Автор: Аганин А.
Евразия Категория: Древняя Русь
Просмотров: 4286

28.12.2017 Но была ведь ещё и отечественная предыстория 

 

 1.

Чех, Лех и Рус –  персонажи-эпонимы одной из наиболее известных и распространённых легенд о «трёх славянских братьях», основателях, соответственно Чехии, Польши и Руси. По одной из версий, три брата охотились вместе, но каждый из них решил пойти по своему направлению. Рус пошёл на восток. Чех продвинулся на запад на гору Ржип, недалеко от Богемии, тогда как Лех пошёл на север, до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего своё гнездо. Он основал поселение Гнезно и выбрал белого орла в качестве своего герба.

 

Область балтославянского диалектического континуума (фиолетовая) с предлагаемыми культурами бронзового века в белом. Красные точки обозначают архаичные славянские гидронимы

В первой хронике на латинском языке «Чешской хронике» (Chronica Boemorum) Козьмы Пражского (начало XII века, первый чешский хронист), в которой была последовательно и относительно полно изложена история Чехии, рассказывается о прибытии в Богемию славянского племени во главе с «праотцом Чехом». Затем в чешском варианте легенды появился и Лех, а в польском варианте легенды также и Рус.

 

Великопольская хроника (или Великая хроника о Польше, Руси и их соседях) - XV век Рукопись (или Кодекс) Сендзивоя из Чехии

Легенда известна по «Великопольской хронике» («Великая хроника о Польше, Руси и их соседях», также «Великая или пространная хроника поляков или лехитов»):

«В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов … от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй – Рус, третий – Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами».

 

Палемон - герой легендарной части литовских летописей и других источников. Исторические источники упоминают легендарных Гедимина и других предшественников и предков ранних правителей Великого княжества Литовского

Древнерусская летопись «Повесть временных лет» и средневековые литовские легенды о Палемоне связывают происхождение своих народов с регионом Норик, где жили иллирийские венеты:

 

Норик (выделено желтым цветом) - царство племени таврисков (IV - I веков до н.э.), а затем римская провинция между верхним течением Дравы и Дунаем (с конца I века до н.э. - до 420 года н.э.)

 «… По разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошёл и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть суть славяне».

С этим согласуется также легенда об образовании чешского народа, описанная в книге Прокопа Слободы:

«Хорошо знаю, что известно многим, но не всем, как некогда из этой крапинской местности, по исчислению Петра Кодицилюса и многих других, в 278 году, ушел очень знатный вельможа Чех с братьями своими Лехом и Руссом, а равно со всеми своими приятелями и родом, из-за того, что они не могли уже переносить те великие нападки и притеснения, которые делали им римляне, а особенно начальник римских войск Аврелий, который охранял Иллирию вооруженной рукой и настолько притеснял его род, что Чех со своими поднял против него восстание и вывел его из числа живых. И вследствие этого, боясь могучей руки римлян, покинул Крапину, своё отечество. Целых 14 лет служил он с Салманином, с сыном Цирципана, в то время правителя и будущего вождя богемского народа…».

Содержание этой легенды полностью согласуется с римскими хрониками, которые повествуют о восстании Марка Аврелия Кара в Норике и Ретии в 282 году, в результате которого восставшими был убит римский император Марк Аврелий Проб и власть перешла к Кару.

Именно в «Великопольской хронике» легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295 – 1296 годах (из библиотеки Яна Годиёвского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о трёх братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308 –1314 годах.

Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все три брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).

Эпический Рус известен также по персидскому «Собранию историй» в начале XII века.

2.

Теперь разберёмся с вопросом о том, кто такой Иафет.

Иафет либо Яфет (ивр. ‏יפת‏‎ Йефет, лат. Iapheth, араб. يافث‎, Йафис, греч. Ιάφεθ) – библейский персонаж, один из трёх сыновей библейского персонажа Ноя, спасшийся вместе с ним во время Всемирного потопа, и, следовательно, один из родоначальников современного человечества.

В Библии Иафет упоминается несколько раз, а также в двух (1-я и 2-я Паралипоменон) канонических книгах Танаха и Ветхого Завета, чьё авторство традиционно приписывается Ездре (Эзре).

Иафет был младшим братом Сима: «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова» (Быт. 10:21). В библейском повествовании он назван последним (Быт. 5:32), однако при изложении родословия их потомков он стоит на первом месте (Быт. 10:2, 1-я Пар. 1). Иафет женился ещё до потопа и вместе с женой спасся в ковчеге своего отца (Быт. 7:13). После потопа у него родилось семеро сыновей.

На востоке Иафет известен под именами Яфис, Яфет. Вот что пишет о нем Абу-л Фазл Аллами, который приписывает тюркским народам происхождение от Иафета:

«Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него. Его величают Отцом тюрков (Абу-л-тюрк), и некоторые историки называют его Алунджа-хан».

В толкованиях священной истории Иафет считается прародителем европейцев и вообще европеоидов, родоначальником яфетических (иафетических) языков.

3.

Но был ещё Иапет. Иапе́т, Япе́т (др.-греч. απετός «пронзающий») – в древнегреческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи, супруг океаниды Климены (либо, по Аполлодору, океаниды Асии), которая родила ему Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея.

Иапет – участник титаномахии; был сброшен Зевсом в Тартар, разделив судьбу братьев.

Русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор, а также один из родоначальников русского космизма Николай Фёдорович Фёдоров сближал Япета с библейским Яфетом и римским Юпитером, видя в нём легендарного прародителя арийского племени.

Н.Ф. Фёдорова именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Н.Ф. Фёдорове и его воззрениях Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Н.Ф. Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Как в современной отечественной системе образования и в российском массовом сознании мало знают и говорят об этой личности, которая по своему масштабу является не менее великой, чем китайские авторитеты Гуань Чжун, Мо-цзы или Мэн-цзы.

4.

Яфетиды – потомки библейского Иафета, одного из трёх сыновей Ноя. К ним обычно причисляют народы Европы и северо-западной Азии (индоевропейские, уральские, алтайские и сино-кавказские народы).

Библия даёт подробную детализацию только о потомках Гомера (локализованы на юге и севере Большого Кавказа) и Иавана (Малая Азия и Греция).

У Иафета после Потопа было семь сыновей (Быт. 10:1, 2); его потомству Ноем предсказана была блестящая будущность «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых».

Гомер (киммерийцы): Аскеназ (германцы, балты, славяне), Рифат (кельты, италики, сикулы), Фогарма (тохары, фригийцы, армяне);

Магог: (скифы);

Мадай: (мидяне);

Иаван: Елиса (эллины), Фарсис (тирсены, тиррены, этруски, пеласги), Киттим (киприоты), Доданим (тевкры, родосцы, иллирийцы);

Фувал: (сиканы, иберы, баски);

Мешех: (каппадокийцы);

Фирас: (фракийцы, гето-даки).

Созвучие имени Мешеха (Мосоха) с названием Москвы породило множество спекуляций на эту тему. Так, в частности В.Н. Татищев среди прочих версий происхождения славян приводит и такую, согласно которой московиты были потомками легендарного Мешеха.

Данные из внебиблейских источников не всегда совпадают с классической «таблицей народов» из Книги Бытия.

Яфетидам уделялось большое место в русской традиции. Так, согласно «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем в XII веке, к яфетидам относятся следующие народы и племена: армяне, русь, чудь, пермь, печера, емь, югра, литва, зимегола, корсь, летгола, ливы, ляхи, пруссы, варяги, свеи, урмане, гуты, англяне, галичане, валахи, римляне, немцы, корлязи, венедийцы, фряги; то есть армяне, славяне, балты, финно-угры и народы Западной Европы.

5.

Этногенез славян или процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён был долгим. В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса.

Славяне как сформировавшийся народ впервые были засвидетельствованы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, таких как бастарны, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I –II века н.э.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

Археологи определяют как достоверно славянский ряд археологических культур, начиная с V века. В академической науке не существует единой точки зрения по этническому происхождению носителей более ранних культур и их преемственности по отношению к более поздним славянским. Языковеды также не имеют единого мнения по времени появления языка, который можно было бы считать славянским или праславянским. Существующие научные версии предполагают выделение праславянского языка из праиндоевропейского (или из языковой общности более низкого уровня) в широком диапазоне от II тыс. до н.э. до рубежа эр или даже первых веков н.э.

Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

 

Граница между индоевропейскими языками кентум-сатем в настоящее время Карта ареалов кентум (синий) и сатем (красный)

6.

Языки группы «сатем» включают в себя индоиранские (собственно индоиранские и нуристанские), балтославянские (балтийские и славянские), албанский, армянский и, возможно, какое-то число недокументированных мёртвых языков, таких как фракийский и дакский. В этой группе велярные и лабиовелярные звуки праиндоевропейского языка развились в велярные, а палатовелярные стали шипящими и свистящими. Хотя албанский язык признан языком сатем, можно предположить, что простые велярные и лабиовелярные звуки не были полностью объединены в праалбанском языке.

 

Предполагаемая исходная область сатемизации показана ярко-красным цветом

Группа «кентум» часто считается совпадающей с «не-сатем», то есть включающей все остальные диалекты. Конкретнее, согласно определению К. Бругманна «языков с лабиализацией», группа кентум включает в себя италийские, кельтские, германские, греческий и, возможно, небольшие и неизвестные группы мёртвых языков (таких как венетский язык и древний македонский язык и, предположительно, иллирийские языки). В этой группе велярные и палатовелярные звуки праиндоевропейского языка были объединены в велярные. В тохарских языках все ряды звуков были тоже соединены в один велярный ряд: относительная хронология этого изменения неизвестна, что характерно для языков группы кентум.

 

Современная карта индоевропейских лингвистических ареалов Кентум (синий) и Сатем (красный). Оба термина происходят от слов, означающих числительное сто в репрезентативных языках каждой группы (латинский centum и авестийский satm)

7.

В Центральной Европе в эпоху бронзового века существовала этноязыковая общность индоевропейских племён. Немецкий учёный Г. Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились и развивались как самостоятельные, италийские, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский языки существовали только в виде диалектов единого индоевропейского языка. Древнеевропейцы, обитавшие в средней Европе севернее Альп, выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии.

Известный лингвист академик О.Н. Трубачёв на основе анализа славянской лексики гончарного, кузнечного и прочих ремёсел пришёл к заключению, что носители раннеславянских диалектов (или их предки) в то время, когда формировалась соответствующая терминология, находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы. По его мнению, праславянские племена выделились из индоевропейской общности на севере Балкан в районе Дуная, после чего мигрировали и смешивались с другими этносами. Праславяне вошли в тесный контакт с балтами, которые имеют свою независимую историю миграций из индоевропейского ареала, только в эпоху железа, то есть условно с 500 года до н.э. О.Н. Трубачёв считает невозможным определить методами языкознания время выделения праславянского языка из индоевропейского ввиду архаичной близости праславянского языка к изначальному индоевропейскому. Как самую раннюю оценку он называет III тыс. до н.э.

Различные лингвисты датируют время начала формирования праславянского языка в широких пределах от начала I тысячелетия до н.э. до первых веков нашей эры; многие склоняются к середине I тысячелетия до н.э. По данным глоттохронологии славянский был отдельным языком в середине – конце II тысячелетия до н.э., некоторые лингвисты утверждают более ранние сроки.

 

Дерево распада индоевропейской языковой семьи на отдельные языковые группы по Старостину

8.

В.В. Мартынов исследовал грамматические слова, которые не заимствуются при культурном влиянии или пограничных контактах. Праславянский язык возник по следующей схеме: в XII – X веках до н.э. где-то в центральной Европе существовала тесная связь (близкая к единому языку) носителей италийского или близкого к нему кельтского языка с носителями западного прабалтийского языка. Носители восточного диалекта прабалтийского языка к этому времени уже отделились, вероятно в результате миграций. К V веку до н.э. племена, разговаривающие на западном диалекте прабалтийского языка, особенно близкого к древнепрусскому, вошли в тесное соприкосновение с носителями иранских языков, что положило начало формированию и выделению праславянского языка из прабалтийского.

Славянские языки – ветвь индоевропейской семьи языков. Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков. Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.

 

Ранние достоверно славянские археологические культуры, возникшие на основе киевской в V веке, и их распространение на запад и юг Европы. Расселение славян в VI веке выходит за границы культур

9.

Археологические культуры, признанные большинством археологов славянскими, относятся к V—VI векам. Пражско-корчакская, пеньковская и колочинская культуры структурно близки и разделены географически. Более ранние так называемые постзарубинецкие памятники (II—IV века) предложено выделить в отдельную киевскую культуру, на базе которой по мнению некоторых археологов и развились вышеупомянутые культуры. Другие археологи отмечают балтский характер киевской культуры и отсутствие преемственности в керамике между достоверно славянскими культурами и киевской.

Генофонд современных славян (как и прочих народов) довольно неоднороден, тем не менее для всех групп славян характерна Y-хромосомная гаплогруппа R1a1 (47% у русских, до 40% у украинцев и до 50,98% в Белоруссии). У русских, в отличие от украинцев и поляков, значительной частью является также балтийская N1с1, которую имели Рюриковичи и Гедеминовичи . На окраинах ареала славянское население обладает гаплогруппами соседних народов. Для северных групп русских характерна гаплогруппа N1c1. Для южных славян и украинцев нередка гаплогруппа I2a (CTS10228) и E1b1b, свидетельствующие о балканском и североафриканском вкладе. Для западных славян характерна R1b. Проведённые исследования показывают, что в русскоязычных популяциях североевропейский генетический компонент материнского происхождения отличается от отцовской линии, что вероятно отражает процесс межэтнической ассимиляции в ходе формирования русской нации начиная с эпохи Средневековья.

Славян (исключая южных) объединяет высокая доля R1a1a среди населения (около 50 %), что сближает их из европейских народов с потомками балтов литовцами (34 %) и латышами (41 %). R1a происходит из гаплогруппы R1 и откололась от неё около 30 тысяч лет назад, возможно, где-то в Средней Азии или в Индии. Часть носителей гаплогруппы R1a добрались до территории Крыма, где они, вероятно, провели последний ледниковый период. После отхода ледников на север примерно 10 тысяч лет тому назад, они обосновались в степях северного Причерноморья. По распространённой курганной гипотезе именно они были носителями праиндоевропейского языка. Как правило, современные этносы сложились через несколько тысяч лет после появления поздних гаплогрупп, ареалы которых часто не совпадают с ареалами языковых групп, кроме самого общего перекрытия в рамках континентов.

Y-хромосомный пул современных славян довольно неоднороден. В то время как набор гаплогрупп в целом совпадает с европейским, относительная частота отдельных гаплогрупп сильно варьируется географически: с востока на запад и с севера на юг.

Популяция украинцев не обладает однородностью и несет смесь различных генетических Y-линий. В основе генофонда лежат линии Y-хромосомы, одни из которых берут начало в Европе, другие пришли с Ближнего Востока, третьи отражают древние миграции из Западной и даже Северной Азии. Западные украинцы отличаются от восточных славян более высоким содержанием Y-хромосомных гаплогрупп I2a (CTS10228), E1b1b и R1b, что может указывать на длительные процессы получения мужских генетических Y-линий извне, от южных и западных соседей.

Все славяне (поляки, украинцы, белорусы, русские и прочие) чётко попадают в одну группу на диаграмме MDS (способ выражения филогенетического расстояния между организмами), отображающем изменчивость Y-хромосомы (генетическую дистанцию), что свидетельствует об их генетическом родстве и едином происхождении. У восточных славян почти отсутствуют Y-хромосомные гаплогруппы Q и C, связанные с экспансиями хазар и монголов.

Славяне, проживающие на севере России, отличаются относительно высокой долей гаплогруппы N1c1, характерной для угро-финнов (при очень низкой концентрации гаплогрупп Q и C, типичных для монголоидов Восточной Азии.

У западных славян наряду с R1a1a с высокой частотой встречается гаплогруппа R1b1b2, превалирующая на западе Европы и особо характерная (свыше 80 %) для народов, разговаривающих на кельтских языках.

Славяне на Балканах выделяются особым пулом с преобладанием гаплогрупп I2a и E1b1b1, из которых первая имеет ареал, примерно совпадающий с областью расселения фракийских племён в античное время (бассейн Дуная и Карпаты), а вторая распространена в бассейне Средиземного моря и характерна для берберов, греков и албанцев.

У современных народов высокий процент гаплогруппы R1a наблюдается в европейской части России (45 – 65 %), Польше(55 %), Белорусии (49 %), Украине (43 %), Словакии (42 %), Латвии (40 %), Литве (38 %), Чехии (34 %), Венгрии (32 %), Хорватии (29 %), Норвегии (27 %), Австрии (26 %), на северо-востоке Германии (23 %) и в Швеции (19 %).

У большинства носителей R1a преобладает субклад R1a1a1 (R1a-M417), который разделяется на следующие субклады:

R1a-Z283 является основным в Центральной и Восточной Европе;

R1a-Z284 – скандинавский субклад с ядром в Норвегии, представлен и в тех областях, которые были колонизированы норвежскими викингами в Шотландии, Англии и Ирландии;

R1a-M458 – балто-славянский субклад с максимальной частотой в Польше, Литве, Чехии, Словакии, распространён на Юго-Востоке Украины и в Северо-Западной части России;

R1a-L260 – западнославянский субклад, максимально представлен в Польше, Чехии и Словакии, а также в Восточной Германии, Восточной Австрии, Словении, Венгрии;

R1a-Z280 – балто-славянский маркер, присутствует у людей от Центральной и Восточной Европы(кроме Балкан) до юго-запада Германии и Северо-востока Италии. Делится на множество кластеров: восточнославянский, балтийский, померанский, польский, карпатский, восточно-альпийский, чехословацкий и т.д.;

R1a-L365 – субклад поморского кластера, присутствующий и на юге Польши.

10.

Предполагается, что балтийская ветвь R1a происходит из Фатьяновской археологической культуры (3200 – 2300 годы до н.э.), которая являлась северо-восточным расширением культуры шнуровой керамики. В раннем Бронзовом веке кочевники из северных степей и лесостепей смешиваются с коренным населением, говорящим на языках уральской языковой семьи и являющихся носителями гаплогруппы N1c1. Это подтверждает большое присутствие гаплогрупп R1a и N1c1 в Южной Финляндии, Литве и прилегающих областях России.

Происхождение славян восходит приблизительно к 3000 году до н.э. Славянская ветвь выделяется, когда культура шнуровой керамики поглотила Трипольская культура (5200 – 2600 годы до н.э.), находившуюся в Западной Украине и Северо-восточной Румынии, её носителями были палеоевропейцы с гаплогруппой I2a2 с небольшой примесью ближневосточных мигрантов(гаплогруппы E-V13 и T). Так появилась гибридная культура шаровидных амфор (3400 – 2800 годы до н.э.) на территории современных Украины, Беларуси и Польши. Этот процесс сопровождался распространением на этой территории гаплогрупп I2a2, E-V13, T(наряду с R1a) в Польше Беларуси и западной России. Это объясняет довольно высокий процент гаплогруппы I2a2 с небольшим количеством E и T у восточных и северных славян и литовцев. Позже эта гибридная культура была поглощена культурой шнуровой керамики.

Культуру Шнуровой керамики сменили Тшинецкая (1700 – 1200 годы до н.э.), Лужицкая (1300 – 500 годы до н.э.), Чернолесская (1025 – 700 годы до н.э.) и Милоградская (600 годы до н.э. – 100 год н.э.). Последняя важная славянская миграция была в VI веке н.э. из Украины в Польшу, Чехию и Словакию, заполняя опустевшие пространства, оставленные германцами, ушедшими в Римскую империю.

Так исторически сложилось, что самым многочисленным захватам степных народов в Европе подверглись Балканы. Первой экспансией R1a на Балканы была культура шнуровой керамики (3200 год до н.э.), далее была Микенская (1600 год до н.э.), Фракийская(1500 год до н.э.), Иллирийская (1200 год до н.э.), гунны, аланы (400 год н.э.), авары, болгары, сербы (около 600 год н.э.), мадьяры (900 год н.э.). Эти народы возникли в разных частях евразийских степей между Восточной Европой и Центральной Азией. Это объясняет высокое разнообразие гаплогрупп на Балканах. Пока нельзя определить этническую принадлежность каждой из разновидностей гаплогруппы R1a, кроме того факта, что ве они вышли из евразийских степей.

11.

Между VI и X веками большая часть славян приняла христианство: Восточные и Юго-Восточные по Византийскому обряду, а Западные и Юго-Западные по Римскому обряду.

Некоторая часть славян приняла ислам в результате Османской оккупации Балкан. Славянами-мусульманами являются помаки, торбеши, горанцы и бошняки.

Славянское язычество дошло до наших дней в «христианизированном» виде: праздники (Масленица, Купало, Коляда, Красная горка, Радоница, Родительская или Деды и другие), обряды (заговоры, гадания) и так называемые «суеверия». Практически неизменной осталась вера в духов (домовых и другие) и привидения. Многие похоронные обряды (занавешивание зеркал в доме с покойником, поминки, «жертвенный» столик на могиле и так далее) тоже имеют языческое происхождение. С XX века, среди славян, идёт возрождение славянского язычества (родноверие).

12.

Если из Древнего Китая существовал шёлковый путь в Европу, то балто-славяне имели свой Янтарный путь (Великий янтарный путь) – древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает «отец истории» Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400 – 1392 годы до н.э.): в Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Маршрут, по которому янтарь-сукцинит поступал к Средиземному морю, первоначально пролегал из Ютланда по рекам Рейн и Одер, а затем из Самбии по Висле и Дунаю. Новый Вислинский янтарный путь начала нашей эры назван польскими археологами Великим, или Главным. В 2000 году учёному Ежи Веловейски удалось реконструировать эту римскую янтарную дорогу по находкам янтарного сырья и изделий.

Янтарный путь в эпоху рассвета проходил из Восточной Прибалтики к Ютландии и далее по Эльбе к верхнему течению Дуная, оттуда по реке Инн через долину Адидже в Северную Италию. Конечной точкой пути с севера был порт Спина на Адриатике – центр торговых контактов этрусков с греческим миром. Другое ответвление янтарного пути действовало с VI века до н.э. Оно вело от Эльбы к истокам Рейна и затем через Восточную Галлию долиной Роны к греческой колонии Массалия (нынешний Марсель).

Неманский торговый путь – трасса, связывавшая Центральную и Юго-Восточную Скандинавию, в частности о. Готланд, через ареалы пруссов, куршей и ряда иных балтских племён с Восточной Европой. Он, в свою очередь, может представлять собой западный отрезок пути «из варяг в греки и из грек…». Известны конечные пункты этого пути – Бирка на северном побережье Балтики и Константинополь на Босфоре. Узловым пунктом на этом пути в Восточной Европе справедливо считается археологический комплекс Гнёздово близ современного города Смоленск.

С берегов Балтики солнечный камень поступал по Северному янтарному пути в Древнюю Русь: в янтарные мастерские Пскова, Великого Новгорода, Старой Ладоги, Владимира, Рязани и далее через Урал в Китай.

Мы ещё вернёмся к отечественной истории в самое ближайшее время.

  

http://zavtra.ru/blogs/