Автор: Аганин А.
ROOT Категория: Китай
Просмотров: 2674

01.12.2017 Даосский след

 

  

Почему иногда «глубинное государство» становится не только возможным, но и необходимым в отдельных государствах 

 

Эволюция религии.

1.

Здесь следует отметить, что центральная китайская философско-религиозная система – даосизм – за длительный период «китайского безвременья» сумела оказать решающее воздействие и на конфуцианство времён правления династии Хань (в тот период конфуцианство восторжествовало над даосизмом), и на китайский буддизм (впоследствии восторжествовавшим уже над конфуцианством), когда осуществился их более глубокий синтез не только между собой, но и с буддизмом. Этот синтез выразился появлением неоконфуцианства, что способствовало устранению доминирования буддизма во власти в Китае за длительный период «китайского безвременья» и положило начало «китайскому взлёту».

Даже тот факт, что после войн и революций, на рубеже XIX – XX веков сложились пять направлений в развитии китайской мысли (консервативное, либерально-западническое, радикально-марксистское, социально-политический идеализм (или суньятсенизм) и социально-культурологический идеализм (или современное неоконфуцианство)), а также новое конфуцианство и постконфуцианство не означает полную диссоциацию конфуцианства вообще. Вполне возможно, что отдельные из указанных направлений станут или уже являются экспортными вариантами конфуцианства в некитайский мир, подобно игуаньдао, фалуньгун, чань-буддизму (посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун), а также тому, как из Южной Азии вышли такие религии – экспортные варианты индуизма – для неиндуистского мира как джайнизм, буддизм, сикхизм, айявари, Международное общество сознания Кришны (также известно как «Движение сознания Кришны»), Шри Чайтанья Сарасват Матх, Чайтанья Гаудия Матх, Гаудия Веданта Самити, Гопинатх Гаудия Матх, Миссия Шри Кришны Чайтаньи, Международное общество чистой бхакти-йоги, Орден Рамакришны и прочие религиозные и псевдорелигиозные организации.

 

Инь и Ян с белым изображением Ян и черным представлением Инь. Символ является визуальным изображением переплетенной дуальности всех вещей в природе, общей темы в даосизме. Считается, что он был происходит из XIV века Тяньди Чжижан Хету (небесная земная природная схема реки), Хету (схема реки), Луошу (диаграмма Луо), Сяньтянь ту (схема предшествующих небес) и Тайцзиту (схема предельной власти).

2.

Даосизм (道教, даоцзяо) – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; 老子, древнекитайский философ VI – V веков до н.э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин» (道德經/道德, «Книга пути и достоинства»)) и Чжуан-цзы ((莊子/庄子), 369 год до н.э. –286 год до н.э., Учитель Чжуан, также Чжуан Чжоу, – китайский философ, периода Сражающихся государств, входящий в число учёных Ста Школ).

2.1. Формирование даосизма

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке н.э., но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае, в V — III веках до н.э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы государства Чу (находилось на территории современных провинций Хунань, Хубэй, Чжэцзян, частично Цзянсу, Цзянси, Аньхой и Фуцзянь а также города Шанхай в КНР) и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в государстве Ци (занимало территорию северо-восточной части провинции Шаньдун и далее к востоку) и философская традиция Северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с периода Сражающихся государств (Чжаньго) в V веке до н.э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуан-ди (黃帝, произношение в древнекитайском языке **ɡʷaaŋ – k-leeɡs), легендарного правителя Китая и мифического персонажа, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма – «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Ещё одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы», автором которого является Чжуан Чжоу, известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

В начале II века н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-цзы и творец мира – Пань-гу (盤古/盘古), в древнекитайской мифологии мифический первопредок, первый человек на земле (мифы о Пань-гу зафиксированы письменно только в III в. н.э.).

2.2. Первые даосские школы

Оформление религиозного даосизма произошло во времена правления поздней династии Хань: Чжан Даолин (張道陵/张道陵, также Чжан Лин, жил в период между 34 год н.э. – 156 год н.э.) основал в провинции Сычуань школу «Пять ковшей риса» (五斗米道, у доу ми дао, позже – «Путь небесных наставников» (天師道/师道, тяньшидао)) направления «Школа истинного единства» (正一道, Чжэнъидао, «Путь правильного единства», «Путь истинного одного») и стал её первым патриархом. Во второй половине II века н.э. предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок (黄巾之亂, 184 год н.э. – 204 год н.э.), народное восстание в Китае, которое привело к дестабилизации положения в Империи Хань и послужило одной из причин падения её династии. Третий Небесный наставник Чжан Лу (張魯/张鲁), внук первого патриарха Чжан Даолина и сын второго патриарха Чжан Хэна (張衡, Чжан Пин-цзы; 張平子, Чжан Хэ-цзянь), смог получить в управление территорию Ханьчжун (современная провинция Шэньси в КНР, совсем не случайное место, поблизости родился Си Чжунсюнь (习仲勋/習仲勛) – отец Си Цзиньпина (習近平/习近平)), примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство в 215 году н.э. потерпело поражение от Цао Цао (曹操, 55 год н.э. – 220 год н.э.), полководца и главного министра империи Хань, и прекратило своё существование, тем не менее, Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий (六朝, лю чао, 220 год н.э. – 589 год н.э., понятие китайской историографии, характеризующее период между падением династии Хань и основанием династии Суй) школа стала известна как школа «Путь небесных наставников».

Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (茅山, по названию горы, где находился центр этой школы, она же Шанцин (上清派, «Школа высшей чистоты»)) и Линбао (靈寶派/灵宝派, Лин бао пай, иначе «Школа волшебной яшмы» или «Школа духовной драгоценности»).

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью индуистских брахманов (ब्राह्मण, членов высшей варны индуистского общества). Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в трактате «Чжуан-цзы» говорится о том, что жизнь и смерть – понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

2.3. Даосизм и конфуцианство

Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Это противостояние было настолько глубоким и многоаспектным, что даже не позволило долго просуществовать Империи Цинь. Также, оно нашло отражение даже в деятельности иезуитских миссионеров XVI – начала XVII веков: так, Маттео Риччи состоял в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику – в то время как его оппонент, Микеле Руджиери, утверждал сходство между понятиями Дао и Логос. В настоящее время, учёными признаётся факт интеграции элементов даосизма в конфуцианство, что нашло место в неоконфуцианстве.

2.4. Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао, одна из основных школ даосизма, возникшая в Китае во времена династий Цзинь (265 год н.э. – 420 год н.э.) и Лю Сун в начале V века. Её основатель Гэ Чаофу (葛巢甫) перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия, отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры – счастливые земли, острова бессмертных и т.д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Проникновение буддизма в Империю Хань способствовало её ослаблению и достаточно скорому падению. В качестве особого обстоятельства, способствовавшего распространению буддизма в Китае, отмечается восприятие его китайцами как преобразованного даосизма: по одной из легенд, буддизм – это видоизменившееся учение Лао-цзы, основателя даосизма, который некогда ушёл на запад, добрался до Индии и распространил там своё учение. И в дальнейшем особо отмечалось взаимопроникновение этих двух религий, что, кстати, подтверждается и тем фактом, что буддийский монастырь Шаолинь в центральной части КНР (город Дэнфэн, провинция Хэнань, совсем неслучайно давшая многих виднейших фигур Синьхайской революции) расположен в том месте, где ещё в начале V века н.э. появился даосский монастырь, где обитал Коу Цяньчжи (寇謙之, 365 год н.э. – 448 н.э.), однако, позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.

2.5. Формирование канона

К V веку н.э. складывается даосский канон Дао цзан (道藏, Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддиского канона (三藏, сань цзан). Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.

2.6. Развитие даосизма

Даосизм почти никогда не был официальной религией – скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже и прежде всего в недрах даосизма.

Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

В эпоху Шести династий школа «Путь небесных наставников» распространилась по всему Китаю. В дальнейшем образовывались другие даосские школы, которые обычно признавали господство или авторитет этой школы. C IV века по VI век школа «Путь небесных наставников» была расколота и распалась на две части, возникли и появились также школа «Северные небесные наставники», а потом и школа «Южные небесные наставники».

Школа «Южные небесные наставники» группировалась вокруг района Цзяннань в юго-восточном Китае, исторической области, занимающей правый берег нижнего течения реки Янцзы (в современном административно-территориальном делении, включающем южные (правобережные) части провинций Цзянсу (с Нанкином, Сучжоу и Уси) и Аньхой, город Шанхай, и северную часть провинции Чжэцзян (c Ханчжоу и Нинбо)), в значительной степени совпадающем с регионом, известным ныне как Дельта Янцзы. Эта группа, хотя и продолжала традицию школы «Путь небесных наставников», не оформлялась в отдельную организацию, и в конечном итоге растворилась в других течениях (например, Шанцин).

Северная группа обосновалась в сяньбийском (сяньби –древнемонгольские племена кочевников, жившие на территории Внутренней Монголии) государстве Тоба (династия Вэй) и обрела власть при дворе императора. Тогда наставник школа «Северные небесные наставники» Коу Цяньчжи получил немалую политическую власть, и государство Тоба приняло даосизм как официальную религию, а наставник выписывал мандаты на правление. Однако после смерти Коу Цяньчжи новые власти перестали опираться на его школу, и их влияние существенно упало.

Однако другие школы приобретали популярность, и влияние школы «Путь небесных наставников» ослабевало. Параллельно набирали силу школы Шанцин (делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями) и Линбао (обращающая внимание на медитации, испытавшая сильное влияние буддизма).

Позднее, в эпоху Тан (唐朝, Танчао, 18 июня 618 года – 4 июня 907 года, эпоха правления династии Ли ()) школа «Путь небесных наставников» была воссоздана как «Школа истинного единства» (Чжэнъи), получив особые императорские привилегии, в эпоху Сун (宋朝, Сун чао, 960 год – 1279 год, эпоха правления династии Чжао (/)) школа Чжэнъи получила императорские привилегии и было признано её главенство над школой Шанцин и школой Линбао, а в 1304 году монгольские власти подтвердили статус школы Чжэнъи, и заметно ослабевшие школа Шанцин и школа Линбао были поглощены и прекратили самостоятельное существование.

Ван Чунъян (王重陽/王重阳, 11 января 1113 года – 22 января 1170 года) и его ученики основали школу Цюаньчжэнь («Школа совершенной истины», «Школа совершенной подлинности» – основная школа даосизма, распространённая преимущественно на севере Китая) монастырского даосизма, которая получила распространение преимущественно на севере Китая. Когда в 1254 году в Северный Китай вторглись монголы и одержали победу над династией Сун, даосы школы Цюаньчжэнь приложили огромные усилия для достижения мира и спасения жизни тысяч людей. Таким образом, в послемонгольскую эпоху даосизм стал представляться двумя основными школами: распространившейся на юге после поглощения ею всех иных даосских школ и направлений – «Школой истинного единства» (Чжэнъи) (восходящей (изначально возникшей и развивавшейся) к территории провинции Шэньси на севере КНР) и распространённой на севере – школой Цюаньчжэнь (берущей своё начало в провинции Шаньдун).

Таким образом, даосский субъект был окончательно сформирован, но до окончательного формирования единого субъекта китайцев-ханьцев (ханьского «глубинного государства») было ещё очень далеко.

2.7. Упадок даосизма в эпоху Цин

Известно, что маньчжурский император Канси (1654 год – 1722 год) был скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам. Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.

2.8. Даосизм в настоящее время

При правлении в Китае династии Цин даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти учёные призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Противостояние даосизма и конфуцианства срывало долгое существование единого могущественного китайского государства почти две тысячи лет. Во время Восстания тайпинов (1850 год – 1864 год) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX века «Дао цзан» остаётся едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911 год), да и позже учёные-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960 годы практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции» (великая пролетарская культурная революция (產階級文化大革命/产阶级文化大革命), учань цзецзи вэньхуа да гэмин, сокращенно – вэньхуа да гэмин (文化大革命), или вэньгэ (文革)). К концу 1970 годов эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения Дэном Сяопином (鄧小平/邓小平, урождённый Дэн Сяньшэн (鄧先聖/邓先圣), 22 августа 1904 года – 19 февраля 1997 года) в 1978 году курса реформ. На острове Тайвань даосизм сохранил своё влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается по традиции преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра.

2.9. Популярность даосизма в ранний имперский период

сказалась на том, что «Лао-цзы» в эпоху Тан являлся одним из текстов в программе на сдачу имперских экзаменов кэцзюй. В 1080 – 1120 годы эпохи Сун было возможно получение «степени по даосизму» даокэ. Впоследствии, однако, даосская литература исчезла из экзаменационной программы.

 

Пять зон подчинения круги ближних подданных Сына Неба находятся в возрастающей степени контакта с территориями, которые позднее образуют даннические царства. Теоретически, последние стоят на пути аккультурации и пользуются милостями императора. Снаружи расположены Восточные варвары Дунъи, Западные варвары Сижун, Южные варвары Наньмань и Северные варвары Бэйди.

3.

При изучении вопроса о ханьском «глубинном государстве» чрезвычайно важно понять, откуда могло взять свои истоки ханьское «глубинное государство» онтологически.

Разделение на китайцев и варваров (華夷之辨) – концептуальное различие, повлиявшее на формирование идеологии китаецентризма в культурах Восточной Азии.

Различие между хуа () и йи (), также известное как дихотомия китайцев и варваров, является древней китайской концепцией, которая дифференцировала культурно определённых «китайцев» (называемых хуа, хуася (華夏) или ся ()) от культурных или этнических «посторонних» (называемых йи, йися (夷夏) или «варваров»). Хотя слово «йи» часто переводится как «варвар», другие переводы этого термина включают такие значения как «иностранцы», «обычные другие», «дикие племена» и «нецивилизованные племена». Различие между хуа и йи утверждало китайское превосходство, но подразумевало, что «посторонние» йи могут стать «китайцами» хуа, принимая китайские ценности и обычаи.

Хуася (華夏/华夏) – это историческая концепция, представляющая китайскую нацию и цивилизацию. Она происходит из самосознания китайского народа ханьцев по отношению к своим родовым племенам, коллективно известных как хуася.

 

Карта (1983 года ) этнолингвистических групп в материковом Китае и Тайване (китайцы-ханьцы находятся в оливковом зеленом цвете)

В этой концепции утверждается, что древние китайские этнические группы хуася, жившие на Великой китайской равнине, были центром цивилизации, как цивилизация-центр, таким образом, постепенно уступив китайской честности в качестве стандарта для сообщества, чтобы различать понятия концепции этнической дискриминации, основанной на «варварах», «посторонних людях». Различие между группами было основано на манерах и ритуалах «китайцев» и «неграждан», которые являлись «варварами», «посторонними людьми». «Варвары» подразделялись на «восточных варваров» (東夷/东夷, дунъи), «южных варваров» (南蠻/南蛮, наньмань), «западных варваров» (西戎, сижун, буквально – «воинственное племя») и «северных варваров» (北狄, бэйди). Основными историческими примерами «варваров» являются монголоязычные сяньби (сяньбэй, сяньбийцы; 鮮卑/鲜卑), тюркоязычные шато (沙陀, или шато туцзюэ (沙陀突厥)), тунгусо-маньчжуроязычные чжурчжэни (女眞/女真, чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи), монголоязычные кидани (китаи) (契丹, цидань) и жители Внешней Монголии (蒙古國).

«Восточные варвары» дунъи является коллективным термином, относящимся к древним народам, которые жили в восточной части современной КНР (на землях, расположенных к востоку от древнего Китая) в доимперские времена предыстории древнего Китая. Народы, называемые «восточные варвары», различались по периодам истории древнего Китая. Они были одной из четырёх групп «варваров» в китайской культуре, наряду с «южными варварами» наньмань, «западными варварами» сижун и «северными варварами» бэйди; как таковое, название «варвары» () было чем-то вроде уловки и с течением времени применялось к разным группам.

Согласно самому раннему памятнику исторической прозы Древнего Китая «Цзо-чжуань» (左傳, «комментарии Цзо»), представляющего собой подробнейшие комментарии к краткой хронике «Чуньцю» о событиях периода Вёсен и Осеней (771 – 453 годы до н.э.)), термин «ся» (), который имеет значение «великий», был использован для обозначения церемониального этикета Китая, тогда как термин «хуа» (), означающий «прославленный», использовался в отношении прекрасной одежды, которую носил китайский народ (中國 禮儀 , ; , , буквально – «Китай имеет этикет, это Большой, так называемый Летний; служил Глава красоту, называют Хуа»).

4.

Согласно «Цзо-чжуань», династия Шан (商朝, шан чао, или династия Инь (殷代, инь дай)) была атакована У-ваном (周武王, имя при рождении Цзи Фа (姬發) (три возможных вариант датировки жизни: 1169 – 1115, 1087 – 1043, … – 1025 годы до н.э.)), основателем китайской династии Чжоу (周朝, Чжоу Чао; 1045 год н.э. – 221 год до н.э.), во время нападения «восточных варваров», и рухнула впоследствии. В китайской конфуцианской историографии У-ван изображался мудрым и добродетельным правителем, так как конфуцианство берёт своё начало на родине известной семьи Кун (), проживающей более двух с половиной тысяч лет на полуострове Шандунь, являвшемся центром средоточия именно «восточных варваров».

Таким образом, падение династии Шан (Инь) с последующим возникновением династии Чжоу – это китайский аналог противостояния гвельфов и гибеллинов, только с ещё большей историей этого самого противостояния. Это противостояние в истории Китая можно описать через серию противостояний, таких как противостояние протокитайцев хуа и варваров йи (изначально – именно «восточных варваров»), противостояние династий Шан и Чжоу, противостояние доимперских государств Цзинь и Ци, противостояние даосизма и конфуцианства, противостояние провинций Шаньси (со значительной частью провинций Шэньси, Хэнань и Хэбэй) и Шаньдун (со значительной частью провинции Аньхой).

При этом, выше было перечислено не множество когда-либо существовавших в истории Китая различных противостояний, а примерно трёхтысячелетнее противостояние двух комплексов на протяжении подавляющей части истории Китая:

1) протокитайцы хуа – династия Шан – даосизм – жители провинций Шаньси (со значительной частью провинций Шэньси, Хэнань и Хэбэй);

2) варвары йи – династия Чжоу – легизм и моизм (а затем –конфуцианство) – жители провинции Шаньдун (со значительной частью провинции Аньхой).

Онтологическое противостояние этих двух комплексов иногда могло менять имена. Так, единого термина, аналогичного западному понятию «варвар» в доимперский период не существовало, как не было и этнического понятия «китаец»: среди государств Восточного Чжоу, входящих в китайскую культурную сферу, западные (Чжоу, Цинь) и южные (У, Юэ и Чу) считались варварскими или полуварварскими, в дипломатических беседах и трактатах подчеркивалось, что варварство – противоположность Чжоускому (скорее – Шанскому, так как уже произошла подмена имён) ритуалу, воплощению культуры «Серединных государств». Любопытно, однако, что понятие «варварства» было продуктом конкретной исторической ситуации. Так, по отношению к доимперскому государству Чу оно зафиксировано в эпоху Сражающихся государств, но отсутствует в предшествующий период Вёсен и Осеней. По отношению к государству Цинь оно возникает только в поздний период Сражающихся государств, когда Цинь громко заявляет о себе на политической арене.

 

Одна из двух 6-метровых черепах на месте рождения Желтого императора (город Цюйфу, провинция Шандунь).

5.

В связи с обозначенным выше онтологическим противостоянием следует отдельно рассказать об относительно небольшом по современным меркам, но историческом городе Цюйфу (曲阜) в провинции Шандунь. В раннеисторические времена на территории полуострова Шаньдун проживали племена, которые в древнекитайском языке назывались «восточные йи»; постепенно здесь образовались государства Жэнь, Су, Сюйцюй, Чжуаньюй и другие; в эпоху Чжоу «китайцы» начали завоёвывать эти места, и здесь образовались государства Ци ( или ), Лу (魯國/鲁国, Луго –«государство Лу»), Чэн, Цао (曹國/曹国, цао гуо), Тэн, Гао, Лай (萊國/莱国 или 來國/来国, лай гуо) и другие, самыми сильными из которых в итоге стали Ци и Лу.

По преданию Хуан-ди, или Жёлтый император, – легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев, родился именно в городе Цюйфу в провинции Шаньдун, где проживали племена, которые китайцы называли «восточными йи». Значимость этой территории для хуася была запредельно великой, несмотря на то, что сама территория стала заселена жестокими по своему духу и нравам «восточными варварами», прибывшими, по-видимому, через Жёлтое море с Ляюдунского полуострова.

 

Гробница Хуан-ди

Однако, существует и другое священное место для даосов, да и для всех других китайцев-ханьцев – Мавзолей Хуан-ди (黄帝陵, Хуанди-лин) – место, где был похоронен легендарный Жёлтый Император (Хуан-ди). Мавзолей расположен в 140 км по автотрассе на юг от центра городского округа Яньань провинции Шэньси в КНР (также в уезде Фупин (富平) – уезде городского округа Вэйнань провинции Шэньси, совсем не случайном месте, поблизости от центра городского округа Яньань родился совсем не случайная личность современного Китая – Си Чжунсюнь – отец Си Цзиньпина). Мавзолей является одним из первых объектов, включённых в список охраняемых объектов Культурного наследия Китая, составленного Министерством Культуры КНР в 2006 году.

Мавзолей состоит из двух частей – Храм Хуан-ди и Зал мавзолея. По легенде, император Хуан-ди взошёл на небо, поэтому в мавзолее имеется только его одежда и шляпа. Многочисленные императоры и политики с древних времён приезжали сюда почтить Хуан-ди, в частности У-ди, Фань Чжунъянь, Сунь Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин.

 

Кун Шан-жэнь (1648 год - 1718 год) был драматург и поэт времен правления династии Цин, самый известный за его музыкальную игру и историческую драму Чуаньци (букв. рассказ о необычном - литературная форма в китайской литературе периода правления династий Тан, Сун, Юань и Мин) Веер с персиковыми цветами (Таохуа шань) о последних днях династии Мин.

6.

Однако в городе Цюйфу родился не только легендарный Жёлтый Император (Хуан-ди), в нём родился ещё и Конфуций – основоположник конфуцианства. Причём, город Цюйфу был не просто родиной Конфуция, но и всей известной семьи Кун. Можно с лёгким цинизмом сказать, что «тут (в городе Цюйфу) у известной семьи Кун – не малина, тут у неё – лежбище». В подтверждение этих слов следует привести такой следующий факт. Так, в городе Цюйфу родился Кун Шан-жэнь (孔尚任, 1648 год – 1718 год) – китайский поэт, писатель, драматург времён династии Цин, который происходил из известной семьи Кун. Был потомком философа Конфуция в 64 поколении. Родился в уезде Цюйфу (провинция Шаньдун). Получил хорошее образование. Длительное время жил в своём уезде. Занимался преимущественно образованием и наукой. В 1684 году во время поездки в Шаньдун императора Сюанье (Канси (康熙) – девиз правления, собственное имя Сюанье (玄燁), 4 мая 1654 года – 20 декабря 1722 года), маньчжурский император из династии Цин (с 7 февраля 1661 года, эра Канси с 18 февраля 1662 года по 4 февраля 1723 года)) встретился с последним, выступил «гидом» до могилы Кун-цзы. В том же году назначается императорским врачом. В 1686 году назначается помощником и смотрителем за устьем и течению реки Хуанхэ. Будучи в должности много путешествует провинциями вдоль Хуанхэ. Одновременно увлекается театром, начинает работать над первыми драмами. В 1694 году становится чиновником императорского правительства. В 1699 году назначается министром. Впрочем, выход в 1700 году пьесы «Веер с персиковыми цветами» вызвал недовольство императора. Кун Шан-жэнь был уволен с должности. В 1701 году он возвращается в родной город, где прожил в бедности до самой смерти в 1718 году.

 

История строительства Великой Китайской стены, изображенная на карте.

7.

Всем хорошо известна Великая Китайская стена (長城/长城, чангчэнг, буквально: «Длинная стена», или 萬里長城/万里长城, ванли чангчэнг, буквально: «Длинная стена в 10 000 ли») – разделительная стена длиной 8851,9 км (сюда входят 6259 км собственно стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек, полная длина – 21196 км), построенная в древнем Китае. Крупнейший памятник архитектуры. Возведение стен началось около 353 года до н.э., служивших границей государства Вэй с государством Цинь, государства Цинь и Чжао строят стену около 300 года до н.э., а государство Янь около 289 года до н.э. Разрозненные конструкции стен позднее соединяются и образуют единое сооружение. Строительство завершилось только в 1644 году  и было направлено на защиты от различных «варваров» многих периодов истории.

 

Территория Государства Шан (Инь) (до 1571 года до н.э. - до 1046 года до н.э.) даже в период своего наибольшего расцвета не включала полуостров Шаньдун

Но не так много людей вне китайского мира знают о ранее существовавшей Циской Великой стене. Ещё в 685 году до н.э. располагавшееся на полуострове Шаньдун одно из самых могущественных «Сражающихся государств» государство Ци начало строить здесь оборонительное сооружение, известное как Циская Великая стена задолго до появления первых фрагментов Великой Китайской стены. «Варвары», проживавшие в государство Ци, таким образом изолировали себя от государств Чжоу и отделялись от хуася.

Уже во времена столкновения государства Шан (Инь) с государством Западная Чжоу в самых приближённых рядах к клану Чжоу как минимум наличествовал «варварский» элемент с полуострова Шаньдун. Этот «варварский» элемент окончательно конституировался сразу же после падения династии Шан (Инь), хотя сама династия Чжоу происходила не с территории полуострова Шаньдун, а из небольшого государства в современной провинции Шэньси. Чжоу Тай Ван (周太王, буквально: «Великий государь Чжоу», или Гугун Данфу (古公亶父, буквально: «Старый князь Данфу») был великим вождём клана Чжоу во время последних десятилетий правления династии Шан (Инь). Его правнук Цзи Фа позже завоевал государство Шан (Инь) и основал династию Чжоу. «Великий государь» было его посмертным именем, дарованным ему его потомками. Он никогда не был «Великим государем» при своей жизни. Он был ранее известен как «Старый князь» Данфу, например, в классической поэзии. Иногда, некоторые учёные относятся к нему как к Цзи Данфу, ссылаясь на его фамилию Цзи (). В семейных гимнах, записанных в «Классике поэзии», семья Цзи прослеживается от чудесного рождения героя культуры династии Ся и придворного чиновника Хоуцзи, вызванного шагом его матери в след, оставленный верховным Богом Шанди. «Исторические записки» (史記 или , ши цзи, труд историографа империи Хань Сыма Цяня (司馬遷/马迁)) вместо этого делают Хоуцзи сыном владыки (императора) Ку, соединяя его семью с Жёлтым императором, которому иногда также давали фамилию Чжоу. Его сын – Цзи Цзили (姬季歷/姬季) – был князем небольшого государства вдоль реки Вэй на территории современной провинции Шэньси, а затем был предан и казнён королём (1112 год до н.э. – 1102 год до н.э.) государства Шан (Инь) Вэнем Дином (文丁, или Вэнем У Дином).

8.

Государство Ци как удельное княжество было основано около 1040 до н.э. как территория в составе государства Западная Чжоу (西周). Первым правителем был Цзян Цзыя (姜子牙, или Цзян Шан, около XII века до н.э. – XI век до н.э., годы жизни неизвестны) – военный советник Чжоуского Вэнь-вана, генерал его сына, У-вана, и основоположник династии государства Ци (удельного княжества в государстве Чжоу). Считается автором трактата по стратегии «Лю тао» (六韜, «Шесть секретных учений»). Князь Чжоу во время Мятежа трёх охранников (三監之亂/监之乱, саньцзяньчжи луань); после карательных рейдов князя против своенравных «восточных варваров» или дунъи, Цзяну Цзыя был пожалован в феодальное владение со своей территорией как маркграфство Ци. Он установил свою столицу в Линьцзы (临淄, на территории современного района городского подчинения Линьцзы в городском округе Цзыбо, провинция Шаньдун). Дом циского Тай-гуна (род Цзян ) правил государством Ци с 1040 года до н.э. до 379 года до н.э., после чего с 379 года до н.э. по 221 год до н.э. государством Ци правил род Тянь (田敬仲) ветви князей Чэнь (陳完).

С циским сепаратизмом было покончено только после 221 года до н.э., когда государство Цинь завоевало все прочие государство и образовало первое в китайской истории единое централизованное государство (Империю Цинь), которое затем было разделено на 36 округов-цзюнь, из которых на территории современной провинции Шаньдун оказалось 11. Для усиления контроля над завоёванными территориями Цинь Шихуанди переселил прежнюю аристократию государства Ци в столицу и на западные земли Империи Цинь, и снёс Цискую Великую стену, а также построил крупную дорогу государственного значения, связавшую Шаньдунский полуостров с центральными областями Империи Цинь, что дало мощный толчок экономическому развитию региона. За время своего правления Цинь Шихуанди совершил пять поездок на Шаньдунский полуостров.

После смерти Цинь Шихуана его империя вновь распалась на удельные княжества, что привело к кратковременному восстановлению государства Ци, однако после произошедшей междуусобной войны территория бывшей Империи Цинь объединилась в Империю Хань.

 

Территория Государства Западная Чжоу (1045 год до н.э. - 770 год до н.э.) уже в начальный период своего существования включало значительную часть полуострова Шаньдун

Территория Государства Шан (Инь) не включала полуостров Шаньдун, но уже в начальный период существования Государства Западная Чжоу его территория включала полуостров Шаньдун.

О других примерах осуществления процессов появления и возникновения «глубинного государства» в истории Китая будет рассказано позже.

  

http://zavtra.ru/blogs/daosi