Геополитический кризис эпохи нуждается в психологическом осмыслении. Можно, конечно, не замечать, что перенапряжение ресурсов, связанное с ростом населения, приводит к пересмотру норм жизни и изменяет психологию масс. Но трудно отрицать, что противостояние Запада и Востока, взрывающее мир пока еще только в регионах исламского мира, имеет психологический стержень. Это делает актуальным понимание базисных мотивов, лежащих в основе психологических, религиозных и философских концепций.
Существует точка зрения (ее обоснованию посвятил свою жизнь Жорж Дюмезиль), что индоевропейское общество (в отличие от, например, обществ Западной Азии) изначально делилось на три основные группы населения: люди знания, люди войны и управления, люди труда и богатства.
«Игра в бисер» — великая книга, мудрая, величественная и неторопливая. Читатель привыкший к динамичному более раннему Гессе вполне может над ней заскучать. Но это не касается приложения. Здесь Гессе так же стремителен, как в «Степном волке» или «Клейне и Вагнере». И так же глубок.
Обычно «Игра в бисер» печатается в переводе С. К. Апта. Это хороший переводчик, и перевод хороший, но я люблю больше тот перевод, который прочитал первым. В этом переводе (1969 года) я и публикую «Индийское жизнеописание» и «Исповедника».
Культуры различных эпох выработали множество психологических, религиозных и даже механических методов развития такого восприятия и достижения конечного отождествления. Фактически, каждый сам должен выяснить, что ему подходит наилучшим образом; и если устремление человека искренно и постоянно, а воля настойчива и энергична, то он наверняка получит помощь, необходимую ему для достижения цели, – либо извне, благодаря изучению и наставлению, либо изнутри, благодаря концентрации, медитации и откровению. Необходимо лишь страстное желание выявить и постичь истину своего существа. Такое выявление и постижение должно стать для человека важнейшей из его забот, "драгоценной жемчужиной", бесценным сокровищем, которым надо завладеть во что бы то ни стало
Век путешествий и приключений прошел. Даже если мы отправимся к далеким галактикам, облаченные в скафандры и вооруженные компьютерами, то это ничего не изменит, мы обнаружим, что мы -- все те же: дети, беспомощные перед лицом смерти, живые существа, которые не слишком уверены в том, как и зачем они живут или куда они идут. Что же касается земных путешествий, то ясно, что времена Кортеса и Писсаро прошли. Все та же машина окружает нас, ловушка сжимается со всех сторон. Но, как это часто бывает, чем тяжелее испытание, тем быстрее мы находим способ преодолеть его; и оказывается, что этот нелегкий переходный период, в который мы вовлечены, ведет к более яркому свету. Итак, мы стоим, как перед стеной, перед последним исследованием, которое нам осталось, перед последним путешествием, последним приключением -- перед самими собой. Часть1 главы 1 - 13
...Если первый ощутимый результат йоги Шри Ауробиндо -- это пробуждение новых поэтических или художественных способностей, то вторым, может быть, даже немедленным, следствием является безжалостное обнажение всех скрытых, теневых сторон сознания -- сначала индивидуального, а затем и космического. Ч 2 Главы 14 - 17.
Бхагавадги́та (Бхагавад-гита, или просто «Гита»; санскр. भगवद् गीता, Bhagavad Gītā IAST «Песнь Го́спода» — памятник древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, часть шестой книги «Махабхараты» (Бхишмапарва, главы 23—40), состоит из 18 глав и 700 стихов. Один из базовых текстов индуистской философии.
«Бхагавадгиту» часто называют «Гита-упанишада» или «Йога-упанишада», утверждая её статус как упанишады и её принадлежность к веданте. В философии индуизма, наряду с упанишадами и «Веданта-сутрами», «Бхагавадгита» является одним из трёх основополагающих текстов веданты. Так как «Бхагавадгита» является частью «Махабхараты», она относится к писаниям категории смрити, но указания на «Бхагавадгиту» как на упанишаду дают ей статус, близкий к шрути. «Бхагавадгита» написана с использованием насыщенной метафоричности в традиционной санскритской метрике: такие стихи, написанные размером шлока, обычно поют, отсюда и название «Бхагавадгита», которое переводится как «Божественная песнь».
Текст «Бхагавадгиты» состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной, которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна — воин и один из пяти братьев-царевичей клана Пандавов — перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий — Кришна — убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и царевича и излагая перед ним различные философские системы веданты и практики йоги.
В процессе беседы Кришна раскрывает Арджуне свою божественную сущность. Показав свою вселенскую форму и всемогущество, Кришна объявляет себя самим Всевышним, конечной философской истиной и абсолютным благом, а бхакти-йогу, путь преданности, высочайшей духовной практикой. Полностью убеждённый, признав в Кришне Всевышнего и приняв своим наставником, Арджуна вступает в 18-дневную битву.
На протяжении многих веков «Бхагавадгита» является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о «Бхагавадгите» узнали в 1788 году, после того как её впервые на русском языке издал Н. И. Новиков.
1.1. Четыре Веды. Сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите
Известные как Риг, Яджур, Сама и Атхарва, эти четыре Веды обычно называют изначальными Ведическими писаниями. Риг означает ритуал, и, в основном, эта Веда содержит гимны и молитвы (мантры) для поклонения вселенским силам, известным как полубоги. Яджур значит церемония, и эта Веда, в основном, описывает, как совершать ритуалы. Сама значит пение, и эта Веда содержит много других мантр и строгих правил, как повторять эти мантры в соответствии с мистическими вибрациями. Атхарва значит священнослужитель, обладающий секретным знанием, и эта Веда описывает множество различных видов поклонения и заклинаний. В более широком смысле, Атхарва также включает в себя писания с материальным знанием, такие как Аюрведа (фармакология и здоровье).
Цель четырех Вед — убедить человека в том, что он не является независимым существом, но частицей вселенского организма, которая зависит от высших сил.
1.2 Тантрические писания
Не каждый может строго следовать принципам Вед, которые требуют стойкости, чистоты, веры и терпения. Нетерпеливые, невежественные люди требуют немедленных результатов и они могут быть достигнуты посредством магии, поклонению духам и т.п. Давая такое знание, Веды пробуждают веру оккультистов, которые однажды в этой или в одной из следующих жизней заинтересуются высшими аспектами Вед. Такая деятельность проходит в модусах страсти и невежества.
1.3 Упанишады
Красной нитью в четырех Ведах являются философские беседы, называемые Араньяки и Брахманы. Наиболее примечательные из них — это Упанишады («сидеть вблизи», т.е. «знание, получаемое от духовного учителя»). Их тексты показывают, что все материальные формы — лишь временные проявления вечной энергии, находящейся над материальной двойственностью. Они показывают единство за многообразием, и вдохновляют всех увлеченных ритуалами Вед идти дальше их кратковременных целей.
1.4 Веданта-сутры
Предоставляя общую основу доказательств для всех философских школ, 560 емких афоризмов Веданта-сутры определяют Ведические истины в самых общих терминах. Поэтому комментарии к Веданта-сутрам как правило состоят из многих томов.
1.5 Итихасы
Это исторические работы, главные из которых «Рамайана» (история воплощения Рамы), 18 Пуран и 18 под-Пуран (вселенская история творения и разрушения, о воплощениях Бога и великих царях, святых и учителях) и «Махабхарата» (история древней Индии, или Бхараты, вплоть до явления Кришны пять тысяч лет назад). Откровения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата Пурана»).
2. Шесть систем Ведической философии...
Безвременная мудрость Индии выражена в Ведах, древних санскритских текстах, которые затрагивают все области человеческого знания. Изначально сохраняемые через устную традицию, в этом цикле эпох Веды были впервые записаны 5000 лет назад великим мудрецом Вьясадевой, «литературным воплощением Бога». В дополнение к составлению Вед мудрец также записал Махабхарату, Упанишады, Пураны и Веданта-сутры.
Как явствует из этих Ведических писаний, знание, которое они содержат, было изначально дано Верховной Личностью Бога в начале творения. После этого оно было передано через эпохи по непрерывной цепи духовных учителей, и распространялось в соответствии с изменяющимся временем, местом и обстоятельствами, однако без изменений сути или заключения.
Человеческая жизнь, несмотря на изменение внешних обстоятельств, имеет все те же проблемы: рождение, смерть, старость и болезни. Коренная причина всех этих проблем...
Сарвепалли Радхакри́шнан (хинди सर्वपल्ली राधाकृष्णन, 5 сентября 1888, Тируттани, — 17 апреля 1975, Мадрас, Республика Индия) — индийский философ, общественный и государственный деятель, второй президент Индии (1962—1967). Почётный член Британской академии (1962). Родился в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык — телугу. Окончил Христианский колледж в Мадрасе, бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и её философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. В 1918—1921 гг. — профессор университета Майсура, в 1921—1931 гг. — профессор университета Калькутты. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923 — 27 гг. в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод — 1956 — 57 гг.. Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах. В 1931 — 36 гг. вице-канцлер университета Андхры. В 1936 — 39 гг. — профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939 — 46 гг. — вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес).
После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался преимущественно общественной и государственной деятельностью. В 1946 г. назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949 г. — послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 г. — первый вице-президент, в 1962 — 67 гг. — второй президент Республики Индия. Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975).
Буддолог И. С. Урбанаева указывала, что опора Радхакришнаной на адвайта-веданту в своих исследованиях стала причиной того, что «многие важнейшие понятия и ключевые положения буддизма, особенно мадхьямики, у него получили, к сожалению, искаженную философскую интерпретацию, когда он, в частности, рассматривает философию школы йогачара как разновидность гегельянства, ставящего в центр вещей самосознание, философию Нагарджуны — как «адвайтизм типа Шанкары или Брэдли», что буддизм является «предварительным учением», на котором строила свою дальнейшую философию адвайта...
Татья́на Я́ковлевна Елиза́ренкова (17 сентября 1929, Ленинград — 5 сентября 2007, Москва) — российский лингвист и переводчик. Окончила филологический факультет МГУ (1951), работала в Институте востоковедения РАН. Доктор филологических наук (1994). В 2004 году награждена орденом «Падма Шри» — высшей наградой Индии для иностранцев — за перевод «Ригведы». Лауреат Международной премии имени Николая Рериха 2006 года в номинации «Достижения в деле формирования культурного образа России в мире»
Крупнейший в России специалист по ведийской культуре. Пятьдесят пять лет жизни посвятила работе по изучению и переводу ведийских текстов. По ее словам, к решению задачи перевода «можно приблизиться при учете достижений в широком круге дисциплин, так или иначе связанных с анализом памятника, — экзегетики текста и герменевтики, текстологии и лингвистики текста, грамматики ведийского языка и сравнительной грамматики индоевропейских языков, поэтики и стиховедения, мифологии и исследований ритуала, истории и археологии и т. п. Тем не менее, продолжают существовать трудности двух родов: те, которые связаны с неполнотой нашего знания, со временем восполняемого и углубляющегося, и те, которые связаны с известной языковой „непереводимостью“ одного текста в другой». В годы Советской власти профессиональная деятельность Татьяны Яковлевны Елизаренковой нарушалась давлением со стороны КГБ СССР.
Елизаренкова опубликовала переводы избранных текстов из «Ригведы» (1972) и «Атхарваведы» (1976), позднее полный трехтомный перевод «Ригведы», в 2005 году — 1 том полного трехтомного перевода «Атхарваведы». «Пятого сентября 2007 года, в день смерти Татьяны Яковлевны, позвонили из издательства и сказали, что пришла корректура второго тома. Над третьим томом Татьяна Яковлевна работала до последнего месяца своей жизни — и почти его завершила. Она говорила дочери, что осталось еще работы месяца на два». Третий том (остался незавершенным перевод второй половины XIX книги) был издан в 2010 году.
Елизаренкова подходила к изучению индийских текстов прежде всего как лингвист, ее комментарии включают подробнейший грамматический анализ текста, на котором строятся филологические и исторические интерпретации.
Жена и нередкий соавтор В. Н. Топорова, у них родилось две дочери.
Когда во время поста я попал в свою старую среду к своим милым друзьям, то вдруг увидел, что мы абсолютно чужие друг другу, просто в группе не так страшно: ничего не делая, создается видимость какой-то деятельности, ничего не думая, создается видимость решения каких-то проблем, у своих товарищей ты находишь оправдание своим поступкам - и можно не заметить терпеливо ожидающего одиночества со своими жестокими вопросами, которые действительно надо решать. В группе легко убить время и жизнь течет сама собой.
Более того, я увидел это общение со стороны - самодовольное переливание из пустого в порожнее, гимнастика языка, "интеллектуальный" цирк, прикрывающий действительную пустоту. Стало страшно (ведь все было так хорошо!): неужели все это правда, а не дурной сон, и раньше я просто не замечал этого, так как сам спал? Это был не сон; я ясно видел яркое, никому кроме них не нужное пламя, которым они горели, я видел также, что до конца представления осталось совсем немного, что им недолго оставаться такими мальчиками и девочками, не приемлющими серую толпу, что у них уже стали намечаться морды, и что скоро они превратятся в цветное стадо сытых сволочей умненьких и благоразумненьких... Господи, куда я попал? Неужели здесь нет ничего настоящего?
Тогда я узнал о Пути и о том, что Йога - это не только забрасывание ног за голову, что все мои полуосознанные слепые поиски наощупь чего-то Настоящего были Йогой, которая учит, что Стену можно проломать только собственной головой, и которая учит, как это делать, и что Стена - не просто так, к Стене еще надо придти ("Возрадуйся у Стены"), и что Стена не одна, что их много, очень много, - и все их надо ломать.
Если брать Реальность нахрапом, как нечто противостоящее, чем нужно овладеть, что нужно победить и т.д., то обнаружишь ее молчаливой безучастной глыбой, которая, сколько ее не пытай, не скажет тебе ничего ни о смысле и цели твоей жизни, ни о личном призвании; и тогда ты отвернешься от нее и уйдешь, провозглашая покинутость, безутешность, страх, беспокойство и одиночество своим естественным состоянием, а "реальность" - чуждой и враждебной тебе галереей абсурдов...
Если же ты подойдешь к ней как дитя, наконец-то узнавшее свою Мать, то она примет тебя ласково, не вспоминая твоего равнодушия и самонадеянной возни у ее ног; и она сама ответит на вопросы, которые ты еще только собираешься задать, и сама откроет те скрытые сокровища, которые, она знает, тебе необходимы, и она сама поведет тебя по единому Пути.
"Йога - это средство для преображения жизни, а не для ухода от нее". Но чтобы узнать правила и стать сознательным игроком, необходимо на некоторое время выйти из Игры: большое вблизи не видно.
Темные периоды нужно просто пережидать, храня в груди огонек стремления, сочувственно относясь к падению общего тонуса тела, волевой активности, разгулявшейся эмоциональности и неспособности сознания прорваться на более высокие уровни сквозь внезапно опустившийся занавес, понимая, что твоя нынешняя природа реагирует на какие-то неизвестные тебе внешние воздействия.
Не пытайся слишком активно противопоставлять им свою волю: по всей вероятности это будет только бесполезной тратой энергии. Более разумным будет пассивное сопротивление без особого уныния по поводу того, что происходит, при твердом стремлении продолжить Путь как только "оно" отпустит (оно тоже не железное).
Йога незаметна и приходит с черного хода без каких-либо "психопиротехнических" эффектов: это преобразование самого зрящего, переживающего, знающего или, другими словами, актуального экзистенциального субъекта.
...Его вторым разочарованием будет осознание того, что как бы он ни углублял личный экзистенциальный опыт, и как бы ни совершенствовал его выражение в форме слов, он не может эффективно передать этот опыт людям. Если он преуспел на Пути благодаря мудрости и упорству, то у него наверняка появятся последователи, возможно, много или даже очень много последователей, но он не может не сознавать, что все они смогли стать "преемниками знания" лишь благодаря тому, что у них уже был экзистенциальный опыт. Только благодаря этому они смогли почувствовать в нем человека с гораздо большим экзистенциальным опытом. Только благодаря этому они последовали за ним.
"ИОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ и комментарий к ним Вьясы («Вьяса-бхашья»).
перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудного
Я, Бойко Виктор Сергеевич, русский (по матери, хотя при получении паспорта с таким же успехом мог записаться украинцем, как отец) родился 1 апреля 1948 года в поселке Ички (Советское) Крымской области.
С 1991 по 1999 руководитель МП Центр "Классическая йога". В 2000 была зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) "Школа классической йоги В.Бойко". В 2005 она стала просто "Школой йоги В.Бойко".
О йоге я впервые узнал из романа И.А.Ефремова «Лезвие бритвы» (1964). Личная же практика началась в 1971 по книге Б.К.С.Айенгара «Йога дипика». В течение первых нескольких лет регулярные занятия асанами продолжались параллельно поиску и штудированию доступной литературы, а также общению с многочисленными энтузиастами йоги Крыма и Украины. Будучи плотной от природы комплекции я с детства имел откровенно плохую гибкость, и потому, несмотря на железную систематичность за пять лет института так и не достиг гипермобильности хотя бы отчасти похожей на айенгаровскую, более того, понял что для меня она недостижима в принципе. Неудача заставила с одной стороны тщательно проанализировать свои действия, с другой – вникнуть в текст первоисточника. Кроме того пришлось обратиться к теории функциональных систем П.К.Анохина, обратной связи, к биомеханике и физиологии движений, истории спорта высших достижений, восточным философским системам, их прикладным аспектам и т.д.
Постепенно с приростом опыта сложилось понимание сути Хатха-йоги в русле информации, содержащейся в «Сутрах». Скорректировав подход к занятиям я получил результаты гораздо более интересные нежели способна дать тривиальная акробатика, и когда качество практики достигло определенного уровня в моём окружении начали появляться люди с проблемами здоровья. Почему это произошло – неясно, быть может толчком к такому развитию событий послужил первый опыт, полученный с 1972 по 1975, когда мы начинали садхану вместе с однокурсником Борисом Югановым. С хроническим холициститом в свои 19 лет Борис был тощим, желтым и мнительным парнем, но после трех лет занятий йогой и окончания института на "ура" прошел медкомиссию, был признан годным без ограничений, отслужил «срочную» в Каракумах и забыл о своей печени навсегда. А моей специализацией как-то само собой стала преимущественно терапия.
Истина, как говорили Отцы церкви, может проявиться в любой точке времени и пространства, для этого нет привилегированных мест, незачем скитаться по миру в поисках учителей, нужно распознавать качественную информацию вокруг, продуктивно мыслить и действовать. Через какое-то время занятий каждый сам поймет что есть йога и что можно от нее получить. Мой же немалый опыт здесь предоставляется интересующимся, которые могут воспользоваться им, сэкономив тем самым свое время, то есть - жизнь.
Преподавал йогу русскому композитору Алексею Рыбникову и родственникам Булата Окуджавы, а также спортсменам и партийным чиновникам В 1987 году наладил сотрудничество с лабораторией физиологии Клиники нервной патологии. Этолаборатория находилась под наблюдением Всесоюзного центра вегетативной патологии (Москва, ул. Россолимо). Они организовали обследование Виктора во время его практики с использованием оборудования Центра, а также сотрудничество с Центром дало ему возможность работать с невротическими пациентами и применять йогу для их выздоровления. В 1991 году по инициативе секретаря посольства Индии г-на Гангули одиннадцать студентов, включая Бойко, были отобраны для месячного курса интенсивного обучения, что привело к получению сертификатов об обучении йоге, подписанных послом Индии в СССР г-ном Гонсалвесом. В тот же день Тихвинский Совет народных депутатов зарегистрировал при НИИ физической культуры малое предприятие "Центр классической йоги", директором которого был Бойко. Это была первая официальная организация на карте СССР со словом "Йога" в названии. В 1998 году вышла книга Виктора Бойко "Йога: скрытые аспекты практики". В 2001 году Йога: Искусство общения (1-е издание) увидела свет. Йога в вопросах и ответах (издательство Старклайт) появилась в 2002 году, а Йога: искусство общения - в 2005 году.
До 1967 года жил в Симферополе, учился на промышленно-строительном отделении железнодорожного техникума. С 1978 года живет в Москве, а до 1999 года работал ведущим инженером в Центральном научно-исследовательском и опытно-конструкторском институте инженерного оборудования.
Йога для начинающих практиков, равно как и для опытных - это доступная система регуляции физического и психологического состояния. Как и любое практическое занятие, она имеет свои особенности. Решаемые же при помощи йоги задачи - мягкое и безопасное поддержание здоровья и работоспособности людей любого возраста. Суть йоги - техника расслабления, отвлечения и беззаботности (безмятежности) во время занятия, а затем возвращение к своим делам с новыми силами. Этим мы создаём условия для отдыха и восстановления организма. А хорошее самочувствие после занятия йогой для начинающих - лучшая мотивация и свидетельство его пользы.
Чтобы помочь приступить к освоению йоги, начинающим предлагаем ознакомиться с собранной и приведенной информацией.
vk.com; Классическая йога с Виктором Бойко (ютьюб); официальная страничка Школы классической йоги Виктора Бойко
Джидду Кришнамурти родился в колониальной Индии в строго вегетарианской брахманской семье, говорившей на наречии телугу. В ранней юности, когда его семья жила в городе Мадрасе по соседству со штаб-квартирой Теософского общества, он был замечен известным оккультистом и высокопоставленным теософом Чарльзом Уэбстером Ледбитером. Ледбитер и Анни Безант, лидеры Теософского общества на то время, взяли мальчика под опеку и долгие годы растили, веря в то, что Кришнамурти — тот самый ожидаемый ими «проводник» для Мирового Учителя. Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и ликвидировал организацию, созданную для его поддержки «Орден Звезды Востока» (англ. Order of the Star in the East).
Кришнамурти отрицал принадлежность к какой-либо национальности, касте, религии или философии и провёл свою жизнь в путешествиях по миру в качестве независимого самостоятельного оратора, выступая перед большими и малыми группами, равно как и перед заинтересованными отдельными людьми. Кришнамурти написал несколько книг, самые известные среди них — «Первая и последняя свобода» (англ. The first and the Last Freedom), «Единственная Революция» (англ. The Only Revolution), «Записные книжки» (англ. Krishnamurti’s Notebook). Кроме того, издано большое количество собраний его бесед и рассуждений. Последнее публичное выступление Кришнамурти состоялось в январе 1986 года в Мадрасе.
Юрлов Феликс Николаевич - доктор исторических наук. Институт Востоковедения. Центр индийских исследований . Главный научный сотрудник
Научные интересы: Социально-политические процессы в странах Азии.
Биография: Окончил МГИМО МИД СССР в 1955 году
Последние книги:
- От восхода до заката. Династия Неру–Ганди. Книга первая. Мотилал и Джавахарлал Неру. The Dynasty. The Story of the Nehru–Gandhi Family Москва '2015
- От восхода до заката. Династия Неру–Ганди. Книга вторая. Индира Ганди и семья The Dynasty. Book 2. Indira Gandhi and Family Москва '2018
Юрлов Ф.Н. Муджибур Рахман и рождение Бангладеш Mujibur Rahman and the Birth of Bangladesh Москва ‘2018
Юрлов Ф.Н. Россия и Индия в меняющемся мире Russia and India in the Changing World Москва ‘1998
Новые статьи: Юрлов Ф.Н. Запад и Восток в однополярном мире. Борьба за влияние в ЮВА и АТР // ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ. №3 (44), 2019. С. 10—27.