Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2159
Заключение. 


Подводя итоги, отметим, что рассмотрение ряда основных форм и явлений социального протеста в Пакистане подтвердило выдвинутую во введении к статье гипотезу о кардинальных переменах, которые претерпело это явление за почти 70 лет существования страны. На первом этапе, вплоть до 1970-х годов, протестные настроения в обществе вызывались несогласием с политикой властей в социально-экономической и внешнеполитической областях. Неприятие формировалось под влиянием левой, марксистской и маоистской идеологии, причем до рубежа 1950—60-х годов, положительным примером служил главным образом СССР, а позднее — по-преи-муществу КНР. Заметную роль в жизни тогдашнего пакистанского общества играли классовые организации. Это были, прежде всего, профессиональные союзы рабочих и служащих отдельных крупных предприятий, целых отраслей, а также профобъединения, находившиеся под влиянием различных партий. Массовые акции проводились ими в основном под экономическими лозунгами. Помимо рабочих, действовали крестьянские союзы, выступавшие со своими призывами и требованиями. Видную роль играли студенческие ассоциации и группы прогрессивно настроенной интеллигенции.
На втором этапе, продолжающемся поныне, социальный протест формируется под влиянием иных внутренних и внешних факторов. Угасание социалистических идей породило кризис рабоче-крестьянского движения, левых студенческих организаций и интеллигентских кружков. На передний план вышли ретроградное мировоззрение и архаические идеалы. Под влиянием изменений в главной оси мирового противостояния оппозиционные настроения формируются на этом этапе силами справа от центра. Они опираются на моральную и материальную поддержку региональных держав исламского пояса.
В пакистанском обществе на нынешнем этапе заметен налет усталости и подавленности, того, что социальные психологи называют фрустрацией. Она вызвана беспрецедентным масштабом актов терроризма и насилия. Более всего ими охвачены пакистано-афган-ское приграничье (пуштуно-белуджские ареалы) и мегаполис страны — многомиллионный Карачи. По числу жертв среди мирного населения Пакистан в период после 2001 г. превзошел Афганистан и находится на одном из первых мест в мире. Это вызывает протесты гражданского общества, сформированного во многом заново, под влиянием западных правозащитных организаций и движений. Идейнополитическая борьба в среде пакистанской общественности строится ныне вокруг конфликта между ценностями радикального исламизма, умеренного ислама и либерализма. Государство, управляемое гражданским правительством, пришедшим к власти по итогам парламентских выборов 2013 г., пытается опереться на синтез исламских и либеральных идей, проводя в целом прозападную внешнюю политику, но с оглядкой на особые узы, связывающие его с Саудовской Аравией и Китаем. Представляется, что протест-ные настроения в обозримой перспективе вряд ли смогут расшатать сложившийся в Пакистане порядок вещей. Опасность ему может грозить лишь при изменении внешней геополитической среды, региональной, либо глобальной.

 

Примечания

1 См.: Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. ХХ век. М., ИВ РАН, Крафт+, 2008, гл. 2.
2 Энциклопедия Пакистана / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. М.: Фундамента пресс, 1998, с. 249.
3 Iqtidar H. Secularizing Islamists? Jama'at-e-Islami and Jama'at-ud-dawa in Urban Pakistan. Chicago, Chicago University Press, 2011, p. 64-65.
4 Пакистан: справочник / Отв.ред. Ю.В. Ганковский. М.: Наука, 1966, с. 178 - 189.
5 СССР и Пакистан / Отв. ред. И.В. Халевинский. М.: Наука, 1984, с. 24 - 25.
6 Васильева Л.А. Фаиз Ахмад Фаиз. Жизнь и творчество. М.: ИВ РАН, 2002, с. 196 - 201.
7 Энциклопедия Пакистана, с. 249.

8 Пакистан. Справочник, с. 181 - 189.
9  Ганковский Ю.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. М.: Восточная литература, 1961, с. 207 - 208. Sayyed K.B. Politics in Pakistan. The Nature and Direction of Change. N. Y., 1980, p. 37 - 38.
10 Нужно отметить распространенность обозначения «прогрессивный» для леводемократических идейных течений. Так с 1947 г. в Пакистане существовала Ассоциация прогрессивных (на урду — тараккипасанд) писателей. В 1954 г. она была запрещена, но как направление в литературном процессе и общественно-политической мысли «прогрессивизм» сохранял серьезное значение вплоть до 1980-х годов — Энциклопедия Пакистана, с. 493 - 494.
11 Feldman H. From Crisis to Crisis. Pakistan 1962 - 1969. Karachi: Oxford University Press, 1972, p. 264- 265.
12 З.А. Бхутто помнил, с каким трудом ему удалось сохранить лицо своей партии, когда в небольшом панджабском городке Тобатексингхе с большим успехом в марте 1970 г. прошла общепакистанская Крестьянская (кисан) конференция созванная не его партией, а лишь при ее запоздалом участии, см.: Iqtidar H. Secularizing Islamists? p. 80 - 83.
13 Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана, с. 250, 252.
14 Автору статьи довелось наблюдать демонстрацию активистов ПНП и представителей других партийных и профсоюзных организаций на главной улице Лахора, столицы Панджаба, 1 мая 1975 г. Запомнилось, что на проезжавших по ней открытых грузовиках плотными рядами стояли манифестанты рабочего вида с красными транспарантами и красно-зелено-белыми флагами ПНП в руках.
15 Об этой стороне политики ПНП писали многие, в числе недавних упоминаний см: Iqtidar H. Secularizing Islamists? p. 92 -93.
16 Пакистан. Справочник / Отв.ред. Ю.В. Ганковский. М.: Наука, 1991, с. 111.
17 Цит. по: Iqtidar H. Secularizing Islamists? p. 180, fn. 89. 201
18 Hussain Z. A Division of Labour // Herald, Karachi, August 1986, vol. 8, p. 81 - 85. Положение на многих предприятиях фактически ухудшилось в середине 1980-х годов. Власти, опасавшиеся до определенного времени организованных выступлений рабочих, все более активно поддерживали хозяев предприятий в их спорах с трудовыми коллективами. Это позволило предпринимателям расправиться со многими строптивыми профсоюзами, заменив их на другие, карманные, либо вовсе лишить работников коллективной защиты — IAR. Thrice cursed // Herald, November 1986, p. 81 - 82.
19 Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана, с. 322.
20 Iqtidar H. Secularizing Islamists? pp. 42,66,84.
21 Ibid., p. 73 - 74.
22 Подр. см.: Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана, с. 323 - 336.
23 Ibid., p. 88.
24 Подр. см: Hasan A. The Unplanned Revolution. Observations on the Processes of Socio-economic change in Pakistan. Karachi, Oxford University Press, 2009; Hasan A., Ali M. Migration and Small Towns in Pakistan. Karachi, Oxford University Press, 2011.
25 Ганковский Ю.В. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. М.: Наука, 1967, с. 195 - 197.
26 См: Райков А.В. Факир из Ипи — борец за свободу Вазиристана // Восток, 1995, № 3, с. 90 - 91.
27 Talbot I. Pakistan. A Modern History. L.,1998, p.226; Talbot I. Pakistan. A New History. Karachi, Oxford University Press, 2012, p. 100.
28 Grare F. Balochistan. The State Versus the Nation. The Carnegie Papers. South Asia. April 2013, p. 8 - 10.
29 Khalil T. Talibanisation rising in Balochistan // The News, Nov. 11, 2012. From Web Edition.
30 Об этом см: Белокреницкий В.Я., Сикоев Р.Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. М.: ИВ РАН, 2014, гл. 5.
31 Белокреницкий В.Я. Этнорегиональные и религиозно-сектантские конфликты в Пакистане // Конфликты на Востоке этнические и конфессиональные / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Аспект пресс, 2008, с. 342.
32 В феврале 2013 г. автору довелось быть свидетелем массовой акции протеста, охватившей Карачи после получения сообщений об убийстве в Кветте группы хазарейцев. Контраст между увиденным в Лахоре в 1975 г. (см. сноску 15) и тем, что наблюдалось на улицах Карачи спустя почти 40 лет был велик. В Лахоре господствовало праздничное, хотя и несколько настороженное настроение, а в Карачи — раздраженное и озлобленное.