Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2678

I


В первой части статьи остановимся на некоторых моментах исторического развития, которые привели к тому, что Индия после длительного периода европейского господства обрела независимость, но одновременно с этим была расчленена на два государства, одно из которых в дальнейшем (в 1971 г.) разделилось еще раз.
Новейшая история стран Азии и Африки / Научный редактор и составитель С.Б. Дружиловский. МГИМО (Университет) МИД России. МГИ-МО-Университет, 2008, с. 40 -67.
Ныне на месте прежней, управляемой британцами территории существуют три страны — Республика Индия с более чем миллиардным населением, в основном индусским (на 83%), Исламская Республика Пакистан, чье население, (почти 160 млн человек) на 97% состоит из мусульман, и Народная Республика Бангладеш, где почти 90% жителей, численностью превышающей 130 млн, — также мусульмане.
Из отмеченного следует, что раздел произошел по религиозному принципу — Пакистан образовали те области колониальной Индии, в которых большинство населения принадлежало к широкой, внутренне гетерогенной (неоднородной), но осознающей перед лицом внешнего мира свое единство общине мусульман. Поэтому подоплекой раздела явилось существование на обширной территории исторической Индии (более 4 млн кв. км) отдельной крупной группы мусульманского населения, отличающейся от большинства — индусов или индуистов, носителей более ранних религиозных представлений, связанных с культурой появившихся на индийском северо-западе в конце II тысячелетия до н. э. арийских племен, а также с еще более древними местными традициями.
Появление ислама в Индии обычно относят к началу VIII в. н. э. Войска арабского халифата захватили область Синд на западе региона, где до того правили индусы. Однако широкое распространение ислама началось позднее, особенно активно с XII-XIII вв. Господство мусульманских правителей в Индии (тюрок, персов, афганцев) продолжалось на протяжении почти всего II тысячелетия. С 1206 г. столицей индийских султанов стал Дели, а с 1526 г. он превратился в главный город падишахов из династии Великих Моголов, выходцев из Ферганской долины в Средней Азии. С середины XVIII в. Индия стала ареной соперничества европейских держав — Англии и Франции, а к концу того столетия основная ее часть попала под контроль английской Ост-Индской торговой компании. Формально власть Моголов упразднили только после подавления продолжительного антиколониального восстания 1857 - 1859 гг. Тогда же политический контроль Ост-Индской компании сменился властью короны, и началась почти столетняя эпоха «британского раджа», имперского правления Объединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Хотя мусульмане, ряды которых постепенно пополнялись за счет местного населения, составляли не более пятой части жителей, их представительство в высших слоях местного общества в середине XIX века было если не преобладающим, то паритетным с немусульманским, прежде всего индусским. Помимо индусов, видное место занимала община сикхов, а также представители парсов (иранского происхождения) и христиан (англо-индийцы). Немусульмане раньше и лучше приспособились к британским колониальным порядкам, и к концу столетия оттеснили мусульман на задний план.
Это вызвало у представителей мусульманской общины чувство протеста. Английские власти, исходя из своих интересов, поддерживали мусульманскую элиту и предоставили ей в начале ХХ века льготы политического характера. В 1906 г. они согласились с инициативой образования Всеиндийской мусульманской лиги как общественно-политической организации, отдельной от функционировавшего с 1885 г. Индийского национального конгресса, а в 1909 г. по первому акту о выборах в представительные органы выделили мусульман-землевладельцев в особую избирательную курию.
Последовавшее в годы первой мировой войны и сразу после нее объединение почти всех политических сил Индии с целью добиться от англичан наибольших уступок в плане самоуправления вызвало затяжной кризис в рядах Мусульманской лиги. Из него она стала выходить только в 1937 г. вслед за проведением выборов в законодательные собрания провинций. Победа на них представителей Конгресса (ИНК) парадоксальным образом благоприятно отразилась на Лиге, которая смогла сплотиться и повести борьбу за создание самостоятельного государственного образования.
В результате единый поток национально-освободительного движения распался на общенациональный, в котором принимали участие и многие видные деятели-мусульмане, и мусульманский. Первый поток возглавляли лидеры Конгресса. Среди них выделялся М.К. Ганди — махатма (великая душа). Его харизма проистекала из следования религиозно-этической системе индуизма. В целях борьбы за освобождение Индии Ганди (1869 - 1948) использовал принципы ненасильственного сопротивления властям и добился впечатляющих успехов. Другим бесспорным лидером Конгресса с конца 1920-х годов был Джавахарлал Неру (1889 - 1964). Под его руководством партия добилась упомянутых выше побед на провинциальных выборах.
Во главе мусульманского потока стоял еще один выдающийся представитель поколения политиков, стремившихся к независимости Индии — Мухаммад Али Джинна (1876 - 1948). В годы второй мировой войны Джинна сумел воспользоваться выгодной ситуацией, созданной длительным тюремным заключением руководства ИНК и укрепил позиции и авторитет Мусульманской лиги. В 1940 г. на ее сессии в Лахоре (провинция Панджаб) была принята резолюция, призывающая к образованию после ухода англичан двух мусульманских государств на северо-западе и востоке Индии. С того времени обретает популярность название Пакистан («страна чистых»). В 1946 г. требованием Лиги становится создание единого Пакистана, состоящего из двух территориальных ареалов, западного и восточного.
Итак, подоплекой раздела обширной и важнейшей для Англии колонии на юге Азии (исторически сложившегося региона под названием Индия) явилась культурно-религиозная неоднородность населения, а базовым фактором — формирование особого движения в рамках борьбы за политический суверенитет, которое поставило перед собой целью получение независимости в рамках государства, где мусульмане не составляли бы меньшинства.
Помимо этого, свою роль сыграла и политика колонизаторов на завершающем этапе их господства. С учетом отмеченного выше раскола в антиколониальном движении, раскола, к которому они без сомнения приложили руку, а также в силу ряда других обстоятельств, ведущие британские политики и высшие чиновники занимали различные позиции по вопросу о том, как и когда уходить из Индии и кому передавать власть. Консервативная школа (и одноименная партия) вплоть до последнего исходила из тезиса о неподготовленности условий для передачи власти (некоторые ее представители считали, что Англия будет управлять Индией еще лет тридцать). Она акцентировала внимание на противоречиях между интересами различных религиозных общин, стремилась сохранить решающее, а в идеале полное, влияние Лондона в индийских делах с помощью игры на культурно-политической разобщенности Индии.
Либеральная школа, и представляющая ее в то время как ведущая сила лейбористская партия, опиралась на мнение о готовности индийской общенациональной элиты взять на себя функции непосредственного управления страной. Она рассматривала Индию в качестве по преимуществу единого политического целого, которое образовалось на определенной исторической основе благодаря прогрессивной колониалистской деятельности Великобритании.
Придя к власти летом 1945 г., лейбористское правительство К. Эттли приняло решение о возможно более быстром уходе из Индии. Его желание расстаться с бременем забот по управлению колонией сочеталось со стремлением сохранить прочные связи и симпатии в среде местных политиков и тесную межгосударственную ассоциацию. Формой связи с метрополией была к тому времени уже опробованная модель преобразования колонии в независимый доминион.
Действия английских администраторов в Индии в 1946 - 1947 гг. определялись, таким образом, желанием лейбористского кабинета министров осуществить передачу властных полномочий с наименьшими потерями для своего престижа и с учетом сложившейся в колонии политической реальности. Итогом этих усилий было сохранение относительного единства Индии, то есть недопущение ее раздробления на множество государственных образований, но с разделом на два доминиона.
Угроза трансформации Индии в рыхлое государственное образование или ее распада на ряд слабых, искусственных формирований осознавалось и руководством ИНК. Создание Пакистана стало ими рассматриваться как меньшее из зол. Особенно напугал их план «балканизации», который в середине мая 1947 г. выдвинул вице-король лорд Л. Маунтбэттен. Проект предусматривал предоставление провинциям, частям провинций, однородным по религиозному составу жителей, и полунезависимым княжествам права объединения в группы, что привело бы к появлению целого ряда территориально-политических единиц. Занимавший с сентября 1946 г. пост главы правительства колониальной Индии, президент Конгресса Дж. Неру категорически отверг «план Балканы», получивший до того одобрение в Лондоне. Вероятно, это предложение и было рассчитано на то, чтобы заставить ИНК примириться с мыслью о разделе. Во всяком случае, уже к концу мая индийские националисты согласились с планом образования двух независимых доминионов. З июня 1947 г. он был обнародован, а 18 июля английский парламент единодушно, т. е. при согласии консервативной оппозиции, одобрил законопроект о предоставлении Индии независимости.
Решение об уходе было без сомнения вынужденным шагом и получило полную поддержку в истерзанной войной Англии. В Индии англичане также теряли почву под ногами и торопились снять с себя ответственность. Однако для значительной части индийского населения скоропалительный раздел обернулся трагедией. Ведь компромисс между лидерами Конгресса и Мусульманской лиги удалось достичь благодаря решению о двойном разделе, не только Индии, но и двух ее важнейших и плотно населенных провинций — колыбели британской Индии Бенгалии на востоке и житницы страны Панджаба на северо-западе.
Для раздела Панджаба и Бенгалии была создана специальная комиссия во главе с английским судьей. Его решение было объявлено 17 августа уже после церемонии провозглашения независимости Пакистана (14 августа) и Индии (в полночь с 14 на 15 августа). К пакистанскому, западному Панджабу отошли области и округа с преимущественно мусульманским населением (согласно переписи 1941 г.), а к восточному Панджабу — с индусским и сикхским большинством. В отдельных случаях судье приходилось нарушать этот принцип и учитывать иные соображения. Таким же образом был произведен раздел Бенгалии.
Начавшийся после объявления о новых межгосударственных границах массовый переезд немусульман в Индию, а мусульман в Пакистан скоро превратился в ад для тех, кто был вынужден покидать родные места. Накалявшаяся в течение длительного времени обстановка розни и вражды между представителями религиозных общин вылилась в погромы, бесчинства и разбой. В ходе перемещения людских масс (главным образом пешком и в железнодорожных составах) погибло, по разным оценкам, от полмиллиона до двух миллионов человек. Часть беженцев, прежде всего женщины и дети, оказались разлучены с родными, обречены на унижение, домашнее рабство и нищенское существование. Всего в ходе «двойного раздела», растянувшегося почти на десятилетие (последняя крупная «вспышка» миграции пришлась на зиму 1949 - 50 г. и охватила в основном Бенгалию) место жительства поменяло 14 - 18 млн человек.
Межобщинные столкновения и бесчинства осложнили отношения между возникшими независимыми доминионами. Хотя разрыв между ними был далеко не полным. Сохранялись связи представителей политических элит двух государств. Связующим звеном выступали и занимавшие на первых порах ответственные посты англичане, нанятые на службу новыми властями. Некоторые лидеры независимой Индии продолжали считать раздел явлением временным и рассчитывали на «воссоединение» страны на базе примирения с мусульманами. К ним относился в первую очередь Махатма Г анди. После решения о разделе он посвятил себя кампании по предотвращению расправ и погромов. Во многом благодаря его усилиям удалось избежать крупных жертв в Бенгалии осенью 1947 г. Ганди также настаивал на справедливом отношении к Пакистану при разделе финансов и решении имущественных вопросов. Эта его позиция вызвала озлобление индусских фанатиков. Один из них убил М.К. Ганди в январе 1948 г.
Решение о разделе Индии формально касалось только Британской ее части, т. е. той, которая управлялась непосредственно англо-индийской администрацией во главе с вице-королем. Но эта часть по территории едва превышала половину колонии. Другая часть состояла из полунезависимых индийских княжеств, которые подчинялись не англо-индийской администрации, а непосредственно короне, и вице-король выступал по отношению к ним как ее представитель. В соответствие с договорами между наследственными правителями и британской короной первые пользовались независимостью в делах внутреннего управления, но обязывались следовать советам представителей Великобритании во всех вопросах, касающихся внешних сношений. На деле назначаемые вице-королем политические агенты оказывали большое влияние на политику князей в целом. Но стремясь к порядку и стабильности, агенты, как правило, не препятствовали тому, что в княжествах сохранялись средневековые обычаи и институты.
Большинство княжеств управлялись князьями-индусами и население в них состояло из немусульман. Располагаясь в центральной части Индии, они территориально и политически примыкали к индийскому доминиону и без осложнений присоединились к нему. Исключение составили расположенные в середине региона, на Деканском плато, княжество Хайдерабад и на его западе княжество Джунагадх. Их правители-мусульмане объявили о желании остаться независимыми, либо присоединиться к Пакистану. Большинство населения не поддержало правителей. Опираясь на это, новые власти Индии включили княжества в ее состав путем ввода войск с последующим заключением договора с низамом (князем) Хайдера-бада и проведением референдума в Джунагадхе.
Противоположной была ситуация в крупнейшем по территории и самом северном княжестве Джамму и Кашмир. Население там почти на 80% состояло из мусульман, а правителем был индус. Он попытался добиться для своего княжества независимого статуса, которое в принципе то могло получить, но без прав доминиона. Логика развития ситуации не благоприятствовала реализации таких планов. Консолидация власти в двух государствах не могла не вызвать спора между ними по поводу Кашмира. Он разгорелся уже в конце октября 1947 г. и привел к первой индо-пакистанской войне, длившейся до окончания 1948 г. Результатом перемирия стал раздел бывшего княжества на части, контролируемые Индией и Пакистаном. На индийской стороне осталось три четверти населения и там по конституции Республики Индия, вступившей в силу в январе 1950 г., был образован единственный ее штат с мусульманским большинством. Хотя штату Джамму и Кашмир предоставили некоторые особые привилегии и статус, вопрос о широкой автономии или выходе из Индийского союза исключался. Под контролем Пакистана осталась лишь четверть населения бывшего княжества.
Неудовлетворенный таким решением спора, Пакистан на протяжении всех последующих лет требовал его обсуждения на различных международных форумах, прежде всего в ООН, которая в период между 1948 и 1971 гг. приняла целый ряд резолюций, рекомендующих проведение референдума по вопросу о принадлежности бывшего княжества Индии или Пакистану. Последний до сих пор считает Кашмир главной спорной проблемой в отношениях с Индией. В 1965 г. по его инициативе произошла вторая индо-пакистан-ская война, а в 1999 г. еще один вооруженный конфликт (подробнее о нем ниже). С 2003 г. идет процесс улучшения отношений между двумя странами. В его ходе обсуждается и кашмирская проблема. Хотя перспективы нахождения окончательного варианта ее решения, приемлемого для обеих сторон, представляются малореальными, существует возможность заморозить конфликт и, отложив его в сторону, развивать плодотворные двусторонние взаимосвязи.