Автор: spydell
Экономика Категория: Рябов Павел (spydell)
Просмотров: 1065

22.08.2022 Тенденции в онлайн торговле

 

E-commerce (электронная торговля) – это еще один из трендов последнего десятилетия, который существенно меняет структуру торговли, оказывая влияние на смежные отрасли.
За 10 лет с 2012 по 2022 электронная торговля выросла более, чем в 6 раз по всему миру с 875 млрд до 5.6 трлн, а доля в общемировой рознице увеличилась с 5.5% до 21%. С 2019 года оборот вырос на 65%, с 2017 года рост в 2.4 раза и удвоение доли в общемировой рознице. Впечатляющий прогресс.
Дополнительный импульс e-commerce был дан после COVID, когда розничная торговля принудительно ограничивалась в первую очередь по непродовольственным товарам.

В США тенденция экспансии e-commerce сопоставима с общемировой. В начале 2010 в США через электронные площадки реализовывалось по 40 млрд продукции за квартал, в 1 квартала 2022 уже 250 млрд, а доля выросла с 4% до 14.3%. Степень интеграции у США в e-commerce меньше, чем по крупнейшим странам мира (14-15% против 21%).
Однако, влияние электронной торговли на экономику не столь однозначное.
Остается открытым вопрос, насколько и в какой мере электронная торговля увеличивает оборачиваемость товаров? Здесь данные могут различаться радикально в зависимости от типа магазина, региона, структуры продаж и так далее.
Влияние на рентабельность также не столь очевидное. Практически нет историй успеха, где электронная коммерция имела бы высокую маржу. Основная ставки идет на захват рынков и оборот и уже после этого оптимизация издержек – типичный бизнес кейс Amazon по которому двигается Ozon. Даже так, самая успешная в мире компания в этом сегменте – Amazon претендует лишь на 4-6% чистой прибыли от выручки.
Бизнес экономит на аренде торговых помещений, кассирах и мерчандайзерах, но плодит в неограниченном масштабе курьеров, складских работников и грузчиков.
Бизнес не создает высокодоходных рабочих мест в отличие от биотеха и инфотеха. Доля занятых, обслуживающих веб-ресурсы и дата центры e-commerce компаний ничтожна в сравнении с низкоквалифицированным и низкооплачиваемым персоналом.
В России онлайн торговля растет весьма активно. В 2018 доля e-commerce в структуре розничных продаж была 5%, в 2019 уже 6%, резкий рост до 9% в 2020 и около 12% в 2021.
Свыше 80% от общероссийских продаж приходится на следующие регионы:
• Москва и Московская область – 38% от общероссийского объема онлайн продаж.
• Санкт-Петербург около 19-20%.
• Краснодар – 7%.
• Екатеринбург и Челябинск – по 4%, Новосибирск и Казань по 3-3.5%.
В денежном выражении рынок в 2021 оценивался в 4.1 трлн руб по сравнению с 2.7 трлн в 2020, 1.7 трлн в 2019, 1.3 трлн в 2018, а 10 лет назад рынок составлял всего лишь 240 млрд руб - рост почти в 20 раз!

По структуре выручки основные направления онлайн торговли – это универсальные магазины (38% от совокупной выручки) и электроника/техника (26%).
Ведущие игроки: Wildberries, Ozon, Aliexpress, Yandex Market, Citilink, Dns-shop, Mvideo, Сбермегамаркет, Eldorado, Lamoda.
ТОП 3 сейчас формирует 37% от совокупной выручки ведущих 100 онлайн магазинов России, а ТОП 10 почти 60% против 46% 5-6 лет назад по данным datainsight.
Растет концентрация онлайн мегамаркетов, в первую очередь Wildberries и Ozon.
Прогнозируемый темп роста выручки к 2025 году включительно – это, как минимум, удвоение продаж относительно 2021, т.е. свыше 8.2 трлн по всем магазинам России.
При столь невероятных темпах роста, ни один из онлайн магазинов России не может похвастаться стабильным, устойчивым и достаточно значительным денежным потоком. Это так везде. Например, Amazon потребовалось 25 лет, чтобы показывать хоть какую-то прибыль и лишь в 2018 вышли на осязаемые денежные потоки.
Поэтому, онлайн бизнес – это не про прибыль, это про экспансию. Но это «выжигающий» бизнес, т.к с каждым годом отмирает все большее количество участников, система становится более концентрированной, монополизированной.

 

https://spydell.livejournal.com/739512.html