Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2937

Демографическое будущее исламского мира *

 

Современную демографическую историю, т. е. период после окончания Второй мировой войны, можно разделить на три этапа — бурного увеличения населения в мире вообще и особенно в слаборазвитом, развивающемся ареале (конец 1940-х — начало 1970-х годов); замедления темпов роста как в развитых странах, так и в развивающихся (1970—80-е годы); дальнейшее падения темпов роста и даже сокращение населения в развитых странах и регионах и снижение скорости увеличения численности в менее развитых ареалах (1990—2000-е годы)1.

Исламские страны (т. е. такие, где большинство или примерно половина населения — мусульмане) демонстрировали на первом этапе быстрые темпы прироста народонаселения, однако этот факт не привлекал к себе внимания на фоне послевоенного «бэби-бума» в США, менее выраженного, но сходного процесса в европейских государствах, а также стабильных темпов увеличения численности населения в СССР. Кроме того, мусульманские страны не выделялись из общей группы развивающихся государств, для которых была характерна исключительно высокая демографическая динамика.

Это явление, получившее название «демографический взрыв» или «взрыв популяционной бомбы», объяснялось двумя факторами — снижением смертности под влиянием прогресса в медицине и здравоохранении (введением препаратов пенициллиновой группы, использованием порошка ДДТ для борьбы с малярией, применением вакцин против заразных заболеваний и др.) и сохранением на прежнем, традиционно высоком уровне рождаемости при постепенном снижении младенческой и детской смертности2 .

Демографические темпы роста в мире достигли максимума в 1962 — 1963 гг., после чего началось их плавное падение. 

* Исламский фактор в истории и современности. Институт востоковедения РАН / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, И.В. Зайцев, Н.Ю. Ульченко. Грант РГНФ № 10-01-16039д. М.: Восточная литература, 2011, с. 47—65.

Вместе с тем абсолютный прирост населения земного шара продолжал нарастать, увеличившись с 60—70 млн в год в начале 1960-х до 80—90 млн человек в конце 1980-х годов3.

В условиях быстрого демографического роста менее развитые государства уже в 1950-е годы стали проводить политику планирования семьи, ограничения рождаемости. Такого рода меры одобрялись практически всеми государствами, в том числе такими демографическими гигантами, как Китай и Индия, а также многими мусульманскими — в частности, Египтом, Пакистаном, Индонезией и др.

Волна исламизации, поднявшаяся в конце 1970-х годов, внесла коррективы в эти тенденции. Политике планирования семьи в ряде исламских государств, в частности в Исламской республике Иран, перестали уделять серьезное внимание, хотя и открыто пронаталист-ского курса не проводили. «Отец» исламского Ирана имам Xомейни известен как один из первых религиозных авторитетов, не возражавших против применения современных методов контрацепции4. Между тем молодая структура населения и без специальных мер государственного воздействия подняла рождаемость в том же Иране на исключительно высокий уровень — среднегодовые темпы прироста населения между 1980 и 1990 гг. достигли небывалых 3,5%5.

В Пакистане с конца 1970-х годов в связи с проведением кампании по исламизации власти по существу отказались от мер по поощрению ограничения рождаемости. Похожим образом поступили многие другие режимы в мусульманских странах.

На третьем, текущем этапе послевоенной демографической эволюции (с рубежа 1980 — 1990-х годов) происходит возрождение государственной поддержки программ по планированию семьи. А поощрение рождаемости в исламском ареале по большей части «опускается» с государственного уровня на общественный. Главную роль в пронаталистском курсе играют теперь представители сословия мусульманских богословов и священнослужителей (улемы и муллы), заинтересованные в сохранении традиционного сознания масс, неизменности семейно-бытовых установлений, прежде всего обычаев раннего и всеобщего замужества, в том числе выхода замуж вдов, традиций большой патриархальной семьи, малограмотности и узкого кругозора женщин. Традиционалистски настроенные круги опираются на поддержку политических и общественных организаций исламского направления, стремясь не допустить изменений в общественном сознании и структуре семейных отношений.

Факторы такого рода можно отнести к числу специфических для исламского мира.

В то же время среди мусульманских священнослужителей нет единого подхода к вопросам рождаемости и многодетности. Так, на состоявшейся в 1996 г. в Каирском исламском университете аль-Аз-хар конференции представители духовенства (сословия богословов) из 40 мусульманских стран приняли «Свод исламских правил планирования семьи». В нем, в частности, легализовалась практика применения современных средств контрацепции6. Надо, впрочем, принимать во внимание давнюю репутацию университета Аль-Аз-хар как проводника умеренной, либеральной линии в исламе, а также то, что Египет, раньше других столкнувшийся с проблемой перенаселения, одним из первых в арабо-мусульманском мире вступил на путь поощрения мер по сокращению рождаемости7.

И все же демографический потенциал мусульманского мира во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия стремительно увеличивался. В связи с этим развернулись оживленные дебаты вокруг «исламской демографической бомбы». В периодических изданиях и на интернет-сайтах ныне публикуется немало аналитических и публицистических статей, посвященных этому феномену. Чтобы разобраться в нем и конкретнее представить себе демографическое будущее исламского мира необходимо, очевидно, дезинтегрировать относящиеся к нему данные по странам и регионам.