Автор: Oohoo
Геополитика Категория: Oohoo. Хроники Третьей мировой
Просмотров: 2857

03.04.2016 После Бала 18

  

 По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. Повинуясь этому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам.  Графика Александра Костина

18. Весеннее оживление 

   Вообще-то можно было бы обойтись и без этого развлечения – в виде длящегося истолкования Романа как пророчества. Политические хитросплетения и так получается распутывать и анализировать, на основе вполне научной модели, без эзотерики и древней символики. Но раз уж в наших руках есть, как выяснилось, путеводитель по этой части мировой культуры, то грех не использовать его для расшифровки библейских символов, а не только изобретенных Автором для иносказательного предсказания наших реалий.

   Лишний раз извинюсь за то, что не всегда привожу подробные обоснования той или иной отгадки. Я уже писал в послесловии к «MMIX», что моя задача – разделать и сервировать эту рыбину, то есть Роман, а не разжевывать ее для читателей в труху. Иначе какое тогда удовольствие от самостоятельного прочтения? Не говоря уже о том, что такой излишне подробно разжеванный текст был бы неподъемным по времени и для читателя, и для писателя.
   На всякий случай, всё же, дам боле подробное обоснование значения одного из символов в 24 главе – платка как договора или соглашения. Это значение всплыло при толковании 23 главы из контекста, где дамы обернулись партиями (это, кстати, синоним в контексте бала), Фрида с ее повадками оказалась либеральной партией. А убиенный ею двадцать лет назад новорожденный – это обновленный Союз. В жизни придушили младенца с помощью беловежского договора, в иносказании – с помощью платка, белого с синей каемочкой (Белая Вежа – это белый замок, окруженный синей водой). Но есть и другие подсказки. Договор всегда имеет, минимум, две стороны, как и платок, но может быть и многосторонним, смотря как его сложить и узлы связать. Платок, как и договор, может связывать края, стороны, страны. Так что оснований для такого истолкования более чем достаточно.
   Теперь вернемся к наиболее актуальному прочтению этого символа – зеленоватому платку света на полу. Само наличие луны в начале абзаца призывает нас ориентироваться в сторонах и частях света. Окно мы уже истолковали как сознание в контексте психики, в том числе коллективной психики мировой культуры, а проекцией сознания как части психики на части света является Европа. В таком случае подоконник легко толкуется как ближайшее к сознанию – подсознание, а в контексте культурно-исторической карты – это Восточная Европа, включая европейскую часть России. Это соответствует наблюдаемым феноменам культуры, когда именно восточные европейцы славятся инженерной интуицией как Тесла, Сикорский, Циолковский, Королев, Сухой и многие другие. Рациональные и даже оптимальные решения приходят к ним сами собой, во сне. В то время как их западным, особенно англо-саксонским коллегам приходится, как Эдисону, добиваться такого же качества путем многих и многих проб и ошибок, просчитывать все много численные варианты.
   В таком случае, какой части света и какой части психики соответствует пол?  Нам хорошо известен символ земли, почвы, опоры под ногами, означающий внутреннее чувство веры. Очевидно, что пол – в отличие от просто земли, это часть возведенного здания. И хотя в основе всех цивилизаций лежит та или иная религия, вера, но только на Ближнем Востоке, в исламской цивилизации религия была и есть главной несущей конструкцией. Впрочем, не только в Леванте, но и на той же Украине, и даже в США нынешний кризис связан с испытанием на прочность религиозной веры части элит и общества в свою непогрешимость и исключительность.
   Так получилось, что мы вокруг да около этой символики уже год ходим. И поначалу зеленоватый платок ночного света связали с минскими соглашениями. Но теперь практический аналог минских соглашений – аналогичное перемирие с «умеренными» силами для относительной изоляции экстремистских сил – есть и в Сирии, на Ближнем Востоке. При этом ясно, что сирийское перемирие не могло случиться без предварительного украинского перемирия. То есть это своего рода проекция на Ближний Восток (пол) от Восточной Европы (подоконника). Символический образ может иметь истолкования на разных уровнях – российском и глобальном, но оба могут быть верными.
Придется более плотно разбираться с цветом платка – зеленоватым. Конечно, можно ограничиться ассоциацией с исламским зеленым флагом или зеленой полосой флага в Минске. Как мы уже выяснили, второе из трех упоминаний этого символа в Романе (в конце 21 главы) указывает на белорусский берег Припяти, то есть в связке с украинским берегом. Первое прямое употребление в 12 главе относится, скорее, к карте психики, чем к частям света или странам: «И тотчас пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в веселом ошеломлении увидели разных  цветов и фасонов парижские женские  платья.» 
   Раз у нас окно – это сознание, то зеркало – должно быть самосознание. Поток не только рекламы, но разнообразных идеологий (одежд), равно как и религиозных текстов (ковров), обрушившийся на российскую публику в начале 1990-х, как минимум, подталкивал развитую часть этой публики к философским размышлениям о своем месте в этом резко меняющемся мире. Как минимум, появилась такая возможность.
Во всех остальных случаях употребления в Романе слова «трубка», кроме выше приведенного, речь идет о телефонных трубках, средстве связи между героями Романа, которые у нас – не люди, а духи или души сообществ. Зеленоватые трубки при этом зачем-то нужны для самосознания. Еще одну подсказку может дать первый из ключей – методов, подаренных нам Автором Романа, - сравнение параллельных глав, например, 24-й главы с 14-й главой или с 4-й. Так, в 14 главе тоже есть окно в кабинете финдиректора, хотя и закрытое, и тоже упоминается трубка:
   «Трубка тут же опустела. Чувствуя мурашки в спине, финдиректор положил трубку и оглянулся почему-то на окно за своей спиной. Сквозь редкие и еще слабо покрытые зеленью ветви клена он увидел  луну, бегущую в  прозрачном облачке.  Почему-то приковавшись к ветвям, Римский смотрел на них, и чем больше смотрел, тем сильнее и сильнее его охватывал страх.» 
   Если Автор использовал вопросительные местоимения «почему», причем дважды, то это и есть намек на обязательный поиск истолкования символов окна и ветвей. К тому же «еще слабо покрытые зеленью» - то же самое, что и «зеленоватые». Опять же, по своей природе ветви деревьев – это трубки, по которым движутся жизненные соки, связь между корнями, листвой и плодами. Однако в виде зеленоватых ветвей этот символ стал ближе к известному библейскому символу дерева. Во всяком случае, древо познания, с ветвей которого нагая дева сорвала плод, тоже вызвало извлечение Адама из Рая, как и извлечение мастера в зеленоватом свете. А плоды с ветвей древа познания, наверняка, являются символическим синонимом света знаний. Следовательно, зеленоватые ветви или «трубки», еще слабо покрытые зеленью – означают лишь весеннее начало процесса будущего созревания плодов. Однако, важно, что эти трубки или ветви подпитываются от корней, лежащих глубоко в земле. Речь идет о психологической функции интуиции, осуществляющей связь между глубинными слоями коллективного опыта и сознанием через подсознание.
   Эти глубинные содержания коллективного бессознательного проявляются вовне через символические образы художественных произведений. Именно поэтому российская культура (аватаром этого сообщества является Маргарита) способна увидеть и даже общаться с этими надличными ипостасями глубинной психики. Просто потому, что это и есть живые образы произведений классиков литературы. А вот для гуманитарной философии, как подсистемы обратной связи гуманитарной науки, такое восприятие не то чтобы непривычно, но связано с болезненной перестройкой всего строя мышления. Так что наш Мастер, едва разглядев эти образы своим философским взором, норовит от них удрать обратно в рациональное европейское окно.
   Перед вами, наверняка, светится монитор компьютера. Однако, заглянуть внутрь системного блока или винчестера вы не сможете, а если даже заглянете, то увидите только разломанные внутренности, а не виртуальные объекты или даже почти субъекты в виде ОС или иных программ. Тем не менее, можно довольно много узнать про реальное существование таких виртуальных сущностей, наблюдая результаты их работы на мониторе. Точно так же невозможно напрямую наблюдать виртуальные ипостаси человеческой психики, а глубинные ипостаси сложно наблюдать даже через виртуальные каналы связи (трубки). Однако, вполне можно оценивать их наличие и даже характер «по плодам их», по результатам их исторической работы. Видимые формы культуры, как древо, вырастающие из невидимых глубинных корней, довольно подробно отражают такие же, соответствующие им внутренние переплетения процессов. Нужно лишь шаг за шагом научиться читать эту Книгу жизни, используя не прямой, солнечный свет, а отраженный, ночной, лунный.
   Если принять такое, наиболее простое истолкование заинтересовавших нас символов, то будет легко понять иносказание, которое до сих пор казалось совсем не имеющим смысла: «- Не плачь, Марго, не  терзай меня. Я тяжко болен. - Он  ухватился за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в сидящих, и закричал: - Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации».
Что есть галлюцинации? Способность видеть виртуальные содержания психики как будто наяву, как живые.
   Почему аватар философского сообщества терзается и считает себя больным? Возможно, потому, что потенциальные, латентные философы, читая этот текст, терзаются и ругают меня и себя. Читают, потому что культурная ипостась психики привязана к этим энергетически насыщенным символам – образам классики. Однако, можно понять людей, которых вовлекают в этакое «для эллинов – безумие». И если нет твердой веры для опоры, может быть и стоит махнуть обратно к европейскому сугубо материальному и рациональному сознанию, обойтись без зеркал самосознания, одними лишь идеологическими витринами.
   Осталось только добавить, что дважды повторенное обращение Маргариты: «- Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!» - указывает на вполне конкретный период времени между двумя христианскими Пасхами, западной и нашей, то есть на период великого поста, исцеляющего от хворей и страхов излишне рациональной психики.

  

https://oohoo.livejournal.com/200718.html