Автор: Администратор
Миростроительство Категория: Проблемы методологии познания и мир будущего
Просмотров: 612

Как самостоятельное научное направление и сфера общественной практики глобалистика стала складываться с конца 60-х годов XX столетия, когда различные науки оказались перед необходимостью решать комплексные проблемы планетарного масштаба. Цикл работ.  Публикации журнала "Вопросы философии" по преимуществу.

29.06.2017 Глобальное развитие человечества с позиций синергетической философии истории. Коллектив авторов

Бранский В.П., Пожарский С.Д., Микайлова И.Г., Бусов С.В., Зобова М.Р.  Вопросы философии. 2017. № 5. В статье обосновывается актуальность предлагаемого с позиций синергетического историзма методологического подхода к изучению закономерностей глобального развития человечества. Специфику этого подхода к осмыслению взаимообусловленных проблем происхождения человека во Вселенной и глобального будущего человечества составляет акцент на самоорганизации взаимопереходов в межполюсном пространстве кардинальной дуальной оппозиции порядок – хаос. Закон самоорганизации идеалов позволяет преодолеть циклическую замкнутость глобального утопического круга посредством формирования в рамках абсолютного идеала сообщества абсолютного идеала каждого его члена по принципу самоподобия диссипативных систем. Синергетическая философия истории позволяет рассматривать жизнь как хорошо сбалансированную систему биологического и социологического аспектов. Нарушение данной сбалансированности может привести к отрицанию жизни и саморазрушению всей системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: глобальное развитие, гуманизм, антигуманизм, сверхгуманизм, человечество, самоорганизующиеся системы, закон самоорганизации социальных идеалов, идеал, истина, свобода, ответственность, порядок, хаос, мера синтеза.

28.06.2017 Структура научной рациональности. Лебедев С.А.

В статье анализируется проблема рациональности научного знания, содержание общей научной рациональности, а также ее частных проявлений. Это: культурно-историческая научная рациональность (рациональность науки на разных этапах ее развития), отраслевая научная рациональность (рациональность знания в разных областях науки – математике и логике, естествознании, социальных науках, гуманитарных науках, технических науках, междисциплинарных исследованиях), уровневая научная рациональность (рациональность на разных уровнях научного знания: чувственном, эмпирическом, теоретическом и метатеоретическом), логико-методологическая рациональность (рациональность разных видов научного знания: аналитического и синтетического, априорного и апостериорного, ассерторического, аподиктического, вероятностного и др.). Обосновывается необходимость учета системного характера научной рациональности при решении основных проблем эпистемологии: структуры научного знания, его истинности и обоснованности, динамики научного знания. 

Лебедев С.А. - доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Вопросы философии 2017. №5

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наука, научная рациональность, научное знание, эпистемология, общая научная рациональность, виды научной рациональности. 

17.06.2016 Как говорить о смысле истории? Киселев Г.С.

В философии содержание понятия «история» может отличаться от того, что используется в других областях гуманитарного знания. Индивид становится собственно человеком по мере того, как его духовная сторона начинает культурно определять жизнь и его самого, и окружающего мира. Историей следует считать только те периоды, которые отмечены возникновением смыслов существования, т.е. явным очеловечением (одухотворением) мира. При этом автор подвергает сомнению идею прогресса как объективного восходящего движения общества к некоему высшему состоянию, поскольку такие периоды лишь прерывают время от времени бессмысленное существование, будучи неспособными преодолеть его в целом. Такой взгляд на историю предопределяет признание ее вероятностности и, следовательно, неопределенности ее конца.

Находясь в напряжении, в состоянии интенсивности восприятия, человек способен доводить акт сознания до конца и усилием держать достигнутое. Поэтому само «событие сознания» принципиально важно. После его свершения человек изменяется, а с ним необратимо меняется и мир: в нем появляется некое «человеческое качество», мир очеловечивается... именно такой реальности Бердяев придавал статус «исторического»

Киселев Григорий Сергеевич – кандидат исторических наук, Библиотека Университета Иллинойса в Урбане-Шампейн, США.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: смысл истории, сознание, очеловечение мира, прогресс, неопределенность.

17.04.2015 Иллюзия прогресса. Киселев Г.С.  

Г.С. Киселев обращается к вопросу об обоснованности идеи общественного прогресса и перспективах человечества. По его мнению, эта идея нуждается в серьезном переосмыслении, так как ситуация сегодняшнего мира ее в целом не подтверждает: если в некоторых областях он действительно наблюдается, то в других идет регресс и даже архаизация. Наш мир по-прежнему полон противоречий и конфликтов – социальных, социокультурных, цивилизационных, пути решения которых не просматриваются. В то же время возникает новая антропологическая действительность, указывающая на значительные трансформации самой природы человека. Все это, на взгляд автора, свидетельствует о крайней неопределенности перспектив человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прогресс, культура, цивилизация, антропологический поворот, неопределенность.

А в самом деле, способно ли человечество «перестать злодействовать»? Ведь ему пришлось бы переродиться, преобразиться...

(Лозунговый антисоветизм и антикоммунизм г. Киселева - скорее условие выживания и доступа в науку. Смотрится отвратительно, но пусть камень кинет в него первый, кто без греха... Дяденька с лейблами на дорогом костюме "гражданское общество", "свобода личности" и т.д. обернулся лицом к юношам, бегущим за лейблами вприпрыжку. И юноши вдруг увидели приличных размеров клыки и нездоровый огонек в глазах дяденьки. Г.С. Киселев формулирует впечатления вьюношейАдмин)

16.04.2015 Экология человека в структуре современного научного познания. Сартаева Р.С., Нысанбаев А.Н., Сагикызы А.

Необходимо предложить новую этическую систему, которая будет формировать позицию всеобщей ответственности за процесс развития цивилизации, даст каждому человеку возможность понимания собственной роли в этом процессе, его взаимосвязи и взаимозависимости. Важнейшей составляющей новой этической системы, нового миропонимания, на наш взгляд, должно стать осознание необходимости духовной эволюции... как такой же реальности, как и эволюция растений и животных. Тогда саму духовность следует понимать не только и не столько как интеллектуальность или чистую мораль, но и как осознание своего единства с той действительностью, которая составляет основу и космоса, и человеческого существа. Следствием такого осознания, такого отождествления становится процесс преображения человека, превращение его в новое существо, новую личность. В настоящее время по-прежнему существует проблема методологической непроясненности содержательных аспектов экологии человека, социальной экологии и глобальной экологии... 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ньютоновско-картезианская модель мира, экология, экологическая парадигма, «экологизация», экологическое мировоззрение, экология человека, духовность, духовная эволюция, новая ценностная парадигма, принцип целостности.

10.08.2012 Глобалистика в системе современного научного знания. Чумаков А.Н.

В системе современного научного знания глобалистика занимает особое положение. Она не похожа ни на одну из конкретных дисциплин, так как возникла на стыке естественных, гуманитарных, прикладных наук и является интегративным знанием о социоприродных процессах и проблемах, границы которых заданы масштабом планеты. В отличие от отдельных наук, занимающихся тем или иным аспектом или фрагментом реальности, глобалистика нацелена на решение комплексных, жизненно важных для всего человечества задач, справиться с которыми можно только на пути междисциплинарного взаимодействия, в котором особая роль отводится философии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: глобалистика, наука, научное направление, глобализация, глобальные проблемы, философия, междисциплинарность.

(Позиция созерцателей, слегка встревоженных проблемами глобализации. К вопросу о смерти АН РФ. Порядок на столе наведен. Тетради - в стопочке, карандаши - в вазочке. Админ)

03.08.2010 Теория эволюции: философско-методологические проблемы. Говорунов А.В., Конашев М.Б.   

(Отжатые до абзаца тексты докладов на философском факультете СПбГУ  на конференции «Теория эволюции: между наукой и идеологией. Историко-научные и философско-методологические проблемы эволюционизма» Админ) 

Проект философской антропологии возникает как попытка разрешить парадокс, когда объем знаний о человеке стремительно растет, а «понятность» того, что представляет собой человек, столь же стремительно уходит, что вызвано сосуществованием, по крайней мере, трех разнородных дискурсов о человеке: религиозного, гуманитарного и естественнонаучного (М. Шелер). Задача соорганизации принципиально разнородных дискурсов в едином философском знании в общем случае так и не была решена. Однако возможно частное ее решение за счет выявления их общей точки пересечения: во всех трех этих дискурсах присутствует тема преодоления человеческого - обо́жения (христианство), сверхчеловека (гуманитарное знание) и постчеловека (биотехнологии).

01.01.2006 Развитие представлений о самоорганизации в неравновесных системах. Агеев Е.П.

Одно из наиболее глубоких следствий неравновесной термодинамики, которую создавал Пригожин, проявляется в дуалистичности необратимых процессов как разрушителей порядка вблизи равновесия и создателей порядка вдали от равновесия... Агеев Е.П., доктор химических наук

01.01.2000 Общая теория систем. (Справка) К.А. Хайдаров

Общая теория систем (теория систем) - научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов. Первый вариант общей теории систем был выдвинут Людвигом фон Берталанфи. Его основная идея состоит в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.

Предмет исследования и границы теории; История развития теории; Предыстория; Непосредственные предшественники и параллельные проекты; Деятельность Л. фон Берталанфи; Общая теория систем и Вторая мировая война; Послевоенный этап развития теории систем; Синергетика в контексте теории систем; Общесистемные принципы и законы; Общая теория систем и другие науки о системах; Прикладные науки о системах; Критика; Литература