Автор: Белокреницкий В.Я.
Большой Ближний Восток Категория: Пакистан
Просмотров: 2938

Убыстрение роста с середины XX в.

 

Во второй половине прошлого столетия в мире происходит демографический взрыв за счет стремительного роста населения в менее развитых регионах, к числу которых относился и исламский. О феномене демографического взрыва уже шла речь выше. Повторим, что он охватил практически весь ареал, населенный мусульманами (исключение составили мусульманские республики СССР). Наряду с экономическими факторами ускоренное увеличение численности мусульман объяснялось рядом культурно-цивилизационных, социальных особенностей.

К концу века численность мусульман оценивалась существенно более высоко, чем в его середине. По наиболее распространенным оценкам мусульманское население выросло до 1,2—1,35 млрд чел. Отсюда следует, что мусульманская община (всемирная умма) за 50 лет увеличилась примерно в четыре раза, при среднегодовых темпах прироста равных 2,6%. Доля мусульман в мировом населении в результате возросла округленно в два раза до 20 — 22%. Если в середине столетия каждый шестой-седьмой житель планеты (а тогда их было приблизительно 2,5 млрд) принадлежал по факту рождения и вере к последователям пророка Мухаммеда, то через пять десятилетий к ним принадлежал уже каждый четвертый-пя-тый из населяющих землю 6 млрд человек.

В 2009 г. американский исследовательский центр Пью определил численность мусульманского населения мира в 1,57 млрд чел., что составило 23% от почти 7-миллиардного числа жителей планеты. Проведенная с помощью более 50 экспертов оценка считается весьма авторитетной, хотя и она не лишена неточностей, неизбежных при оценке таких показателей. как численность религиозной общины15 .

Отметим, что современный ускоренный демографический рост в мире охватывает весь период после окончания Второй мировой войны. Его можно разделить на три этапа — бурного увеличения населения в мире вообще и особенно в слаборазвитом, развивающемся ареале (конец 1940-х — начало 1970-х годов); замедления темпов роста в развитых регионах и сокращения ежегодного прироста в развивающихся (1970—80-е годы); падения темпов роста и сокращение населения ряда развитых стран и регионов; снижение скорости увеличения численности в большинстве менее развитых ареалов (1990—2000-е годы).

Мусульманские страны (т. е. такие, где большинство населения — мусульмане) демонстрировали на первом этапе быстрые темпы прироста народонаселения, однако этот факт не привлекал к себе внимание на фоне послевоенного бэби-бума в США, менее выраженного, но сходного процесса в европейских государствах, а также стабильных темпов увеличения численности населения в СССР. Кроме того, мусульманские страны не выделялись из общего «клина» развивающихся государств, для которых после Второй мировой войны стала характерной исключительно высокая демографическая динамика.

Такая динамика объяснялась, как хорошо известно, двумя разнонаправленными сдвигами — снижением смертности под влиянием прогресса в медицине и здравоохранении (введением препаратов пенициллиновой группы, использованием порошка ДДТ, применением вакцин против заразных заболеваний и т. п.), и сохранением на прежнем, традиционно высоком уровне рождаемости при постепенном снижении младенческой и детской смертности.

Бурный рост населения обеспокоил мировую общественность, которая в послевоенный период складывалась заново в условиях постепенного преодоления политико-идеологической разделенно-сти мира на два лагеря и культурно-политического раскола на отживающие свой век метрополии и колонии.

Осознание общих проблем способствовало совместному их обсуждению на форумах, обязанных своим появлением прямо или косвенно Организации Объединенных Наций. Одним из крупнейших такого рода мероприятий была уже упоминавшаяся всемирная конференция ООН по народонаселению в Бухаресте в 1974 г.16 К тому времени было известно, что темпы прироста достигли максимума в 1962 — 63 гг. (2,3%) после чего началось их плавное падение. Вместе с тем, абсолютный прирост населения мира продолжал нарастать, увеличившись с 60 — 70 млн в начале 1960-х годов до почти 90 млн в конце 1980-х годов17.

Рекомендации Бухарестской конференции были достаточно жесткими и неоднозначно воспринимались в разных частях мира. Однако меры по планированию семьи одобрялись на первом послевоенном этапе практически всеми государствами, в том числе такими демографическими гигантами, как Китай и Индия, а также многими мусульманскими — в частности, Ираном и Пакистаном.

Волна исламизации, поднявшаяся в конце 1970-х годов, внесла коррективы в эти тенденции. Режим имама Хомейни в Иране проводил в 1980-х годах, во время кровопролитной войны с Ираком, открыто пронаталистскую политику. В результате рождаемость там вышла на исключительно высокий уровень, а среднегодовые темпы прироста населения в 1987/88 г. достигли 3,9%18. Власти соседнего с Ираном исламского Пакистана по существу отказались от мер по поощрению ограничения рождаемости. Похожим образом поступили многие другие режимы в мусульманских странах.

На третьем, текущем этапе послевоенной демографической эволюции (с рубежа 1980—90-х годов) поощрение рождаемости в исламском ареале по большей части «спускается» с государственного уровня на общественный, хотя и государство нередко ее поддерживает. Главную роль в пронаталистском курсе играют теперь представители сословия мусульманских богословов и священнослужителей (улемов и мулл), заинтересованные в сохранении традиционного сознания масс, неизменности семейно-бытовых установлений, прежде всего обычаев раннего и всеобщего замужества, в том числе выхода замуж вдов, традиций большой патриархальной семьи, малой грамотности и узкого кругозора женщин. Такие факторы можно отнести к числу специфических для исламского мира.

В то же время их трудно иногда отделить от общих для менее развитых регионов черт хозяйства и уклада жизни — преобладания в составе населения сельских жителей, глубокой бедности и нищеты численно преобладающих слоев и классов как деревенского, так и сельско-городского общества. Такие условия существовали в Китае и Индии, большинстве стран Юго-Восточной Азии и Тропической Африки.

Вместе с тем, исламские страны неизменно оказывались среди лидеров демографического роста. При этом нужно согласиться с тем, что каких-то особых исламских моделей регулирования рождаемости и отношения к репродуктивному поведению нет19, а базовая причина ускоренного роста состоит, видимо, прежде всего в специфическом характере исламского микрообщества с его гендерной иерархией, подчиненным положением женщины в семье. Зависимое положение женщин отличает, без сомнения, и иные в культур-но-цивилизационном отношении традиционные общества. Известно также, что ислам способствовал закреплению за женщинами определенных прав в плане наследования и возлагал на мужчин моральные обязательства по заботе за женщинами. Вместе с тем, в отличие от таких христианства, индуизма и буддизма, ислам санкционировал полигамию, облегчал для мужчин процедуру развода и закреплял за отцом преимущественное право на воспитание детей после развода.

К этому надо добавить ориентированность на всемерное расширение исламской культурно-религиозной среды. Помимо прозелитизма, она проявляется в обычае мусульман брать в жены немусульманок по происхождению с обязательным принятием ими ислама как условия выхода замуж и воспитание детей от таких браков в мусульманской вере.

В увеличении численности последователей пророка Мухаммеда с самого начала присутствовал и сильный политический компонент. Немусульмане, как известно, облагались исламскими правителями специальным налогом-данью (джизией), их переход в ислам поощрялся властями.

Ускоренный рост мусульман по сравнению с расово-этнически и социально-культурно близким ему немусульманским населением можно проиллюстрировать многими примерами. Весьма наглядно он выявляется, если взять данные об Индии в колониальное время и сравнить их с современным положением и проекцией на будущее. Доля мусульман среди населения контролируемой англичанами Индии, по-видимому, не превышала 20% в период проведения первых переписей в 1870—1880-х годах. Но к началу ХХ в. она перевалила за рубеж в одну пятую, а по переписи 1941 г. достигла 25%. К началу нынешнего столетия суммарное мусульманское населения Индии, Пакистана и Бангладеш (стран-наследниц колониальной империи) составляло уже 31%, а к 2050 г., при сохранении текущих тенденций, приблизится к 45%. Доля мусульман в Республике Индия по переписи 1951 г. едва превышала 10%, по переписи 2001 г.превысила 13, а согласно переписи 2011 г. приблизилась к 15%. Для изучения вопроса о причинах растущей доли мусульман индийский парламент создал специальную комиссию, которая не пришла к однозначным выводам, подчеркнув объективный и трудно корректируемый характер демографических процессов.