Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы "Украина". Ко мне подошел молодой человек и говорит: "Судя по вашему платью, вы верующий, священник?" Я ответил: "Да". – "А я вот в Бога не верю..." Я на него посмотрел, говорю: "Очень жаль!" – "А как вы мне докажете Бога?" – "Какое доказательство, какого рода доказательство вам нужно?" – "А вот: покажите мне на ладони вашего Бога, и я уверую в Него..." Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: "Вы женаты?" – "Женат". – "Дети есть?" – "И дети есть". – "Вы любите жену?" – "Как же, люблю". – "А детей любите?" – "Да". – "А вот я не верю в это!" – "То есть как: не верю? Я же вам говорю..." – "Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю..." Он задумался: "Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!.."
Недавно священник Димитрий Струев опубликовал статью «Услышать ушедших» — о людях, которые были воцерковленными православными христианами, но ушли из Церкви, причем ушли не в другую веру или в раскол, и даже не в пламенный атеизм — а просто в неверие. Подчеркну — речь не о случайных «захожанах», а о тех, у кого — цитирую отца Димитрия — «за плечами годы церковной жизни, тома прочитанной литературы, у некоторых даже опыт соприкосновения с несомненными чудесами…».
В статье рассматривается проблема переосмысления категории "развитие" в контексте христиански ориентированной психологии; приведены несколько аргументов против ее приемлемости и дан развернутый их анализ. В результате анализа делается вывод о том, что данная категория должна стать одной из центральных в психологии, ориентированной на христианскую антропологию, но при условии, что она будет преобразована и понята здесь особым образом. Предлагается вариант прочтения понятия "развитие".
2011-2012 Цикл телевизионных программ «Мост над бездной» – авторский проект Паолы Волковой, посвященный шедеврам изобразительного искусства. «Идея такой телепрограммы возникла достаточно неожиданно, – рассказывала Паола Дмитриевна. – Я готовила многотомную научную работу об истории европейского искусства. У книги точно такое же название – "Мост над бездной". В основу легли лекции, которые я много лет читала своим студентам на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Но так получилось, что у одного из моих студентов, Андрея Зайцева, возникла мысль превратить этот курс лекций в телепрограмму, выпустить беседы в эфир. Название и для книги, и для программы было выбрано неслучайно, ведь образ моста – это образ мировой культуры, без которой мы бы не состоялись...
(Мантра "37 год", "ГУЛАГ" - опознавательный знак свой-чужой в антисоветской интеллигентской среде. Это "моральное" позерство подвыветрелось со временем у глубокой части интеллигенции, которую окунули в "рынок без тормозов" и право на свободу по уши. Эстафету позы подхватила бесталанная (на грантах) молодежь. Несколько обласканных советским режимом заметных художников (Сокуров) продолжают что-то бормотать о правах личности и демократии, окончательно зашорившись от демократической Реальности монструозной Западной цивилизации. Беспрестанно оплакивать десяток погибших своих и не замечать корчи десятков миллионов убиваемых чужих - характерная особенность оптики, через которую либералы смотрят на драму человеа в Истории. У нас нет под рукой лекций удивительных исследователей и научных работников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской Галереи. Паола Дмитриевна вопреки укушенности бесом антисоветизма - хранитель мифа о христианской культуре, каким он сложился в образованной среде в позднем СССР. Админ.)
Противоречия со здравым смыслом в библеистике как-то нужно устранять. Алексей Хрусталев – один из тех, кто систематизировал сотни "притянутых за уши фактов" традиционной версиии и предложил свой вариант географии новозаветной истории...
(Брянчанинов Дмитрий Александрович; 5.02.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологодской губ.- 30.04.1867, Николо-Бабаевский мон-рь Костромской епархии), свт. (пам. 30 апр.), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель.
Знание Бога нужно отличать от знания о Боге. Первое есть непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, второе есть достояние ума и памяти.
14.05.2015 О сатанизме, масонах и оккультных науках в современном мире. Третий Рим против Третьего рейха. Духовные аспекты кризиса на Украине. Отличие православия от латинства, иудаизма и протестантизма. Культура и демонизм, магическое влияние на массовую аудиторию. Герберт Уэлс... Расхристанность, Распоясанность, Бедлам как организованные масштабные мистерии, а не случайная дурь в нормальном человеке ... + доп. материалы.
См. Оккультные корни мировой элиты. 2014-2019 Беседы и фильмы Ю. Воробьевского
С платформы ютьюб многие ролики были удалены. Даны ссылки на ok.ru и mail.ru
Протоиерей Иоанн Мейендорф - специалист с мировым именем в области патристики и византийской истории, один из самых замечательных православных богословов нашего времени.
2013-2023. Основы Православного вероучения и его отличия от других религий. Статьи. Интервью.
(А. Кураев интересен как книжник и эрудит. В душу не заглянешь. Возможно, протодиакону А. Кураеву неведомо чувство брезгливости , он спокойно посещает все либеральные гадюшники. А. Кураеву как миссионеру нужна востребованность. Либералы с удовольствием копошатся в неустроенностях православной церкви, находя дополнительные аргументы презирать РФ Путина и ценить принадлежность к общечеловеческим ценностям - деньгам. Деньги - инструмент управления буржуазными демократиями и туземцами. Либералы осознанно служат Хозяевам денег. Прозелитизм А. Кураева на площадках адептов религии денег представляется трудом Сизифа. Перед свиньями бисер не мечут: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". Матф.7:6 )
В интервью от 19.10.2023 Кураев опускается до прямой лжи:
В 1918 году не было военнй интервенции стран Запада в советскую Россию. Это была озабоченность сохранностью грузов и другими гуманитарными соображениями. Американцы никогда не планировали ядерного удара по СССР (3 ноября 1945 года (то есть всего через два месяца после капитуляции Японии) на рассмотрение Комитета начальников штабов США был представлен доклад за №329 от Объединенного разведывательного комитета. Первый же параграф данного документа гласил: «Отобрать приблизительно 20 целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки Советского Союза». На взгляд американских военных стратегов, момент наступал самый подходящий... 3 ноября 1945 года (то есть всего через два месяца после капитуляции Японии) на рассмотрение Комитета начальников штабов США был представлен доклад за №329 от Объединенного разведывательного комитета. Первый же параграф данного документа гласил: «Отобрать приблизительно 20 целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки Советского Союза». На взгляд американских военных стратегов, момент наступал самый подходящий...
В последующие годы работники американских штабов успели составить огромное количество планов, поставив их разработку практически на поток. Один за другим увидели свет планы «Бушвэкер», «Кранкшафт», «Хафмун», «Когвилл», «Оффтэк». В 1948 году американцами был представлен план «Чариотир», который предусматривал сброс 200 атомных бомб на 70 советских городов. Таким образом, каждый новый день мог превратить холодную войну в настоящий планетарный конфликт. После образования блока НАТО у Вашингтона появилось больше союзников, а значит, возрастал и военный потенциал США. Планы американских военных становились при этом более жестокими и циничными.)
Это последняя публикация.на сайте несчастного слуги падшей иерархии церкви в тоталитарной стране. Будем надеяться, на благословенном цивилизованном и демократичном Западе все у протодиакона сложится. Американские боги - в помощь на рынке торговли органами, телами и душами.. Админ.
2016-2018 Доп. материалы. Обзоры и комментарии событий обще-русского значения с позиций светских, не атеистических.
Политическим фоном, порождающим концептуальные вызовы нашему исследованию проблем человеческой субъектности и сообщества, служит констелляция, сложившаяся в Европе после холодной войны и тоталитаризма. В настоящее время особенно в Европе проблематика человека как субъекта и человеческой коллективности выступает на первый план и в философии, и в политике.
09.06.2015 Сергей Комаров, преподаватель Свято-Владимирских богословских курсов. Еще до поклонения видимым идолам между человеком и Богом должны встать идолы мысленные. И здесь вспоминается классификация мысленных идолов, сделанная английским лорд-канцлером и философом Фрэнсисом Бэконом.
1867. Из всего написанного покойным автором, сочинения его о предметах веры, составляющие содержание этого тома (в особенности же его «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» и три полемические брошюры о западных вероисповеданиях) бесспорно выступают как самые важные, самые полные, капитальные труды его, и они-то менее всего у нас известны... В былые времена, тех кто сослуживал Православному миру такую службу, какую сослужил ему Хомяков, кому давалось, логическим уяснением той или другой стороны церковного учения, одержать для Церкви над тем или другим заблуждением решительную победу, тех называли учителями Церкви. Как назовут теперь Хомякова — мы не знаем... Ю. Самарин
(Чаплин Всеволод (31.03.1968, Москва) — священник Русской Православной Церкви, протоиерей; c 31.03.2009 года Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, член Общественной палаты Российской Федерации с 24 сентября 2009[2]. Настоятель московского Храма святителя Николая на Трёх Горах.
2015-2024 Предполагается серия работ. Введение в проблематику сложных отношений Советской власти и свободы вероисповедания граждан СССР.
(10 декабря 1937, Москва, РСФСР, СССР — 21 февраля 2004, Вена, Австрия) — русский советский филолог, специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам, поэзии Серебряного века. Переводчик, лектор, член СП СССР (1985), русского ПЕН-центра (1995), председатель Российского библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов.
В 1971—1991 годах — старший научный сотрудник ИМЛ имени М. Горького АН СССР, в 1981—1991 годах возглавлял сектор истории античной литературы. В 1989—1994 годах — профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ. В 1992—2004 годах — заведующий отделом христианской культуры ИМК МГУ. В 1992—1994 годах — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. В 1994—2004 годах — профессор Института славистики Венского университета.
Член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003). В 1989—1991 годах народный депутат СССР, разрабатывал закон о свободе совести. Монографии, статьи, книги
Иван Ильин родился 28 марта 1883 года по старому стилю. В 1901 году окончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование (знание латинского, греческого, церковнославянского, французского и немецкого языков). В 1906 году - юридический факультет Императорского Московского университета и остался работать там же. Читал лекции на Высших женских курсах в Москве. В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права. В 1910 году - в научной командировке в Германии и Франции. В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты — профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой. В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России. С 1923 по 1934 год - профессор в Русском научном институте в Берлине С 1920-х годов Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год - редактор и издатель журнала «Русский колокол». В 1934 году - уволен с работы[9][10] и преследовался гестапо[11][12]. В 1938 году перебрался в Швейцарию благодаря поддержке С. Рахманинова. В пригород Цюриха Цолликоне. Здесь были написаны книги «Поющее сердце», «Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта».
Скончался в 1954 году – в 71 год, на 32 году пребывания заграницей. А через полвека, пусть уже и после смерти, он вернулся на Родину: в 2005 году его прах был захоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Рядом с ним теперь покоится А.И. Деникин и И.С. Шмелев.
Может ли христианин докатиться до апологетики фашизма обыкновенного? Иван Ильин докатился.
В 1948 году (уже после Нюрнбергского процесса) Иван Ильин в статье «О фашизме» писал:
«Фашизм был... прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ... Фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».
родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая 1813 года. Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году. Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года. Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая,религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (?stetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religi?se).
Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. «Отчаяние возможного», «Мужественное отчаяние», «Абсолютное отчаяние». Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Иррационализм.
(26 мая (8 июня) 1903, Геттинген, Германская империя — 7 февраля 1958, Париж, Франция)
Сын известного философа-интуитивиста Н. О. Лосского. Внук выдающегося российского педагога и публициста Владимира Яковлевича Стоюнина. Родился в германском городе Геттинген. В 1920—1922 гг. учился в Петрограде. В 1922 г. семья Лосских была выслана из России. Жил в Праге (1922—1924), где работал с Н. П. Кондаковым. С 1924 г в Париже. Учился в Сорбонне (1924—1927). В 1925—1926 гг. вступил в Свято-Фотиевское братство. В 1940—1944 гг. участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. — декан института. Стараниями В. Н. Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже. Один из руководителей Содружества святого Албания и преподобного Сергия. Наряду с трудами прот. Г.Флоровского, прот. И.Мейендорфа, архимандрита Киприана Керна и др., работы Лосского В. Н. послужили началом «освобождения из пленения» (прот. Г.Флоровский) схоластической программы латинского богословия, усвоенной академическим богословием Русской Православной Церкви в XVIII—XIX вв. Впоследствии на основе данной программы прот. Н. Афанасьевым была разработана православная экклезиология. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
(1991 г.р.), преподаватель кафедры теологии и религиоведения Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). Область научных интересов: философия религии, религиозная философия, схоластическая философия, межрелигиозные дискуссии. Список основных публикаций. "Католическая философия в интерпретации православного духовно-академического теизма кон. XIX - нач. ХХ вв.": диссертация ... кандидата Философских наук: 09.00.14 Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Результаты исследований автора значимы для развития историко-философской и религиоведческой компаративистики, так как через парадигмальный анализ католической философии духовно-академические мыслители приближались к пониманию специфики западноевропейской философии в целом, ее пути, детерминант и философских констант, а также к пониманию специфической архитектоники религиозной философии Западной Европы. В свою очередь, изучение того, как православные академисты осмысляли римо-католическую философию, дает представление о специфике религиозно-метафизического конструирования в рамках духовно-академической традиции.
Молотков Александр Евгеньевич родился 2 февраля 1958 г. в Вологодской области; в 1981 окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности (криогенная техника); Работал по специальности на производстве, художником, преподавателем школы искусств, Православный публицист, г. Великие Луки. с 1993 г. живет в деревне. Автор книги "Миссия России. Православие и социализм в XXI веке".
Статьи "Возможно ли христианское общество?", "К единству национального самосознания", "Антисоветизм STOP!", "Социальная мобилизация в эпоху перемен" и другие размещены по адресу http://chri-soc.narod.ru/molotkow.html
Ви́ктор Ива́нович Несме́лов (1 [13] января 1863 — 30 июня 1937) — русский философ и богослов, профессор Казанской духовной академии, ученик В. А. Снегирёва. Автор трудов по философской антропологии, открывших новое направление в религиозной философии и богословии.
Родился 1 (13) января 1863 года в селе Вертуновка Саратовской губернии (ныне — в Бековском районе Пензенской области) в семье сельского священника. C детских 8лет был глубоко верующим человеком. В 1883 г. окончил Саратовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1887 г. По завершении курса обучения причислен Советом академии к первому разряду выпускников и удостоен степени кандидата богословия. Ему было предоставлено право при соискании степени магистра богословия не делать нового научного исследования и не представлять нового сочинения, а только напечатать и защитить имеющееся курсовое сочинение по теме «Догматическое богословие св. Григория Нисского» в качестве магистерской диссертации. Защита магистерской диссертации состоялась 21 февраля 1888 г., а 24 июня 1888 г. он был признан Советом академии достойным степени магистра богословия и утверждён в ней Святейшим Синодом с предоставлением права преподавать в семинарии; 30 октября 1888 г. занял должность доцента академии.
В 1894 году женился на Любови Андреевне Ясницкой, дочери протоиерея грузинской церкви Казани Андрея Дмитриевича Ясницкого. Молодая семья довольно скоро стала многодетной: дочь Нина и четверо сыновей — Валентин, Иван, Владимир и Андрей.
В 1895 г. прочитал публичную лекцию в Казанской городской думе на тему «Вопрос о смысле жизни в Новозаветном откровении», в которой содержались основные идеи его фундаментальной работы «Наука о человеке».
С 1898 г. — профессор кафедры метафизики Казанской духовной академии. В 1913 г ему было присуждено звание заслуженного профессора Казанской духовной академии, в которой он преподавал до её закрытия в 1919 г.. Безуспешно пытался устроиться на работу на кафедру психологии Казанского университета.
Революцию не принял, что привело к разрыву отношений со старшим сыном Валентином, ставшим чекистом и убитым толпой во время изъятия ценностей из храмов Раифского Богородицкого мужского монастыря под Казанью (имя его сына носит улица Несмелова в Казани).
В 1920-е годы на его квартире собирался кружок, состоявший из бывших преподавателей духовной академии.
В 1931 году он был арестован по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации»; обвинён в создании религиозной организации «Истинно-православная церковь». Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден по статье 58.11; приговор — 3 года ссылки в Казахстан — не был приведён в исполнение в связи с тем, что его погибшему сыну Валентину посмертно было дано звание героя.
Умер от хронической пневмонии 30 июня 1937 г. Похоронен на Арском кладбище Казани, недалеко от могилы Н. И. Лобачевского. Реабилитирован в 1990 году.
Владимир Сергеевич Соловьёв Родился в Москве 16 января 1853 года в семье русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Мать философа Поликсена Владимировна принадлежала к дворянской украинско-польской семье Романовых, среди предков которой был известный украинский философ Г. С. Сковорода.
В 1874 году 21-летний Соловьёв написал свою первую крупную работу (магистрскую работу) «Кризис западной философии», в которой выступил против позитивизма и разделения (дихотомии) «спекулятивного» (рационалистического) и «эмпирического» знаний. Защита состоялась 24 ноября в Санкт-Петербургском государственном университете, после чего философ получает звание доцента. Один семестр он читал лекции в Московском университете, но 31 мая 1875 году отправился в командировку в Лондон для работы в Британском музее. Оттуда 16 октября он предпринял вояж в Египет (Каир), где пробыл 4 месяца.
в марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете[3]. 6 апреля 1880 года защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». в 1886 году работа «История и будущность теократии», а в 1889 году, уже на французском языке, в Париже, — «Россия и Вселенская Церковь». В. С. Соловьёв после двухнедельной болезни скончался в Узком, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.
Семён Лю?двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя — 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) — крупный[1][2] русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, в частности под влиянием Николая Кузанского и Владимира Соловьёва (особенно концепции положительного всеединства).
в Нижнем Новгороде, С. Л. Франк принимал участие в марксистских кружках, под влиянием чего поступил на юридический факультет Московского Университета (где был учеником знаменитого проф. А. И. Чупрова). В 1899 арестован и выслан из университетских городов. Вскоре после этого уехал за границу, где работал в Берлине и Мюнхене.В 1917 Франк возглавил историко-филологический факультет Саратовского Университета, а с 1921 занимал кафедру философии в Московском Университете.
В 1922 выслан из России, устроился в Берлине и вошёл в состав Религиозно-Философской Академии, организованной Н. А. Бердяевым, с которым работал вместе и в Москве (в «Академии духовной культуры»). С 1930 переселяется во Францию, откуда в 1945 переехал в Лондон. Cсылки на статьи и книги
Родился в г. Скопине. Родители — С. Г. Корнилов, полярный лётчик, затем военный и партийный работник, погиб в 1941 году. В. З. Хоружая, деятель Компартий Западной Белоруссии, Польши и СССР, одна из руководителей партизанского подполья в Витебске, Герой Советского Союза, погибла в 1942 году. Воспитывался родственниками матери.
В 1958 году поступил на физический факультет МГУ. В 1964 году окончил его на кафедре квантовой теории и статистической физики, руководимой академиком Н. Н. Боголюбовым. В 1967 году окончил аспирантуру Математического института им. В. А. Стеклова (МИАН) под руководством М. К. Поливанова. Тема кандидатской диссертации — «Проблемы аксиоматической теории рассеяния». Сотрудник МИАН (с 1967 года). Доктор физико-математических наук (1976). Тема докторской диссертации — «Алгебраическая квантовая теория поля с правилами суперотбора».
С 1993 года — академик РАЕН. Профессор философии Института философии РАН. Профессор кафедры сравнительных исследований религиозных традиций при ЮНЕСКО. Основатель и директор Института Синергийной Антропологии (2005).
Редактор изданий трудов П. Флоренского, С. Булгакова, Л. Карсавина; председатель Комиссии по распространению философского наследия П. Флоренского, Л. Карсавина, А. Лосева; член редколлегии журнала «Богословские труды» (теоретические работы).
Совместно с В. А. Хинкисом перевел на русский язык ряд произведений ирландского писателя Джеймса Джойса, включая 1000-страничный роман «Улисс» и повесть «Герой Стивен».
Дмитрий Владимирович Щедровицкий (род. 1953, Москва) — теолог, поэт, переводчик и культуролог, автор богословских исследований Библии, статей по библейской тематике в ряде энциклопедий и словарей, составитель и комментатор учебно-просветительских изданий по истории монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама; научный редактор книг, посвященных проблемам иудео-христианских отношений. Как поэт придерживается неоклассического направления. В качестве переводчика специализируется на европейской и восточной поэзии преимущественно духовно-философского содержания. Автор книги «Нефеш-терапия», которая рассматривается им как воссоздание древнего медицинского направления.
Составление, комментирование, Авторская поэзия [11], Переводы [12]