохи, но и фактически все формы ее существования: теологические труды жрецов, религиозный обиход элитарных сословий — придворных вельмож и знати, повседневный культ, храмовые службы, простонародные верования и суеверия. Материал удачно систематизирован по темам, что крайне облегчает поиск нужных сведений и позволяет использовать книгу также в качестве справочного пособия.
Продолжение. Главы 18-29. Примечания [1048]. Сокращённый вариант библиографии Коростовцева М.А.: cтатьи, монографии, переводы.
Кто сотворил семизвездие и Орион и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! «Амос» 5,8
Часть 1. Главы 1-5. Книга знаменитого философа-неоплатоника IV в. Ямвлиха Халкидского посвящена философскому истолкованию магических и религиозных ритуальных действий. Будучи своеобразным и весьма спорным памятником истории мысли, она ранее не была доступна широкому кругу читателей, не владеющих греческим языком, поскольку настоящее издание представляет собой ее первый перевод на русский язык. Перевод трактата Ямвлиха "О египетских мистериях" выполнен Л. Ю. Лукомским по классическому изданию: Jamblichi de mysteriis liber, rec. G.Parthey. Berolini, 1857. Сверка текста произведена по изданию: Jamblique. Les mysteres d'Egypte, texte etabli et trad, par Ed. des Places. Paris, 1966.
Часть 2. Главы 6-10. Комментарии Р.В.Светлова и Л.Ю.Лукомского; Евнапий. Жизнеописания философов и софистов. Ямвлих; Страницы замечательного труда А.Ф. Лосева "История античной эстетики" (Последние века. М., 1988. Кн. 1); по поводу трактата "О египетских мистериях" см. с. 245-275 книги.
Матье Милица Эдвиновна (12 (24) июля 1899, Санкт-Петербургская губерния — 8 апреля 1966, Ленинград) — советский египтолог, искусствовед и историк. Дочь обрусевшего англичанина. Окончила женскую гимназию в Кронштадте, училась на Высших женских курсах в Петрограде. В университете слушала лекции Б. Тураева и В. Струве. С 1921 по 1965 годы работала в Эрмитаже. Преподавала в Ленинградском университете, на факультете теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Доктор исторических наук (1945), профессор (с 1947 года). Изучала религию и искусство Древнего Египта. Принимала участие в издании древнеегипетских и коптских памятников из собрания Эрмитажа. При исследовании египетской мифологии во многом следовала теории Дж. Фрэзера об «умирающем и воскресающем боге». Автор фундаментального труда «Искусство древнего Египта» (1961). Выдвинула гипотезу о правильном порядке чтения «Текстов пирамид». В предисловии к её книге «День египетского мальчика» упоминается, что ни разу не была в Египте. Автор более 80 работ, среди которых книги, переведённые на многие языки. Кроме важнейших исследований, связанных с собственно вопросами искусства, внесла серьёзный вклад и в разработку проблем древнеегипетской религии, в частности заупокойного ритуала. С 1947 года - Зав отделом Древнего Востока Гос. Эрмитажа. Библиография ее работ.